Изменения в массовом сознании и политической организации польского общества

Поражение Январского восстания, казалось, подвело черту под длительным спором о путях, ведущих к независимости, который привлекал общественное внимание с момента разделов

Речи Посполитой. Третья по счету за 70 лет вооруженная попытка восстановить независимость вновь окончилась трагически, и это укрепило позиции противников силового решения польского вопроса. Особенно их протест вызывало то, что восстания подрывали силы нации, сопровождались разрушениями, реквизициями, гибелью, эмиграцией и ссылкой'тысяч патриотов. Более эффективным путем к возрождению родины они считали повседневный кропотливый труд, накопление материальных богатств, укрепление позиций поляков в их борьбе с захватчиками с помощью хозяйственных и общественных организаций, создание системы школьного и высшего образования на родном языке, лоббирование польских интересов в коридорах власти всех уровней. Противники восстаний добивались от общества сознательного отказа от следования идеалу поляка-революционера, анархиста и безрассудного вояки в пользу распространенного в славянском мире образа немца как человека расчетливого, педантичного, но неизменно реализующего задуманное. Конечно же, при этом в подавляющем своем большинстве они не переставали быть патриотами, а лишь требовали соизмерять замыслы с имеющимися у общества силами и возможностями.

Распространению этих настроений способствовали и радикальные социально-экономические преобразования в польских землях, пришедшиеся на период после восстания 1863—1864 гг. Четыре (включая Княжество Варшавское) неудачные попытки восстановить независимость Польши, проявившаяся при этом неспособность учесть и удовлетворить интересы основной массы населения подорвали лидирующие общественные позиции шляхты. Аграрные реформы хотя и проводились с учетом интересов последней, все же создали совершенно новую экономическую ситуацию, выжить в которой можно было лишь, став капиталистическим предпринимателем. Материальная сторона жизни явно теснила духовные начала в сознании мелкой и средней шляхты, а польская аристократия никогда не страдала излишним радикализмом.

Истоки взглядов противников восстаний восходили к первым после Венского конгресса годам, когда в польских землях достаточно влиятельные позиции имели сторонники легальных форм отстаивания интересов и расширения прав поляков в составе метрополий. Но дальнейшая судьба этой концепции — теории малых дел — в разных землях складывалась неодинаково.

В Царстве Польском легалисты (наиболее известен А. Чарто-рыйский) еще в 20-е гг. были оттеснены на задний план сторонниками силового решения польского вопроса, как только стала очевидной иллюзорность надежд на императора Александра I. Не

получил поддержки в обществе А. Велёпольский, в 1862—1863 гг. возглавлявший гражданскую администрацию Царства Польского, который попытался предотвратить Январское восстание.

В Галиции сторонники ненасильственных методов отстаивания польских интересов в основном действовали в политической области. Это выражалось в лояльном сотрудничестве польской аристократии и шляхты с австрийскими властями в обмен на политические уступки, плодами которых пользовались не только эти общественные группы.

Наибольшего общественного влияния последователи теории движения к независимости путем наращивания экономической мощи добились в прусской части Польши. В их ряды были вовлечены крупные землевладельцы, предприниматели, священники, ремесленники, рабочие и крестьяне, т.е. все общественные слои. В этом регионе широкое распространение получили идея общенационального единства, национальный и социальный солида-ризм, позволявшие полякам успешно противостоять политике германизации.

Торжество взглядов, распространяемых противниками вооруженной борьбы за независимость, произошло не сразу после поражения восстания 1863—1864 гг. Проиграв в военном столкновении с регулярной русской армией, апологеты восстания некоторое время рассчитывали на благоприятный для польского вопроса поворот в международных отношениях. Сначала надежды на актуализацию польского вопроса они связывали с Австрийской империей. Однако преобразование в 1867 г. этого государства в дуалистическую монархию после проигранной войны с Пруссией лишило поляков венгерского союзника. С этого момента и вплоть до гибели Австро-Венгрии правящие круги Будапешта были против повышения статуса поляков до уровня двух господствующих наций и превращения империи в триал истическую. Настоящее потрясение, сравнимое по силе лишь с реакцией на поражение Январского восстания, вызвал исход франко-прусской войны и объединение Германии. С 70-х гг. официальный Париж, прежде неоднократно делавший пропольские жесты, окончательно утрачивает интерес к польским делам.

В результате вышеназванных причин в период 70-х — начала 90-х гг. не наблюдалось каких-то ярких демонстраций польского национально-освободительного духа. Современникам даже казалось, что польское общество погрузилось в глубокий сон и никогда больше не проснется. На самом же деле это было время смены не только поколения, но и идеологического багажа, годы поиска новых идей, способных дать ответ на старые и новые проблемы польского общества, глубокой переоценки ценностей.

Нужны были новые общественные силы, способные заменить сходящую с политической авансцены шляхту и справиться с встающими перед поляками проблемами. Интеллектуальный поиск велся как в эмиграции, так и в стране.

Послеповстанческая эмиграция 60-х гг. была немногочисленной и маловлиятельной. Возникавшие организации не отличались долговечностью и имели крайне ограниченную сферу влияния. Многие эмигранты, не видя перспектив решения польского вопроса, возвращались на родину. Так поступил, например, лидер сил, объединенных вокруг «Отеля Ламбер», князь В. Чарто-рыйский, принявший в 1873 г. австрийское подданство и поселившийся в Кракове. Другие находили вдохновение в новых политических теориях, в это время широко распространявшихся на Западе, и прежде всего в социализме и национализме. Это были совершенно противоположные по своим основам доктрины. Социалисты свои планы связывали с пролетариатом, главным, по их мнению, общественным классом, националисты выступали от имени всего народа. Распространению этих идей способствовал быстрый рост численности и активности пролетариата, с одной стороны, и национального самосознания все более широких слоев польского общества, а главное крестьянства, — с другой.

Уже в 1865 г. была создана Польская секция I Интернационала в составе нескольких десятков человек. Поляки приняли участие в Парижской Коммуне, а Я. Домбровский одно время даже был главнокомандующим ее войск и погиб на баррикадах. Но заметную пропагандистскую и организаторскую активность сторонники социализма проявляют лишь с конца 70-х гг., в основном в Галиции (Б. Лимановский), Царстве Польском (Л. Варынь-ский) и эмиграции (газета «Рувносць» — «Равенство»).

В 1882 г. в Царстве Польском Варыньским была основана Международная социально-революционная партия «Пролетариат» (I (Великий) «Пролетариат»), в качестве программной цели выдвинувшая борьбу за социальное освобождение трудящихся и готовая взаимодействовать с российским революционным движением. После ряда арестов руководителей и активистов в 1883— 1884 гг. партия прекратила свое существование.

Важным рубежом в развитии польского социалистического движения стало начало 90-х гг., когда были созданы социалистические партии в немецкой (1890 г. — Товарищество польских социалистов, с 1893 г. — Польская социалистическая партия прусской части), австрийской (1892 г. — Галицийская социально-демократическая партия, с 1897 г. — Польская социально-

демократическая партия Галиции и Тешинской Силезии) и русской (1892 г. — Польская социалистическая партия (ППС), 1893 г. — Социал-демократия Королевства Польского, с 1900 г. — Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) частях польских земель. Все они выступали в защиту политических и экономических прав рабочих, признавали социализм в качестве конечной цели борьбы, но различались подходом к национальному вопросу. СДКПиЛ в отличие от других партий не считала задачей пролетариата борьбу за национальную независимость, полагая, что с победой социалистической революции в Европе национальный вопрос отпадет сам по себе. Она выступала за тесное взаимодействие с рабочим движением других народов Австро-Венгрии, Германии и особенно России.

Идеи современного национализма, получившие во второй половине XIX в. широкое хождение в Европе, также нашли своих горячих последователей в польских землях и среди эмигрантов. В Царстве Польском их пропагандой занялся в 1886 г. еженедельник «Глос»(«Голос»). В 1887 г. в Швейцарии эмигрантами была создана «Лига Польская». В это же время возникают родственные организации в Галиции и прусской части польских земель. В 1893 г. «Лига Польская», которую к этому времени возглавили деятели молодого поколения (Роман Дмовский (1864—1939), 3. Балицкий, Я. Поплавский), свободные от повстанческого романтизма, была преобразована в «Лигу Народовую» («Национальная Лига»), поставившую во главу своей деятельности сплочение всех поляков, независимо от социального положения, для борьбы за восстановление национальной государственности. Помимо пропаганды классового солидаризма члены Лиги занимались распространением настроений ксенофобии, особенно активно эксплуатируя антисемитизм. Укрепление Лиги произошло на антирусской основе при ориентации на австро-германский союз.

В 1897 г. члены «Национальной Лиги» создают Национально-демократическую партию в Царстве Польском, в 1904 и 1905 гг. такие же партии возникают соответственно в польских землях Пруссии и Австрии. Национальные демократы (эндеки) полагали, что путь к независимости Польши лежит не через социальную революцию, как считали социалисты, а через политические перевороты национального характера, которые обязательно должны произойти в Европе. Основную свою задачу они видели в сплочении польского народа, в его политическом и национальном просвещении, чтобы он мог воспользоваться результатами этих переворотов. Национальные демократы очень скоро стали основной буржуазной партией современного типа.

Эндеками велась интенсивная пропагандистская работа, были созданы многочисленные организации, охватывавшие своим влиянием даже гимназии.

Политическая организация польского общества не ограничивалась в конце века только партиями, исповедовавшими социалистическую и национальную идеологию, хотя они были самыми влиятельными и действовали во всех польских землях.

Результатом совместной деятельности прогрессивно настроенной интеллигенции и более образованных и зажиточных крестьян стало создание в 1895 г. в Галиции крестьянской партии (Стронництво людовое), выдвинувшей требования защиты интересов крестьянства, демократизации общественной и политической жизни, восстановления национальной независимости. До начала первой мировой войны крестьянское движение концентрировалось в основном в Галиции, в других землях оно не приобрело более прочных организационных форм.

На рубеже веков в Силезии и Царстве Польском набирает силу христианско-демократическре движение, ставившее своей целью реализацию социальной доктрины католической церкви. Особое влияние оно имело среди мелкой буржуазии и части рабочих, активно действовало в профсоюзном движении.

Новые партии и идеи постепенно теснили из общественной жизни консерваторов, последователей теории «позитивной работы», «угодовцев» и «реалистов» (сторонников соглашения с метрополиями в обмен на уступки полякам). Создание современных политических партий, ориентировавшихся на массовую социальную базу, открывало более благоприятные условия для отстаивания национальных интересов и защиты прав польского народа. С этой целью широко использовались парламентские трибуны Австро-Венгрии, Германии, а затем и России, периодическая печать, митинги, демонстрации, стачки, акции протеста против ассимиляторской политики Германии и России и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: