Эпикуреизм

Основатель данного направления - Эпикур (341-270 гг. до н.э.) являлся афинянином по происхождению. Школа получила название «Сад Эпикура» (она была создана в 306 г. до н.э.). На воротах школы была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо - наслаждение». Сам философ написал 300 сочинений, до нас дошли только три письма и ряд фрагментов.

Как и стоики, Эпикур хотел создать практическое руководство для жизни (этику), для этого предназначалась физика, которой служила логика.

Философ в учении о природе утверждал, что существует бесчисленное множество разнообразных развивающихся миров, являющихся результатом столкновения и разъединения атомов, мечущихся в пустоте. Он полагал, что возможны случайные отклонения атомов («очень небольшого - меньше которого и быть не может») от закономерной прямой линии движения в пустом пространстве. Но этого достаточно, чтобы в мире имелась не только необходимость, но и случай.

По Эпикуру, душа не бессмертна, но существуют боги, которые обитают в пространствах между мирами. Святость и благочестие - важные свойства. Совершенство божественной природы - достаточное основание для того, чтобы чтить богов. Душа и живые существа состоят из очень тонких, легких и подвижных атомов.

Что до познания, то Эпикур считал, что ощущения всегда истинны, правда, они могут быть неверно истолкованы. Чтобы получить верные знания, необходимо согласовывать чувственные восприятия и общие представления (т.е. ощущение и мышление). Познание - не самоцель, а лишь средство, позволяющее освободить людей от суеверий, страха перед смертью, религиозных предрассудков. Это необходимо для обретения человеком счастья и блаженства, в основании которых лежит духовное удовольствие. Данные удовольствия более устойчивы и важны, чем чувственные, т.к. не зависят от внешних обстоятельств.

Разум - бескорыстный дар богов, данный нам для того, чтобы привести устремления к согласию. Если это произойдет, то человек получит удовольствие, спокойствие и невозмутимость, которую не поколебать никаким неприятным эмоциям. Указанные качества дают нам подлинное благочестие, которое важнее, чем деятельность. Вообще к общественной жизни нужно относиться дружелюбно, но сдержанно, лучше жить уединенно.

Итак, жизнь должна приносить наслаждения. Но сами наслаждения - это не чувственные удовольствия, а отсутствие страданий. Чтобы от страданий избавиться, нужно отказаться от желаний. Желания делятся на: 1) естественные и необходимые (еда, питье, одежда, а также дружба и занятие науками) - их следует удовлетворять, ибо они предопределены природой человека; 2) естественные, но не необходимые (половая жизнь) - удовлетворять такие стремления нужно умеренно; 3) не естественные и не необходимые (предметы роскоши, изысканная еда, почет, слава) - от них следует полностью отказаться.

Человек сам кузнец своего счастья, боги ему помощи не оказывают.

Хотя интерес к эпикуреизму в конце эпохи эллинизма упал, он снова возродился в эпоху Ренессанса (Лоренцио Валла, Монтень), а в XVII-XVIII вв. получил широкое распространение среди французских просветителей (Гассенди, Дидро, Ламетри, Гольбах) и т.д. Их интересовала не столько физика, сколько гносеология, этика и атеизм. Как ни странно, слово «эпикуреец», прочно вошедшее в нашу жизнь, стало обозначать человека, ставящего выше всего личное удовольствие и чувственные наслаждения, изнеженного и беспечного. Да, неисповедимы пути господни!

Подводя итоги, хочется сказать, что философия древнего мира не только породила современную философию, поставила важнейшие вопросы, но и предопределила развитие европейской мысли на много веков вперед. Но об этом на страницах следующих книг. Так что, до скорой (я надеюсь) встречи, господа!

Список литературы

1. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

2. Всемирная энциклопедия. Философия. - М., 2001.

3. Руднев В.А. По историческим и культовым местам Индии. - Л., 1980.

4. Мифы Древней Индии. Литературное изложение В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина. - М., 1975.

5. Гриненко Г.В. История философии. - М., 2005.

6. Бохрес Х.Л. Семь вечеров. - СПб., 2000.

7. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 1. Ч. 1. - М., 1969.

8. Даль В. Пословицы русского народа. В 2-х т. Т. 2. - М., 1984.

9. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М., 2003.

10. Китайская классическая поэзия. - М., 1984.

11. Наука и история: мировая энциклопедия. - М., 2004.

12. Ода о несправедливости // Шицзин. - М., 1957.

13. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М., 2001.

14. Де Гроот. Демонология древнего Китая. - СПб., 2000.

15. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. - М., 1987.

16. Ши Цзин. Книга песен. - М., 1957.

17. Восхождение к Дао - М., 2003

18. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.

19. Боннар А. Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона. - М., 1992.

20. Словарь античности. - М., 1994.

21. Зурабова К.А., Сухачевский В.В. Мифы и предания. Античность и библейский мир: популярный энциклопедический словарь. - М., 1993.

22. Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.

23. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М., 1989.

24. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.

25. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и резенкрейцерской символической филосфии. В 2-х т. Т. 1. - Новосибирск, 1992.

26. История античной диалектики. - М., 1972.

27. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

28. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

29. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М., 1997.

30. Лурье С.Я. Демокрит. - Л., 1970.

31. Платон. Соч. в 3-х т. Т. 2. - М., 1970.

32. Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений. Кн. 1, гл. 32. Соч. в 2-х т. Т. 2. - М., 1976.

33. Аристофан. Облака // Античная драма. - М., 1970.

34. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 2. От Антигоны до Сократа. - М. 1959.

35. Платон. Собр. соч. 4-х т. Т. 1. - М., 1990.

36. Платон. Соч. в 3-х т. Т. 1. - М., 1968.

37. Платон. Соч. в 3-х т. Т. 2. - М., 1970.

38. Творения Платона. Т. V. - Петербург, 1923.

39. Платон. Соч. в 3-х т. Т. 3. Ч. 1. - М., 1970.

40. Платон. Соч. в 3-х т. Т. 2. - М., 1971.

41. Платон. Государство. Соч. в 3-х т. Т. 3. Ч. 1. - М., 1971.

42. Платон. Государство. Полн. собр. соч. в 4-х т. Т. III. - М., 1999.

43. Аристотель. О частях животных. Кн. 1, гл. 5. - М., 1937.

44. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 2. - М., 1975-1978.

45. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х т. Т. 3: От Еврипида до Александрии. - М., 1992.

46. Аристотель. Политика. Кн. II, гл. 2. СПб., 1865.

     
 
 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: