Ф. Бопп

Факультет Пищевых технологий,декан– д.т.н., профессор Абдували Джабарович Тошев.

Октября 2007 г. – Химический факультет, декан – д.х.н., профессор Вячеслав Викторович Авдин.

IV этап – Южно-Уральский государственный университет: отвечая на вызовы времени

Июля 1996 г. – факультет физической культуры и спорта,декан доктор педагогических наукЮ.М. Чернецкий.

Июнь 1995 г. – факультет Сервиса и легкой промышленности,декан к.т.н., профессорТ.Н. Третьякова.

Сентябрь 1994 г. – Коммерческий факультет, декан кандидат экономических наук, профессор В.Е. Лопатина

III этап(31 октября 1990 – 18 ноября 1997) – Челябинский государственный технический университет – Шаг вперед к новому веку и новым достижениям

II этап (1951 – 31 октября 1990) – Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола: становление фундамента

26 апреля 1949 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 1671 об организации в 1951 году Челябинского политехнического института (ЧПИ) на базе ЧММИ путем его объединения с Челябинским институтом механизации и электрификации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ) (сегодня это Челябинская государственная агроинженерная академия). Постановление было подписано И.В. Сталиным. Однако 23 июня 1950 года вышел приказ о том, что ЧИМЭСХ сохраняет статус самостоятельного вуза, а Челябинский механико-машиностроительный институт реорганизовывался в Челябинский политехнический институт.

С 1951 по 1962 год вуз возглавлял Алексей Яковлевич Сычев, кандидат экономических наук. До назначения ректором ЧПИ он был деканом инженерно-экономического факультета Уральского политехнического института, а потому многие традиции этого вуза стали частью традиций ЧПИ.

К двум уже существующим факультетам (Механикотехнологический и Танковый)добавляются новые факультеты:

- Энергетический факультет (1 сентября 1951 г.),

- Металлургический (7 февраля 1952 г.),

- Инженерно-строительный (1 сентября 1952 г.) (переименованный в 1992 году в Архитектурно-строительный).

При Сычеве начинается активное строительство института и студгородка.

- В 1951 для строительства вуза было создано строительно-монтажное управление «Челябвузстрой», которое развернуло работу по возведению первой очереди зданий ЧПИ (главный корпус и два общежития). Авторами проекта были московские архитекторы А.П. Луконин и А.Н. Соковнин.

- 14 апреля 1952 года студентами и преподавателями Автотракторного факультета заложен фундамент первого здания ЧПИ – теплотехнический корпус. Вскоре началось строительство первого студенческого общежития по улице Коммуны. Уже через 2 года эти объекты были приняты в эксплуатацию.

- В 1956 начались занятия в левом крыле главного корпуса ЧПИ, окончено строительство общежития №2, ведется строительство жилого дома для профессорско-преподавательского состава. В институте организован первый строительный отряд.

- В 1959 вступило в строй третье студенческое общежитие, а в 1960 – центральная часть главного учебного корпуса, завершено строительство лабораторного корпуса инженерно-строительного факультета, пущен в эксплуатацию оздоровительный центр «Березка».

В 1952, через год после первой реорганизации вуза, уже можно было говорить о впечатляющих результатах: согласно документам ЧПИ установил прочные деловые и научные связи с ведущими промышленными предприятиями Челябинской и Свердловской областей, успешно развивалось сотрудничество с Челябинским Тракторным Заводом, Челябинским кузнечно-прессовым заводом, Уральским автомобильным заводом, Челябинским Металлургическим Заводом, Челябинским Трубопрокатным Заводом. В вузе проводятся «Дни науки», на которых зачитывались отчеты о научных достижениях и новых разработках. Вуз расширил тематику научных исследования, укрепил материально-техническую базу, кадровый потенциал.

В 1955 создан спортивный клуб. В институте действует Российское оборонно-спортивное техническое общество (ДОСААФ). Впоследствии будет построен Дворец спорта, сооружено хоккейное поле, легкоатлетический манеж, начнутся массовые спортивные занятия в сосновом бору. Легкоатлетические кроссы надолго войдут в традицию.

В 1956-1957 годах состоялась первая в истории института спартакиада по 8 видам спорта. В вузе сформировались сильные спортивные коллективы, которые представляли Челябинск и Челябинскую область на соревнованиях различного уровня. В 1957 году также состоялась первая эстафета на призы газеты «Политехнические кадры», о которой подробнее мы скажем далее. 7 марта 1957 года спортсмены ЧПИ побывали на спартакиаде в Казани. Заложена традиция спортивных встреч ЧПИ с другими вузами Урала и Сибири.

В 1956 г. выпускник ЧПИ, инженер-механик Владимир Лощилов стал первым южноуральцем, принявшим участие в Олимпийских играх (Мельбурн, Австралия). Также он становился призером по толканию ядра, чемпионом СССР в 1957 и 1958 годах, обладателем Кубка Европы в 1960 г. Параллельно занимался наукой в ЧПИ и в начале 60-х ушел из спорта. Окончил аспирантуру МГТУ им. Баумана, является автором научного открытия №181 о наличии собственных напряжений в костях человека и животных (1970). После смерти Лощилов был признан основателем научной школы «Ультразвуковые технологии в хирургии».

В 1964 г. бронзовым призером Олимпийских игр в Токио становится Таисия Ченчик, студентка энергетического факультета ЧПИ, впоследствии преподаватель кафедры теоретических основ электротехники до переезда в Москву. Ченчик – четырехкратная рекордсменка СССР по прыжкам в высоту, чемпионка Европы, победительница 6 матчей СССР-США по прыжкам в высоту.

В 1968 г. участие в Олимпийских играх в Мехико приняли студенты ЧПИ Геннадий Кондрашов и Вера Попкова.

С 6 декабря 1956 г. начинаетвыходить собственная газета ЧПИ «Политехнические кадры». Сегодня это всем известная и регулярно выпускаемая газета «Технополис». Её первым редактором стал кандидат исторических наук, член Союза журналистов СССР Сергей Владимирович Тулинский. В первом номере газеты рассказывалось о новом методе вибродуговой наплавки, применение которого обсуждалось на научно-практической конференции.

Коллектив газеты неоднократно становился победителем общесоюзных конкурсов и фестивалей. Редакция газеты руководила работой отделения журналистики и фотоискусства факультета общественных профессий, проводила смотры-конкурсы стенгазет, профессиональный разбор выпусков. С 1962 при редакции работала школа молодого журналиста под руководством Л. К. Битеевой, воспитавшей 9 поколений студенческих корреспондентов. И по сей день публикации «Технополиса» становятся лауреатами и победителями различных журналистских конкурсов.

31 декабря 1956 в эфир вышла институтская радиогазета. А в 1959 приступило к работе «Радио ЧПИ». С февраля 1960 в ЧПИ действует собственная типография.

С августа 1956 года организовывались выезды студентов на целину. Еще с 1944 года студенты преподаватели и сотрудники института выезжали в село и помогали в уборке овощей и картофеля. А с 1959 года для оказания помощи по уборке зерновых Автотракторный факультет готовил студентов-механизаторов, которые трудились в совхозах Брединского и Варненского районов.

5 августа 1957 альпинисты В. Самохвалов, М. Левитин, А. Рябухин совершили восхождение на одну из безымянных вершин Тянь-Шаня высотой 4420 м и дали ей название – «Пик ЧПИ». До 1972 года альпинистскую секцию ЧПИ возглавлял А.Г. Рябухин. При нём спортсмены неоднократно получали медали первенства СССР за покорение горных вершин.

В 1957 году были открыты Механический и Приборостроительный факультеты. В 1958 году вечернее отделение реорганизовано в самостоятельный Вечерний факультет.

Для подготовки научных и преподавательских кадров в марте 1962 года при ЧПИ создан Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Машиноведение, системы приводов и детали машин», «Тепловые двигатели», «Колесные и гусеничные машины».

19 декабря 1962 г. в диссертационном совете ЧПИ прошла защита докторской диссертации М.Ф. Балжи заведующего кафедрой «Колесные и гусеничные машины» (с 1953 г.), декан Автотракторного факультета ЧПИ, который стал первым «собственным» доктором наук (тема диссертации – «Инерционный бесступенчатый трансформатор крутящего момента»). Первым кандидатом наук стал старший преподаватель кафедры «Станки и инструменты» В.Н. Петров, который 16 мая 1962 года защитил диссертацию на тему «Исследование процесса охлаждения режущих инструментов тонкораспыленными жидкостями».

К 1962 году, когда был открыт отдел аспирантуры ЧПИ, в университете велась подготовка научно-педагогических кадров на кафедрах «Станки и инструменты», «Физическая химия», «Строительные конструкции», «Гироскопические приборы и устройства», «Водоснабжение и канализация» и других. За годы существования аспирантуры защищено более 400 докторских и более 4000 кандидатских диссертаций.

В августе 1962 произошла смена ректора ЧПИ. До 1985 г. им являлся Виталий Васильевич Мельников, работавший до этого деканом радиотехнического факультета Уральского политехнического института им. С.М. Кирова.

В этот период формируются традиции художественного творчества и культурной сферы в институте. 1 апреля 1963 организован институтский студенческий театр эстрадных миниатюр, впоследствии выросший в муниципальный камерный театр «Манекен» (с 1992 г.) и студенческий театр-студия «Манекен» при ЮУрГУ.Театром в разное время руководили профессиональные режиссеры Анатоли и Борис Морозовы, Юрий Бобков, Владимир Филонов.

В мае 1968 был проведен первый студенческий фестиваль «Весна ЧПИ», который стал традиционным и ежегодно с большим размахом проводится до сих пор под названием «Весна ЮУрГУ». На сегодняшний день фестиваль достиг уровня международного фестиваля и собирает лучшие студенческие коллективы и сам показывает выдающиеся результаты.

В 1968 году ЧПИ было присвоено имя Ленинского комсомола.

В то время для решения научных задач, а также для обучения студентов в ЧПИ использовалась самая передовая вычислительная техника. Уже в декабре 1963 г. в ЧПИ вводится в эксплуатацию ламповая ЭВМ «Урал», позднее – «Стрела», а также полупроводниковые ЭВМ «Мир-2», «М-222». С 15 декабря 1974 инженерно-технические расчеты производятся на ЭВМ III поколения ЕС-1020 (Единая система электронно-вычислительных машин), впоследствии в институте использовалась модель ЕС-1060. Вычислительная техника тогда занимала холл корпуса 3б и часть аудиторий. Несмотря на ее громоздкие размеры, данное оборудование позволяло осуществлять точные экономические и инженерно-технические расчеты и использовалось в учебном процессе.

В 1975 на базе ЧПИ сформирован межвузовский вычислительный центр. В феврале этого же года организован Совет ветеранов войны и труда. Открылся факультет повышения педагогической квалификации преподавателей. 18 июня 1976 принято решение об открытии М узея института.

В это время также была заложена традиция посвящения первокурсников в студенты на площади перед главным корпусом вуза. Тогда вчерашним абитуриентам, как и сейчас, вручался ключ знаний, их первый в жизни студенческий билет и доброе напутствие.

С самого начала существования вуза складывались научные школы и лаборатории, которые ориентировались на решение оборонных (в военное время), а затем народно-хозяйственных задач. В отчете о научно-исследовательской работе ЧПИ за 1979 год говорится о том, что в институте функционирует одна проблемная лаборатория (Новые технологические процессы прокатки), 12 отраслевых лабораторий (динамики теплофизических процессов, ОНИЛ Стали, организации экономики строительства, ОНИЛ НОТиУ, технологии литейных процессов, высокопроизводительных методов обработки, динамики конструкции, очистки промышленных вод, ОНИЛ «Резанье», гидродинамики многофазных систем, транспортных дизелей, электропривода и автоматизации производственных процессов), 12 лабораторий, созданных по приказу ректора. Позднее были открыты проблемная лаборатория систем управления и лаборатория радиоэлектроники, которая впоследствии стала Научно-исследовательским институтом цифровых систем.

Ведущие отраслевые и проблемные лаборатории вуза:

1. Научная школа сварки формируется в начале 60-ых гг. В 1965 году создана отраслевая лаборатория сварки, основная задача которой – организация и проведение научных исследований в области работоспособности и сварных конструкций и сварочных технологий. Также организована научно-отраслевая лаборатория сварных конструкций и сварочных процессов. Научным руководителем данных подразделений был Оскар Александрович Бакши, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д.т.н., профессор. Научная школа сварки принимает участие в решении государственных программ по развитию науки, техники и технологий, по обеспечению безопасной эксплуатации и повышению надежности магистральных трубопроводов.

2. В 1968 году на кафедре «Технология машиностроения» создано научное направление «Автоматизированное управление в технологии машиностроения» под руководством д.т.н., профессора Станислава Николаевича Корчака. (слайд 63: «Корчак») Им опубликованы 2 монографии, учебник для вузов, разработано 4 государственных стандарта, изданы 19 справочников – «Общемашиностроительные нормативы режимов резания для нормирования работ на металлорежужщих станках». В результате многолетних работ в издательстве «Машиностроение» вышел новый справочник «Режимы резания для токарных станков и сверлильно-фрезерно-расточных станков с числовым программным управлением» под редакцией Гузеева.

На кафедре «Станки и инструменты» под руководством д.т.н., профессора Давида Константиновича Маргулиса в начале 70-ых гг. основано научное направление «Процессы протягивания и протяжной инструмент». В 1975 г. образована отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Резание металлов» для специализированного выполнения заказов Министерства оборонной промышленности.

В это же время Вилен Васильевич Матвеев, д.т.н., профессор возглавил научное направление, связанное с точностью резьбообработки мерными инструментами. В.В. Матвеев занимался исследованием и разработкой методики размерного анализа технологических процессов в машиностроении с целью обеспечения заданной точности обработки деталей на станках. Основные положения этой методики были изложены Виленом Васильевичем на международном симпозиуме в г.Торонто (Канада).

3. Научная школа бесступенчатых импульсных механических передач сложилась в 50-е гг. на кафедре «Гусеничные машины» ЧПИ под руководством Михаила Федоровича Балжи. До 1953 г. Балжи работал на ЧТЗ над созданием гусеничных тракторов С-100 и Т-130. Он является автором проекта тяжелого танка ИС-3, на котором впервые применена форма передних броневых листов в виде «корабельного носа». Принимал активное участие в создании тяжелого танка послевоенного поколения Т-10 и плавающего танка ПТ-76.

4. Научная школа Ивана Ивановича Вибе по исследования и анализу процессов, составляющих рабочий цикл поршневой тепловой машины. Вибе вывел уравнение для описания скорости сгорания углеводородного топлива. Предложенное им выражение для описания процессов выделения теплоты в двигателях впоследствии получило название закона выгорания И.И. Вибе. Одним из достоинств уравнения является его простота: в уравнение входит малое число параметров, которые имеют определенный физический смысл. Результаты своей работы Вибе опубликовал в книге «Новое о рабочем цикле двигателей» (1962 г.), которая в 1970 г. была переведена на немецкий язык и издана в Германии.

5. Научная школа сталеплавильщиков зародилась в 1952 г. на кафедре металлургии стали в ЧПИ, организованной Александром Николаевичем Морозовым. В 1958 г. Морозов организовал в Челябинске научно-исследовательский институт металлургии. Под его руководством ученые института выявили причину образования дефекта слитка в дуговых вакуумных печах и внедрили меры борьбы с ним, обогнав на несколько лет зарубежные страны; проводили комплекс работ по машинной огневой зачистке стали. Под руководством Морозова была разработана программа развития электросталеплавильного производства крупнотоннажных дуговых сталеплавильных печей. Морозов издал книгу «Современное производство стали в дуговых печах».

В 1959 году на должность заведующего кафедрой металлургии стали был избран Давид Яковлевич Поволоцкий. Он продолжает исследовании электросталеплавильных процессов и конвертерного производства стали. Результаты исследований он излагает в научных монографиях («Выплавка легированной стали в дуговых печах», 1987г.; «Устройство и работа сверхмощных дуговых сталеплавильных печей», 1990 г.; «Термодинамика раскисления стали», 1993 г. и др.).

6. Научная школа физической химии высокотемпературных расплавов, основанная членом-корреспондентом РАН, доктором химических наук, профессором Германом Платоновичем Вяткиным. Научно-исследовательские работы в области экспериментальной металлургии посвящены изучению использования на металлургических заводах Южного Урала железорудного сырья. На основе физики расплавов были усовершенствованы технологии доменной плавки, проводились исследования доменных процессов и путей их интенсификации.

7. Научная школа «Физическая химия металлургических систем и процессов» доктора технических наук Владимира Александровича Кожеурова. Статистическая теория ионных растворов, разработанная Кожеуровым, широко используется при описании термодинамических свойств металлургических расплавов, а также для моделирования процессов в металлургических системах. Теория излагается во всех отечественных учебниках и монографиях по теории металлургических процессов. Ученик Кожеурова Геннадий Георгиевич Михайлов продолжает исследования и разрабатывает метод термодинамического анализа многокомпонентных систем, позволяющий прогнозировать распределение элементов между ее фазами. Его докторская диссертация стала основой нового научного направления в теории металлургических процессов.

8. В 1970 году на кафедре «Обработка металлов давлением» создана проблемная лаборатория «Новые технологические процессы прокатки». Основателем научной школы прокатчиков является Владимир Николаевич Выдрин. Вклад научной школы в отечественную и мировую науку заключается в следующем: разработана энергетическая теория взаимодействия валков и полосы при прокатке, получившая широкое признание, создана современная теория процесса непрерывной прокатки, разработаны принципиально новые процессы «прокатка – ковка» и «прокатка – волочение», создана методология и оборудование для пластометрических исследований механических свойств металлов и сплавов. В результате лицензия на использование технологии, разработанной В.Н. Выдриным, была куплена за рубежом.

8. Отраслевая научно-исследовательская лаборатория, созданная на кафедре летательных аппаратов В.П. Макеевым в рамках научной школы морского ракетостроения. Силами ученых лаборатории были созданы малогабаритная пусковая установка, утопленный двигатель, осуществлена плотная компоновка ракеты с использованием вафельных оболочек. Эти и другие изобретения открыли перспективу к созданию новых пусковых установок, стали отличительной чертой всех морских комплексов. Результаты исследований школы Макеева позволили создать отечественные баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ Р29РМ, Р-29РМУ1,Р-29КУ-02 и др.) с характеристиками, превосходящими зарубежные аналоги.

9. Челябинская научная школа по вопросам динамики теплофизических процессов была создана под руководством Ивана Ивановича Морозова, заведующего кафедрой №1Механического факультета (сегодня – кафедра «Двигатели летательных аппаратов»). В 1966 г. создана Отраслевая лаборатория динамики теплофизических процессов, которая под руководством Морозова принимала активное участие в решении проблем, возникающих при проектировании ракет морского базирования. По результатам научных исследований Морозов в соавторстве с В.А. Герлигой написал монографию «Устойчивость кипящих аппаратов», в которой систематически изложен предложенный им метод расчета на устойчивость, вошедший позднее в государственный стандартрасчета парогенерирующих зон ядерных реакторов.

10. Научная школа прочнистов и кафедры сопротивления материалов, основанная Давидом Ароновичем Гохфельдом. Одним из результатов многолетней исследовательской работы кафедры стал уникальный справочник «Механические свойства сталей и сплавов при нестационарном погружении», подготовленный Гохфельдом в соавторстве с другими учеными Челябинска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Научные направления школы Гохфельда – это разработка методов обеспечения термопрочности конструкций, создание принципиально новых технологических процессов формоизменения, развитие компьютерной механики и др.

11. Научно-исследовательская лаборатория строительных конструкций под руководством Александра Александровича Оатула. Основным научным достижением Оатула в развитии теории железобетона является выдвижение и разработка принципиально важных положений теории сцепления арматуры с бетоном. С 1971 г. по инициативе Оатула развивается новое направление исследований, основанное на численных методах моделирования объектов строительства, а также разработка основ расчета железобетонных конструкций методом конечных элементов с учетом действительных свойств бетона. Впоследствии эти научные разработки позволили выполнить работы по расчету и конструированию таких объектов, как конструкция главного корпуса ЮУрГУ, покрытие конькобежной дорожки «Уральская молния», 25-ти и 16-тиэтажные здания в Челябинске и др.

12. Лаборатория электропривода и автоматизации производственных процессов, научный руководитель – д.т.н. Рафаиз Хазеевич Гафиятуллин. Основные направления исследований лаборатории – разработка современного регулируемого электропривода буровых станков, создание средств контроля и управления процессом бурения. При научном руководстве Гафиятуллина создана система управления зенитным вооружением танков, которая обеспечивает высокоточное поражение воздушных и наземных целей. Этой системой вооружен танк Т-80У. Система получила широкое признание не только отечественных, но и зарубежных специалистов.

13. Отраслевая научно-исследовательская лаборатория для создания испытательного оборудования ракетно-космической техники на базе научной школы «Системы автоматического управления», созданная Георгием Севировичем Черноруцким. В 1962 году Черноруцкий опубликовал монографию «Электромеханические системы автоматического регулирования». Это одна из первых книг СССР, посвященная анализу и расчету электромеханических систем автоматического регулирования и предназначенная для инженерно-технических работников.

14. Научно-исследовательская лаборатория «Электрон» для проведения НИР и ОКР научной школы радиоинженеров на приборостроительном факультете ЧПИ под руководством Виталия Васильевича Мельникова. На базе НИЛ «Электрон» создана проблемная лаборатория «Протон» по созданию цифровых радиотехнических систем нового поколения; в 1987 на базе «Протона» создан Научно-исследовательский институт цифровых систем. В НИЛ «Электрон» осуществлялась разработка цифровых технологий обработки радиосигналов для средств радиоэлектронного подавления (РЭП) и радиотехнической разведки (РТР). Данные разработки впоследствии были внедрены в серийную аппаратуру («Миг», «Су» и др.). Эти технологии стали стандартом средств радиоэлектронной борьбы для всех видов вооружения.

Продолжается строительство зданий института. В 1962 г. состоялось открытие Актового зала на 1100 мест. В 1965 году было завершено строительство второго учебного корпуса ЧПИ и сдано в эксплуатацию общежитие №6. В 1974 силами студенческого проектно-конструкторского бюро построено здание студенческого научного центра.

С 1985 года в связи с началом правления М.С. Горбачева и реализацией реформ «перестройки» начинается новый этап в жизни страны. Это не могло не отразиться и на институте. Вуз легко преодолел этап перемен благодаря организаторскому таланту и дальновидности нового ректора ЧПИ Германа Платоновича Вяткина, который руководил вузом без малого 20 лет.

Герман Платонович Вяткин – доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, действительный член Международной академии высшей школы, член президиума Уральского отделения РАН, вице-президент Союза ректоров высших учебных заведений РФ, председатель Союза ректоров вузов Челябинской области, член межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике при правительстве РФ. Это человек широких прогрессивных взглядов, при котором вуз приобрел новое лицо и вышел на новый этап развития.

Подводя итог второго этапа, отметим, что к тому времени вуз сформировался таким образом, что по структуре факультетов и уровню научно-образовательной деятельности представлял собой аналог Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Это говорит о том, что ЧПИ не был рядовым провинциальным институтом и не уступал по уровню научно-образовательной подготовки столичным университетом.

ЧПИ преодолел трудности, связанные с «перестройкой» и коренными переменами, происходившими в обществе. Он быстро смог адаптироваться к изменившимся требованиям времени, к рыночным условиям деятельности. Как и раньше, уже по традиции, трудности не навредили вуза, а только подтолкнули его к новому прорыву. В связи с новыми запросами общества и рынка труда, институт переходит к подготовке специалистов по новым направлениям: экономистов, юристов, управленцев, лингвистов, психологов. Постепенно складывается структуру учебного заведения, в которой переплетаются три направления науки и образования: техническое, естественнонаучное и гуманитарное. Все это обосновывает совершенно правомерную трансформацию вуза из института в университет в 1990 году.

31 октября 1990 года Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию ЧПИ им. Ленинского комсомола переименован в Челябинский государственный технический университет (ЧГТУ).

До перестройки министерство образования оказывало существенную финансовую поддержку той части высшей школы, которая готовила кадры для оборонного комплекса. Но с началом реформ Горбачева структура экономики начала резко меняться, вузам приходилось учиться жить в условиях формирующегося рынка. Возникла потребность в специалистах гуманитарного направления: финансистах, бухгалтерах, экономистах, юристах, лингвистах, историках, психологах – то есть специалистах в тех областях, подготовка в которых ограничивалась административными и идеологическими методами. Технические вузы тогда уже осознали необходимость фундаментальной подготовки специалистов в области естественно-научного образования и поднятия культурного уровня студентов.

Преобразование ЧПИ в государственный университет, развивающийся в соответствии с современной концепцией технического образования, способствовало образованию новых факультетов и направлений подготовки специалистов. Перед обновленным вузом стояли задачи:

- сформировать универсальную структуру и отвечать на любые запросы рынка образования и труда,

- стать крупной экономической единицей,

- стать мощным научным центром, генератором новых идей и технологий.

В начале 90-ых годов Герман Платонович Вяткин принял участие в разработке научных основ системы университетского технического образования и сформулировал концепцию технического образования в ЮУрГУ, за которую в 1998 г. Вяткин был награжден премией Президента РФ в области образования.

13 апреля 1992 образован факультет Экономики и управления. Его первый декан – доктор экономических наук, профессор Александр Кузьмич Тащев.

В том же 1992 г. появился Международный факультет, деканом которого стал доктор экономических наук, профессор Владимир Петрович Горшенин.

В 1992 г. факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов, созданный еще в 1987 г., переименован в факультет Экономики и предпринимательства. Деканом факультета назначен доктор экономических наук, профессор В.А. Киселева. В 1994 г. еще одно переименование: факультет называется «Экономика и право». Но в 2003 г. возвращено старое название («Экономика и предпринимательства»).

1992 – Инженерно-строительный факультет (образованный 2 февраля 1952 г.) переименован в Архитектурно-строительный факультет. Декан факультета (с 1986 г.) – Владимир Васильевич Спасибожко, к.т.н., профессор.

В 1993 открыт Социально-гуманитарный факультет, деканом которого становится доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой «История КПСС» Мая Николаевна Евланова. С 1998 года деканом факультета являлся доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «История» Виктор Сергеевич Балакин. В этом же году был сформирован отдел глобальных сетевых технологий и отдел международных связей.

1 июля 1995 год – военная кафедра, существующая с 1944 г., преобразована в Факультет военного обучения.

В 1996 образован первый в истории образования на Южном Урале факультет Психологии, декан доктор педагогических наук, профессор Н.А. Батурин.

1996 г. – факультет Прикладной математики и физики, деканом которого был избран доктор химических наук, профессор Юрий Геннадьевич Измайлов, проректор по учебной работе с 1997 года.

10 июня 1997 года состоялось первое заседание комиссии по реконструкции главного корпуса университета, строительные работы начались в 1999 году. Этот проект был запущен по инициативе Германа Платоновича Вяткина. В течение 4 лет были надстроены 2 этажа, башня и шпиль. Проект осуществлялся специалистами института «Челябинскгражданпроект». Сегодня ЮУрГУ занимает второе место в списке самых высоких зданий Челябинска. Его высота составляет 86 метров.

1997 – Открытие учебно-спортивного комплекса (переместить туда фотографию УСК в презентации)

18 ноября 1997 Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ №2307 ЧГТУ переименован в ЮУрГУ.

В конце данного этапа университет делает еще один шаг в ходе своего неуклонного развития. Он приближается к уровню инновационного университета, который готовит высококвалифицированных специалистов, предоставляет технические, материальные и моральные (в виде поддержки и одобрения со стороны руководства) возможности для осуществления научных исследований, начинает налаживать крепкие связи с предприятиями реального производства и экономики, помогая тем самым реализовать научные достижения своих ученых и внедрить их на реальном производстве.

Структура, которая была сформирована в университете, являет собой образец структуры универсального вуза, на основе которой формировались в дальнейшем вузы федеральные университеты.

28 мая 2002 г. – Архитектурный факультет, декан – доктор архитектуры, профессор Салават Галиевич Шабиев.

25 июня 2003 г. – Юридический факультет (вышел из состава факультета «Экономика и право»), декан – доктор юридических наук, профессор Владимир Иванович Майоров.

15 октября 2003 г. – Физический факультет, декан – доктор физико-математических наук, профессор Наталья Дмитриевна Кундикова.

15 октября 2003 г.Механико-математический факультет (сегодня – факультет Математики, механики и компьютерных наук), декан – д.т.н., профессор Александр Дмитриевич Дрозин.

23 октября 2002 г. в ЮУрГУ создан Институт открытого и дистанционного образования.

17 августа 2004 г. – Институт дополнительного образования.

В 2001 году открыт радиотелевизионный центр ЮУрГУ. 30 мая 2003 г. подписан приказ «О создании структурного подразделения Телекомпания «ЮУрГУ-ТВ», директором телевомпании назначен Сергей Иванович Гордиенко. 21 декабря 2005 г. открыта учебная радиостудия.

Новый этап развития вуза начинается в 2005 г. со сменой руководства университетом. Г.П. Вяткинстановится президентом ЮУрГУ.

2 октября 2006 г. – Исторический факультет, декан – доктор искусствоведения, профессор Наталья Владимировна Парфентьева.

2 октября 2006 г. – факультет Журналистики, декан – кандидат исторических наук, профессор Людмила Петровна Шестеркина.

31 января 2011 г. – факультет Вычислительной математики и информатики, декан – доктор физико-математических наук, профессор Леонид Борисович Соколинский.

5 мая 2011 г. – факультет Подготовки сотрудников правоохранительных органо в, декан – кандидат исторических наук Владимир Николаевич Майсак.

11 февраля 2010 г. – Институт международного образования.

27 февраля 2013 г. – Институт спорта, туризма и сервиса.

27 февраля 2013 г. – Институт экономики торговли и технологий.

В 2006 г. Региональный центр содействия трудоустройству студентов.

26 октября 2006 – приступило к работе некоммерческое партнерство «Технопарк ЮУрГУ-Полет».

17 января 2008 года ЮУрГУ с рабочим визитом посетил первый премьер-министр правительства России Д.А. Медведев.

Развитие международного образования в ЮУрГУ началось с открытия Школы бизнеса Открытого университета Великобритании на международном факультете (декан В.П. Горшенин). В настоящий момент на факультете реализуются следующие программы Открытого университета Великобритании: «MBA-стратегия», «Менеджмент в действии», «Профессиональный сертификат по менеджменту», «Бакалавр бизнес-администрирования».

В 2010 г. в ЮУрГУ создан и активно развивается Институт международного образования. Основные направления обучения в ИМО:

- Обучение на русском и английском языках, продолжительностью от 1,5 до 2 лет позволяет магистрантам учиться один или два семестра в Университете Кларка, пройти там профессиональную стажировку.

- Реализуются программы академической мобильности по обмену студентами. Программы включенного обучения позволяют студентам ЮУрГУ прослушать часть курса за рубежом в вузе партнере: во многих странах Европы, в Китае, США.

- Совместно с Лаппеэнрантским технологическим университетом (Финляндия) ЮУрГУ реализует совместные образовательные программы подготовки магистров в направлении инновационных энергетических технологий.

- Летние языковые школы во Франции, Чехии, Германии, Китае, Словакии, Финляндии.

С каждым годом в нашем университете все больше иностранных студентов из Вьетнама, Германии, Ирана, Йемена, Китая, Монголии, Турции, Шри-Ланки, Эквадора, а также из стран СНГ: Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины.

Также в ЮУрГУ работает отделение специальных переводов и документов, где осуществляется перевод приложения к диплому о высшем образовании по европейскому образцу. Такой диплом принимается всеми вузами США и признается всеми университетами Европы. Также отделение занимается переводом научно-исследовательских работ и статей для международных конференций, журналов.

Магистерские программы, реализуемые в рамках работы Института международного образования:

- управление в сфере информационных технологий,

- профессиональные коммуникации,

- маркетинговые коммуникации,

- управление человеческими ресурсами,

- государственное управдение.

В ЮУрГУ уже 37 лет работает научно-производственный институт «Учебная техника и технологии». За это время он стал лидером в разработке, производстве и поставке высокотехнологичной учебной техники для вузов, колледжей, техникумов, лицеев России и СНГ. Институт возглавляет профессор, к.т.н. Георгий Илларионович Калягин. На основе учебной продукции института в рамках национального проекта «Образование» на базе ЮУрГУ создано 25 ресурсных центров по базовым направлениям профессиональной подготовки, а также научно-производственный комплекс «Индустрия образования России».

В рамках НИУ было выделено финансирование на обновление уже существующих и создание новых лабораторий института «Учебная техника и технологии». Ежегодно здесь создается 30-40 образцов инновационной продукции, способных конкурировать на глобальном образовательном рынке интеллектуального труда. На 2013 год среди образцов инновационной техники, которой располагает ЮУрГУ, используются:

- тренажер «Машинист крана»,

- тренажер «Машинист экскаватора»,

- тренажер «Пилот самолета»,

- тренажер «Оператор стана горячей прокатки труб» (также внедрен на Синарском трубопрокатном заводе),

- тренажер «Автоматизированная газовая котельная»,

- тренажер «Теплогазодинамика стартового комплекса ракет «Протон» (Байконур),

- тренажер «Автоматизированная макаронная фабрика» (на примере Челябинской макаронной фабрики «Макфа»),

- лабораторный комплекс «Цифровая подстанция».

На сегодняшний день Институтом разработано около 3000 типов лабораторий и их модификаций, в том числе высокотехнологичных (стенды, эмуляторы, модули учебной техники и т.д.) – более 1000. Ежегодно Институт осуществляет около 500-600 поставок своей продукции в различные образовательные учреждения.

В 2005 г. ЮУрГУ включился в реализацию общенационального проекта «Образование». Через два года на конкурсной основе вуз получил федеральный грант на реализацию инновационной образовательной программы «Энерго- и ресурсосберегающие технологии», по результатам которой был признан одним из лучших университетов в России.

В рамках программы «Образование» началось создание Лаборатории суперкомпьютерного моделирования* (руководитель Леонид Борисович Соколинский), научно-образовательных центров «Нанотехнологии»* (руководитель Вячеслав Викторович Авдин) и «Машиностроение»* (руководитель Рамиль Агзамович Закиров), Центр коллективного пользования в энергетике и энергосбережении*.

* Лаборатория суперкомпьютерного моделирования располагает тремя компьютерами: суперкомпьютер «СКИФ-Аврора-ЮУрГУ», вычислительный кластер «СКИФ Урал», вычислительный кластер «Infinity». Суперкомпьютер «СКИФ-Аврора-ЮУрГУ» занимает 87 место в 37-ой редакции рейтинга ТОР-500 и 3-е место в 14 редакции рейтинга ТОР-50.

Цели лаборатории:

- решение задач суперкомпьютерного моделирования для повышения энерго- и ресурсоэффективности высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы;

- взаимодействие и координация с другими центрами и лабораториями суперкомпьютерного моделирования Российской Федерации и зарубежных стран;

- разработка технологий сквозного проектирования с использованием суперкомпьютерных и распределенных вычислительных систем для создания инновационных энерго- и ресурсосберегающих промышленных технологий;

- разработка теоретических и практических основ построения качественно новых высоко-масштабируемых методов и алгоритмов для интеллектуального анализа данных на суперЭВМ транспетафлопного уровня производительности;

- проведение исследований в области методики преподавания современных технологий суперкомпьютерного моделирования.

* НОЦ «Нанотехнологии» создан в мае 2007 года. Целью деятельности центра является формирование современной материально-технической базы для проведения учебных, научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских работ в приоритетных направлениях материаловедения и нанотехнологий, способствующих профессионально-ориентированной подготовке специалистов, конкурентноспособных на международном уровне. В НОЦ используется производственное, аналитическое и испытательное оборудование.

* НОЦ «Машиностроение» создан в 2009 году. Цели деятельности центра:

- Подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда, владеющих знаниями и навыками, необходимыми для производства новых знаний, технологий, товаров и услуг в области машиностроения.

- Организация материально-технического, инженерного, методического и консультационного обеспечения при выполнении лабораторных, курсовых, дипломных, магистерских, диссертационных и других квалификационных работ студентов, аспирантов, докторантов по профильным направлениям машиностроения ЮУрГУ.

- Производство широкого спектра высокоточных и высокотехнологичных опытных образцов для машиностроительных предприятий России (Челябинская, Свердловская, Волгоградская области, республика Татарстан и др.).

- Сотрудничество с НИИ.

В процессе реализации Инновационной образовательной программы «Энерго- и ресурсосберегающие технологии» центром выполняются следующие мероприятия:

- обеспечение различными установками, приборами, высокотехнологичными опытными образцами, необходимыми для научных исследований,

- техническая поддержка в ходе исследований и научных изысканий,

- предоставление оборудования для защиты докторских и кандидатских диссертаций.

* Центр коллективного пользования в энергетике и энергосбережении создан в 2006 году. Целью деятельности центра является методическое и приборное обеспечение научно-исследовательских работ, энергоэффективных проектов в ЖКХ и социальной сфере, создание пилотно-демонстрационных зон апробации перспективных технологий энергосбережения. В рамках центра создан сектор научно-исследовательской и образовательной деятельности, которая располагается в ЮУрГУ и оснащена уникальным оборудованием, которое создано в единственном экземпляре и не имеет аналогов в мире. Также Центр располагает площадкой, образованной совместно с ФГУП «Завод «Прибор», которая обеспечивает функционирование сектора диагностического оборудования.

В апреле 2010 года ЮУрГУ становится одним из 15 вузов России, которым присуждена категория «Национальный исследовательский университет». С этого момента начинается новый период в развитии ЮУрГУ в более жестких условиях конкурентной борьбы рейтингов, глобализации, открытости образовательного процесса, рыночных отношений в сфере интеллектуальных услуг.

В рамках НИУ были дополнительно оснащены суперкомпьютерный центр и НОЦ «Нанотехнологии», определенную доработку получил НОЦ «Машиностроение».

В рамках национального исследовательского университета в ЮУрГУ были созданы новые крупные научно-образовательные центры и лаборатории:

- НОЦ «Композитные материалы и конструкции»* (руководитель Александр Бежанович Широков, директор Центра управления проектами).

* Центр открыт 31 августа 2013 г. Цель деятельности – проведение научных исследований в области полимерных композитных материалов. Центр занимается исследованием влияния свойств исходных компонентов на свойства изделий из полимерных композитных материалов и влияния режимов работы технологического оборудования на свойства изделий из полимерных композитных материалов. В рамках реализации комплексного проекта по договору на выполнение НИОКТР с ГКНПЦ им. Хруничева в 2013 году готовятся к выпуску: 8 статей и 4 заявки на патент.

- НОЦ «Экспериментальная механика»* (руководитель Павел Александрович Тараненко, к.т.н.).

* Центр открыт 31 августа 2013 г. Центр занимается построением полнофункциональных компьютерных моделей изделий (автомобилей, тракторов, трамваев). Оборудование центра позволяет получать механические характеристики материалов (в т.ч. композитных), выполнять идентификацию источников шума внутри салонов транспортных средств, в двигателях, проводить устлостные и вибропрочностные испытания изделий и элементов конструкций аэрокосмической, автомобильной и приборостроительной отраслей промышленности как на территории университета, так и на территории машиностроительных предприятий.

В 2013-2015 году коллектив НОЦ задействован в выполнении НИОКТР по комплексному проекту «Создание высокотехнологичного производства модельного ряда энергосберегающих низкопольных трамвайных вагонов модульной конструкции». По тематике проекта в НОЦ занимаются дипломными работами – 5 студентов старшего курса и кандидатскими диссертациями – 6 аспирантов. В 2013-2014 году по тематике проекта будет опубликовано 15 статей в реферируемых журналах и 7 заявок на полезную модель.

- Лаборатория физического моделирования термомеханических процессов* (руководитель Михаил Игоревич Гасленко).

* Целью лаборатории является исследование температурно-деформационных воздействий на металлические материалы и разработка новых режимов их термической и термомеханической обработки в интересах научных коллективов ЮУрГУ и сторонних заказчиков. Центральной составляющей лаборатории является испытательный комплекс GLEEBL 3800, предназначенный для физического моделирования процессов прокатки и ковки, термической обработки, сварки, непрерывного литья, а также для изучения фазовых превращений и проведения механических испытаний.

Это самые крупные, ключевые центры. В общей сложности на данный момент в ЮУрГУ создано и функционирует 40 научно-образовательных центров и лабораторий.

Научно-образовательные центры предназначены для решения комплексных задач:

1. выполнение научных исследований на мировом уровне. Для этого было закуплено уникальное оборудование, которое позволяет выполнять инновационные разработки и исследования, обладающее большим сроком эксплуатации. Это штучное оборудование не только в России, но и за рубежом;

2. организация образовательной деятельности, обучение студентов (бакалавров, магистров, аспирантов) с использованием современных исследовательских комплексов. То есть еще в университете студенты имеют возможность реализовать свой научный потенциал, работая на уникальном оборудовании под руководством высокопрофессиональных преподавателей и ученых.

В связи с этим были определены приоритетные направления развития университета:

1. энергосбережение в социальной сфере,

2. рациональное использование ресурсов и энергии в металлургии,

3. энерго- и ресурсоэффективные технологии в дизелестроении для бронетанковой техники и инженерных машин,

4. ресурсоэффективные технологии создания и эксплуатации комплексов морских баллистических ракет,

5. суперкомпьютерные и грид-технологии для решения проблем энерго- и ресурсосбережения.

В рамках постановления №218 («О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» от 9 апреля 2012 г.) ЮУрГУ совместно с ФГУП «Завод «Прибор» осуществил разработку интеллектуального автоматизированного технологического комплекса управления тепло- и энергосистемой зданий. В результате реализации проекта были разработаны:

- безлюдная технология управления энергоснабжением дома на базе цифровой беспроводной передачи данных;

- система автоматизированного управления климатом в квартире на основе индивидуальной настройки;

- блочно-модульный тепловой пункт с интеллектуальными устройствами контроля и регулирования;

- система автоматизированной балансировки внутридомовых сетей с учётом теплового состояния здания.

Востребованность данных разработок определяется тем, что их внедрение позволит снизитьобщегодовое потребление тепловой энергии до 30%, а также в автоматическом режиме получать достоверную информацию о потреблении тепловой энергии для планирования генерации тепла и регулирования рынка.

В 2013 году ЮУрГУ выиграл конкурсы еще по трем проектам:

1. совместно с ОАО «Челябинский радиозавод «Полет» планируется разработка программно-аппаратных средств для осуществления посадки самолетов гражданской авиации в неблагоприятных метеорологических условиях.

2. В 2013-2015 году НОЦ «Экспериментальная механика» будет задействован в выполнении научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ по комплексному проекту «Создание высокотехнологичного производства модельного ряда энергосберегающих низкопольных трамвайных вагонов модульной конструкции» совместно с филиалом Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им С.М. Кирова».

- Сотрудничество с ОАО «СКБ «Турбина» по разработке энергоэффективных микрогазотурбинных установок (МГТУ) привлечены приборостроительный, механико-технологический, энергетический, аэрокосмический факультеты ЮУрГУ. Уникальная установка призвана удовлетворить потребности предприятий ТЭК, сферы строительства, обрабатывающей промышленности в автономных экономичных источниках энергосбережения.

Важной вехой в современной истории вуза является заключение тройственного соглашения между ЮУрГУ, российской фирмой по производству измерительной техники «Метран» и американской фирмой «Emerson». Специалисты С долго исследовали рынок Китая, Юго-Восточной Азии, Индии и Восточной Европы в поисках места для создания инженерного центра и остановили свой выбор на лабораториях Южно-Уральского государственного университета. В соответствии с этим соглашением в Челябинске создан инженерный центр по разработке новой измерительной техники, реализуемой на мировом рынке.

К настоящему моменту ЮУрГУ выполнил более 20 научно-исследовательских работ по заказу «Emerson». Компания поддерживает грантами научные исследования студентов и аспирантов ЮУрГУ, приглашает их на работу в компании. Следующий шаг в развитии сотрудничества – участие университета в исследовательском проекте, связанном с освоением нефтегазовых месторождений в труднодоступных северных регионах. А к 2015 году планируется открыть новый современный офисно-производственный комплекс «Emerson»завод по производству «умной» техники (интеллектуальные датчики давления, расхода, температуры, метрологическое оборудование, коммуникаторы и др.).

Совместный проект ЮУрГУ с фирмой «Emerson» на Южном Урале является аналогом созданного в Москве научно-технологического инновационного комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий наукограда «Сколково».

На современно этапе развития университета осуществляется обновление имеющихся и строительство новых учебных корпусов и научных лабораторий университета:

- построены корпуса химического, физического, юридического факультетов, а также факультета пищевых технологий;

- новое здание Издательского центра * ЮУрГУ;

- университетский комплекс «Сигма»;

- здания филиалов ЮУрГУ в Снежинске, Аше, Миассе.

* Открытие Издательского центра состоялось в мае 2009 года. Руководитель – Юлия Владимировна Подкорытова. Издательский центр выпускает уникальные высокохудожественные печатные издания, весь спектр научной, учебной и методической литературы, осуществляет редактуру, верстку рукописей, дизайнерское оформление материалов.

В феврале 2013 года был создан Институт спорта, туризма и сервиса, который вобрал в себя Факультет физической культуры и спорта, Факультет сервиса и туризма и Учебно-спортивный комплекс. Учебно-спортивный комплекс включает в себя дворец спорта, бассейн, учебные корпуса, около 15 спортивных залов, легкоатлетический манеж, тренажерный зал, детско-юношескую школа по плаванию. Институт обеспечивает осуществление научно-исследовательской и методической подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации универсального уровня

Одно из ключевых подразделений института – Центр оперативной оценки состояния человека. Лаборатория осуществляет научно-практический мониторинг состояния человека в условиях экстремальных физических нагрузок на уровне ведущих мировых научных центров; занимается моделированием тренировочного процесса и прогнозированием спортивной результативности. Лаборатория располагает уникальным оборудованием, с помощью которого определяется вестибулярная, нейромышечная и психофизиологическая устойчивость человека, состояние крови, опорно-двигательного аппарата, производится анализ состава тела, его основные характеристики, выявляются нарушения и заболевания. В Центре студенты ЮУрГУ могут оценить состояние своего здоровья, получить рекомендации по дальнейшему лечению, консультацию диетолога.

С 1999 года в университете как самостоятельное структурное подразделение действует Центр творчества и досуга, хотя творчество существовало и поддерживалось в университете всегда, с первых лет его существования. На сегодняшний день в ЮУрГУ созданы десятки коллективов, среди которых театр-студия «Манекен», ансамбль бального танца, хор Prima Vera, танцевальный коллектив «Deep Vision», музыкальный театр «Фольктон» и другие. Более 30 лет действует студенческая филармония, которая организует концерт лучших исполнителей России и зарубежных стран. Коллективы неоднократно становились лауреатами международных, всероссийских, региональных, областных и городских фестивалей и конкурсов. Ежегодный фестиваль студенческого творчества «Весна ЮУрГУ» получает огромный резонанс в культурной и общественной жизни не только Челябинска и России, но и за пределами страны.

В ЮУрГУ действует эффективная система трудоустройства выпускников, включая организацию практики студентов во время их обучения в вузе и сопровождение карьерного роста молодых специалистов после окончания университета.

На базе управления по внеучебной работе совместно с факультетом психологии был Создан консультативный центр «ТОП-500 ЮУрГУ», где формируется база и рейтинг самых успешных студентов ЮУрГУ. К этой базе обращаются ведущие компании России с предложениями о сотрудничестве. В консультативном центре с помощью активных методов обучения проводятся тренинги, мастер-классы, семинары, создаются клубы по интересам, проводится тестирование и оценка профессиональных навыков и личностных особенностей.

Сегодня ЮУрГУ является примером универсального вуза. Это значит, что:

- в вузе сосуществуют и взаимодействую три направлениях подготовки специалистов: техническое, естественнонаучное и гуманитарное;

- университет вписывается в реалии современности и отвечает на вызовы времени: осуществляет подготовку востребованных специалистов, расширяет международные связи;

- способен решить самые сложные задачи в разных областях;

- осуществляет развитие новых научных направлений, ориентированных на завтрашний день;

- реализует 3 главные функции научных школ: образовательную, исследовательскую и инновационную, а также выполняет воспитательную функцию, уделяет особое внимание духовному и патриотическому развитию студентов.

На данный момент ЮУрГУ как национальный исследовательский университет демонстрирует выполнение, а по некоторым пунктам и перевыполнение показателей программы. Наибольшие успехи достигнуты в исследовательской составляющей и в развитии научно-технического потенциала. В разы увеличились объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В 2012 году ЮУрГУ получил 99 патентов на собственные разработки. Увеличилось число статей ученых вуза в библиографических базах данных РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), «Scopus» и «Web of science».

Наличие уникального научного и опытно-технического оборудования, высокопрофессиональных научно-технических кадров, сотрудничество с предприятиями реального сектора экономики – всё это позволяет назвать ЮУрГУ региональным центром технических и технологических инноваций.

Сегодня руководство университета ставит перед собой задачи:

1. развивать ЮУрГУ в рамках национального исследовательского университета, способствовать развитию научно-образовательных центров, лабораторий, научных школ для решения научно-исследовательских задач в реальном секторе экономики и промышленности;

2. поднять международный уровень развития университета и занять достойное место в мировом научно-образовательном пространстве.

Сегодня ЮУрГУ – это универсальное учебное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по всем трем главным направлениям науки и образования: естественнонаучное, техническое, гуманитарное. Благодаря мощной материально-технической базе университета, ведутся комплексные междисциплинарные исследования, которые дают результаты, находящиеся на стыке наук. На данном этапе вуз нацелен на максимальное развитие созданных научных направлений, научно-образовательных центров, лабораторий, на закрепление достигнутых результатов и накопление энергии для нового рывка и выхода на международный уровень.

О СИСТЕМЕ СПРЯЖЕНИЯ САНСКРИТСКОГО ЯЗЫКА В СРАВНЕНИИ С ТАКОВЫМ ГРЕЧЕСКОГО, ЛАТИНСКОГО, ПЕРСИДСКОГО И ГЕРМАНСКОГО ЯЗЫКОВ1

(ПРЕДИСЛОВИЕ)

Под глаголом, или verbum, в собственном смысле слова следует понимать ту часть речи, которая выражает соединение предмета с качеством и их отношения друг к другу.

В соответствии с этим определением глагол не имеет никакого реального значения, но есть только грамматическая связка между субъектом и предикатом, посредством внутреннего изменения которой обозначаются указанные существенные отношения.

Под это понятие подходит только один-единственный глагол и именно так называемый verbum abstractum — быть, esse. Но и у этого глагола, поскольку его функцией является выражение отношений между субъектом и предикатом, мы должны отделить понятие существования, которое он включает в себя; в своей грамматической функции ему не надлежит выражать существование субъекта, поскольку оно выражается вступающим в связь субъектом. Так, в предложении homo est mortalis (буквально: человек есть смертен) существование субъекта homo выражает не глагол est (есть); понятие существования содержится в качестве первого и основного признака в понятии, выражаемом словом homo, и к нему, так же как и к другим признакам, связываемым с понятием homo, присоединяется посредством связки est признак mortalis. В предложении der Gott ist seynd (бог есть существующий) слово seyn2 выполняет две различные функции. В соответствии с первой оно в качестве грамматической связки обозначает только отношение между субъектом и предикатом; в соответствии со второй оно выражает качество, которое соединяется с субъектом.

Мне кажется, что только ввиду отсутствия полностью абстракт-

1 Franz Ворр, Über das Conjugationssystem der Sanskritsprache in Vergleichung mit jenem der griechischen, lateinischen, persischen und germanischen Sprache, Frankfurt am Main, 1816.

2 Seyn — архаическое написание немецкого глагола sein (быть), одной из форм которого является ist. (Примечание составителя.)


ного глагола в роли грамматической связки используется глагол, которому присуще понятие существования. Можно легко себе представить существование языка, имеющего лишенную всякого значения связку, посредством изменения которой выражаются отношения между субъектом и предикатом... Соединение субъекта со своим предикатом не всегда выражается посредством особой части речи, но может только подразумеваться; в этом случае отношения и дополнительные определения значения обозначаются посредством внутреннего изменения и флексией самого слова, выражающего атрибут. Изменяемые таким образом прилагательные составляют область глагола в обычном смысле.

Среди всех известных нам языков священный язык индийцев обладает наибольшими способностями к передаче самых различных отношений совершенно органическим образом — посредством внутренней флексии и изменения основы. Но несмотря на эту поразительную гибкость, он иногда присоединяет к корню verbum abstractum, вследствие чего основа и присоединенный verbum abstractum различаются в грамматических функциях глагола.

Среди языков общего с древнеиндийским происхождения нас должен удивлять прежде всего греческий той же способностью выражать различные отношения посредством флексии. В спряжении глагола он следует не только тому же принципу, что и санскрит, но употребляет те же самые флексии, которыми выражает те же самые отношения; он объединяет их в одинаковые tempora и соединяет тем же способом verbum abstractum с основой.

Латинский язык сходствует с индийским не меньше, чем греческий; в нем едва ли можно найти хоть одну выражающую отношение флексию, которая не была бы общей с санскритом. Однако в спряжении глагола соединение корня с вспомогательным глаголом является у него господствующим принципом. При этом соединении часть подлежащего определению отношения он выражает не посредством флексии основы, как это имеет место в индийском и греческом, но оставляет корень совершенно неизменным.

Целью настоящего исследования является показать, как в спряжении древнеиндийского глагола определения отношений выражаются соответствующими видоизменениями корня и как иногда verbum abstractum сливается с основой в одно слово, а основа и вспомогательный глагол различаются в грамматических функциях глагола; показать, далее, что в греческом мы имеем аналогичное положение, а в латинском стала господствующей система соединения корня с вспомогательным глаголом, и вследствие этого возникло кажущееся различие латинского спряжения от спряжения в санскрите и греческом, наконец, доказать, что во всех язы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: