Участие Рима в борьбе с ересями

Возвышение авторитета римского престола

Церковь на Западе в 1-5 вв.

Христианские общины на Западе: Италия, Галлия, Британия, Ирландия, Испания, Германия. Распространение христианства апостолами было продолжено их ближайшими преемниками. Известны Климент, третий епископ Римский; Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский; Поликарп, епископ Смирнский; Дионисий Ареопагит и Кодрат, епископы Афинские.

Христианство проникло в Рим очень рано. Император Тиберий (+37 г.) слышал о Христе и хотел причислить к римским богам (ЦИЕК 2:2). Мария Магдалина.

При Клавдии (41–54) столкновения внутри еврейской общины (высланы). Собор в Иерусалиме 49-51 гг.

При Нероне (54–68) проповедь ап. Павла (Деян 28:31) и его Послание к римлянам Обвинение христиан в поджоге Рима (64 г.), казнь апостолов Петра и Павла (67 г.). Тацит – «несметное множество» (ingens multitudo).

При Домициане (81–96) проникает в род императора. Катакомбы Домициллы (90–100) из рода Флавиев.

При Траяне (98–117) пострадали св. Климент Римский и св. Игнатий Антиохийский.

Расцвет с середины 2 в. благодаря мягкости Антонина Пия (138–161). 75 тыс. христиан на 750 тыс. жителей Рима (10%).

При гонениях Марка Аврелия Философа (161–180) принял мученическую смерть в Риме (166) св. Юстин Философ, основавший там христианскую школу.

Тогда же в Смирне был замучен св. Поликарп. Гонения в Лионе и Вьене.

Во 2 в. проповедники из Малой Азии насадили христианство в Южной Галлии. Возникли церкви в Лионе и Вьене. Учеником св. Поликарпа был Ириней, епископ Лионский. Во 2 в. христианство насаждалось в Галлии также из Рима.

При Септимии Севере (196–211) в Александрии обезглавлен Леонид, отец Оригена, а в Лионе замучен св. Ириней (202). Тогда же пострадали Перпетуя и Фелицитата в Карфагене.

Ипполит Римский, грек. Ученик Иринея Лионского. Пресвитер в 199–217. Антипапа. Умер на рудниках в Сардинии или мученически. Его ученик – Татиан.

В Африке христианство в начале 2 в. из Карфагена распространилось в Мавритании и Нубии. Из Рима во 2 в. шло распространение христианства в Испании.

При Декии (249–251) скрылся Киприан Карфагенский. Замучен при императоре Валериане (253–260) в 258 г. Мощи подарены Гарун аль Рашидом Карлу Великому.

Африканская церковная литература занимает выдающееся положение в истории христианства благодаря Тертуллиану, Киприану, Августину. Карфагенская церковь имела значение в деле латинизации западной церкви: ее латинская Библия вытеснила из Рима греческую. В 535 г. карфагенский епископ получил титул патриарха.

В конце 3 в. известны церкви в Кельне, Трире и Меце, а также в Британии.

Св. Альбан в Британии пострадал при Севере, 202 г., или в 286 г. при Диоклетиане.

Св. Мартин Турский, апостол аскетизма в Галлии. 316/36–397. Лигюже – первый правильно организованный монастырь на Западе. Ученик Илария Пиктавийского и учитель Сульпиция Севера. Память 11.11 у католиков и 12.10 у православных.

Св. Патрик, апостол Ирландии. Родился во второй половине 4 в. В 432 г. отправился в Ирландию после посвящения в епископы папой римским. + 457–469 г.

Уже из Послания апостола Павла к римлянам следует, что Римская церковь пользовалась особым почетом среди христиан. Для авторитета Римской церкви большое значение имел место, где протекала ее деятельность – «вечный» город Рим. Римская церковь там – древнейшая, единственная апостольская кафедра, освященная именами и кровью апостолов Петра и Павла с конца 2 в. Христианство на Западе развивалось из Рима, так что большинство западных церквей видели в Римской церкви Церковь-мать, от которой получили они предание веры и апостольское преемство.

Отсюда беднейшие общины привыкли ждать материальной и духовной поддержки. Здесь, в силу близости к языческой власти, ярче проявлялся героизм мучеников (Игнатий Антиохийский при Траяне). Отсюда выходили и сюда стекались лучшие писатели и учители. Отсюда расходилась проповедь по меньшим городам и селениям

В рамках иерархической структуры первоначальной Церкви Петру принадлежит положение старшего. Он, кому явственно было дано предпочтение от Господа (Мф 18: 18, Ин 21: 15), играет решающую роль на Апостольском соборе (Деян 15: 7).. Павел, получивший откровение от Самого Господа, пришел в Иерусалим, чтобы видеть Петра (Галл 1:18). Главенство Петра недвусмысленно утверждается в Писании («на сем камне я созижду Церковь Мою» Мф16:18). Другой вопрос – насколько пригодны принятые позднее римские понятия «викариата» и «принципата» для того, чтобы правильно интерпретировать служение Петра. В институте папства есть много исторически обусловленного, что может отпасть (Лортц 54).

Если положение на Западе Рима было исключительным, то и на Востоке Церковь апостола Петра пользовалась особым уважением, так что уже Игнатий Антиохийский называл ее «председательствующей в любви». После заката Иерусалимской апостольской общины Рим стал центром того вселенского единства и согласия, которое противополагал Ириней Лионский дроблению гностических сект.

Св. Ириней (115–202), Против ересей, книга 3: «Святая Римская Церковь, мать и владычица всех Церквей, должна быть спрошена во всем, касающемся веры. Когда, споря с еретиками, мы излагаем Предания, которые превеликая святейшая и пренебесная Римская Церковь, основанная Петром и Павлом, от них же получила и сохраняет преемством своих епископов. Ты тогда сокрушаем еретиков… потому что с этой Церковью должны согласовываться все Церкви и все верующие во всей вселенной, высокого ради ее главенства, и потому что в ней верующие, во всем мире рассеянные, сохраняют предание, от апостолов исходящее».

В 251 г. св. Киприан Карфагенский называет Римскую Церковь Престолом Петра и главной Церковью, от которой происходит сообщество епископов».

В 268 г. Павел Самосатский, епископ Антиохии, был низложен собором епископов за ересь. Император поддержал его преемника, с кем «главы христианской религии в Италии и епископ Рима поддерживают отношения через Послания».

С конца 2 в. видно зарождение и развитие на Западе «римского самосознания»: «председательство в любви» начинает оцениваться римскими епископами как «председательство во власти». В 190 г. папа Виктор требует принятия римской практики празднования Пасхи (в первое воскресенье после еврейской) и отлучает малоазийские церкви от общения с Римом (Поликрат Эфесский). В середине 3 в. папа Стефан требует подчинения римскому решению перекрещивать еретиков. Восстает Киприан Карфагенский. Здесь и признание вселенского значения Рима, и реакция на римское истолкование этого значения. Реакция по конкретному поводу. Вопрос не ставится по существу. Когда Восток столкнется позже с римским преданием, непонимание перейдет в расхождение и разделение.

С 4 в. намечается соперничество между четырьмя патриархатами – Рим, Константинополь, Антиохия, Александрия.

Кроме морального авторитета, требуется и верховная юрисдикция. Возникает иерархия местных церквей (христианство как городская религия). Кроме Священного Предания, играют роль население города, его политическое значение, богатство, просвещение, заслуги перед православием. Антиохия и Александрия дискредитированы ересями. К тому же в 7 в. восточные патриархаты подверглись иноверному завоеванию. На арене остались лишь Византия и Рим.

В 4–6 в. государственное значение Рима очень упало, сперва в силу перенесения императорской резиденции в Равенну, потом в силу завоеваний варваров. Константинополь опередил Рим. Уже на втором вселенском соборе было постановлено, а на четвертом подтверждено, что Новый Рим уравнен со Старым во всем. Однако из уважения к старине за Старым Римом оставалось первое почетное место. Византийское правительство нуждалось в папах лишь до тех пор, пока оно надеялось вернуть Италию. Восточной церкви папы были нужны как авторитет, лежащий вне пределов фактической власти императора – чтобы вести борьбу с императорами-еретиками и византийским цезаропапизмом.

Папам было выгодно признавать власть Империи, чтобы сохранять в глазах варваров независимое положение и обаяние древнего, императорского Рима. Однако на Западе падение империи (476) еще выше подняло значение римского епископа. Он стал средоточием, и религиозным, и политическим, и национальным, западно-римской ортодоксии (правоверия), права и культуры против германского варварства. Уже в трудах Августина Блаженного зарождается представление о формально-юридическом первенстве пап в Церкви. Этому способствовало и участие Рима в борьбе с ересями.

В продолжение трех столетий на римском престоле сменилось 28 епископов, и ни один из них не помрачил славы Православия. Были примеры, когда они выступали с претензиями, которые встречали отпор современников, но – замечательная историческая случайность – то мнение, которое они отстаивали, в конце концов, одерживало победу. Так было с вопросом о праздновании Пасхи (Никейский собор), о дисциплине относительно падших, о перекрещивании еретиков.

Виды ересей. Иудействующие, гностики, антитринитарии (монархиане). Гносис – смесь христианства с греческой философией и восточным мистицизмом. Неоплатонизм.

В сер. 2 в. Юстин Мученик – Разговор с Трифоном Иудеем. Христианство порывает последние связи со средой, из которой оно вышло. Обличение эллинов.

Ириней Лионский (конец 2 в.). Против ложного знания..

Тертуллиан. К язычникам. Апологетик. Аскетические трактаты. Против Маркиона. (Гностика). Кровь христиан это семя. Душа человеческая по природе христианка. Бесполезность языческого знания (Что общего между философом и христианином?). Латинская риторика. Верую, потому что абсурдно.

Споры тринитарные. Афанасий против Евсевия Никомидийского. Папа Юлий: Обычай таков, чтобы здесь совершалось правосудие. Констанций: Моя воля вот для вас закон. Ночное побоище, в котором никто не знает, где враг и где друг.

Споры христологические. 431 г. Папа поддержал 12 анафематизмов Кирилла против Нестория. 449-451. Евтихий и Флавиан. Лев Великий. Флавиан: Взываю к вам! Диакон Иларий: Опровергается! «Провозглашение права против грубой силы» (Владимир Соловьев). Томос св. Льва. Первым разработал систематическое учение о примате Римского папы. Восточная Церковь на 4 Вселенском соборе впервые сформулировала свое несогласие с идеей примата.

Богословие Запада в борьбе в ересями

Тертуллиан (150/170–220). Величайший латинский апологет и создатель языка христианского богословия. Карфаген. Одинаково хорошо писал и по-латыни и по-гречески. Юриспруденция. Риторика, философия. Адвокат в Риме. Бурная молодость. Пресвитер в Карфагене с 194 г. К обращению его побудили героизм христианских мучеников и чтение Писания. Суровость и нетерпимость приводят к монтанизму. Нравственный ригоризм и отказ от брака. С 213 г. создает свою секту.

Апологетик – защита христиан от обвинений, проведенная по всем правилам правовой аргументации (с. 13). Кровь христиан – это семя. Душа по природе своей христианка (anima naturaliter Christiana). Путь души к христианству естествен, ибо это путь к источнику ее рождения, Богу (в ней говорит сама природа, сотворенная Богом). За аргументацией в защиту христиан обращается не к греческой философии, а к традиционному римскому праву, воспринятому как первый шаг к универсальной справедливости, высшее выражение которой – христианское учение. Если у других апологетов защита выглядела как просьба к императору, то у Тертуллиана она напоминает манифест, отстаивающий право человека на свободу совести.

Бесполезность языческих учений: «Что общего между философом и христианином? Между учеником Греции и учеником Неба? Между искателем истины и искателем вечной жизни?» (Ср. Павел: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?»). Чуждый христианскому гуманизму греческих Отцов Церкви, он отвергает всю языческую культуру. Отказ от общения с языческим миром. Нравственный облик христианок. Осуждение повторных браков. Презрение к человеческим слабостям. Против Маркиона – борьба с гностиками. Облечение Сына Божия в человеческую плоть – важнейший залог воскресения. «Неистовый человек» (vir ardens). «Сколько слов, столько мыслей». Чтобы заострить мысль, прибегает к парадоксальным формулировкам. «Верую, потому что нелепо» (Credo quia absurdum). Его чеканные формулировки содержательны и легко запоминаются. Суть религиозного опыта: человеку дарует спасение не какое-то особое знание, доступное немногим, а вера в Христа Воскресшего.

С.С. Аверинцев. Латинская литература 4–7 вв. Время Отцов Церкви имеет статус классической нормы для христианской культуры. Христианство приобрело статус государственной религии. Греко-латинская цивилизация Римской империи еще жива, хотя и уходила в оазисы культуры (монастыри). Целостный синтез между христианской верой и формами античной культурной традиции осуществляется уже не по инициативе одиночек вроде Юстина и Оригена, но в систематической работе целых поколений христианской элиты – социальной, интеллектуальной, художнической.

Христианизируется позднеантичная цивилизация как целое. Становятся возможными христианские базилики, великолепные храмовые мозаики, так не похожие на примитивную стенопись катакомб, и прочие роскошества церковного искусства. Одновременно усваивается аппарат литературных приемов, логико-риторического упорядочивания речи, философского упорядочивания мысли. Происходит именно то, чего так опасался Юлиан Отступник, специальным указом отстраняя христиан от мира школ: язычество теряет монополию на престиж культурно-цивилизаторских ценностей.

Именно эта эпоха строит церковное вероучение как систему, выразившуюся в Никейско-Константинопольском Символе Веры. Во времена более ранние доктринальные вопросы обсуждались лишь от случая к случаю и фрагментарно (как понимать единство лиц Пресвятой Троицы и соотношение божественной и человеческой природ во Христе).

«Закон, как должно веровать» (Lex credendi). В Писании не найти образца для тех форм дискурса, которыми обеспечивается греческая системность догмата. Христос говорит о Царстве Божием в притчах, метафорах, но дефиниции не дает. Догматика, как ее строят Отцы Церкви, это соединение двух сил, которые прежде развивались раздельно. Их проповедь это соединение веры с античной системностью и риторическим строем речи. Духовная интерпретация библейского текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: