I категории — св. 50 до 100 включ.;
I категории — св. 10 000 до 20 000 включ.;
Градостроительные условия
Общие положения
4.1.1 Планировку и застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе [4], [5], других государственных и региональных программ градостроительного развития, а также проектов общего, детального и специального градостроительного планирования, с учетом требований [1] и действующих ТНПА.
4.1.2 Следует учитывать типологические характеристики поселений, величину, их роль в системе расселения и административно-территориальном устройстве республики, а также социально-экономические, природные и исторические особенности. Населенные пункты республики в соответствии с законодательными актами подразделяются на города, поселки городского типа и сельские населенные пункты (в том числе агрогородки).
Города и поселки городского типа в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на
города:
крупнейшие (г. Минск) — св. 500 000;
крупные — от 250 000 до 500 000 включ.;
большие — “ 100 000 “ 250 000 “;
средние:
I категории — св. 50 000 до 100 000 включ.;
II категории — “ 20 000 “ 50 000 “;
малые города и поселки городского типа
(малые городские поселения):
II категории — “ 5000 “ 10 000 “;
III категории — “ 5000 “.
Сельские населенные пункты (в том числе агрогородки) в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на следующие типы:
крупные — св. 1000;
большие — “ 500 до 1000 включ.
средние:
I категории — св. 200 до 500 включ.;
II категории — “ 100 “ 200 “;
малые:
II категории — “ 50 “.
4.1.3 Перспективную численность населения поселений всех типов следует прогнозировать на основе демографических данных, естественного и механического прироста (сокращения) населения, учета тенденций маятниковых миграций, а также оценки социально-экономических, территориальных и ресурсных перспектив развития.
4.1.4 Планировка и застройка поселений должны осуществляться как элементы целостной территориальной организации республики, области, административного района, учитывая взаимосвязанный характер их развития на основе приоритетных требований к формированию безопасной среды жизнедеятельности населения, охране окружающей среды, сбалансированному природопользованию, обеспечивающих возможность их устойчивого развития и учитывающих их величину, административный статус и особые экологические условия.
4.1.5 В планировочной структуре населенных пунктов следует выделять следующие структурно-планировочные элементы жилой, общественной, смешанной и производственно-деловой застройки:
— квартал (группа кварталов);
— микрорайон (группа микрорайонов);
— район (формируемый преимущественно в г. Минске, крупных и больших городах);
— архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы.
В составе ландшафтно-рекреационных территорий следует выделять планировочные элементы в соответствии с требованиями раздела 9.
Характер функционального использования, количество структурно-планировочных элементов, их параметры и границы следует определять в задании на проектирование.
4.1.6 В целях организации благоприятной среды жизнедеятельности необходимо осуществлять функциональное зонирование территории. В соответствии со статьей 50 [1] территории населенных пунктов следует подразделять на жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреационные, транспортной и инженерной инфраструктур, сельскохозяйственного и специального назначения и др.
4.1.7 Развитие населенных пунктов и функциональное использование конкретных территорий определяются утвержденными в установленном порядке генеральными планами. Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов — район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс — территорий предполагаемой инвестиционной деятельности.
4.1.8 Использование территорий населенных пунктов следует осуществлять на основе социально-экономической, экологической и градостроительной оценки эффективности их использования
с учетом системы налогообложения. Система налогообложения действительна для всех форм распорядительства недвижимостью (установление ограничений, смена землепользователей, купля-продажа, сдача в аренду, приватизация) на основе требований СНБ 3.01.02.
4.2.1 При планировке и застройке населенных пунктов следует учитывать требования организации безопасной среды жизнедеятельности. Факторы безопасности регулируются международными документами и включают критерии экономической безопасности, демографической безопасности, экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, организацию достойного уровня жизни и безопасной среды населенных пунктов.
4.2.2 Состояние уровня жизни оценивается по международным требованиям следующими показателями:
— фактическая и ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья населения;
— объем валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения;
— уровень благосостояния населения;
— уровень и доступность образования;
— уровень занятости;
— обеспеченность жильем и системой гарантированного социального обслуживания.
4.2.3 При планировке и застройке поселений приоритетным является соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды, охраны здоровья и жизни людей, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по ГОСТ 22.3.03 и в соответствии с требованиями СНБ 4.01.02. При соблюдении требований в области обеспечения экологической безопасности следует учитывать как безопасность самого человека, так и состояние природных ресурсов: атмосферный воздух, земля (включая недра и почву), воды (поверхностные и подземные), растительность и животный мир, климат.
4.2.4 Следует учитывать границы зон возможной опасности в соответствии с требованиями ТКП 112 и границы зон действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях. Режим использования указанных территорий определяется нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми
актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны.
4.2.5 Территория поселения должна рассматриваться как объект экологических опасных воздействий инфраструктуры (транспорта, промышленности, теплоэнергетики, коммунального хозяйства
и пр.) на человека, а также как источник негативных воздействий на прилегающие территории и природные комплексы.
Градостроительные требования по функциональному использованию территории поселения
и пригородной зоны, а также размещение отдельных структурно-планировочных элементов и отдельных объектов должны учитывать:
— степень возможного воздействия на окружающую среду;
— соответствие планируемой деятельности требованиям [6];
— достаточность и обоснованность разрабатываемых в градостроительных проектах мероприятий по охране окружающей среды.
4.2.6 Экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия, принятые в градостроительном проекте, должны осуществляться в соответствии с требованиями раздела 13.
4.2.7 Все виды архитектурной и градостроительной деятельности на территориях, объявленных
в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (в том числе и зонами радиоактивного загрязнения), осуществляются в соответствии с действующим законодательством и действующими ТНПА.
4.2.8 Разработка проектной документации всех уровней градостроительного проектирования для поселений, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должна осуществляться с учетом обязательного экологического обоснования и оценки необходимости проведения мероприятий по снижению дозовых нагрузок облучения населения до нормативно допустимого уровня.
4.2.9 При формировании безопасной среды жизнедеятельности в населенных пунктах всех типов должны предусматриваться мероприятия по организации благоприятной безбарьерной среды и доступности основных объектов жилого, общественного и рекреационного назначения для граждан
с ограниченными физическими возможностями с учетом требований разделов 6 – 9.