Крест Геро

Миланская мадонна

Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кёльн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской мадонны». Раньше эта статуя стояла над алтарём в часовне Богоматери. Над ней располагался искусно отчеканенный и богато раскрашенный балдахин, фрагменты которого хранятся в сокровищнице собора. В XIX в. статуя Марии покинула своё первоначальное место и была установлена на новом, возведенном специально для этого пьедестале. Этим же временем датируются скипетр и корона статуи.

Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Её создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., её оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура мадонны была расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка. Однако даже после того как на смену Миланской мадонны пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.

Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником императора Отто I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были известны в Европе.

Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростерто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которое принесёт избавление человеческому роду. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.

Цифры и факты

Общая длина (снаружи) 144,58 м

Общая ширина (снаружи) 86,25 м

Ширина фасада поперечного нефа 39,95 м

Внутренняя ширина продольного нефа 45,19 м

Ширина западного фасада 61,54 м

Высота северной башни 157,18 м

Высота южной башни 157,14 м

Ступеней вплоть шпиля 509 (97,25 м = 152,5 м над уровнем моря)

Колоколов 11 (8 колоколов в южной башне, 3 — в центральной башне (на коньке крыши)), самый большой колокол — «Decke Pitter»

Высота фасада поперечного нефа 69,95 м

Высота центральной башни (на коньке крыши) 109,00 м

Высота конька крыши 61,10 м

Внутренняя высота среднего нефа 43,35 м

Внутренняя высота боковых нефов 19,80 м

Площадь собора, приблизительно 7 914 м²

Площадь окон, приблизительно 10 000 м²

Площадь крыши, приблизительно 12 000 м²

Территория вокруг собора, без лесов 407 м²

Наибольшая площадь западного фасада 7 000 м²

Масса использованного камня, приблизительно 300.000 т

Ежегодно тратится на содержание 10 млн. €

Адрес Domkloster 4, 50667 Köln

Легенды Кёльнского собора

Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.

Город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор. Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.

Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство — наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: