Складывание самодержавия

В XVII в. происходит трансформация российской политической системы от сословно-представительной монархии к самодержавию.

В связи с избранием в 1613 г. Земским собором на престол Михаила Романова в стране был проведен своего рода «референдум» в городах и уездах страны. В избирательной грамоте было указано, что Михаила выбрали на царство «все православные христиане всего Московского государства». Но если Рюриковичи воспринимали государство как свое наследственное владение, как «вотчину», то Романовы должны были помнить, что получили власть «от общества» и должны учитывать мнение народа, выражать не частные, не сословные, а общенациональные интересы.

При ограниченной монархии государь осуществляет власть вместе с высшими сословно-представительными органами: царь, принимая решение, должен получить их согласие. При самодержавии царь должен был лишь обсудить с ними вопрос, а окончательное решение оставалось за ним. Абсолютизм (который сформировался в России уже в XVIII в.) означал, что и обсуждать свои решения царь ни с кем не был обязан.

После 1613 г. власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Земские соборы, выражавшие интересы многих слоев общества, выступали реальным противовесом Боярской думе и играли очень важную роль в политической жизни. Однако существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы. В 1649 г. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем укреплялось централизованное государственное управление и закреплялась самодержавная власть царя. С принятием этого Уложения роль сословного представительства падает. После 1649 г. состоялись всего четыре Земских собора. Они решали важнейшие государственные вопросы: утверждали основные законодательные акты, давали согласие на ведение или прекращение военных действий, обсуждали международные соглашения и т.д. До 1682 г. в их компетенцию входило утверждение русских государей на царство. В 1653 г. потребовалось согласие Земского собора на просьбу гетмана Б. Хмельницкого о присоединение Левобережной Украины к России, ибо это означало неизбежную войну с Польшей.

Уменьшилось и значение Боярской думы в политической жизни: она полностью переходит под власть царя во второй половине XVII века. Зато возрастает влияние «ближней государевой думы», куда входили доверенные лица самодержца.

В середине 50-х гг. XVII в. возник Приказ тайных дел – личная канцелярия царя, поставленная над всеми официальными учреждениями и лицами. Число приказов увеличилось до 80. Все большую роль в них играют не бояре, а служащие-дьяки, происходившие из мелкого дворянства. Так рождалась бюрократия – необходимый элемент системы абсолютизма. Попытки ограничить своеволие бюрократии предпринимались неоднократно, но без особого успеха. В 1682 г. было отменено местничество – система получения государственных постов по степени знатности и родовитости. Управление страной становилось все более централизованным, хотя и мало упорядоченным.

На местах централизация выражалась в создании на базе нескольких уездов особых округов – разрядов. Реальным путем усиления власти государства было развитие местной администрации. В XVI веке воеводы существовали только в некоторых пограничных городах, в 1614 г. они правили уже в 103 городах, в 1616 – в 138, в 1625 - в 146. Полномочия воевод были шире полномочий наместников-кормленщиков прежних времен.

В 1631-1632 гг. прошла военная реформа: возникли солдатские, рейтарские (кавалерийские) и драгунские полки («полки иноземного строя»), которые содержались за счет казны. Они существовали наряду с системой дворянского ополчения и стрелецкими полками

«Бунташный век»

Указы о соляном налоге (1646 г.), о замене серебряных денег на медные (1654 г.) привели к «соляному» (1648 г.) и «медному» (1662 г.) бунтам. Гнев народа обрушился прежде всего на бояр – непосредственных исполнителей государственной политики. В народном сознании формировался образ боярина – носителя «кривды», противопоставленный образу царя – носителя «правды». В этих условиях правительство продолжало укреплять позиции дворянства, практически полностью зависевшего от государства, как наиболее надежного для себя слоя русского общества. С другой стороны, государство в борьбе против влияния бояр стремилось опереться на «мнение народа», выразителем которого считались Земские соборы. Как только аппарат самодержавия был укреплен, отпала необходимость и в Земских соборах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: