Экспедиции и поездки
Источники пополнения коллекций—2.
Сотрудничество Ботанического сада МГДД(Ю)Т с другими организациями
Источники пополнения коллекций—1.
Уникальный посадочный материал вол всех видах – семена, черенки, луковицы, корневища, живые растения – мы безвозмездно получаем из многих ботанических садов России и других стран.
Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина Российской Академии наук, Москва | Ботанический сад Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова | Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Российской Академии наук, Санкт-Петербург |
Центральный Сибирский ботанический сад СО Российской Академии наук, Новосибирск | Ботанический сад МГДД(Ю)Т | Ботанический сад Санкт-Петербургского государственного университета |
Субтропический ботанический сад Кубани, Сочи | Le Parc Phenix Floral, Nice, France | |
Botanical Garden of Academia Sinica, Beijing, People’s Republic of China | Le Jardin Botanique du Val Rahmeh, Mentone, France | |
Jardín Botánico Nacional, La Habana, Cuba | Jardin Botanique Villa Gustave Thuret, Cap d’Antibe, France | |
Jardín Botánico Cienfuegos, Cienfuegos, Cuba | Jardín Botánico Dr. Alfredo Marin, Puerto Morelos, México | |
Jardín de los Helechos, Santiago-de-Cuba, Cuba | Центральный ботанический сад Национальной Академии наук Украины, Киев, Украина | Сухумский ботанический сад, Сухуми, Грузия |
Собрать обширную коллекцию растений удалось во многом благодаря тому, что с 2003 года научный координатор проекта – А. В. Бобров и один из исполнителей – М. С. Романов, участвовали в экспедициях в разные уголки мира. Многие уникальные растения, семена, черенки были привезены из 3 экспедиций на Кубу, в Мексику, в Центральный Китай, Турцию, на южный берег Франции. Кроме живых растений и семян, полевые исследования в различных биомах позволяют наблюдать и изучать многие биологические и экологические особенностей тропических и субтропических растений. Эти наблюдения являются бесценным источником информации для научной организации культивирования экзотических растений в Ботаническом саду. В процессе экспедиционных работ, так же как и во время командировок в Германию, Монако, Францию, Австрию и Чехию, удалось завязать контакты с сотрудниками ботанических садов, институтов, дендрариев многих стран мира. Это позволяет получать семена интересных, порой уникальных растений из ботанических учреждений Южной Африки и Новой Зеландии, Венесуэлы и Гватемалы, Швейцарии и Японии.
Редкие живые растения, а также семена интересных видов были привезены из многочисленных экспедиций А. В. Бобровом и М. С. Романовым в Крым, Колхиду, на Черноморское побережье России, Алтай, Сахалин, Курильские острова. Эти растения выращиваются в открытом грунте Ботанического сада.
Ещё один источник пополнения коллекций – это семена и растения, привозимые учащимися из зарубежных туристических поездок. Именно таким способом нами были получены представители флоры Бали и Таиланда, Хайнаня и Флориды, Маврикия и Калифорнии, Мадейры и Перу, Далмации и Марокко, Эквадора и Новой Зеландии.
Стали очевидными многие слабости как во внутренней
организации войска, так и несовершенство всей системы Военного и Морского
министерства. Подготовка офицерского состава была крайне слабой.
Образованных офицеров в армии было мало. Обучение солдат в большинстве случаев лежало на фельдфебелях и унтер – офицерах, использовавших жестокие наказания и
истязания. Суровая военная дисциплина грозила солдату ежедневно розгами, плетьми и т. п.
На службу рекрутов набирали по 6 человек с тысячи. При этом можно было ставить за себя охотника – человека, нанятого для того за деньги. Помещики имели право отдавать
на военную службу своих крепостных в наказание за преступления и проступки.
Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение = отвратительным. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, а
в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных
причин многих неудач в сражениях с противником. Военная реформа в царствование Александра 2 назревала.
Уже в июне 1855 г. на имя Александра 2 поступили две записки от
одного из лучших боевых генералов времени Николая 1 графа Ф.В. Ридигера, в которых он подверг критике существенную военную систему и предложил мероприятия ее реформирования.
Обе записки были одобрены императором и 20 июля 1855 г. создается
специальная «Комиссия для улучшения по военной части» под руководством
Ридигера, а после его кончины – генерала Н.Ф. Плаутина.
В 1857 г. окончательно были отменены военные поселения. В 1859 г. обязательный срок службы в сухопутных войсках был сокращен до 15, а во флоте до 14 лет.
Важные реформы начались в армии после назначения военным министром 9
ноября 1861 г. генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина, видного
общественного и государственного деятеля, высокообразованного человека.
На регулярно проводимых совещаниях под руководством Милютина тщательно
обсуждались различные вопросы намечавшихся военных реформ. Для
разработки наиболее важных проблем создавались особые комиссии. В
результате общая программа военных реформ была готова менее чем в
два месяца и 15 января 1862 г. представлена Александру 2 в виде
всеподданнейшего доклада, состоявшего из 10 разделов по основным
направлениям военного дела. Этот доклад, утвержденный императором в конце
января стал программой практических действий Милютина.
Главным принципом новой организации вооруженных сил Милютин считал:
«развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при
наибольшем числе наличных войск в мирное время».
Одной из первых реформ явились реорганизация центрального военного управления и создания местных органов управления в виде военных округов.
Д.А. Милютин стремился к тому, «чтобы привести все здания в стройный вид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано было полезным слить вместе все части, однородные по кругу действий, и уничтожить лишние наросты, которые в течении времени образовались более или менее случайно, без всякого плана».
В 1863 г. состоялась реорганизация департамента Генерального штаба,
который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако эта
реформа оказалась недостаточной.
1 января 1869 г. Александр2 утвердил новое «Положение о Военном министерстве», в котором верховное начальство над всеми сухопутными силами империи сосредоточивалось в особе императора.
Военные реформы Александра 2, начатые в 60-х гг., коснулись и Генерального штаба.
Основная цель преобразования его состояло в том, чтобы Генеральный штаб охватил все отрасли штабной службы. В 1864 г. был упразднен гвардейский генеральный штаб.
По положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначение командиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями. Это приближало к войскам и давало более широкую возможность продвижения по службе.
Одновременно с преобразованием в центральном военном управлении
проходила и реорганизация местного военного управления.
В период 1862 – 1867 г.г. была осуществлена военно-окружная реформа. Целью ее было устранить главный недостаток существовавшей в то время системы военного управления – полной централизации, сковывающей инициативу и самостоятельность руководства на местах. Приказом военного министра Милютина от 6 июли 1862г. были созданы Варшавский, Виленский, Киевский военные округа.
Практически результаты создания этих первых военных округов полностью доказали целесообразность применения в России территориальной системы военного управления. 6 августа 1864 г.Александр 2 утвердил «Положение о военно-окружных управлениях».
Каждый военный округ являлся одновременно органом строевого управления и органом военно-административного устройства, сосредотачивая в своих руках все функции военного управления.
Учреждение военных округов устранило разные неудобства, тянувшиеся
многие годы. При существовавших ранее порядках по каждому отделу военного
хозяйства – инженерному, артиллерийскому, комиссариатскому, провиантскому,
и т.д. – имелись специальные округа, обладавшие на местах небольшой властью и утверждавшие всякие мелочи в столице. Полномочия командующего округом позволили устранить существовавшую ранее волокиту, несогласованность и споры между строевыми начальниками и хозяйственными инстанциями.
Вместе с задачами децентрализации военного управления и создания условий для оперативного развертывания частей во время войны на командующих округов возлагалось содействие гражданским властям «для сохранения порядка».
В случае войны штаб округа становился штабом действующей армии.
В результате проведенных реформ в 1862-1869 гг. система управления значительно приблизилась к войскам. В ведении Воинского министерства остались лишь те вопросы управления, которые имели значение для всей русской армии. Аппарат Военного министерства сократился почти на тысячу человек, а канцелярская переписка уменьшилась на 45%.
Сроки мобилизации армии были сокращены с 6 месяцев в 1850г. до 9 – 26 дней в 1877г. Вопросы, связанные с обороной страны, решились временно создаваемыми комитетами, которые согласовывали их между Военными и морскими министерствами. В 1868 г. было введено новое «Положение о полевом управлении войск в военное время», позволившее устранить многие недостатки прежней организации. Оно уточняло функции главнокомандующего, освобождало его от руководства второстепенными административными вопросами и более четко определяло обязанности начальников отдельных управлений. Вместе с тем слабо разработан был вопрос об устройстве тыла армии, что проявилось вскоре в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878гг.