Вошли г. Струмина с прилегавшими к нему территориями, города Босилсград и Цариброд, некоторые села Кульского округа. Южная Добруджа оставалась в границах Румынии. Репарационные обязательства Болгарии были определены в размере 2250 млн золотых франков с выплатой их в течение 37 лет, а также приблизительно 70 тыс. голов скота и 250 тыс. тонн каменного угля. Ее вооруженные силы ограничивались уровнем в 20 тыс. человек.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ в 20—30-е годы
В 1919-1939 гг. территория Болгарии составляла 103 142 кв. км, в 1940 г. за счет присоединения Южной Добруджи она расширилась до 110 842 кв. км. Численность населения в 1920 г. достигала 4847 тыс., в 1939 г. — 6272 тыс, в 1940 г. — 6676 тыс. чел. Большая его часть проживала в селах: r 1920 г. — 81,1%, в 1936 г. — 78,6%.
Основной отраслью экономики Болгарии в межвоенный период являлось сельское хозяйство. В 1924 г. ему удалось достичь показателей 1912 г. Сельскохозяйственная продукция, остававшаяся главной статьей экспорта, обеспечивала более 2/3 национального дохода.
Для состояния аграрного сектора 20—30-х гг. была характерна его переориентация с производства зерновых культур на производство технических (табака, хлопка, сахарной свеклы и др.). При этом других каких-либо значительных перемен в указанные годы не произошло. По-прежнему преобладала мелкая собственность на землю. Причем в условиях нараставшего аграрного перенаселения она имела тенденцию к увеличению. Так, с 1926 по 1934 г. доля земельных участков размером от 2 до 10 га возросла с 60,7 до 62,3%, а доля земельных участков размером более 30 га сократилась с 0,6 до 0,4%.
|
|
Париеллярность сельского хозяйства Болгарии предста&аяла собой основное препятствие на пути его модернизакии. В частности, несмотря на предпринимавшиеся государством усилия (закупку за границей сельскохозяйственных машин и их распространение среди крестьян на льготных условиях и т.д.), уровень технической оснащенности данной отрасли оставался весьма низким: в 1926 г. один трактор приходился на 8.5 тысяч сельских жителей.
Изменить существовавшее положение предполагалось, п частности, посредством политики стимулирования развития кооперации, основы которой заложило правительство А, Стамболийс-кого. Последнее выступило инициатором принятия ряда законов, призванных среди прочего подтолкнуть производителей к кооперированию.
В 1919 г. Народное собрание одобрило предложенный правительством закон о так называемом Консорциуме. Им предусматривалась передача до августа 1920 г. монополии на экспорт зерна и зернопродуктов специальному государственному институту (Консорциуму), который должен был их закупать по твердым ценам непосредственно у производителей и кооперативов. Планировалось из доходов Консорциума (90%) создать фонд поддержки развития сельского хозяйства и кооперативного движения. Компенсация возможных потерь возлагалась на государство.
|
|
Согласно утвержденному в 1920 г. закону о налоге на доходы акционерных обществ и объединений устанавливаемый размер налога на доходы акционерных обществ непроизводительной сферы достигал 25%, на доходы акционерных обществ производительной сферы — 20%, на доходы кооперации — 18%.
С целью реформирования системы кредитования кооперации правительство Л. Стамболийского внесло также поправки в закон о Болгарском земледельческом банке.
Основным из разработанных правительством законов являлся закон об аграрной реформе (трудовой собственности на землю), который удалось провести через Народное собрание п апреле 1921 I. По закону собственность на землю для непосредственно обрабатывавших ее должна была составлять не более 30 га на семью, а для необрабатывавших — не более 4 га на человека и 10 га на семью. Однако реализовать на практике аграрную реформу, построенную на принципах Э1илитарнзма, кабинет Л. Стам-болийского не смог: из намеченных к изъятию 225 тыс. га в фонд трудовой земельной собственности к июню 1923 г. поступило чуть более 35 тыс. га.
Неудачи, связанные с проведением аграрной реформы, во многом обусловливали также достаточно медленные темпы кооперирования. Поскольку для БЗНС развитие кооперативного движения являлось в первую очередь способом осуществления его политических целей, то руководство Союза помимо поощрительных мер решило использовать и принудительные. Оно обязало каждую местную партийную организацию («дружбу») создавать кооперативы, а каждого члена партии вступать в них. При этом было обращено внимание на необходимость развития кооперации преимущественно в тех сферах, где крупный капитал имел сильные позиции.
В 1928 г. в кооперативы входило приблизительно 199 тыс. чат, а в 1939 г. 341 тыс.
Промышленное производство в 20-е гг. развивалось поступательно За шесть лет, с 1923 по 1929 г., объем его продукции увеличился на 88%. Ведущими отраслями оставались пищевая и текстильная. Развитию промышленности способствовала проводившаяся до 1931 г. государственная протекционистская политика. Относительно крупные промышленные предприятия, количество которых в 1926 г. достигло 854, обладали правом беспошлинного ввоза необходимого оборудования, а также сырья из-за границы, налоговыми льготами и т.д.
Для 20-х гг. характерным являлось срашивание банковского капитала с промышленным. К 1924 г. вокруг ведущих банков Болгарии оформилось 10 финансовых групп, установивших, в частности, контроль над 50 предприятиями и 80 акционерными обществами.
Среди различных форм монополистических объединений, получивших развитие после первой мировой войны, особое место занимали картели и консорциумы. В 1920 г. был создан один из наиболее мощных картелей — «Объединение экспортеров и фабрикантов табака», в 1921 г. — картель сахарных фабрик, в 1924 г. — консорциум спиртовых фабрик и др.
Во второй половине 1929 г. в Болгарии начало сказываться воздействие мирового экономического кризиса. За полтора года
пены на сельскохозяйственную продукцию упали практически в два раза. В 1934 г. Болгария экспортировала продуктов сельскохозяйственного производства в количественном исчислении на 25% больше, чем в 1929 г, но в стоимостном выражении она получила по сравнению с тем же годом в 2,5 раза меньше. Вследствие падения цен на сельскохозяйственную продукцию задолженность крестьян государству, различным кредитным учреждениям и т.д. стала хронической. Если в 1929 г. она составляла 4 млрд левов, то в 1932 г. — 7,6 млрд левов. Снижение покупательной способности населения, около 80% которого было занято в сельскохозяйственном производстве, непосредственно отразилось на состоянии ряда отраслей промышленности, прежде всего пищевой. Объем промышленного производства уменьшился в 1930 г. по сравнению с 1929 г. на 15%, а в 1933 г. — на 35%. За исключением наиболее неблагоприятного 1930 г., в остальные годы численность занятых была на 3-7% ниже, чем в 1929 г. Затронув только определенные сферы промышленного производства, кризис обошел такие отрасли, как текстильная, каучуковая, целлюлозно бумажная, которые продолжали наращивать свои мощности. В целом он способствовал разрушению мелкотоварного производства и усилению его концентрации.
|
|
Экономическая жизнь Болгарии в 30-е гг. была отмечена: усилением регулирующей роли государства; свертыванием политики протекционизма, официально отмененной в 1936 г.; застоем в развитии монополистических объединений; переориентацией внешней торговли страны на Германию, доля экспорта которой с 1929 по 1934 1. возросла с 22% до 40%, а импорта — с 30% до 43%.
Несмотря на предпринимавшиеся в 20—30-е гг. усилия модернизировать Болгарию, она оставалась отсталой аграрной страной с преобладанием традиционного мелкотоварного производства и обремененной социальными проблемами.
ПРАВЛЕНИЕ АГРАРИСТОВ. 1919-1923 гг.