Готика. Готический храм – образ мира.
Бодах Надежда Николаевна
(учитель истории, высшая квалификационная категория)
2013 - 2014 учебный год
г. Новокузнецк
Цель: Расширить знания учащихся об особенностях готического храма на основных этапах развития в разных странах.
Задачи: 1. Выделить основные этапы и черты развития готического стиля в архитектуре.
2. Проанализировать готический храм с точки зрения о мире, Боге и человеке.
3. Найти общее и особенное в готических храмах у разных народов средневековой Европы.
Тип урока: Урок углубления и расширения темы (третий урок по теме раздела).
Форма урока: Урок-семинар.
Материально-техническое обеспечение:
доска, слайд-проектор, репродукции храмов
музыка - григорианский хорал, Бах «Высокая месса» «Kyrie eleison»
слайды: 1.Собор Нотр-Дам в Шартре (или Нотр-Дам в Париже)
2. Собор Нотр-Дам в Амьене
3. Собор в Реймсе
4. Собор Нотр -Дам в Руане (или Собор Св. Петра в Бове)
5. Собор Санкт-Петер в Кёльне (Германия)
6. Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции (Италия),
7. Капелла Богоматери собора Вестминстерского аббатства в Лондоне
Ход урока:
На доске тема: «Готика. Готический храм – образ мира»
Эпиграф: «Стихийный лабиринт и неподвижный лес
Души готической рассудочная пропасть…»
Осип Мандельштам
(в закрытом виде на доске: 1. Франция, 2. Германия, 3. Англия, 4.Италия а также: стрельчатая арка, окно-роза, витраж, преобладание вертикали, обилие скульптур на фасаде, аркбутаны и контрфорсы)
1. Экспозиция. 5 мин.
Под музыку григорианского хорала демонстрируется ряд слайдов(№1-5)
- Что их объединяет? (- все готического стиля)
- Повторно просмотрев слайды, запишите в тетрадь те черты, по которым можно сказать, что все эти храмы готического стиля.
Повторный показ слайдов.
Выслушать ответы (- открыть доску, соотнести свои ответы с написанными ранее и дополнить по необходимости)
2. Завязка. 5 мин.
- Но ведь при всех этих общих чертах каждый храм неповторим и своеобразен. В чём же причина или причины этой неповторимости? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос, но для начала небольшая справка: готический стиль в архитектуру Европы пришёл в ХII веке, а последние сооружения относятся к ХV веку; некоторые храмы строились не одно столетие. За эти века готика прошла три этапа развития: (записать в тетради)
– ранняя («новая французская манера»)
- высокая («лучистая»)
- поздняя («пламенеющая»)
3. Развитие. 15 мин.
- Попробуйте, разделившись на три группы, определить какой из этих храмов и почему можно отнести к одному из этих этапов? (раздать в каждую группу иллюстрации храмов №1,2,4).
- Через пять минут каждая из групп попробует объяснить свой выбор.
(Работа в группах)
(Организация дискуссии об особенностях храмов каждого этапа)
Первая группа: - Собор Нотр-Дам в Шартре сохранил тяжёлую романскую стену с преобладанием в её членении горизонтали, романский полуциркульный силуэт аркад и оконных проёмов. Башни собора не имеют никакого сходства с хрупкими кружевными готическими башнями. Окно состоит из нескольких круглых проёмов с витражами, что мало похоже на окно-розу. Вывод: данный храм был возведён на первом этапе развития готики.
Собор Нотр -Дам. Западный фасад. Париж. 12 – 14 века.
Вторая группа: - Собор в Амьене можно отнести ко второму, высокому этапу развития готической архитектуры. О чём можно судить по роскошному «лучистому» окну-розе, по глубоким перспективным порталам, по стрельчатым аркам, которые повторяются как в порталах, так и в окнах второго яруса и башнях; в более вытянутых вверх формах храма (самый высокий из готических соборов), а так же обилии скульптур на фасаде здания.
Собор в Амьене.1218-1288 г.
Третья группа: - Ярким образцом стиля поздней готики является собор Нотр-Дам в Руане, который характеризуется чрезмерной декоративностью, избытком скульптурных украшений, закрученными фигурными шпилями, похожими на языки пламени, сложностью окна-розы. Весь собор покрыт невероятным количеством стрельчатых арок, что делает его стены похожими на ажурное каменное кружево.
Л. Премацци «Миланский собор» 14-15 века.
4. Кульминация. 15 мин.
- Итак, на неповторимость облика каждого храма влияло время и развитие жизни людей, но, может быть существует ещё что-то? А что значит «Интернациональность» готики? Имеет ли она отношение к нашей проблеме?
- Посмотрите на изображения следующих храмов, которые относятся приблизительно к одному этапу развития, и выскажите своё мнение (демонстрация слайдов №4, 5, 6).
(После высказываний учащихся обратить их внимание на доску с названиями стран и основными чертами готического храма)
- При повторном просмотре предположите, в какой из стран мог появиться каждый храм (повторный показ слайдов).
- Как вы думаете, какая страна больше других не приняла французскую идею готики? (после ответа дать название храма, слайд №6)
- Почему?
- Какие черты готического стиля остались?
- На основе какой художественной культуры возводились храмы в Средневековой Италии?
- По каким признакам можно об этом судить? (выделение горизонтали, треугольный фронтон, инкрустационный стиль во внешней декорации фасада, метопы дорического ордера, волюты, сцепляющие верхний и нижний объёмы).
- Храм какой страны ближе всего французским готическим традициям? (после ответа дать название храма, слайд №5)
- Что нового привнесли немецкие зодчие в храм? (замена окна-розы огромным стрельчатым окном, мелкие стрельчатые арки на контрфорсах, повторяющиеся в порталах и окнах, сильное преувеличение чувств в лицах и позах святых на порталах).
- Попробуйте найти особенность капеллы Богоматери собора Вестминстерского аббатства в Лондоне (слайд №7) (перпендикулярный стиль, простота фасада, решетчатые окна, фасад без скульптур).
5. Развязка. 5 мин.
- В результате наших исследований оказалось, что неповторимость и своеобразие готических храмов при том, что каждый есть образ мира, где всё создано по велению Божьему, заключается не только во временных рамках, но и в той земле, на которой возводился храм, в национальных традициях разных народов Европы.
- И в заключении, давайте ещё раз почувствуем «готическую душу» средневекового храма.
(Показ всех слайдов под музыку Баха «Высокая месса»)
Курс мировой художественной культуры направлен на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические ценности народов разных стран, на формирование умений понимать и оценивать творения художников разных эпох. Он должен помочь ученику ориентироваться в накопленных художественных ценностях, в мире современной культуры и вырабатывать свои собственные оценки и эстетические суждения.
Список используемой литературы:
1. Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре. Базовый уровень.
2. Мировая художественная культура: учебник для 10 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)
Л.Г. Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010г
3. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на тему художественной педагогики / А.В. Копылова. – М.: Тач Маркетинг, 2004.
4. Программа «Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи возрождения» 6 – 8 классы, Ю.А. Солодовников, «Художественная культура нового и новейшего времени» 9 -11 классы. Л.М. Предтеченская.
5. Мировая художественная культура. Программа курса: 5 – 9кл.; 10 – 11кл. /Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.