История философии

Глава 45

Глава 44

Глава 43

Глава 42

Глава 42

Глава 41

Глава 39

Глава 38

Глава 37

Глава 33

Глава 32

Глава 31

Глава 30

Глава 29

Глава 28

Глава 27

Примечания

1 Фраг. 623.

2 Фраг. 11 (Роуз).

3 Физика. VIII, 251 а9, 253 b8, 267 b21.

4 Метафизика. 989 а24.

1 Определяя ранг разделов философии в соответствии с рангом объектов их изучения, Аристотель отдает пальму первенства теологии. Высказывалось мнение, что сам Аристотель нигде не говорит о разделении философии на три раздела и что он считал «Поэтику» не изложением философской эстетической теории, но просто практическим руководством.

2 Вторая аналитика. B 13.

3 Там же. I 2, 71 b.

4 Там же. 71 b—72 а.

5 Там же. II 19, 100 b.

6 Первая аналитика. II 23, 68 b.

7 Там же.

8 Там же I 1, 24 b.

1 Метафизика. А. 980 а 1.

2 Название «Метафизика» отражает последовательность расположения произведений в своде трудов Аристотеля – она шла вслед за «Физикой». Но книга метафизична по своему содержанию – в ней обсуждаются первые, высшие принципы и первопричины. Степень абстракции в ней выше, чем в «Физике», которая посвящена в основном определенному типу бытия – тому, которое подвержено движению. Однако верно и то, что если мы хотим узнать, что думал Аристотель по поводу проблем, объединенных под заголовком «Метафизика», то мы должны обратиться также и к «Физике».

3 Метафизика. 982 а 11–12.

4 Там же. 982 а 26–28.

5 Там же. 984 b 15–18.

6 Там же. 985 а 18–21.

7 Там же. 985 а 21–23.

8 Там же. 988 а 8—10.

9 Там же. 1026 а 6—32. Ср.: 1064 а 28—b 6.

10 Там же. VI (Е) 2. Например, цель кондитера – доставить удовольствие, а если выясняется, что продукция к тому же укрепляет здоровье, то это «побочный эффект».

11 Метафизика. 990 b 8—11.

12 Там же. 991 а 12–13.

13 Там же. 991 а 8—10.

14 Там же. 997 b 5 – 12.

15 Там же. 991 b 1–3.

16 Там же. М, 1079 b 24–26; А 991 а 20–22.

17 Там же. А, 991 а 19–20.

18 Там же. А, 990 b 15–17; К, 1059 b 8–9.

19 Там же. 992 а 32—b 1.

20 Там же. 991 b 9 ff.

21 Там же, напр. 991 b 27–31.

22 Там же. b 1077–1214.

23 Там же. А 992 b 7–9.

24 Святой Фома Аквинский, цитирующий высказывание святого Августина о Божественных идеях, говорит, что в Божественном Уме существует многообразие идей, отрицая мнение Платона о том, что они находятся вне его. Он объясняет, что имел в виду не многообразие случайных видов, а то, что Бог, прекрасно зная свою собственную Сущность, осознает, что многообразие созданий имитирует ее (или причастно к ней).

25 Метафизика. М, 1086 b 2–7. Можно сравнить с высказываниями из Книги К, 1059 b 25—6 («всякое определение и всякая наука имеют дело с общим») и Книги Z 1036 а 28—9 («определение касается общего и формы»).

26 «Катег. 5». Следует отметить, что слова первый и второй означают здесь не степень значимости, а первое или второе по отношению к нам. В первую очередь мы познаем конкретное, а во вторую, с помощью абстракции, – универсальное, однако Аристотель не изменяет своего взгляда на универсальное как на объект науки, обладающий более высокой реальностью, чем конкретное, как таковое.

27 Метафизика. 1049 b 5.

28 Там же. 1051 а 20–21.

29 Там же. 1051 а 17–18.

30 Там же. 985 а 9—10.

31 О небе. А4, 271 а 33.

32 Метафизика. А 9, 1074 b 33—5.

33 В трактате «О небе» (А, 4, 271 а 33). Аристотель говорит, что Бог и природа ничего не делают понапрасну, но тогда он еще не создал теорию Неподвижного Двигателя.

34 Метафизика. 993 b 23–31. Ср. 1008 b 31—1009 а 5.

35 Святой Фома. Сумма теологии. 1 a q., 2, ст. 3.

1 Физика. В 1, 192 b13 ff.

2 Высказывания Аристотеля в «Физике», H 1, 241 b 39 ff и А 4, 254 b 7 ff, кажутся не совсем ясными. Он говорит, что то, что движется, приводится в движение чем-то, либо самим собой, либо чем-то другим, то есть не все движущиеся вещи приводятся в движение чем-то другим. Однако из обсуждения, которое следует за этим высказыванием, вытекает: если рассматривать его с точки зрения принципа первенства действительности по отношению к возможности, а также с точки зрения доводов в защиту существования Неподвижного Двигателя, то становится ясно, что ни один движущийся объект не может быть абсолютным инициатором движения. То, что порождает движение, должно само быть абсолютно неподвижным. Сколько существует неподвижных двигателей – это уже другой вопрос. Однако принцип ясен.

3 Физика. 254 b 33 – 256 а 3. Ср.: О небе. 311 а 9—12.

4 Там же. А 4, 212 а 20 ff.

5 Там же. А 11, 219 b 1–2 ff; 220 a 24–25 ff.

6 О душе. 402 а 1–9.

7 Там же. 412 a.

8 Аристотель считал, что если назвать характеристикой души движение, то это будет неудачное определение. Душа является активным источником движения, но сама неподвижна. Это противоречит Платоновой доктрине души как самодвижущей единице.

9 О душе. 3, 5, 430 a 17 ff.

10 Там же. 414 a 19 ff.

11 Там же. 3, 5, 430 a 17 ff.

12 Святой Фома Аквинский в своем комментарии к трактату Аристотеля «О душе» (3, лек. 10) не интерпретирует Аристотеля в духе Аверроэса, то есть отрицая личное бессмертие. Активный интеллект является единственным неотъемлемым активныш принципом, поэтому он не поддается влиянию страстей и эмоций и не сохраняется в пределах вида. Поэтому человеческий разум, отделенный от тела, не может функционировать так же, как и в союзе с телом; однако Аристотель не рассматривал в трактате «О душе» способ его функционирования после смерти. Это, впрочем, не означает, что Аристотель отрицал личное бессмертие или обрекал интеллект, отделенный от тела, на состояние вынужденной абсолютной бездеятельности.

1 Никомахова этика. 1094 а 1–3.

2 Там же. 1094 а 27 – b 11. Ср.: Большая этика. 1181 а и b.

3 Там же. 1094 b 11–27. Ср.: Эвдемова этика. I, 6.

4 В «Эвдемовой этике» Аристотель говорит, что мы начинаем с «истинных, но неясных суждений» (1216 b 32 ff) или «с первых путаных суждений» (1217 a 18 ff) и только потом формулируем ясные этические суждения. Иными словами, базой, на которой строятся аргументы, Аристотель считал простые моральные суждения.

5 Никомахова этика. 1094 b 27 ff.

6 Аристотель отмечает, что для достижения истинного счастья человек должен обладать всеми необходимыми внешними благами. Таким образом, он отрицал крайний цинизм, но предупреждал нас (ср.: Эвдемова этика. 1214 b 25 f), что не следует путать необходимые элементы счастья с обязательными условиями его.

7 Таким образом, Аристотель утверждал, что абсолютно правильный поступок заключается не только в том, чтобы «внешне» совершать действие, правильное в данных обстоятельствах, но и иметь правильный мотив, порождаемый моральным фактором, выступающим именно как моральный фактор, и ничто другое.

8 Никомахова этика. 1106 b 36—1107 a 2.

9 Там же. 1139 b 4–5.

10 Там же. 1113 a 9—11.

11 Там же. 1106 a 36—b 4.

12 Концепция человека, требующего почестей от других в награду за свою «добродетель» и благородство, кажется нам весьма неприглядной, но такое поведение восходило к поведению героев Гомера, которые ожидали почестей в награду за добродетель.

13 Никомахова этика. 1133 b 30–32.

14 Там же. 1133 b 32 ff.

15 Там же. 1137 b 26–27.

16 Там же. 1139 b 31–32.

17 Там же. 1141 а 9–2.

18 Там же. 1141 а 33—b 3.

19 Там же. 1140 а 9—10, 20–21.

20 Там же. 1140 b 4–6.

21 Там же. 1144 b 19–21.

22 Там же. 1144 b 26–28.

23 Там же. 1145 а 2–6.

24 Там же. 1144 а 23 ff.

25 Там же. 1144 а 13 ff.

26 Там же. 1144 b 32–45 а 2.

27 Там же. 1173 b 16–19.

28 Там же. 1172 а 19–25.

29 Там же. 1176 а 22–29.

30 Там же. 1155 а 3–5.

31 Там же. 1169 а 27–30.

32 Там же. 1166 а 30–32.

33 Там же. 1159 а 27–28.

34 Там же. 1157 b 31–32.

35 Там же. 1156 а 31–33.

36 Там же. 1156 b 31–32. Бог, говорит Аристотель, не нуждается в друзьях, поскольку «божество само по себе благополучно», но мы нуждаемся в друге или друзьях, поскольку «для нас благополучие заключает те вещи, которые находятся вне нас (Эвдемова этика. 1245 b 14–19).

37 Никомахова этика. 1177 а 12–13.

38 Там же. 1177 b 26—1178 а 8.

39 Эвдемова этика. 1249, b 20. Я уже упоминал (в главе о метафизике) изречение философа в «Большой этике» (1208 b 26–32), что дружбы с Богом быть не может, ибо если мы можем любить Его, то Он возвратить нам эту любовь не может.

1 Политика. 1252 b 28 ff.

2 Там же. 1253 a 1–4.

3 Там же. 1253 a 27–29.

4 Там же. 1254 a 23–24.

5 Политика. 1288 a 12–15.

6 Там же. 1340 b 29–31.

7 Там же. 1333 b 37.

1 1366 а 33 b.

2 1078 а 31–32.

3 1078 а 36—b 1.

4 1450 b 40–41. 56 1449 a 32–34.

6 Ср.: «Прекрасное искусство демонстрирует свое превосходство в том, что оно изображает прекрасным то, что в жизни может быть уродливым и неприятным» (Кант. Критика способности суждения. Т. 1, 1, 48).

7 Физика. B 8, 199 a 15 ff.

8 Поэтика. 1448 а 16–18.

9 Там же. 1448 b 10–19.

10 Поэтика. 1451 b 5–8.

11 1448 a 5–6.

12 1447 a 26–28.

13 1340 b 10–13.

14 История эстетики.

15 Аристотель считал, что доставлять удовольствие – одна из функций трагедии. Вопрос заключается в том, было ли это удовольствие эстетическим по своей природе.

16 Поэтика. 1449 b 25–29.

17 Там же. 1450 а 17–26.

18 Там же. 1451 и 32–35.

19 Политика. 1341 а 17 ff.

20 Поэтика. 1449 a 9—30.

1 Действие, например человеческий поступок, как проявление свободной воли человека, может быть в материальном смысле (или объективно) хорошим либо плохим; хорошим – если оно объективно соответствует правильному разуму или объективному закону природы, и плохим – если не соответствует ему. Сознательное намерение человека не может изменить объективную или материальную природу человеческого поступка, хотя, в случае совершения плохого поступка, это может служить ему оправданием в его формальной моральной вине.

2. Плутарх. Общие замечания против стоиков. 1065 d; Марк Аврелий. К самому себе, VI, 42.

3. Сенека, фраг. 17.

4. Диоген Лаэртский. Жизнь философов. 7, 86 ff.

5. Фраг. 91 (Пирсон. Фрагменты Зенона и Клеанфа, 1891).

6. Диоген Лаэртский. Жизнь философов. 7, 89.

1 Диоген Лаэртский. Жизнь философов. 10, 146.

2 Ср.: О природе вещей. IV, 478—39.

3 Диоген Лаэртский. Жизнь философов. 10, 86.

4 Там же. 10, 31.

5 Там же. 10, 139.

6 Там же. 10, 38–39.

7 Там же. 10, 39–40.

8 О природе вещей. III, 18–22. Пер. Ф.А. Петровского.

9 Там же. V, 1198–1203. Пер. Ф.А. Петровского.

10 Георгика. II, 490–492. Пер. С. Шервинского.

11 Диоген Лаэртский. Жизнь философов. 10, 129.

12 Там же. 10, 128 и 129.

13 Там же. 10, 129 и 131–132.

14 Там же. 10, 141.

15 Там же. 10, 118.

16 Эпикур. О природе. 2, 7, 17.

17 Там же. 10, 131.

18 Там же. 10, Максим, 5, 17, 37, 42.

19 Там же. 10, 154.

20 Там же. 10, 132.

21 Там же. 10, 148.

1 Письма к Аттику. 12, 52, 3.

2 О природе богов. 2, 37, 93.

3 О пределах. 2, 14, 45.

1 Письма. 75, 5.

2 Там же. 88, 36.

3 Там же. 88, 2.

4 Письма. 120, 14; 65, 16. Ср.: «Тот день, которого ты боишься как последнего, будет днем рождения к вечной жизни» (Письма. 102, 26).

5 Там же. 62, 3.

6 Там же. 116, 7.

7 Там же. 73, 15; 43, 5.

8 Там же. 90, 46.

1 Секст Эмпирик. Гипотезы Пиррона. 1, 36 ff.

1 Группировку диалогов Платона по тетралогиям связывают с именем Фрасилла, придворного астронома Тиберия, который присоединился к школе платоников.

1 Мы опускаем здесь рассмотрение вопроса, как греческая философия повлияла на еврейские апокрифические писания и на определенные книги самого Ветхого Завета.

2 Возможно, что Ориген обязан своими аллегориями в значительной степени Филону.

1 Эннеады. 3, 8, 8 (351 d).

2 Там же. 4, 8, 6 (474 d – c). Утверждение, что первый Принцип не выносит зависти, было навеяно соответствующим высказыванием Платона в «Тимее». Сравнение Единого или Блага с Солнцем, приводимое Плотином, представляет собой развитие сравнения Платона в «Государстве». Взгляд на Бога как на несотворенный Свет, а на все сотворенное – как причастное к нему, а также иерархически организованное в соответствии со степенью яркости, который мы находим у некоторых христианских философов, был заимствован у неоплатоников.

3 Эннеады. 6, 9, 9 (768 f—769 а); 6, 9, 10 (769 d).

4 Там же. 6, 9, 11 (771 b).

5 Илиада. 2, 140.

6 Эннеады. 1, 6, 8 (56 g).

7 Прокл. Коммент. к «Тимею», I, 306, 1 ff.

1 В своем комментарии к «Евклиду I» Прокл приводит много интересных сведений о Платоновых, Аристотелевых, неоплатонических и других взглядах на философию математики.

2 Начала теологии. 4, 6; О теологии Платона. 2, 4.

3 Фотий. 460 b 23 ff; 461 b 6 ff.

4 Поскольку эта книга содержит отрывки из других диалогов Платона, а также отрывки, тексты и взгляды других греческих философов, так получилось, что до XII в. н. э. Халкидий считался одним из главных источников сведений о греческой философии.

5 Поскольку Макробий включил в свой «Комментарий» идеи о числовом символизме, об эманации, градации добродетелей по Плотину и даже политеистические идеи, его произведение является «настоящим синкретическим продуктом неоплатонического язычества».


[1]В себе (лат.).

[2]Для нас (лат.).

[3]Ловкий трюк (фр.).

[4]С нуля (лат.).

[5]Чистая доска (лат.).

[6]Нечто особое (лат.).

[7]Невмешательство в ход развития событий (фр.).

[8]По причине этого (лат.).

[9]После этого (лат.).

[10]Перевод М.Е. Грабарь-Пассек.

[11]Война всех против всех (лат.).

[12]Единомыслие народов (лат.).

[13]Довод к человеку (лат.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: