Текст приказа

В соответствии с постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 1943 г. об организации в г. Челябинске Механико-Машиностроительного Института Нар. Комис. Танковой Промышленности.

Доверенность Начальника ГУУЗ'а Наркомтанкопрома от 7/XII – 43 г. за 32/20-94.

Я, Гришин Петр Алексеевич, вступил с 15 декабря 1943 г. в исполнение обязанностей Директора Челябинского Механико-Машиностроительного Института (ЧММИ) Н.К. Танковой промышленности.

И.О. Директора ЧММИ Гришин

Архив ЮУрГУ. Ф№1392(р). Оп.1.Д.1.Л.1.

В неспокойной исторической обстановке с самого начала в институте была задана высокая планка научной жизни. Высоким уровнем отличался и профессорско-преподавательский состав: более 40 преподавателей, среди которых – профессора, доктора наук. На момент создания института в числе профессорско-преподавательского состава было 3 доктора наук: Николай Федорович Кунин (доктор физико-математических наук), Авраам Нахимович Рабинович (доктор технических наук), И.И. Чернобыльский (доктор технических наук, член-корреспондент АНУкраины), профессора Г.М. Городецкий (читал курсы электротехники), ленинградский профессор Р.З. Нессельштраус (читал курс металловедения), В.А. Добровольский, доценты Петр Алексеевич Гришин, Наум Соломонович Двораковский, многочисленные кандидаты технических наук.

В мае 1944 г. Гришина вернули в Сталинградский механический институт. До 14 октября 1948 г. должность директора исполнял Иван Михайлович Хмельницкий, инженер-кораблестроитель, в прошлом начальник корпусного цеха завода №200, начальник цеха завода №183 в Нижнем Тагиле. Был награжден медалью «За трудовое отличие».

С 1944 по 1947 в ЧММИ работал Николай Леонидович Духов – доктор технических наук, главный конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, первый заведующий кафедрой «Танки»* (1944-1947). За годы работы на ЧТЗ он наладил поточно-конвейерное производство танков КВ («Клим Ворошилов»), возглавил разработку самоходных артиллерийских установок и тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин»), осуществил модификацию танков Т-34, под его руководством разрабатывался новый трактор ЧТЗ «Сталинец-80» с кабиной закрытого типа. Духов был назначен заведующим кафедрой танкостроения и руководителем государственной экзаменационной комиссии ЧММИ.

* Кафедра «Специальные и дорожно-строительные машины» – старейшая кафедра университета, образованная одновременно с ним в 1943 году, ведет свою историю от кафедр «Танки», «Гусеничные машины» и «Колесные и гусеничные машины».

Хроника:

26 сентября 1944 – Н.Л. Духов зав. кафедрой «Гусеничные машины (Танки)»

1947 – А.Д. Крюков – зав. кафедрой «Гусеничные машины»

1949 – И.С. Кавьяров – зав. кафедрой «Гусеничные машины»

1950 – М.Ф. Балжи – зав. кафедрой «Гусеничные машины»

1971 – М.И. Злотник – зав. кафедрой «Гусеничные машины»

С 1976 в названии кафедры фигурирует формулировка «Колесные и гусеничные машины».

Перед войной Н.Л. Духов был в числе ведущих конструкторов-танкистов вместе с Ж.Я. Котиным – творцом первого тяжелого танка «КВ». Вместе они руководили конструированием тяжелых боевых машин и на Кировском танковом заводе в Челябинске (ЧТЗ). Духов был главным конструктором завода и отмечен высокими наградами. Героем Социалистического Труда он стал в 1945 году за челябинские танки, как и лауреатом Государственной премии.

Осенью 1948 г. Духова перевели в Москву в атомное ведомство, где он был назначен главным конструктором атомной бомбы главного ядерного объекта страны, ныне известного как Арзамас-16.

Михаил Федорович Балжи – соратник и преемник Духова, заместитель главного конструктора по серийному производству танков, а затем – главный конструктор специального конструкторского бюро. За время его руководства на кафедре «Танки» (впоследствии – «Колесные и гусеничные машины») была создана хорошо оборудованная учебно-лабораторная и научно-образовательная база, сформировался коллектив высококвалифицированных преподавателей. Кроме того, создана научная школа по инерционным бесступенчатым передачам, вошедшая в историю отечественной технической науки как Школа Балжи. С 1965 года – доктор технических наук, профессор. До 1970 года был деканом Автотракторного факультета. Балжи принадлежит идея создания нового танка ИС-3* («Победа»). Также он проектировал тракторы «Сталинец-65» и «Сталинец-80», арттягач С-2.

* Танк Балжи – ИС-3 (названия: «Иосиф Сталин», «Сталин Третий», «Победа») – последняя модель танков, созданная в годы Великой отечественной войны. Признана лучшей. По совокупности огневых, тактических и технических качеств танк именовался «машиной прорыва». Мощнейший, безотказный двигатель, надежная ходовая часть делали его вездеходом. Десять лет после окончания войны танк рассматривался как эталон тяжелого танка. Американский военный журнал назвал его «выдающимся из наиболее мощных в мире».

После перевод Н.Л. Духова в 1948 году в Москву, Балжи стал главным конструктором ЧТЗ. До конца своих дней он не прерывал связи с соратником танкоградских лет Ж. Котиным в Ленинграде, принимал участие в создании тяжелого танка Т-10 и плавающего танка ПТ-76. Под его руководством впервые в танкостроении была разработана форма брони, нейтрализующая взрывы гранаты.

Еще одна выдающаяся личность, стоявшая у истоков становления вуза – Жозеф Яковлевич Котин – доктор технических наук, конструктор танков и тракторов, директор опытного завода, где воплощались конструкторские проекты, генерал-полковник инженерно-технической службы, Герой Социалистического Труда. Котин в 1943 г. поддержал идею создания института, вошел в состав Ученого совета, вел дипломные проекты студентов ЧММИ. Возглавлял работы по созданию тяжелых танков КВ, ИС, артиллерийских установок СУ.

Важную роль в становлении вуза сыграл заместитель директора по научной и учебной работе Авраам Нахимович Рабинович – профессор, доктор технических наук, основоположник науки об автоматизации производственных процессов и её внедрении в машиностроение. Он написал более 300 научных работ, 40 монографий и учебников, получил более 120 авторских свидетельств на изобретения, значительная часть которых внедрена в производство.

Научные сотрудники университета оказывали посильную помощь различным предприятиям: Кировскому заводу, Миасскому автомобильному заводу, челябинским абразивному, электродному, металлургическому заводам. В свою очередь заводы снабжали вуз кадрами. Кировский завод наркомата танковой промышленности* по приказу его директора Исаака Моисеевича Зальцмана выделял институту квалифицированных инженеров-преподавателей, предоставлял студентам лаборатории, цеха и мастерские для проведения практических и лабораторных работ, выделил два общежития (согласно протоколу №306 заседания бюро Челябинского обкома ВКП(б) от 19 февраля 1944 года).

Руководство Кировского танкового завода – И.М. Зальцман, Ж.Я. Котин, Н.Л. Духов – полностью было включено в Ученый совет ЧММИ в 1945 году.

Что же представлял собой вуз в первые годы своего существования? В 1943-1944 годах институт размещался в разных частях города: в здании школы №4 недалеко от железнодорожного вокзала, в одной из школ Тракторозаводского района. Позже, когда началась реэвакуация, институт разместился в трехэтажном здании магазина по улице Спартака (сегодня – Ленинский проспект), где сейчас находится магазин «Детский мир». В 1945 году с помощью Кировского завода и Челябинского обкома ВКП(б)институт получил новое здание на улице Тимирязева (сегодня – Лицей №11), но это не решило проблемы нехватки учебных площадей.

Интересный факт: первая факультетская лаборатория технических измерений размещалась в сарае с печным отоплением, а первая лаборатория сварки – в кладовой школьного здания.

В апреле 1944 году на заседании бюро Челябинского обкома было установлено, что работа по развитию нового вуза ведется неудовлетворительно. Институт был под угрозой закрытия. Что и говорить: на первых порах студентам в буквальном смысле не на чем было сидеть и негде жить – общежитий не было. Нехватка учебных помещений, оборудования и лабораторий – не единственная проблема тех лет. Возникали трудности, связанные и с организацией учебного процесса: преподавателям приходилось совмещать педагогическую деятельность и работу на производстве, что было непросто. Приходилось работать и студентам. Однако благодаря усилиям преподавательского состава и энтузиазму самих учащихся ситуация быстро изменилась. Уже в сентябре того же 1944 года, подводя итоги первого учебного года, Совет института заключает, что «при всех неблагоприятных обстоятельствах, занятия не прекратились ни на один день, экзаменационная сессия прошла, в основном удовлетворительно, были сохранены студенческие и преподавательские кадры, и ЧММИ встал в ряды действующих машиностроительных ВУЗов СССР».

С первых лет своего существования ЧММИ начал заниматься научно-исследовательской работой в области машиностроения. Это было требование военного времени: стране нужна была техника и люди, способные этой техникой управлять.

Уже в июне 1944 года Государственная Экзаменационная Комиссия провела защиту первых дипломных проектов студентов С.П. Павлова (тема «Проектирование механосборочного цеха для изготовления бортредукторов танков ИС») и А.П. Пескова. Им была присвоена квалификация «инженер-механик».

Первоначально в составе институте было два факультета: Механико-технологический (со специальностями «Технология машиностроения», «Кузнечно-прессовые машины», «Обработка металлов давлением», «Сварочные машины», «Сварочное производство») и Танковый (со специальностями «Танкостроение», «Автомобили и тракторы», «Двигатели внутреннего сгорания»).

В 1944 году Танковый факультет переименован в факультет Колесно-гусеничных машин (КГМ). 14 октября 1947 факультет КГМ будет переименован в факультет Автотракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения (АТС), а в 1949 он станет Автотракторным факультетом.

Весной 1944 в институте приступили к разработке темы «Механическое выпрямление тока». Руководил работой Г.М. Городецкий. Исполнителем темы «Проектирование газозащиты цеха», которой просили заняться копейские угольщики, был С.М. Фертик. Производственниками Кировского завода и сотрудниками института была создана опытно-конструкторская бригада, которая занималась исследованиями вагранки, оборудованной многорядовыми фурмами и системой горячего дутья. Осень 1944 г. научно-исследовательская группа при кафедре «Энергетика» закончила работу по испытанию промышленного образца нового типа выпрямителя.

Важно отметить, что с первых лет существования института его научно-исследовательская деятельность заключалась не просто в составлении сборников и опубликовании научных статей. НИР распределялась по двум секторам: госбюджетному и хозрасчетному, то есть институт занимался научные исследования исходя из запросов конкретных предприятий, разрабатывал проекты, которые потом внедрялись на реальном производстве. В отчете о научной деятельности ЧММИ за 1946 год говорится, что в плане хозрасчетных научно-исследовательских работ состояло 12 тем, из которых полностью выполнены были 6; в плане госбюджетных работ – 19. Некоторые тем исследований: конструирование и расчет трансмиссии танков; качество и технология поршневых колец транспортных моторов; исследование условий точности развертывания отверстий; исследование зажимного механизма горизонтально-ковочной машины типа «Националь» и другие. Особое место в НИР института в 1944-48 годах занимала отладка технологии сварки толстостенной танковой брони.

В декабре 1944 завершена подготовка первого сборника научно-исследовательских работ ЧММИ. Вот темы первых научных работ: механическое выпрямление переменным током, рационализация вагранок путем применения многорядных фурм и горячего дутья, автоматизация токарных станков. Данные проекты впоследствии проходили лабораторные испытания и внедрялись на Кировском, Копейском заводах и на других предприятиях.

Традиция проведения в вузе научных конференций – одна из первых в университете. В мае 1947 года в ЧММИ состоялась первая институтская научно-техническая конференция преподавателей и сотрудников, а в апреле 1948 была организована первая студенческая научно-техническая конференция.

С 28 сентября 1948 по апрель 1951 года обязанности директора ЧММИ исполнял Митрофан Маркианович Балык, кандидат технических наук, доцент кафедры «Производство самолетов» Московского авиационного института, направленный в Челябинск приказом министра высшего образования. По его инициативе были проведены работы по капитальному ремонту учебного корпуса и общежитий. При нём в 1949 году был создан Совет добровольного спортивного общества «Наука».

К тому времени уже год действовала кафедра физической культуры и спорта под руководством Бориса Яковлевича Пейсахова. Физическое воспитание становится важной составляющей подготовки будущих специалистов.

В первые годы существования института была создана библиотека. Правда, как следует из докладной записки о состоянии учебной и политико-массовой работы в ЧММИ за 1945 г. в библиотеке насчитывалось всего 9612 томов. Многие книги пришли в негодность из-за плохих условий хранения, по некоторым дисциплинам не хватало учебников, зачастую их не было вовсе. Однако уже к середине 50-ых библиотечный фонд составлял почти 150 тысяч экземпляров (1956 г. – 149230 экз.).

В годы послевоенного восстановления развития народного хозяйства страны потребовались специалисты нового профиля: машиностроители, металлурги, энергетики, строители. Это отразилось на структуре вуза – появились новые факультеты, началась реорганизация ЧММИ в целом, что ознаменовало начало нового этапа в развитии вуза.

Подводя итоги первого этапа, можно сделать вывод о том, что с самого начала новый вуз, созданный в Челябинске в 1943 году, не был рядовым учебным заведением. Об этом свидетельствует и быстрый темп развития института, и высокая планка научно-образовательной деятельности (напомним, в первые годы, в условиях военного времени, в ЧММИ работало 3 доктора технических наук, выдающиеся конструкторы, руководители промышленных предприятий, известные не только в нашей стране, но и за рубежом). Материальные трудности не столько помешали, сколько поспособствовали достаточно быстрому переходу (в течение меньше чем 10 лет) на новый уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: