Введение. В начале XX века в России начался процесс оформления политических течений и движений. Этот период был очень значим для страны, где демократия практически

В начале XX века в России начался процесс оформления политических течений и движений. Этот период был очень значим для страны, где демократия практически отсутствовала.

За сравнительно короткий срок в России возникло огромное количество партий. С конца XIX века до 1920 года их насчитывалось около 90. Чем же объяснить такую политическую активность? Что влияло на этот процесс?

В отличие от запада образование широкого спектра политических партий в России было не результатом демократического развития общества, а, наоборот, следствием полного отсутствия демократии. Авторитарный режим выступал тормозом прогрессивного развития страны и практически все социальные группы и классы находились в оппозиции к нему, в результате чего формировавшиеся политические партии были по своему характеру не только антиправительственными, но и нелегальными и подвергались преследованиям со стороны правительства.

Для российского общества этого периода характерна чрезмерная социальная дифференциация. Каждый класс или социальная группа были неоднородны по своему составу и внутри них наличествовали многочисленные частные интересы (культурные, интеллектуальные, национальные, имущественные, религиозные и др.). Подобная широкая социальная дифференциация вызвала к жизни желание каждого социального слоя, группы или класса иметь собственную политическую организацию. Это способствовало появлению не только многочисленных партий, но и широкого спектра от левых до правых внутри каждой из них.

Следует выделить особую роль интеллигенции в образовании партий. Она формировалась в основном по идеологическому, а не по профессиональному или экономическому принципу. В условиях самодержавного строя она была отторгнута от реальной политической жизни. Это способствовало тому, что интеллигенция направила свои усилия на разработку самых радикальных проектов преобразования российского общества. Интеллигенция стояла у истоков создания практически всех политических партий.

Политика национального угнетения, проводимая царским правительством, способствовало росту политической активности народов национальных окраин и появлению широкого спектра национальных партий и националистических движений. Если на Западе первыми сформировались буржуазные партии, а затем социал-демократические, то в России первыми – народнические, затем социал-демократические и только потом (с 1905г.) – буржуазные.

Исходя из перечисленных особенностей следует разделить партии в зависимости от их политических целей, средств и методов их достижения на социалистические, буржуазные и помещичье-монархические.

В 70-е - 80-е гг. XIX в. социалистическая идея получает распространение в форме так называемого народничества. Ключевые положения народнической доктрины были сформулированы родоначальниками теории «русского социализма» А. Герценом и Н. Чернышевским. Социализм, согласно народной концепции- это необходимая стадия общественного прогресса. Именно социализм реализует внутренне присущие человеку черты коллективизма и солидарности.

Подобно марксистам, народники признавали:

  1. исторически изменчивый характер экономических и социальных систем и их институтов;
  2. деление обществ на справедливые и антагонистические;
  3. возможность повлиять на развитие обществ, революционным путем уничтожая присущие ему антагонизмы.

Отличительной чертой народнического учения являлась убежденность в возможности для России «перепрыгнуть» капиталистическую стадию развития, избежав тех тягот и несчастий, которые она несет народу. Если марксизм только допускал такую возможность для отставших от Западной Европы стран, то народники строили на ней всю свою деятельность. Опорой социализма в России должна была послужить крестьянская община. Периодическое уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, пастбищами, лесами, крестьянское самоуправление, традиция взаимопомощи, формальное равенство всех членов общины-все эти черты рассматривались Герценом, Чернышевским и их последователями как элементы социалистических отношений. Черты социализма усматривались ими и в такой характерной для русской народной экономики форме организации трудовой деятельности как рабочая артель.

Отдельное место в идеологии народничества занимало учение об особой миссии интеллигенции. Поскольку образованные классы развивают себя за счет труда классов необразованных, то именно интеллигенция призвана вернуть народу исторический долг, вывести его на дорогу социального прогресса и процветания.

В народничестве существовали три течения, выступавшие за различные пути реализации народнической идеи:

1. Пропагандистское. Его идеолог П.Л. Лавров считал, что историю двигают отдельные борющиеся личности, поэтому необходим союз борцов – партия. Народ же к революции не готов, и подготовить его должна эта партия путем пропаганды социалистических идей в народе.

2. Бунтарское. М.А. Бакунин, один из виднейших идеологов анархизма, источником всех несправедливостей считал государство как таковое. Он предложил свою модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие организации, общины, волости, области, народы. Главным стимулом революции он считал народную нищету. Поэтому крестьяне, по его убеждению, готовы к революции, необходим только толчок.

3. Заговорщическое. П.Н. Ткачев полагал, что между народом и интеллигенцией существует огромная пропасть, поэтому поднять крестьянство на борьбу она не сможет. Но, с другой стороны, по мнению Ткачева, и самодержавие не имеет никакой опоры в обществе. Группа революционеров-заговорщиков может осуществить государственный переворот, захватить власть и провести «сверху» социалистические преобразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: