double arrow
Воспитание «новой породы» людей

Практическим выражением политики просвещенного абсолютизма явилась педагогическая система, созданная Екатериной II в «соавторстве» с И.И. Бецким, сыгравшим выдающуюся роль в становлении системы народного образования в России. Бецкой был высокообразованным человеком. После службы в Коллегии иностранных дел вышел в отставку и в течение долгих лет жил за границей; в 1764—1794 гг. был президентом Академии художеств. За границей он изучал педагогические идеи западноевропейских мыслителей и создал свою собственную педагогическую систему, поддержанную Екатериной, и в теории, и в практике вполне самобытную, но у нас не изученную и по достоинству не оцененную.

Неизвестным для многих остается и литературное наследие самой Екатерины II. Она вела обширную литературно-публицистическую деятельность, издавала сатирический журнал «Всякая всячина», писала статьи, большое количество художественных произведений разных жанров: пьесы, комедии, стихи и сказки для детей, а также исторические сочинения, автобиографические «Записки». В ряде своих произведений Екатерина разрабатывала просветительские идеи о воспитании. Она сама составила «наставление о воспитании великих князей» (внуков Александра и Константина) Н.И. Салтыкову. Их воспитанием до семи лет Екатерина занималась лично и собрала для них целую учебную библиотеку.

История екатерининских реформ в области образования во многом повторяет историю реформ, проводимых ею и в других областях, однако их особенностью было то, что разработка общих принципов шла параллельно с проверкой некоторых из них на практике. Основой новой педагогической системы и всего законодательства Екатерины II по народному образованию был разработанный Бецким Генеральный план «О воспитании юношества обоего пола» (1764 г.). Была сформулирована цель новой школы — не только подготовка профессионального работника, но и воспитание человека и гражданина. «Преодолеть суеверие веков, — писал Бецкой, — дать народу своему новое воспитание: есть дело, совокупленное с невероятными трудами, а прямая оных польза остается вся потомству»'. Авторы новой педагогической системы понимали трудность своей задачи. Одно лишь образование не даст должных результатов, нужно воспитание нравственности. Поэтому главная цель педагогики — создание «новой породы» людей. Разделяя взгляды Локка (что из ребенка, поскольку он рождается не плохим и не хорошим, а нейтральным, можно вылепить все что угодно) и Руссо (что в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного), Екатерина и Бецкой создали сеть закрытых воспитательно-образовательных учреждений (по сословному признаку), где воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 18—20 лет. Для всех остальных учебных заведений разрабатывались специальные уставы, в которых просветительские идеи в области педагогики






' Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества// Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России обоего пола юношества. СПб., 1877. Т. 1.С.З.

воплощались в обязательные нормы. Именно задачей создания «нового общества» и «новой породы» людей определялся характер вновь открываемых учреждений. Одним из первых был Смольный институт, основанный в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, под названием «Воспитательное общество благородных девиц», имевший особое место в истории русской школы: это было первое женское учебно-воспитательное заведение, включавшее женское образование в общую систему школьного образования и просвещения.

Для проведения более масштабной школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ (1782 г.), работавшая под руководством специально выписанного из Австрии по рекомендации Иосифа II педагога Ф.И. Янковича де Мириево. Комиссия разработала план создания двух типов народных училищ: в уездах — двухклассные (изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис), в губернских городах — четырехклассные (добавлялись русский язык, история, география, геометрия, архитектура, механика, физика, иностранный язык, закон Божий). Вновь создаваемые училища являлись всесословными, содержались за счет государства и находились в ведении местных органов власти. В результате в России впервые была создана общероссийская система общеобразовательной школы: возникла единообразная система учебных заведений с единой методикой и однообразной организацией учебного процесса, основанного на классно-урочной системе. Школьная реформа Екатерины II соответствовала духу XVIII в., духу Просвещения, ее убежденности в том, что «только заведением народных школ разнообразные обычаи России приведутся в согласие, исправятся нравы». Нельзя не признать, что осуществленные в екатерининскую эпоху реформы в области народного образования и просвещения были грандиозными как по своим масштабам, так и по своему долговременному значению, способствовали неуклонной европеизации и гуманизации русского общества.

ЛЕКЦИЯ XI

ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Сельское хозяйство: старое и новое. Крестьянский вопрос в дореформенный период. Промышленность и торговля в первой половине XIX в.

В прежние годы советские историки много спорили о времени возникновения капиталистического уклада в России, периодах его развития, российских особенностях капитализма и т.д., но все сходились в том, что капитализм как социально-экономическая формация в России победил во второй половине XIX в., и отмена крепостного права в 1861 г. определялась как решающий рубеж. Капитализм при этом понимался не столько как общество рыночной конкуренции, свободы рыночных отношений, нового этапа п развитии человеческой личности, сколько как общество жестокой эксплуатации «злыми» капиталистами «несчастных» рабочих, как общество экономического принуждения рабочей силы к труду на благо владельцев капиталов — денег, заводов и прочего, как общество прежде всего ожесточенной классовой борьбы между трудом и капиталом. При этом абсолютизировалось и связывалось почти исключительно с капитализмом строительство заводов и фабрик с машинной техникой. В последние годы делаются попытки объяснения российской истории XIX в. с помощью концепций «догоняющего развития» и «революции сверху». В первом случае стараются выявить особенности развития капитализма в России, которая отстала от Западной Европы из-за татарского ига и в XIX в. совершала очередной рывок с помощью перенимания с Запада технических достижений и социальных отношений, что привело к перестановке фаз развития, усилению государства и т.д. Во втором случае ставится задача выявить причины попыток верховной власти провести экономическую и политическую модернизацию страны с помощью реформ, показать результаты этих реформ и неизбежность перехода к контрреформам, всячески подчеркиваете ;

положительная роль государства в России как двигателя прогресс? Но понимание капитализма, по существу, остается прежним, достаточно глубокий анализ социально-экономических и политических процессов практически отсутствует. Поэтому в данной главе речь пойдет не столько о концепциях, сколько о том, как шло развитие промышленности и сельского хозяйства в России первой половины XIX в., какие изменения в них происходили, а также как развивались в это время государство и общество.






Сейчас читают про: