Папы и короли

Христианская церковь в средние века

В 1054 году христианство раскололось на восточное - православие и западное - католичество. Одно из главных отличий между церквями это взаимоотношение церковной и светской власти.

Восточная церковь во главе с константинопольским патриархом зависела от власти императора. Католическая церковь во главе с папой римским участвовала в политической борьбе и оспаривала власть у светских владык

С 11 века католическая церковь инициировала крестовые походы (1096,1270)

Цель - захватить земли и насалить католицизм. В рамках этих походов был совершен натиск на восток на Русь в 13 веке

Таблица. Основные конфликты Пап Римских и европейских королей в средневековье
а) XI-XIV вв. – конфликт между Папством и императорами Священной Римской империи о праве инвеституры
с VIII в. Папство зависело от светских правителей, сначала франкских королей, а затем императоров Германии.
955-1057 из 25 пап 5 были свергнуты и 12 возведены на престол. Священниками нередко становились случайные люди, не имевшие духовного звания. Процветала симония (продажа церковных должностей). Епископы являлись одновременно крупными землевладельцами, получая землю от императора и соглашаясь стать его вассалом. Императоры, в свою очередь, нуждались в поддержке епископов. Такое положение не могло устраивать папский престол.
с X в. началась борьба против обмирщения церкви. В 1059 г. была учреждена коллегия кардиналов, в исключительное ведение которой перешла процедура избрания понтифика. Следующим шагом стала попытка наведения порядка в назначении прелатов.
До конца XI в. право инвеституры (право вводить в должность епископов) фактически принадлежало светской власти, это противоречило идее о полноте власти пап.
конец XI в. В ходе борьбы за право инвеституры Папа Григорий VII (1073–1085) отлучил императора Священной Римской империи Генриха IV (1056–1106) от церкви и освободил его подданных от вассальных обязательств. Император, сняв с себя королевские одежды, босой и голодный, стоя на коленях, он три дня ждал аудиенции с понтификом («хождение в Каноссу», – это символ тяжелейшего унижения, капитуляции). Потом воцарилось условное перемирие, но затем папа вновь подверг Генриха анафеме. Генрих в итоге закончил свою жизнь в изгнании. В конечном счете, императорам не удалось подчинить католическую церковь в Германии и получить право назначать епископов. Они могли им лишь жаловать земли. Это сильно ударило по центральной власти.
1356 г. император Карл IV утвердил Золотую буллу, принятую имперским сеймом «Священной Римской империи» и узаконившую избрание императора коллегией курфюрстов (в т.ч. и 3-мя архиеписками, а также 4-мя светскими крупными феодалами). Золотая булла способствовала политической раздробленности Германии и действовала до 1806 г.
б) XIII-XIV вв. – борьба папы Бонифация VIII с французским королем Филиппом Красивым за право налогообложение духовенства и приоритет одной власти над другой
  французский король Филипп Красивый обложил налогом французское духовенство. папа Бонифаций VIII запретил это делать без его согласия. Обе стороны настаивали на суде друг над другом. Кроме того, Бонифаций VIII в своих буллах к королю подчеркивал всю полноту папской власти и преимущество ее над всякой (без исключений) светской властью. В 3-й булаве Боифаций VIII писал: «Во власти церкви имеются два меча … духовный и материальный... Вторым следует пользоваться для блага церкви, первым же пользуется сама церковь. Ибо он в руках церкви, а тот – в руке королей и рыцарей, но в подчинении церкви и слушается ее приказа». И в конце буллы: «Все люди должны подчиняться папе римскому, если они хотят достигнуть вечного спасения».
04.1302 Генеральные штаты (первые во франц. истории) (дворяне и представители городов) поддержали короля, а духовные лица попросили Папу позволить им не ездить в Рим на антифилипповский собор.
  – король Филипп арестовал папу в его дворце в Ананьи, но через два дня местные жители его освободили. – Через месяц Бонифаций VIII умер от перенесенного унижения. – Новый папа Климент V (француз) под давлением короля согласился перенести папскую курию в Авиньон.
1309–1377 (с перерывом в 1367–70) – Авиньонское пленение пап, попавших в зависимость от Франции; – период, когда резиденция глав католической церкви вынужденно находилась не в Риме, а в Авиньоне (принадлежавший неаполитанскому королю, но находившийся на французской территории; – в 1348 Авиньон был куплен папим Климентом VI) – период полного французского королевского контроля над папством. – Воспользовавшись затруднениями Франции во время Столетней войны (1337–1453), папа Григорий XI (1370–78) перенёс папскую резиденцию обратно в Рим.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: