Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

План ведения больного

1. Режим свободный

2. Диета № 10

3. Медикаментозное лечение

4. Лечебная физкультура

Диета подразумевает снижение потребления жиров, особенно животного происхождения (бараний, говяжий), умеренное потребление поваренной соли. Рекомендуется увеличить употребление в пищу продуктов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты (растительные масла, морские продукты), метионин (творог), калий (сухофрукты). Мясо употреблять в отваренном виде. Рекомендуется чередовать диеты с разгрузочными днями.

Лекарственные средства:

· Нитратросодержащие препараты: Нитроглицерин, нитросорбид, тринитролонг и др. Являются донаторами оксида азота, который способствует расширению коронарных артерий и периферических сосудов.

Rp.: Trinintrolongi 0,01

Dtd N 50 in tabulettis

S. по 1 таблетке 3 раза в день

Rp.: Nitroglycerini 0,0005

Dtd N 20 in tabulettis

S. по 1-2 таблетке под язык при болях в сердце

· Блокаторы β-адренорецепторов: Атенолол, метапролол, оксипренолол, пиндолол и др. Уменьшают потребность миокарда в кислороде путем подавления симпатической активности.

Rp.: Talinololi 0,1

Dtd N 30 in tabulettis

S. по 1 таблетке 3 раза в день

Rp.: Pindololi 0,005

Dtd N 40 in tabulettis

S. по 1 таблетке 4 раза в день

· Антагонисты кальция: Верапамил, адалат, кардезим. Снижают поступления кальция в гладкомышечные клетки стенки сосуда, т.о. снижают тонус коронарных артерий и периферических сосудов.

Rp.: Verapamili 0,04

Dtd N 50 in tabulettis

S. по 1 таблетке 4 раза в день

· Рибоксин: Оказывает положительное влияние на обменные процессы в миокарде, улучшает коронарный кровоток.

Rp.: Riboxini 0,2

Dtd N 50 in tabulettis

S. по 1 таблетке 3 раза в день

· Кокарбоксилаза: Кофермент, оказывает положительное влияние на трофику миокарда.

Rp.: Sol. Cocarboxylasi 5 ml

Dtd N 5 in ampulis

S. внутримышечно, по 5 мл 1 раз в день

· Клофибрат: Снижает уровень холестерина и β-липопротеидов в крови.

Использованная литература

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства, часть 1 и 2. Москва, «Медицина», 1999 г.

2. Минкин Р.Б., Павлов Ю.Д. «Электрокардиография и фонокардиография». М. «Медицина», 1984 г.

3. Алмазов В.А., Чирейкин Л.В. «Трудности и ошибки диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы» Ленинград, «Медицина», 1985 г.

4. Кукес В.Г. «Пропедевтика внутренних болезней», М. «Медицина», 1982 г.

5. Мартынов А.И., Мухин Н.А., Моисеев В.С. “Внутренние болезни” в двух томах. Москва, ГЭОТАР-МЕД, 2001 г.

Е.А. Климов и О.Г. Носкова (1992) выделяют разные варианты отражения психологического знания о труде в неписьменных функциональных средствах фиксации опыта:

1. Мифологическое знание как разновидность модельных представлений о психической регуляции труда. Как отмечают историки и этнографы, "…магический танец оказывается средством общественного воспитания всех участников - воспитания физического, профессионального и эстетического" (цит. по: Климов, Носкова, 1992. С. 25); сами орудия труда придавали человеку "особую силу", власть над природой, поэтому они часто выступают как "фетиши", обладающие "сверхъестественными силами"; многие божества древних так или иначе связаны с трудовой деятельностью (богиня виноградарства, земледелия; божества, покровительствующие войнам, мореходам, купцам… - у разных народов свои божества). (В современном производстве также по-своему "мифологизируется" каждое новое средство труда. Например, появление компьютерной техники породило множество надежд и иллюзий относительно всесилия ЭВМ.)

2. Отражение психологических знаний о труде в сказках, легендах, заговорах, обрядах: образы Марьи-искусницы, Василисы-Прекрасной, Иванушки (ухаживающим за Коньком-Горбунком). Интересно,как отмечал В.Я. Пропп, что "чаще всего колдовские обряды инициации - посвящение юношей в охотники - это не только проверка их "готовности" к труду, но и приобщение к мифологическому обряду - главному таинству племени" (стоит отметить, что, многие предания старики племени хранили от непосвященных под запретом). Вместе с коллективными обрядовыми формами важную роль играли индивидуальные формы (заговоры, обереги) как "элементы словесного сопровождения языческого заклинательного, магического обряда": характерно - обязательность выполнения всех элементов процедуры (похоже на технологическую карту в современном производстве). Смысл всего этого - воспитать уважение к труду, в связи с чем Е.А. Климов отмечает: "Честь тому, кто изобретет хороший психологический (психорегулятивный) эквивалент производственным мифам, обрядам, оберегам и т.д." (Климов, Носкова, 1992. С. 35). Хотя реально такие "эквиваленты" существуют и сейчас (например, известный "психотерапевтический миф" существует не только для клиентов, но и для самих психотерапевтов; в каждой социально-профессиональной "группе-тусовке" существуют свои мифы и обряды, повышающие степень профессионального самосознания участников этих групп и т.п.).

3. Изобразительные средства фиксации представлений о труде - это, например, изображения животных (объектов охоты), сцен самой охоты (как передача успешного "опыта" другим поколениям, выступающие в качестве своеобразных инструкций) и т.п.

4. Песня и ритм - как средство управления функциональным состоянием человека в труде. В этой связи известный историк и этнограф К. Бюхер в своей книге "Работа и ритм" писал, что само содержание песен часто имело второстепенную роль, главное - это ритм песни. Заметим, что и сейчас ритм рассматривается как важное условие создания особого настроения как в производственной деятельности, так и вне ее. Ритм особо важен при выполнении коллективных трудовых действий. При этом сами песни часто являются средством управления своим состоянием и поддержанием самого настроя на работу. И лишь постепенно песни и танцы приобретали самостоятельное значение (эстетическое, социальное).

5. Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках соотносится со многими собственно психическими регуляторами трудовой деятельности.

В частности:

o Утверждение обязательности труда выражается в следующих пословицах: "Масло само не родится", "С разговоров сыт не будешь";

o Этические аспекты труда - "Трутни - горазды на плутни" (т.е. негодяи - люди достаточно неглупые…), "Праздность - мать пороков";

o Важность труда в жизни человека (даже по сравнению с верой в Бога) - "На Бога уповай, а без дела не бывай";

o Осуждение низкопроизводительного труда - "Три дня молол, а в полтора съел", "Пошел черных кобелей набело перемывать";

o Ценность именно общественно полезного (а не любого!) труда как основы здоровой жизни - "Кто много лежит, у того и бок болит";

o Идея индивидуального стиля деятельности - "Мастер - мастеру не указ";

o Идея возрастных ограничений в ходе профессионального обучения - "Старого учить, что мертвого лечить";

o Некоторые идеи самого профессионального обучения - "Учи других, и сам поймешь", "Мудрено тому учить, чего сами не знаем" (см. Климов, Носкова, 1992. С. 41-47).

Е.А. Климов и О.Г. Носкова (Там же. С. 48-74)) выделяют также психологические регуляторы труда в памятниках материально-производственной культуры и письменности. В частности показано, что в работах видных политических и общественных деятелей ХI - ХIХ вв. (Петр I, В.Н. Татищев. М.Ю. Ломоносов и др.) тема труда тесно связана с социально-экономическими преобразованиями.

Например, в работах М.Ю. Ломоносова выделяются моменты, связанные с вопросами:

o построения эмоционально насыщенных образов-целей, смыслов труда и его стимулирования (это и труд для "умножения счастья человечества", и "увеселение, удовольствие от нахождения истины", "труды предпринимаются не для получения выгоды, но ради науки" - это о труде ученого в лаборатории - сравним с современным пониманием труда ученого);

o волевой саморегуляции труда (трудящемуся как бы "доверяется" "произволение" и "рассуждение", т.е. ответственность, способность регулировать свои действия);

o проектирования средств и условий труда с учетом психологических особенностей людей (предлагая новый способ "находить полуденную линию", он пишет: "Обыкновенный способ требует раздвоения внимания наблюдателя…, а наш не требует часов, не отвлекает внимания…";

o проектирования больших систем с учетом психологических особенностей труда (например, его проекты "исправления" Академии наук, где фактически он говорит о ней как о "системе", где важную роль играют конкретные люди);

o оптимизации межлюдских отношений (в заметках об "исправлении" Академии наук он пишет: "ошибки замечать не многого стоит; дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку") (цит. по: Климов, Носкова, 1992. С. 65-69).

Следует особо отметить роль религии в формировании отношения людей к труду, в частности, влияние идей Реформации на представления о труде. Многие авторы считают, что современная европейско-американская культура во многом основывается на идеях Реформации (протестантской этики). Например, Л.Г. Ионин отмечает: "Если католицизм отнимал у человека мотивацию на успех в мирской жизни и переносил все надежды и упования на жизнь в церкви, то кальвинизм как бы соединил одно и другое (именно мирская жизнь становится священной)… Для протестантизма молитвы, сложные ритуалы, разветвленная догматика - все это оказывается излишним; происходит "расколдовывание" мира, освобождение его от магии и суеверий; мир становится проще, прямее, рациональнее" (Ионин, 1995. С. 58). Еще М. Вебер в своей знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма" отмечал, что с развитием капиталистических отношений и идей реформации работник все больше ощущает свою роль не как отчужденную по отношению к собственной личности, извне навязанную профессиональную категорию, а как "призвание сверху", от Бога, и ее, этой роли, максимально усердное исполнение рассматривает как священный долг" (цит. по: Ионин, 1995. С. 59).

Интересно, что в немецком языке слово Beruf - это и долг, и призвание, и профессия. Главная идея капитализма, как считает М. Вебер, - это представления о профессиональном долге (Berufspflicht). Идеал Америки - "кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель", - этим определяется весь уклад жизни современного "цивилизованного" человека. "Зарабатывание денег - мой долг, - пишет М. Вебер, - в этом - моя добродетель и источник моей гордости и уважения ко мне со стороны граждан" (Там же. С. 55).

М. Вебер отмечал также, что "один из конституционных моментов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры - это рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания, возникающее из самого духа христианской аскезы" (Там же. С. 60).

Таким образом, само представление о труде и отношение к трудовой деятельности во многом зависит от конкретной культурно-исторической эпохи. Но в неменьшей степени и само это отношение, отражаемое в сознании людей, формирует эпоху.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: