Образование Австро-Венгрии. Конституция 1867 г

Заключение австро-венгерского Соглашения в 1867 г. привело к тому, что Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгрию. Единое абсолютистское государство превратилось в двуединое. Формой государственного правления стала дуалистическая монархия, состоящая из двух парламентских монархий, которые сохраняли суверенитет и имели для обоих государств единого монарха — конституционного короля для Транслейтании (земли венгерской короны включали королевства Венгрию, Хорватию и Славонию), императора для Цислейтании, австрийской части монархии.

Для ведения «общих дел», определенных в «Законе о «Соглашении»«, были образованы три общих министерства (иностранных дел, военное и финансов) и общее представительство, составленное из делегаций по 60 человек от обоих парламентов. Государственные расходы были поделены между Австрией и Венгрией в соотношении 70: 30 (в течение 10 лет объединенная комиссия, обладающая совещательными правами, должна была участвовать в распределении доходов). Обе страны независимо друг от друга осуществляли управление, судебную деятельность, а также самостоятельно решали большинство финансовых и хозяйственных вопросов, находящихся под контролем своих

парламентов. Габсбургская монархия сохранялась как единая территория в таможенном отношении, с единой системой денежных знаков. Финансовые обязательства сторон, как и принципы финансовой и экономической политики, должны были согласовываться каждые 10 лет.

Превращение Цислейтании в конституционное парламентское государство выражалось в принятии целого ряда государственных законов, которые составили Декабрьскую конституцию 1867 г., вводившую буржуазные по существу и конституционные по форме порядки. При этом, несмотря на деятельность парламента, ставшего действительно органом законодательной власти, император сохранял полномочия в значительной мере абсолютистского характера.

Наиболее далеко идущие последствия имел 14-й параграф Конституции, согласно которому правительство фактически могло управлять государством в обход парламента.

Конституция 1867 г., с одной стороны, признавала за всеми землями полноту государственной власти, а с другой — рассматривала их лишь как «историко-политические индивидуальности». Это означало, что все 17 королевств и земель внутри самой Цислейтании представляли отдельные государственные единицы, не связанные между собой, но объединенные представительством в рейхсрате.

О буржуазно-демократическом потенциале Конституции 1867 г. свидетельствовало провозглашение политических прав и свобод, в частности единого государственного гражданства, равенства граждан перед законом, свободы передвижения, неприкосновенности личности, сохранения тайны переписки, права петиций, собраний, союзов, свободы совести, науки, выбора профессии, права на защиту национальных интересов. Приобрело силу закона требование буржуазии о введении всеобщей воинской повинности, были проведены реформы налоговой системы, управленческого аппарата, школьного дела, признан гражданский брак.

Конституция заявляла о правах наций лишь в самом общем виде. Она признавала автономию за землями, как правило, населенными различными народностями, имевшими собственные законодательные учреждения — сеймы. Но последние обладали весьма узкими правами и занимались делами местного уровня. К их компетенции относились: выработка земского устава, избирательных законов, регулирующих выборы в сейм, общинные дела, образование, за исключением университетского, вопросы, касающиеся обработки земли, строительства и содержания путей сообщения местного значения и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: