Прп. Сергий Радонежский. Основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Можно ли воевать?- см. Лекцию диак. А. Кураева «Устарел ли Новый Завет» 1:41:00-1:45:49

ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

(...) Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены. (...)

И свершилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами в притворе, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем, как начали петь херувимскую песнь, младенец начал вторично кричать. Когда же иерей возгласил: "Вонмем, святая святым!" - младенец в третий раз закричал. (...)

Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию. (...) Иерей окрестил его именем Варфоломей. (...)

Отец и мать рассказали иерею, как их сын, еще в утробе матери, в церкви три раза прокричал: "Не знаем, что означает это". Иерей сказал: "Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы". (...)

У Кирилла было три сына: Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать. (...) Отрок со слезами молился: "Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня". (...)

Печалились родители его, огорчался учитель. Все печалились, не ведая высшего предначертания божественного промысла, не зная, что хочет Бог сотворить. (...) По усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил. Скажем, как научился он грамоте.

Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: "Что хочешь, чадо?" Отрок же сказал: "Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте". И ответил ему старец: "О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты". С того часа он хорошо знал грамоту.

Раб божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, владел большим богатством, но к концу жизни впал в бедность. Скажем и о том, почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за набегов татарских, из-за даней тяжких ордынских. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар, и после него продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское отошло к Москве. И, многие из ростовцев москвичам имущество свое поневоле отдавали. Из-за этого Кирилл переселился в Радонеж.

Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а стремился к иноческой жизни.

Стефан же немного лет пожил с женой, и жена его умерла. После чего он вскоре оставил мир и стал монахом в монастыре Покрова святой Богородицы в Хотькове. Блаженный юноша Варфоломей, пришедши к нему, просил Стефана, чтобы тот пошел с ним искать место пустынное. Стефан, повинуясь, пошел вместе с ним.

Обошли они по лесам многие места и наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а главное - это Бог наставлял их. И, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они бревна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место для церковки небольшой, и срубили ее.

И освящена была церковь во имя святой Троицы. Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что трудна жизнь в пустыни - во всем нужда, лишения. Стефан ушел в Москву, поселился в монастыре святого Богоявления и жил, весьма преуспевая в добродетели.

В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни. Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения, - ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них стаями выли и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два или по три или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его.

Среди них один медведь имел обыкновение приходить к преподобному. Преподобный, видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но чтобы взять из еды что-нибудь немного для пропитания себе, выносил зверю из хижины своей маленький кусок хлеба и клал его или на пень, или на колоду, чтобы, когда придет, как обычно, зверь, готовую себе нашел пищу; и он брал ее в пасть свою и уходил. Когда же не хватало хлеба и пришедший по обыкновению зверь не находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий заимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда в пустыни у Сергия разнообразной пищи, но только хлеб один и вода из источника, бывшего там, да и то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и когда это случалось, тогда они оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого обмануть и без еды отпустить.

Блаженный же все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за все благодарил Бога, а не протестовал, не унывал в трудностях.

И потом Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, смилостивился над ним и захотел облегчить труды его в пустыне: вложил Господь в сердца некоторым богобоязненным монахам из братии желание, и начали они приходить к святому.

Но преподобный не только не принимал их, но и запрещал им оставаться, говоря; "Не можете выжить на месте этом и не можете терпеть трудности в пустыне: голод, жажду, неудобства и бедность". Они же отвечали: "Хотим мы терпеть трудности жизни на месте этом, а если Бог захочет, то и сможем". Преподобный же еще раз спросил их: "Сможете ли вы терпеть трудности жизни на месте этом: голод, и жажду, и всякие лишения?" Они же ответили: "Да, честный отче, мы хотим и сможем, если Бог поможет нам и твои молитвы поддержат нас. Только об одном молим тебя, преподобный: не удаляй нас от лица твоего и с места этого, милого нам, не прогоняй нас".

Преподобный же Сергий, убедившись в вере их и усердии, удивился и сказал им: "Я не выгоню вас, ибо Спаситель наш говорил: "Приходящего ко мне не изгоню вон"".

И построили они каждый отдельную келью и жили для Бога, глядя на жизнь преподобного Сергия и ему по мере сил подражая. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал. Суровой постнической жизнью он жил; добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный.

Собралось монахов не очень много, не больше двенадцати человек:

среди них был некий старец Василий, по прозванию Сухой, который в числе первых пришел с верховьев Дубны; другой же монах, по имени Иаков, по прозванию Якута - был он за посыльного, его всегда посылали по делам, за особенно нужными вещами, без которых нельзя обойтись; еще один был по имени Анисим, который был дьяконом, отец дьякона по имени Елисей. Когда кельи были построены и тыном ограждены, не очень большим, поставили и привратника у ворот, сам же Сергий три или четыре кельи сам своими руками построил. И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, он участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Ведь удивительно поистине было видеть то, что у них было тогда: был от них недалеко лес, - не так, как теперь, но где кельи строящиеся были поставлены, здесь же над ними и деревья были, осеняя их, шумели над ними. Вокруг церкви много колод и пней повсюду было, здесь же различные сеяли семена и выращивали огородную зелень.

Но вернемся снова к оставленному рассказу о подвиге преподобного Сергия,

Но и тогда прп. Сергий, так же без лености, как купленный раб, служил братии: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил.

Долго принуждала его братия стать игуменом. И он наконец внял их мольбам.

Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие все друг у друга. И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, в обитель святой Троицы.

И начал блаженный учить братию. Многие люди из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним. Понемногу монастырь увеличивался, братья умножались, кельи строились.

Преподобный Сергий труды свои все более умножал, старался быть учителем и исполнителем: и на работу раньше всех шел, и на церковном пении раньше всех был, и на службе никогда к стене не прислонялся.

Такой был обычай у блаженного сначала: после навечерия позднего или совсем глубоким вечером, когда уже наступала ночь, особенно же в темные и долгие ночи, завершив молитву в келье своей, выходил он из нее после молитвы, чтобы обойти все кельи монахов. Сергий заботился о братии своей, не только о теле их думал, но и о душах их пекся, желая узнать жизнь каждого из них и стремление к Богу. Если слышал он, что кто-то молится, или поклоны совершает, или работой своей в безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. "Претерпевший, - сказано, - до конца - спасется".

Если же Сергий слышал, что кто-то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или смеется - негодовал он об этом, и, не терпя такого дела, рукой своей ударял в дверь или в окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем приходе и посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал.

Прошло много лет, я думаю, больше пятнадцати. Во время княжения князя великого Ивана начали приходить сюда христиане, и понравилось им здесь жить. Начали по обе стороны места этого селиться, и построили села, и засеяли поля. Начали они часто посещать монастырь, принося различные нужные вещи. А была заповедь у преподобного игумена для братьев: не просить у мирян нужного для пропитания, но сидеть терпеливо в монастыре и ждать милости от Бога.

Устанавливается в обители общежительство. И распределяет блаженный пастырь братию по службам: одного ставит келарем, а других в поварню для печения хлеба, еще одного назначает немощным служить со всяческим прилежанием. Все это чудесный тот человек хорошо устроил. Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец. Но это рассказ о делах его, а в житии много распространяться об этом не следует. Поэтому мы здесь рассказ сократим, а к прежнему повествованию возвратимся. Так как все это чудесный отец хорошо устроил, число учеников умножалось. И чем больше их становилось, тем больше вкладов приносили ценных; и насколько в обители вклады умножались, настолько страннолюбие увеличивалось. И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим и странникам давать приют и помогать нуждающимся, говоря так: "Если эту мою заповедь будете хранить безропотно, воздаяние от Господа получите; и после ухода моего из жизни этой обитель моя эта весьма разрастется, и долгие годы нерушимой будет стоять по благодати Христа". Так была рука его раскрыта для нуждающихся, как река полноводная с тихим течением. И если кто-нибудь оказывался в монастыре в зимнее время, когда морозы суровые стоят или же снег сильным ветром заметается, так что нельзя из кельи выйти, какое бы время он ни оставался здесь из-за такого ненастья, - все нужное в обители получал. Странники же и нищие, а из них особенно больные, многие дни жили в полном покое и пищу, сколько кому нужно было, в изобилии получали согласно наказу святого старца; и до сих пор все так сохраняется. А поскольку дороги здесь из многих мест проходили, то князья, и воеводы, и воины бесчисленные - все получали нужную им достаточную искреннюю помощь, как из источников неисчерпаемых, и, в путь отправляясь, необходимую пищу и питье достаточное получали. Все это служащие в обители святого всем с радостью подавали в изобилии. Так люди знали в точности, где все необходимое находится в храмах, пища и питье, а где хлеб и варения, и это все умножалось из-за благодати Христа и чудесного его угодника святого Сергия.

Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тоща прославленный и непобедимый великий Дмитрий[66]. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий - муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься". Великий же князь ответил: "Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери". И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь.

Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: "Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, - обязательно поможет тебе Бог". Тогда князь великий Дмитрий и все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: "Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени". Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоносная хоругвь долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и вклад большой в монастырь дал.

Сергий, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать, призывает братство и беседу повел подобающую, и, молитву совершив, душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день.

Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века / Пер. М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина. М., 1981. Печатается по кн.: Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост. ИЛ. Бабич, В.Н. Захаров, ИЛ. Уколова. М„ 1994. С. 139-146. (В сокращении.)

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет по блаженной кончине, открылись его святые мощи, которые и ныне хранятся в Свято-Троицком Соборе Сергиевой Лавры. А в 1422 году он был канонизирован.

Вопросы:

Как в православном календаре называется день, посвященный воспоминанию русских воинов, павших в Куликовской битве? (Дмитриевская поминальная суббота)

Троице-Сергиева Лавра

(дополнительный материал)

В этом же году над его гробом было начато строительство белокаменного Троицкого собора.


Княжеская междоусобица 1425-1452 годов надолго приостановила каменное строительство в монастыре. Только в 1469 году в монастыре появилось второе каменное сооружение: известный московский зодчий Василий Ермолин построил новую трапезную палату, Это оригинальное здание (оно не сохранилось) послужило образцом для итальянских архитекторов, строивших Грановитую палату в Москве, а также стало прообразом множества подобных зданий в других монастырях.


В 1476 году рядом с Троицким собором была возведена кирпичная Свято-Духовская церковь «иже под колоколы», то есть в одном здании были соединены собственно храм и колокольня. Ее строили псковские мастера, использовавшие в отдельных частях храма характерные псковские архитектурные мотивы.


В церкви Святого Духа погребен митрополит Филарет (Дроздов), один из самых знаменитых иерархов русской православной церкви XIX века. К церкви Сошествия Святого Духа пристроена часовня над гробом святого преподобного Максима Грека. Этот выдающийся просветитель был переведен в 1553 году из Тверского Отроча монастыря в Троицкую лавру, где и скончался в 1556 году.


Иван Грозный был при крещении положен в раку Святого Сергия. Здесь, в Троицком соборе, он был крещен. Это связало царя особыми узами с монастырем Святого Сергия. Заботясь о процветании обители, в которой он был крещен, Иван Грозный благоволил к Троице, часто посещал ее, щедро одаривал. К тому времени разросшийся монастырь уже нуждался в новом, более просторном главном храме. В 1554 году на средства Ивана Грозного был заложен Успенский собор.


В 1540-1550 годах монастырь опоясали мощные каменные крепостные стены, построенные по образцу московского Китай-города, с десятью башнями, рвами и надолбами. Стены, толщина которых колеблется от 6 до 10 метров, образует неправильный четырехугольник. Протяженность их составляет около 1200 метров, высота колеблется от восьми до четырнадцати метров. Стены прорезают линии бойниц нижнего, среднего и верхнего боя. По описи 1641 года в монастыре на стенах стояло 90 пушек и еще 20 находилось в резерве.


Спустя почти сто лет после постройки стен им пришлось выдержать длившуюся год, три месяца и двадцать дней осаду гетмана Сапеги и Лисовского. При этом никакого воинского гарнизона в монастыре практически не было, и защитниками монастыря стали монахи, монастырские служки и собравшиеся под защиту обители преподобного Сергия крестьяне.

Осадив крепость, поляки начали бомбардировку из шестидесяти трех орудий, длившуюся шесть недель. Но, несмотря на то, что число осажденных было в несколько раз меньше 15-тысячного войска интервентов и «воров», попытки захватить крепость штурмом не увенчались успехом.


Отчаявшись взять монастырь приступом, поляки начали вести подкопы. В ответ осажденные неоднократно делали вылазки, стремясь помешать земляным работам противника. В одну из таких вылазок два защитника монастыря, Никон Шилов и Слота, забрались в подкоп и взорвали его вместе с собой…

Несмотря на «преступные козни и хитрости» польского военачальника Сапеги, истощенный и смертельно уставший гарнизон выстоял. Верная заветам св. Сергия обитель, с недостаточными силами, благодаря лишь стойкости и мужеству оборонявшихся, успешно выдержала беспримерную 16-месячную осаду, воодушевив тем самым русский народ на освобождение Москвы. В Троицкой лавре получили благословение вожди земского ополчения Минин и Пожарский, шедшие к Москве.

Вскоре после Смуты началась перестройка монастырских укреплений. Стены были надстроены, а часть башен переложена заново. В 1635-1637 годы была построены больничные палаты с шатровой церковью святых Зосимы и Савватия Соловецких. Над главным входом в монастырь «именитые гости» Строгановы возвели в 1693-1699 годах храм Иоанна Предтечи.


Частые царские посещения заставили построить в монастыре так называемые Чертоги – царские палаты. Это большое здание ярко расписано «в шашку» («в шахмат») и украшено многоцветными изразцами. Одновременно с Чертогами была возведена новая трапезная (1682-1692).


С 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой. В 1747-1767 годах архитектором Дмитрием Ухтомским была построена в стиле барокко небольшая церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Она выделяется своей округлой формой, балконами-крыльцами с балюстрадами.


На протяжении столетий в Троице-Сергиеву лавру стремились тысячи паломников. В лавре бывали «гости беспрестанно день и ночь». Побывать у Троицы считалось святой обязанностью каждого. В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Достоевский сделал крюк, чтобы взглянуть на Троице-Сергиеву лавру, памятную ему с детства. «Что за архитектура, какие памятники, – писал он. – Ризница привела нас в изумление…Одежды нескольких веков – работы собственноручные русских цариц и царевен, домашние одежды Ивана Грозного, монеты, старые книги, всевозможные редкости – не вышел бы оттуда».


В 1919 году вся монастырская братия была арестована. Троицкий собор и другие храмы были опечатаны. Это событие вызвало возмущение верующих. Святейший патриарх Тихон обратился лично к Ленину с просьбой об открытии храмов Троицкой лавры. В ответ последовал декрет Совнаркома о превращении «Бывшей лавры» в музей. В советское время в лавре, кроме музея, размещались электротехническая академия, курсы-школа и институт народного образования. В бывшей трапезной был устроен тир, в других помещениях – столовая, клуб. Был уничтожен лаврский Царь-колокол и древние пушки, из которых в 1609 году защитники монастыря стреляли по осаждавшим лавру тушинцам.

После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева лавра была возрождена и на протяжении многих лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Как и прежде, лавра является сегодня главным духовным и просветительским центром Русской Православной Церкви, куда ежегодно стекаются тысячи людей – поклониться гробу преподобного Сергия.

https://www.podmoskove.ru/monastir/26_mon.html

13. Падение Константинополя.

Турецкие ханы не обошли стороной и Константинополь, который в то время был, если можно так сказать, столицей православия с тысячелетней историей. Не от кого не получив военной поддержки Византия сама не могла сопротивляться такому сильному врагу, какими были турки[67], и 29 мая 1453 г. Константинополь был взят приступом войсками Мехмета. Послед­ний византийский император погиб в общей битве. Его труп был настолько обезображен, что только по туфлям с императорской эмблемой можно было узнать последнего императора Византии. С покорением Константинополя Мехмет в несколько походов покорил и все другие государства - греческие и славянские, ко­торые ранее выделялись из Византийской империи и пользовались политической самостоятельностью. Покорение всех этих стран сопровождалось такими же сценами насилия и грабежа, какими ознаменовано было и взятие столицы Восточной империи. Таким образом, вместо христианской империи на Востоке возникла мо­гущественная Османская империя, охватившая всю ту территорию, которая входила в состав Византии в лучшую пору её существо­вания. А вместе с тем и господство христианского Креста на Востоке сменилось господством полумесяца ислама[68].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: