Русская культура в XII – начале XIII в. Сочетание в культуре идей единства Руси, начало её регионального обособления

Начало феодальной раздробленности на Руси.

1 усобица. После смерти князя Святослава (972 г.) на Руси начались усобицы. Борьба между его детьми за Киевский престол. Сначала власть взял юный Ярополк, его младший брат Олег правил в древлянской земле, самый младший Владимир - в Новгороде. Ярополк стремился сохранить и закрепить сделанное предшественниками. Однако через 3 года его правления положение изменилось. Угроза единству Руси пришла с древлянской стороны, правящий там Олег хотел независимости от Киева. Ярополк собрал поход против древлян в результате которого, противники были разбиты, а князь Олег убит, древлян вновь подчинили Киеву. Князь Владимир, узнав об убийстве брата бежал из Новгорода, Ярополк подчинил себе Новгород. Беглый князь Владимир собрав войско из варягов, двинулся на Киев. Ярополк поняв что его дни сочтены бежал из Киева, вскоре он был убит. Владимиру удалось собрать Русь воедино, но после его смерти в 1015 году началась

2 усобица.

Едва умер Владимир власть взял его приемный сын - Святополк. Княжеская дружина была в походе и не могла восприпятствовать ему. Воспользовавшись положением стал подкупать знатных киевлян и собирать войско. Сформировав небольшой отряд, он отправил его убить любимых сыновей Владимира - Бориса, Глеба и Святослава. Против Святополка выступил Новгородский князь Ярослав, заручившийся поддержкой варягов. Два войска сошлись на Днепре зимой 1016 года, близ г. Любича. Святополк потерпел поражение и бежал в Польшу, откуда вернулся с польскими войсками и взял Киев. Но после восстания горожан оставил его, бежал к печенегам, а затем двинулся с ними на Новгород, был разбит и ему пришлось вновь укрыться в Польше. Ярославу удалось восстановит прежнее положение в стране, но с его смертью Русь захлестнула волна новых усобиц.

3 волна усобиц.

На этот раз распря произошла между сыновьями Ярослава Мудрого. Причиной было появление на Киевском пристоле полоцкого князя и это нарушило государственную стабильность, которая существовала на Руси в последние годы жизни Ярослава и в течении 2-х десятков лет правления его сыновей. Войны продолжались несколько веков. Причинами было: постоянные разделы земель между Рюриковичами, появление большого числа городов, претендовавших на самостоятельность.

В 1097 году внук Ярослава, - Владимир Мономах созвал Любический съезд князей с целью объединения Руси, где князья договорились прекратить усобицы и жить в мире.

Но в некоторых частях страны усобицы, по прежнему то вспыхивали, то затихали еще долгое время.

Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские князья приглашали из Византии мастеров - зодчих, живопиздцев, ювелиров. Эти мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство. До 10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства здания стали каменными (по Византийскому образцу). «Десятинная церьков» - 1-е камеенное здание. Спасо-Преображенский собор - самый «византийский» храм древней Руси. Софийский собор в Киеве - сохранился и сейчас. Это - огромный храм, построенный при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр - фигура Софии Оранты.

С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабеваетю. Появляются башенные храмы (собор Михаила - Архангела в Смоленске).

Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из Византии каноны иконописи и технику мозаики и фрески.

Ремесла: тут было сильным влияние Западной Европы. Мы заимствовали у них бронзовое литье, резьба по кости, ювелирное искусство.

Крупнейшие русские ремесленные города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань. Русские мастера славились в обработке дерева, кости и металла. Умели делать изделия с применением эмали и стекла. Русские кольчуги и оружие были такими охуенными, что все иностранцы их покупали.

ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА.

9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создали их Кирилл и Мефодий. Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язые (близкий по своей грамматике к греческому). С 10в. На руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось «книжное ученье». Школы были начальные и высшие. Создавались школы в основном при монастырях.

Особенности русской лит-ры: рукописный характер и анонимность произведений. Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо целям. В 10-11 в. Появляются летописи.

Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были истоические личности. «Слово о законе и благодати» Иллариона - прославляет Русь. Идея равноправия христианских народов. «Поучение Владимира Мономаха» - тоже нехуевая книга - призыв Мономаха к детям - соблюдать закон и порядок, забота о народе, государстве и церкви. «Повесть временных лет» - повествует о развитии, становлении русского государства. Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через летопись. «Слово о полку Игореве» - поход Игоря с дружиной против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междуусобные раздоры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: