double arrow

Ларь трёх волхвов


Реликвии и сокровища

Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора. Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделенном в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.

В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.

Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.




Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч — символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв. Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа — готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, повреждённая похитителями в вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трёх волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.

Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 г. В этих могилах примерно в 540 г. были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов. В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты т. н. «Capella Clementina» — богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 г. он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.



В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кёльнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трёх волхвов, привезённые им в Кёльн из Милана. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов. Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.

В период с 1190 по 1220 гг. Николаус Вердунский, один из искуснейших ювелиров своего времени, создал в своей мастерской золотой ларь для хранения высоко почитаемых реликвий. Уже одна его форма свидетельствует о том, что в одном ларе объединены три, причем третий ларь покоится на коньке первых двух. Ларь трёх волхвов имеет следующие размеры: высота — 1,53 м, ширина — 1,10 м, длина — 2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора — ларя с мощами трёх волхвов — использовались, конечно, только самые драгоценные материалы. Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части — апостолы. Тем самым показано, что Новый Завет зиждется на Ветхом Завете. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне ларя изображены сцены бичевания и распятия Христа, а вверху в окружении святых великомучеников Феликса и Набора представлен благословенный Христос с тремя христианскими добродетелями — верой, надеждой и любовью.



На середине передней стороны ларя изображена сидящая Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. К ним присоединился четвёртый волхв — германский король Отто IV, пожертвовавший собору эту переднюю сторону ларя и причисливший себя этим изображением к традиционным первым христианским королям. Справа от Марии изображено крещение Иисуса в реке Иордан, а немного выше Христос появляется в образе всевышнего судьи в день Страшного Суда. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трёх волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя.

Трапециевидная передняя сторона ларя — съемная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями — бардовой геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в Средневековье как выдающиеся события в истории христианства.

В истекшие века ларь удалось уберечь от крупных повреждений. По сегодняшний день он считается главной ценностью собора и занимает в нём центральное место.







Сейчас читают про: