Б. История народа, создавшего Библию

Дополнительная информация

1. Финикийские города. Самыми крупными финикийскими городами были Сидóн, Тир и Библ. В их названиях отразились природные условия Финикии и занятия жителей страны, финикийцев. «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», «Тир» – «скала», а «Сидон» – «место для рыбной ловли». Географическое положение Финикии было очень удобно: здесь сходились торговые пути из Междуречья и Египта. Можно сказать, что самой природой финикийцам было определено заниматься ремёслами и торговлей.

Финикийские города были небольшими, самостоятельными государствами. Однако цари не имели такой деспотической власти, как фараон в Египте. Они должны были прислушиваться к мнению городского совета из знатных и богатых финикийцев.

3. Финикийские колонии. Бывало, что из финикийского города сразу уезжала часть жителей – из-за перенаселённости или внутренних распрей. Именно так в IX (9)веке до н. э. на африканском побережье возник город Карфагéн, который основала Элисса, царевна Тира. Она боролась против власти своего брата, царя Тира, но потерпела поражение. Вместе со многими знатными людьми и жрецами царевна отправилась на кораблях искать новую родину. Легенда рассказывает, что вождь местных племён ливийцев разрешил Элиссе занять столько земли, сколько может занять одна бычья шкура. Тогда хитроумная царевна велела разрезать шкуру на тонкие полоски, связать их и опоясать кожаным шнуром большой участок.

См.: Михайловский Ф. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД “Русское слово – РС”», 2006. – Гл. 5. Западная Азия в век железа. – § 15. Финикийские мореплаватели. – П. 1, 3. – С. 82, 83.

Величайшее из открытий финикийцев. Чтобы купцы могли успешно вести торговлю и не терпеть убытков, им нужно было тщательно записывать, где, сколько и чего они купили и по какой цене. Иероглифическое письмо и клинопись для этого не подходили. Они были слишком сложны и требовали многолетнего изучения. Финикийцам пришлось придумать свою, более простую систему письма. В ней было всего двадцать два знака (буквы), обозначавших не слог или слово, а всего один звук. Правда, они обозначали только согласные, гласные же при письме пропускались. Чтобы начертание букв было легче запоминать, их делали похожими на изображения предметов, названия которых начинались с этих букв.

Финикийцы изобрели не только буквы, но и обычай перечислять их в определённой последовательности – так, чтобы каждая буква занимала в перечне строго определённое место. Такой перечень называется алфавитом. Изобретение финикийцев совершило переворот в развитии письменности и сделало её доступной для большего, чем прежде, числа людей. Изучение грамоты уже не требовало дорогостоящего многолетнего обучения. Теперь даже дети не слишком богатых родителей могли выучиться читать и писать. Финикийский алфавит оказался настолько прост и удобен, что он был заимствован многими народами. От финикийского произошли многие алфавиты, в том числе и наш.

См.: Колпаков С. В., Селунская Н. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. – М.: Дрофа; Веди-принт, 2002. – Гл. 4. Древнейшие государства Передней Азии. – § 15. Города Финикии. – С. 84, 85.

См.: Михайловский Ф. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД “Русское слово – РС”», 2006. – Гл. 5. Западная Азия в век железа. – § 16. Древняя Палестина. – С. 85–90.

1. Палестина и её население. Палестина отделена от Финикии отрогами Ливанских гор, а от Египта – Синайской пустыней. С севера на юг почти по всей стране протекает река Иордáн, впадающая в Мёртвое море (большое солёное озеро).

Палестина – гористая страна с плодородными равнинами, на которых древнейшее население, родственное финикийцам, издавна занималось земледелием.

В условиях бронзового века (в третьем–втором тысячелетиях до н. э.) на территории Палестины образовалось множество царств и княжеств. Они были завоёваны египетскими фараонами и платили им дань. Когда Египет ослабел и фараоны потеряли азиатские владения, в Палестину явились новые завоеватели – филистимляне и еврéйские племена.

Филистимляне приплыли по Средиземному морю из Европы и заняли земли возле моря, на самом юге. По имени этого народа страна и названа – Палестина. Филистимляне образовали несколько небольших княжеств. И хотя филистимляне были вооружены железным оружием, они потерпели поражение в борьбе с евреями, которым впервые удалось создать в Палестине единое и сильное государство.

Евреи первыми в истории человечества отказались от поклонения силам природы в образе многочисленных богов и пришли к вере в единого Бога.

2. Библейские сказания. О происхождении еврейских племён, их приходе в Палестину и борьбе с филистимлянами, об образовании древнееврейского государства, о том, как евреи пришли к вере в единого Бога, рассказывается в Библии. Самая древняя и большая часть Библии называется Ветхий Завет. Слово «завет» значит договóр между Богом и людьми. Согласно библейским сказаниям, Бог сотворил весь мир и первых людей, Адама и Еву, с которыми заключил договор. Адам и Ева жили в райском саду, им не надо было ни о чём заботиться, на земле не было зла и насилия. Взамен они должны были не есть плодов с древа познания добра и зла. Но Адам и Ева нарушили договор с Богом и были изгнаны из рая. Их потомки стали вести себя ещё хуже, и Бог устроил Всемирный потоп. Он спас только благочестивого Ноя и заключил с ним завет (договор).

Люди вновь его нарушили, они начали строить башню в городе Вавилоне. Тогда Бог устроил Вавилонское столпотворение (см. § 8). С этого времени народы разделились.

В Ветхом Завете главное внимание уделяется еврейскому народу. С ним Бог заключает новые договоры. Одним из родоначальников евреев был Изрáиль, имевший двенадцать сыновей. От них произошли двенадцать еврейских племён (колен Израилевых), а потому евреев иначе называют израильтянами.

Еврейские племена не сразу пришли к вере в единого Бога. Вначале они поклонялись многим богам. Кочевые еврейские племена пересекли Синайскую пустыню и поселились в Египте. Прошло время, и жизнь в Египте превратилась для евреев в настоящее рабство. Из египетского плена их вывел Моисéй. Библия рассказывает, что фараон не хотел их отпускать и послал вослед войско на колесницах. Но Бог раздвинул перед евреями воды Красного моря, и они перешли на другой берег – в Синайскую пустыню. Когда же воинство фараона двинулось по дну моря, воды вновь сомкнулись и египтяне погибли.

В Синайской пустыне Бог, явившись Моисею, заключил с евреями ещё один завет. Бог объявил им своё имя – Яхве, и они обязались не поклоняться многим богам, но верить только в единого Бога (Яхве) и свято соблюдать все его заповеди. За это Яхве обещал, что они придут в благодатную страну и смогут её завоевать. После сорока лет странствий по пустыне еврейские племена пришли в Палестину, захватили её и образовали своё государство – Изрáиль.

3. Царство Саула и Давида. О завоевании израильтянами Палестины рассказывается в легендах. Воды реки Иордан будто бы расступились перед ними, а стены крепости Иерихóн пали от звука боевых труб и общего крика войска. Израильтяне действительно перешли Иордан, хотя и без помощи чудес. А вот Иерихон уже был разрушен до них.

Исторически достоверны имена вождей племён и военачальников, жрецов и мыслителей. Объединителем еврейских племён и первым царём был Саýл. Ему удалось добиться больших успехов в борьбе с филистимлянами, но власть первого царя оказалась непрочной. Подлинным основателем Израильского царства стал Давид – в юности простой пастух, затем музыкант в свите Саула и наконец прославленный воин.

По библейской легенде, во время одной из битв из рядов филистимлян вышел воин Голиáф. Он вызывал желающих на поединок и казался непобедимым – огромного роста, в тяжёлых доспехах, с длинным копьём. Вызов принял Давид, у которого не было иного оружия, кроме пращи, то есть кожаного ремня для метания камней. Напрасно великан филистимлян насмехался над маленьким израильтянином. Давид вынул из сумки камень, вложил его в пращу и метко поразил Голиафа в лоб.

Вскоре Давид стал военачальником, а после гибели Саула в сражении с филистимлянами его избрали царём. Давид завершил завоевание Палестины, захватил город Иерусалим и сделал его столицей. Так в X (10) веке до н. э. на территории Палестины впервые образовалось единое царство. Власть Давида была прочной. Следующего царя уже не выбирали. Давид передал царскую власть своему сыну Соломóну.

4. Царь Соломон и Иерусалимский храм. В правление Соломона государство достигло наивысшего расцвета и могущества. О Соломоне сохранилось множество легенд и сказаний. Он прославился мудростью и богатством. Царь не вёл войн, при нём расширились торговые и культурные связи Палестины с другими странами. Соломон был женат на дочери египетского фараона, дружил с царём финикийского города Тира.

Особенно прославился Соломон строительством в Иерусалиме храма Яхве, который не уступал по великолепию лучшим египетским и вавилонским храмам. Царь Тира прислал в Иерусалим самых искусных финикийских ремесленников и мастеров. Храм стал центром поклонения Яхве, единственным храмом единого Бога.

Обширное строительство и роскошная жизнь царя и его окружения требовали больших средств. Соломон увеличил налоги с населения и трудовые повинности. Все двенадцать еврейских племён подчинялись теперь царским чиновникам, а местную знать оттеснили от управления. Это вызывало недовольство и знати, и простого населения. После смерти Соломона единое государство разделилось на две части. Цари в Иерусалиме сохранили власть только над территорией между Средиземным и Мёртвым морями, где расселились два еврейских племени. Так появилось маленькое Иудейское царство. Десять других еврейских племён образовали на севере страны Израильское царство. Оба царства ожидали в будущем суровые испытания и гибель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: