Польская культура эпохи романтизма

Польский классицизм

Условия развития культуры

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 1795-1864 гг.

После разделов Речи Посполитой важной областью общественной жизни польского народа стала национальная культура, переживавшая с начала XIX в. активный процесс демократизации. Это касалось не только доминировавших направлений и форм художественного творчества, которые в целом следовали за западноевропейской культурой, более важными были качественные изменения в среде создателей и потребителей культуры. Постепенно эта среда утрачивала свой прежний преимущественно шляхетский характер, возрастала роль интеллигенции и мещанства. Уже к концу 30-х гг. XIX в. представители свободных профессий, ученые в большинстве своем были выходцами из интеллигенции. Новые творцы культурных ценностей углубляли демократическое содержание культуры, культивировали патриотические чувства, несли в общество прогрессивные взгляды. Меняется и характер занятия культурной деятельностью. В отличие от помещиков, для которых творчество было, скорее, возможностью реализовать свои эстетические и духовные потребности, своего рода хобби, для интеллигенции очень часто оно являлось единственным источником существования.

Культурная жизнь постепенно перемещается из аристократических резиденций и богатых шляхетских поместий в города, главным образом в большие, все чаще совмещавшие функции административных, культурных, индустриальных и торгово-де-ловых центров. Наряду с высокой культурой постепенно складывается своеобразная городская субкультура.

Важными средствами приобщения населения к ценностям культуры становятся газеты, литературно-художественные и иллюстрированные журналы и специальные издания, выставочные залы.

Дольше всего приверженность традиционным культурным ценностям сохраняло крестьянство. Тем не менее и в сельской жизни наблюдаются некоторые перемены. Это происходило под влиянием новых веяний, идущих из городов, начального школьного образования, постепенно охватывающего все большее число детей, особенно в прусской части Польши.

Расширение круга потребителей культурных ценностей в определенной степени компенсировало для их творцов сокращение меценатства аристократии в первые десятилетия после разделов, но не могло кардинально улучшить положение. Развитию современной культуры мешало отсутствие у поляков собственной

государственности и ассимиляторские действия Австрии, Пруссии и России. Наблюдается разобщенность культурной жизни в отдельных польских землях, замедление развития тех областей науки и искусства, которые требовали государственной поддержки (естественные и технические науки, градостроительство, скульптура). Поэтому в культурной и научной деятельности отмечается преимущественное развитие литературы, живописи, музыки, гуманитарных исследований.

В рассматриваемый период польская культура прошла два этапа развития, каждый из которых характеризовался преобладанием определенного художественного направления и философии. В первые десятилетия после разделов это был классицизм, который в 20-е гг. постепенно уступает место романтизму, особенно бурно развивающемуся в период национально-освободительной борьбы. Расцвет романтизма приходится на 40—50-е гг., а его закат — на первую половину 60-х гг. XIX в.

В первые годы после разделов в польских землях наблюдается некоторый культурный застой. Общество не сразу пришло в себя от пережитого шока, вызванного утратой независимости. Это особенно заметно на примере шляхты. В жизни ее средних и низших слоев получили распространение идеи деформированной идеологии «сарматизма», что выражалось в подчеркнутом культивировании традиционных польских бытовых и культурных традиций, а крупная шляхта демонстрировала космополитизм, малую заинтересованность польскими проблемами. Классицизм как литературное направление постепенно утрачивал присущие ему до этого элементы реализма, сатиры и интереса к политической проблематике. Форма брала верх над содержанием.

Патриотические чувства придавали особый смысл некоторым поэтическим произведениям, в частности Ю.У. Немцевича (1758— 1841). Большой популярностью пользовались его «Исторические песни», сыгравшие большую роль в пропаганде польской истории, в воспитании любви к родине у нескольких поколений поляков. В целом же для польской поэзии конца XVIII — начала XIX в. был характерен сентиментализм.

Роль важного культурного центра сохранял созданный В. Богуславским польский театр. Постоянные театры в это время имели Варшава, Краков, Вильно и Львов. Драматурги и режиссеры откликались на важные общественно-политические события, стремились поддержать чувство патриотизма у поляков. Крупнейшим достижением польской драматургии этого периода было творчество А. Фредро (1793-1876).

Живопись в начале XIX в. переживала не лучшие времена. Ситуация изменилась после 1815 г., чему способствовали художественные конкурсы, постоянные выставки, особенно в Варшаве и Вильно, растущий интерес богатой интеллигенции и буржуазии к портретной живописи. Доминировал классицизм, но все более смело заявлял о себе реализм (А. Бродовский, А. Орловский).

Заметное оживление в архитектуре наблюдалось в период автономии Царства Польского. Старые города, благодаря новым урбанистическим веяниям, превращались в современные торговые и административные центры, характерной чертой которых стали широкие зеленые улицы, большие площади и монументальные административные здания в классическом стиле. В эти годы варшавский архитектурный ансамбль пополнился дворцом Сташица, Большим театром и многими другими памятниками архитектуры. Одновременно разбирались башни и крепостные стены. Появились проекты типовых объектов (почт, городских застав, зданий мануфактур).

Среди музыкантов большой популярностью пользовался М. Огиньский, автор знаменитых полонезов.

В начале XIX в. на отошедших к России землях Речи Поспо-литой успешно развивалась польская высшая школа. В 1802 г. Ви-ленская академия была преобразована в университет, ставший главным центром польской науки. Его ректором стал известный польский ученый Я. Снядецкий. Здесь успешно развивались естественные и историческая науки, медицина. В Виленском университете началась научная карьера видного историка И.Лелевеля (1786-1861). Университет оказал большое влияние на развитие просвещения. А. Чарторыйский, будучи куратором Виленского учебного округа, реформировал школу в российской части разделенной Польши по образцу Комиссии национальной эдука-ции. В 1805 г. был открыт Кременецкий лицей, в котором получали образование главным образом дети шляхтичей. В 1816 г. начал действовать Варшавский университет с пятью факультетами.

После 1815 г. заметное место среди польских учебных заведений занял Ягеллонский университет в Кракове. Некоторое время здесь училась молодежь из всех польских земель, но постепенно его автономия была ограничена и в нем было разрешено учиться только гражданам Краковской республики.

Наука и образование в остальных польских землях находились в более тяжелой ситуации. Львовский университет, восстановленный в 1817 г., был немецким и отличался невысоким уровнем преподавания. В прусской части польских земель развивались начальная и частично средняя школы в основном с преобладанием

преподавания на немецком языке. Создание польских высших учебных заведений было запрещено.

Несмотря на материальные и кадровые трудности, определенные сдвиги произошли в науке. Этому способствовали и высшие учебные заведения, и различные научные общества. Одно из наиболее известных — Общество друзей науки — было создано в Варшаве в 1800 г. Оно объединяло профессиональных ученых и любителей, видных педагогов, врачей. Общество явилось инициатором многих научных начинаний, особенно в области изучения польской истории и культуры, а также в области развития польского языка. Подобную роль играли Краковское научное общество (1815) и Национальный институт им. Оссолиньских (Ос-солинеум) во Львове (1817).

В естественных науках следует отметить работы братьев Я. и Е. Снядецких в области математики и природоведения и С. Ста-шица в области геологии. Более заметны в этот период достижения представителей гуманитарных наук. Я. Бандтке и Т. Чацкий положили начало развитию в Польше истории права. В 1814 г. появилась первая история польской литературы Ф. Бентковско-го. В 1806-1814 гг. С. Линде издал 6-томный «Словарь польского языка».

В моменты политического оживления заметным элементом культурной жизни становилась пресса — особенно в Княжестве Варшавском, а затем и в Царстве Польском. Но более важную роль играли многочисленные специальные журналы — экономические, научные, литературные.

В 20-е гг. XIX в. возник спор классиков с романтиками. Его причина коренилась как в различном подходе к культуре, так и в несовпадении политических и общественных взглядов. Против элитарности и консерватизма классицизма выступила молодежь, особенно из среды интеллигенции. Острие своей критики она адресовала аристократии и зажиточной шляхте, осуждая их приверженность старым взглядам и соглашательство с властями держав, разделивших Речь Посполитую. Борьба велась под лозунгами романтизма, нового направления в художественном творчестве и общественной мысли.

После подавления восстания 1831 г. и усиления наступления на польскую автономию роль центров польской культуры на вошедших в состав Российской империи землях Речи Посполитой была решительно ограничена. Российские власти всячески препятствовали развитию польской культуры, науки и образования.

В первые послеповстанческие годы центр польского художественного творчества перемещается в эмиграцию, в первую очередь во Францию. Воспоминания молодости, горечь поражения, контакты с европейской интеллектуальной элитой и, конечно же, талант творцов — все это стало основой для появления зрелых, общественно значимых, подлинно национальных произведений. Эстетика романтизма позволила порвать с тесными канонами классицизма и его салонной культурой, выступить против проповеди примирения с действительностью. Романтики, черпавшие вдохновение в народной культуре, чувствовали свою гражданскую ответственность перед обществом, старались стать его рупором. Этим объясняется их исключительная роль в формировании польского национального и политического сознания в XIX в.

Золотой порой романтической поэзии были 30-е гг. В этот период созданы самые известные произведения А. Мицкевича (1798—1855) — III часть драматической поэмы «Дзяды» и эпопея «Пан Тадеуш». Позднее Мицкевич ярко проявил себя как историк литературы и публицист.

В эти же годы с большой силой зазвучал голос Ю. Словацкого (1809—1849), драматурга и поэта с богатейшей творческой фантазией. Из его многочисленных поэтических произведений наиболее типичной для той эпохи была поэма «Кордиан». В основе большинства драматических произведений Словацкого лежат сюжеты из польской истории, начиная с легендарных времен и вплоть до XIX в. Прекрасным образцом романтической литературы явилась его неоконченная поэма «Бенёвский», в которой поэт затронул животрепещущие вопросы политической и художественной жизни.

Среди видных поэтов той поры аристократическим происхождением выделялся 3. Красиньский. В своем творчестве он пытался примирить свои консервативные взгляды с патриотическими идеями. Красиньский считал, что шляхта может договориться с народом и вместе преодолеть социальные противоречия. Его самым известным драматическим произведением стала «Небожественная комедия».

В последующие годы среди польской интеллигенции получает распространение мессианизм, приписывающий польскому народу исключительное предназначение. Влияние мессианизма испытали на себе и польские поэты-романтики.

Польскую музыку прославил Ф. Шопен (1810-1849). В 1830 г. он навсегда покинул родину, и расцвет его творчества пришелся на годы эмиграции. Его музыка имела подлинно романтическое звучание и выражала глубокие человеческие чувства. Мастерски использовав народные мотивы, Шопен придал своим

произведениям истинно польский характер. Особенно велик его вклад в развитие фортепьянной музыки. Из композиторов, творивших в польских землях, выделялся также С. Монюшко (1819-1872), наиболее известные оперы которого — «Галька» и «Страшный двор» («Зачарованный замок»).

В отличие от литературы и музыки не лучшие свои времена переживал театр. Редкостью становились любительские спектакли, характерные для салонов эпохи Просвещения. В театрах с постоянной труппой изменился репертуар. Для привлечения зрителей игрались невзыскательные комедии, фарсы и водевили.

Серьезные трудности переживало изобразительное искусство. В Варшавской и Краковской школах изящных искусств господствовал закостенелый академизм. Лишь в 50-е гг. были предприняты попытки преодолеть застой в живописи. В частности, В. Герсон обратился к сельскому пейзажу. Своим талантом выделялся П. Михаловский, незаурядный портретист, мастер рисунка, автор полотен с изображением батальных и бытовых сцен.

Новые формы пробивали себе путь в архитектуре и градостроительстве. Здесь доминировали неоготика, позже — неоренессанс. Градостроительство развивалось по образцу столиц метрополий.

Значительной неравномерностью в развитии характеризовалось школьное образование в отдельных землях. Наиболее успешно начальная школа развивалась в прусской части, где в 1825 г. было введено обязательное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет, отставала — в Царстве Польском и особенно в Галиции. В середине века в Пруссии около 90% польских детей имели начальное образование, в Царстве Польском и Галиции соответственно 28 и 20%.

Почти полностью были онемечены государственные средние школы в прусской и австрийской частях польских земель и русифицированы — в западных губерниях России, где поляки составляли немалый процент населения. В Царстве Польском преподавание, правда, велось на польском языке, но после восстания 1830—1831 гг. здесь было решительно ограничено число учащихся. Если до восстания в гимназиях училось около 6 тыс. человек, то в 1855 г. — менее 3 тыс.

Практически прекратили свое существование польские высшие учебные заведения. После событий 1830—1831 гг. были закрыты Варшавский и Виленский университеты, Кременецкий лицей. Австрийское правительство сохранило немецкий в качестве языка преподавания в Львовском университете, а после включения в 1846 г. Кракова в состав Австрии стало вводить его в Ягеллон-ском университете. Школа изящных искусств и Агрономический

институт в Варшаве не могли заменить отсутствия университета. Правда, в 1857 г. там стала действовать Медико-хирургическая академия, а в 1862 г. вместо нее была создана варшавская Главная школа.

По-прежнему серьезные трудности переживала наука. Заметные достижения можно отметить лишь в гуманитарных дисциплинах, особенно в истории и философии. Главным центром изучения философии была Познань, в 40-е гг. лидировавшая в издании журналов и популярной литературы. А. Чешковский, Б. Трентовский, К. Либельт и другие последователи гегельянства разрабатывали польскую философию мессионизма. В ее основе лежали вера в возрождение человечества с помощью невинной жертвы, принесенной польским народом (по аналогии с жертвой Христа), отрицание социального радикализма и революционных методов борьбы. Э. Дембовский, напротив, также следуя гегелевским идеям, пропагандировал решительные революционные действия.

Крупнейший историк-романтик И. Лелевель оставил после себя труды по польской и всеобщей истории, методологии и методике исторических исследований, вспомогательным историческим дисциплинам. Его концепции и научные методы оказали влияние на современников и последующие поколения ученых. Важное значение для дальнейшего развития исторической науки имела собирательская деятельность библиотек: Красиньских — в Варшаве, Э. Рачиньского — в Познани, Т. Дзялыньского — в Курнике, Оссолиньских — во Львове и польской библиотеки — в Париже.

О. Кольбе в 1857 г. издал «Песни польского народа», положив тем самым начало сбору и систематизации обычаев, обрядов, песен, сказок, пословиц и поговорок польского народа. Большинство собранных материалов, ставших солидной основой для развития польской этнографии, было опубликовано в издании «Люд».

Определенные сдвиги к лучшему в естественных и технических науках произошли лишь во второй половине XIX в. Было реорганизовано Краковское научное общество, в 1857 г. возникло Общество друзей науки в Познани. Заметными были достижения в медицине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: