double arrow

Объяснение нового учебного материала


Организационный момент.

ХОД УРОКА

Итоги урока.

Самостоятельная работа учащихся.

Объяснение нового учебного материала.

Организационный момент.

План урока

Литература.

1. Вайцеховская, В. В. Скульптура Беларуси 1920—1930-х гг. /

B. В. Вайцеховская // Адукацыя i выхаванне. 1994.№ 3.

C. 153—158.

2. Псторыя беларускага мастацтва : у 6 т. / рэд. кал.: С. В. Мар-цэлеу [i шш.]. Мн., 1987—1994.

3. Конышева, Н. М. Лепка в начальных классах / Н. М. Коны-шева. М., 1980.

1.1.Проверка готовности класса к уроку.

1.2. Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы­полненных в период предварительной работы.

2.1.Краткая беседа об истории развития скульптуры. Показ иллюстраций с изображением скульптур А. Глебова и скульпту­ры малой пластики.

2.2. Объяснение последовательности выполнения рисунка.

4.1.Закрепление нового материала.

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

5. Домашнее задание:предварительная работа.

1.1. Проверка готовности класса к уроку.

У. Ребята, проверьте, все ли готово к уроку, и приведите места в порядок.




1.1. Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы­полненных в период предварительной работы.

У.Кто вспомнит, каких зверей мы лепили на прошлом уроке?

Д. Медведя (кошку и т. д.).

2.1.Краткая беседа об истории развития скульптуры. По­каз репродукций с изображением скульптур А. Глебова и скульп­туры малой пластики.

У.Ребята, послушайте стихотворение и определите тему на­шего урока. (Читает стихотворение А. Велюгиня «У майстэрш».)

Тут мармур, гл1на, тэракота, Неакрыленай с!лы след... Распачынаецца работа, Ствараецца нанова свет. Ён у чаканш. распацёрся, I вось... удары^ малаток... Не глыбы горбяцца гарой Пад цёплай мудраю рукой — Сябры, паплечтга., герой Увесь запоун1л1 пакой. 1х будучыня — п'едэсталы, Кварталы, napKi гарадо^ I плошча^ гулга.я авалы У яснай далечы гадо^.

У. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о скульптуре. Это один из видов изобразительного искусства. Свое название она получила от латинского слова «скульпо», означающего «выре­заю, высекаю».

— Скульптура бывает круглой и плоской. Одно и то же дви­жение, изображенное в круглой скульптуре, увиденное с разных сторон, помогает зрителю более полно представить характер со­зданного образа.

— Плоскую скульптуру называют рельефом. Характерной его чертой является непрерывная связь изображения с фоном.

— Когда выпуклость изображения незначительная — ее назы­вают барельефом, или низким рельефом, а когда скульптурное изображение выступает от плоскости фона больше чем наполови­ну своего объема — это горельеф.

— Художники-скульпторы рассказывают об окружающей среде и отображают ее в объеме. Главной целью для художников-скульп­торов является создание образов людей и животных.



— Назовите материалы, которые использует скульптор в сво­ей работе.

Д. Глина, пластилин, камень, дерево.

У. Правильно, скульптор использует в своей работе самый раз­ный материал. Глина и пластилин — это мягкие материалы.

— Сегодня мы будем работать с пластилином. Слово «пласти­лин» произошло от греческого слова «пластос» — «вылепленный».

Изготовляют его из очищенного и раздробленного порошка гли­ны с добавлением воска и других веществ, которые мешают вы­сыханию. А маленькие скульптуры, которые мы делаем на уро­ке, правильнее всего называть мелкой пластикой.

— Как называются уроки, на которых мы работаем с плас­тилином?

Д. Уроки лепки.

У. В Национальном музее Республики Беларусь находится пре­красная майолика «Садко». Майолика — это вид керамики, цвет­ная глина, покрытая специальной поливой и обожженная. Майо­лика отличается мягкой лепкой форм.

— Дерево, как и глина, — один из древнейших материалов. До нашего времени сохранились деревянные скульптуры, сделан­ные древними мастерами.



— Большим мастером скульптуры из дерева был В. Ватагин. Художника притягивала поверхность дерева, его теплая бархати­стость. Для скульптуры он выбирал сплошной кусок дерева, стре­мился, не нарушив его природную пластику, вырезать обезьянку или медведя.

— Алексей Глебов создал выразительную композицию «Ге­оргий Скорина». Пластично интересно решена фигура Георгия. Тонкое умное лицо, книга в натруженных руках, спокойное дви­жение складок на рубашке помогают нам представить образ пер­вопечатника.

— Многие скульпторы работают с бронзой. Бронза — еще один материал для крепной и мелкой пластики. Этот материал очень твердый. Поддается ковке, чеканке, а в расплавленном виде — литью. Андрей Ануфриевич Бембель из бронзы сотворил один из лучших скульптурных образов в белорусском искусстве — порт­рет легендарного Николая Гастелло.

— Мрамор — любимый материал скульптора. Он может быть самых разных цветов, от белого до черного. Скульптура Микелан-джело «Давид» сделана из белого мрамора. Давид — красивый, сильный, волевой юноша. Он показан перед боем с Голиафом.

— В своей работе скульпторы могут использовать и другой материал.

У. Из каких материалов сделаны скульптуры, находящиеся в вашей местности. Кто их авторы? Может, вы помните скульп­туры, которые видели в других городах? Как необходимо обра­щаться с произведениями скульптуры в открытом и закрытом пространстве?

Д. Смотреть на расстоянии, не трогать руками, не бросать пред­метами и т. д.

У. Ребята, мы познакомились со многими скульпторами и их работой. А сейчас я предлагаю вам нарисовать героя нашего про­шлого урока.

2.2. Объяснение последовательности выполнения рисунка.

У. 1. Определяем на бумаге границы пола или земли. Выбира­ем правильное расположение листа — горизонтально или верти­кально. Надо изображать объекты на бумаге так, чтобы не оста­валось много свободного места.

2. Начинаем работу с общего наброска без прорисовывания деталей.

3. Затем добавляем мелкие детали и раскрашиваем рисунок (рис. 8).

Рис. 8

У. Ребята, какая основная задача стоит перед нами? Д. Нарисовать медведя или кошку.

Учитель вызывает учащегося для повторения техники работы с красками, правила охраны труда.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Для создания настроения и представления художественного образа звучит музыка «Кузнец».

4. Итоги урока.

4.1. Закрепление нового материала.

У. Чем отличается живопись от скульптуры?

— Что значит слово «скульптура»?

— С творчеством каких скульпторов вы познакомились?

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

5. Домашнее задание: предварительная работа.

У. На следующий урок необходимо взять пластилин, доски для лепки, кисточки, ткани. Найдите литературу с иллюстрация­ми птиц и рыб, понаблюдайте за птицами и рыбами в реальной действительности, сфотографируйте (по возможности). Выполнить задания пусть помогут вам родители.







Сейчас читают про: