Вопросы. Лекция 1.Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики

Лекция 1.Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики

Раздел I. Доиндустриальная экономика

История экономики

1.Предмет «Истории экономики». Междисциплинарный характер историко-экономической науки.

2. Мировоззренческая, гуманистическая, прогнозирующая функции истории экономики.

3. Проблема периодизации истории экономики. Черты хозяйственной эволюции. Различные подходы к определению предмета и периодизации истории экономики.

4.Источники для изучения истории экономики.

1. Предмет и задачи курса «Истории экономики».

История экономики — наука, изучающая экономическую сферу жизни людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней.

Объект изучения — экономические модели, с помощью которых организуется хозяйственная жизнь человека

История экономики — наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин — истории и экономики.

Традиционная история как научная дисциплина изучает преимущественно хронологию таких важных событий, как революции, восстания, войны, научные открытия, деятельность выдающихся политиков, воинов и ученых, а также пытается выявить причинно-следственные связи между событиями социально-политической жизни страны.

Экономика как наука изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, организациями и государством, возникающие во время этих процессов.

История экономики изучает процесс экономического развития в исторической перспективе. Она стремится получить ответы на такие вопросы, как: сколько было людей в том или ином регионе в различные исторические периоды?; что эти люди ели?; где они жили?; как одевались?; что из себя представляли деньги?

Экономисты впервые обратили серьезное внимание на историю в середине XIX в., когда несколько немецких ученых в противовес английской классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других общественных институтов. Именно немецкая историческая школа и положила тогда начало новой научной дисциплине — экономической истории.

В настоящее время в историко-экономической науке сложились две школы, два центра:

· В континентальной Европе особое место занимает зародившаяся в 1920-х годах французская «новая историческая наука», или «Школа анналов». Ее создатели М. Блок и Л. Февр выдвинули принцип исторического исследования: «история — проблема», пришедший на смену повествовательному историописанию. Историк задает прошлому те вопросы, которые актуальны и важны для современности.

· В США, а затем в Великобритании в 1960-х годах сформировалась так называемая «новая экономическая история». Эта школа, тесно связанная с экономической теорией и применением экономико-математических и количественных методов, исследует, главным образом, проблемы экономического роста и долговременные тенденции развития экономики. В ее рамках развивается историческая экономика, изучающая воздействие различных факторов и элементов экономической системы на экономический рост.

До середины 1980-х годов история экономики как отрасль научных знаний существовала как бы на обочине «социальной» истории, теоретической и прикладной экономики. Рост интереса к накопленному человечеством опыту при приближении к миллениуму отразился в присуждении в 1993 г. американским ученым Роберту Фогелю и Дэвиду Норту Нобелевской премии за разработку экономических методов изучения истории. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя, особенно в условиях создания нового экономического порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: