Считая античную философию своим теоретическим источником, флорентийские платоники развивали идеи пантеизма, учение об органическом космосе, а также идеи Реформизма и веротерпимости. В отличие от Н. Кузанского и философов позднего Возрождения, их не интересовали естественнонаучные и натурфилософские проблемы, свои размышления они ограничивали гуманитарными проблемами.
Историческое значение Платоновской Академии заключается в том, что флорентийские платоники логически завершили уче-
1 Кузанский Н. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 53.
1 Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. М., 1970. С. 78.
2 Это имя было им взято в честь почитаемого Платона.
ние Николая Кузанского о человеке, абсолютизируя его свободную творческую сущность и выдвигая идеи ничем не ограниченного антропоцентризма.
Наиболее интересные и глубокие мыслители Платоновской Академии — Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.
Глава флорентийской Академии Марсилио Фичино (1433 — 1499) был служителем католической церкви. Им переведены на латинский язык все диалоги Платона и большинство произведений неоплатоников. Фичино стремился организовать свою жизнь по образцу платоновской. Современники называли его «вторым Платоном».
Основные произведения Марсилио Фичино написаны в духе платонизма, переработанного в традиции Возрождения. Вместе с тем Фичино не мог полностью отказаться от идей схоластической философии. Подобно схоластическим мыслителям, он выделяет как один из важнейших вопрос об отношении религии и философии. Преодолевая схоластический подход к решению этой проблемы, он приходит к выводу, что философия не является бесправной служанкой Богословия, а находится в положении его равноправной сестры. На этой теоретической основе Фичино развивает идеи, близкие идеям Реформизма, свойственные гуманистическому мировоззрению эпохи Возрождения. Фичино полагает: если Бог есть разум, который по природе везде одинаков, то этот всеобщий разум следует находить во всех религиях, а все своеобразное, специфическое в религиях необходимо отбросить, создав всеобщую «естественную» религию.
Исключительное место в философии Фичино занимает категория любви. Любовь охватывает и божество, и природу, и человека в едином порыве, связывая их неразлучно. Она есть та движущая сила, с помощью которой Бог заставляет себя излить свою сущность в мир и которая заставляет его творения, в свою очередь, искать всеединства с ним. Данная трактовка любви позволяет Фичино заключить, что мировая душа и душа человека тождественны. А если это действительно так, то человек занимает исключительное положение во Вселенной. Человек разделяет способности своей низшей Души с бессловесными живыми существами, свой Ум — с божественным разумом. Исходя из этого Фичино приходит к выводу, что человек есть связующее звено между Богом и миром. Он может выходить в высшие небесные сферы, не отвергая низшего телесного мира. В то же
время он может нисходить в низший телесный мир, не оставляя высшего.
Фичино развивает положение Николая Кузанского о творческой сущности человека, утверждая, что творческие возможности человека находят выражение в его способности к познанию мира и различному роду деятельности.
Гносеология Фичино созерцательна. Он считает, что основой познания является созерцание красоты и наслаждение этой красотой. Высшая ступень созерцания — мистическое созерцание, слияние с Богом. Достижение земной красоты, наслаждение ею не противоречит мистическому созерцанию, а является ступенью к нему. Деятельные возможности человека безграничны: «Повсюду человек обращается со всеми материальными вещами мира так, как если бы они находились в его распоряжении: стихии, камни, металлы, растения. Он многообразно изменяет их форму и вид... Он измеряет землю и небо, а также исследует глубины Тартара. Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким...»1. Утверждение безграничных деятельностных возможностей человека, повелевающего миром, приводит Фичино к мысли, что человек есть Бог, обладающий полной свободой воли, ему подвластен весь мир: «...человек, который господствует над всеми существами, живыми и неживыми... является некоторого рода Богом. Он — Бог неразумных животных, которыми он пользуется... правит... воспитывает. Он — Бог стихий, в которых он поселяется... и использует; он — Бог всех материальных вещей, которые он применяет, видоизменяет и преобразует. И этот человек, который по природе царит над столькими вещами и занимает место бессмертного божества, без всякого сомнения также бессмертен»2.
Таким образом, в своем учении Марсилио Фичино сформулировал идею безграничной человеческой мощи, приравнивая ее к мощи Абсолюта. Эта идея выражена более последовательно, чем у ранних гуманистов, и характерна для гуманистической философии XV в. Философия Фичино, не сложившись в самостоятельную школу, тем не менее явилась фундаментом для возникновения нового интеллектуального климата, благодаря кото-
' Цит. по: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. С. 327, 335. 2 Там же. С. 327.
5* 131
рому были выработаны основные идеи периода расцвета Возрождения. Она оказала влияние на становление взглядов таких видных мыслителей и деятелей культуры, как Пико делла Миран-дола, Дж. Бруно, Микеланджело, Тассо и др.
Пико делла Мирандола (1462—1494)1, правитель республики Мирандола, активный деятель Платоновской Академии. Пико — один из тех мыслителей эпохи Возрождения, которые пытались освободить работы Аристотеля от схоластических наслоений и воспринимали его идеи в единстве с идеями платонизма, неоплатонизма и христианства. В 1430 г. Пико отсылает в Рим свой основной труд — «Философские, каббалистические и теологические выводы», содержащие девятьсот тезисов «обо всем, что познаваемо». Он предполагал защитить эти тезисы перед всеми философами Европы. Однако тринадцать из них были признаны папской курией еретическими, а после того как Пико выступил с их «апологией» перед папой Иннокентием VIII, еретическими были признаны все девятьсот тезисов, и диспут не состоялся.
Оценивая господствующие религии, Пико в этих тезисах приходит к мысли, что в существующих религиях имеют место элементы заблуждения, ибо единая религиозная истина еще полностью не откристаллизовалась и существующие вероучения есть лишь этапы на пути к ее полному познанию. Подобно Фичино, он пытается создать всеобщую религию, которую называет «новой философской религией».
Размышляя о характере отношений Бога и мира, Пико, не выходя за рамки схоластической традиции, утверждает, что Бог целиком и полностью существует для себя, он свободен, он личность, он Бог в трех лицах христианского откровения. Одновременно Пико высказывает пантеистические идеи: Бог в такой степени присущ миру, что можно предполагать существование мира в Боге, а само понятие Бога создается на основе наблюдения мира, ибо Бог и мир представляют единство. Следует отметить, что пантеистические идеи Пико более натуралистичны, чем те же идеи Фичино, так как он предпочитает углубление в природу реальных вещей.
Некоторые источники называют и другие годы жизни Пико делла Мирандо-лы: 1463-1494 гг., 1463-1495 гг.
Гносеологические проблемы Пико решает, полемизируя со сторонниками «пророческой астрологии» и лженауки. Он стремится показать, что основная задача познания заключёна в таком проникновении в тайны мироздания, которое было бы практически действенным, а не абстрактно-схематичным.
Пафос негативного отношения Пико к астрологии был направлен против «астрологического детерминизма», отрицая который, он формулирует одно из центральных положений своего учения — о свободе воли и активности человека: человек представляет особый четвертый мир после поднебесного, небесного и подлунного. Человек есть микрокосм, соединяющий в себе следующие начала: земное, состоящее из четырех традиционных элементов — земли, воды, воздуха и огня; животное и божественное. Будучи посредником между всеми созданиями, земными и небесными, человек в то же время находится как бы вне этих существ, ибо «чудеса человеческого духа превосходят чудеса небес... На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке — ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над ними, значит возвыситься над небесами»1.
Исключительное положение человека обусловлено его свободой воли, которая позволяет ему творить самого себя, достигать того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет. В «Речи о достоинстве человека» Пико заявляет, что Творец, ставя человека в центр мира, возгласил: «Не даем мы тебе... ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению»2.
Признание неограниченной свободы воли человеческой лич
ности приводит Пико к необходимости решения проблемы мо
рального выбора. Человек, являясь своим скульптором и твор
цом, способен как снизойти до состояния животного, так и воз
выситься до богоподобного существа. Идеалом для человека дол
жен стать сократовский принцип самопознания, который Пико
объявляет высшим благом. На пути к его восхождению Пико
делла Мирандола выделяет три этапа: первый — очищение ра
зума от страстей при помощи этики, второй — совершенствова-
--------------- /
1 Цит. по: Соколов В.В. Европейская философия XV —XVIII веков. М., 1984.
С. 40.
2 Эстетика Ренессанса. Антология в 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 250.
ние разума диалектикой и философией, третий, высший — познание божественного при помощи теологии.
Активно-личностная трактовка человека в учении Пико явилась кульминационным моментом в утверждении антропоцент-ристских идей, выдвинутых философией итальянского Возрождения.
Пьетро Помпонацци: учение о смертности души
П |
ьетро Помпонацци (1462 — 1525), глава школы алек-сандристов, последователей Александра Афродизий-ского, трактовавших учение Аристотеля в материалистическом духе.
Во многих работах Помпонацци высказывает приверженность номинализму, на базе которого он строит некоторые положения своего учения. Помпонацци отвергает существование разума вне отдельных людей и приходит к центральной идее своей философии — идее о смертности человеческой души, которую он развивает в работе «О бессмертии человеческой души» (1516).
Помпонацци согласен с Аристотелем в том, что душа — форма тела. Однако смертность тела, с точки зрения Помпонацци, означает и распад его формы, т.е. смертность души, которая также материальна. О бессмертии души человека можно говорить лишь в плане ее отличия от души животных, ибо человеческая душа способна к размышлениям о самой себе и к логическому мышлению в форме общих понятий.
Отвечая своим оппонентам, утверждавшим, что отказ от идеи бессмертия души приводит к утрате понятия высшего назначения человека, Помпонацци подчеркивал, что именно такой отказ и соответствует подлинной природе человека, так как цели человеческой деятельности находятся не в потустороннем, а в посюстороннем, земном мире. Истинная добродетель не нуждается в награде и не строится на страхе. Он пишет: «...действующий праведно, не ожидая никакой награды, кроме своей добродетели, поступает намного добродетельней и честней, нежели тот, кто ожидает сверх добродетели какой-то еще награды... кто избегает порока из-за его гнусности, а не из страха наказания, положенного за порок... более
достоин похвалы, нежели тот, кто избегает порока только из страха наказания... Поэтому, считающие душу смертной, гораздо лучше защищают добродетель, нежели те, кто полагает ее бессмертной. Ведь надежда на воздаяние и страх возмездия привносят в душу нечто рабское, что противоречит самим основаниям добродетели»1.
Трактат Помпонацци вызвал огромное количество протестов сторонников схоластического мышления и был публично сожжен в Венеции.
§ 3. Философия позднего Возрождения
В |
XVI веке имели место глубокие изменения в социальной жизни Западной Европы. Происходят процессы рефеода-лизации, уничтожившей свободные города-коммуны, реформации и контрреформации. В области естественных наук наблюдается постепенный переход от теоретического к опытно-практическому знанию, обусловленный открытиями Коперника (гелиоцентрическая концепция), Кеплера (учение о движении планет вокруг Солнца), Галилея (аналитическая теория, на основе которой были разработаны законы механики) и др. Изменения в социальной жизни и в области научного знания, привели к пересмотру многих философских положений, к возникновению нового типа философского мышления.
К концу XV — началу XVI в. в философии итальянского Возрождения наблюдается разочарование в принципах антропоцентризма, делаются попытки его критического переосмысления. Это было вызвано, во-первых, противоречиями, возникшими между духовными идеалами Возрождения и социальной действительностью, и, прежде всего, появлением крайних форм индивидуализма, часто приводящих к анархизму и асоциальное™ (примером этому служат идеи Н.Макиавелли (1469 — 1527), освобожденные от любых форм морали, религии, гуманизма); во-вторых, открытиями в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фи-
1 Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. М., 1970. С. 95.
гуры Вселенной превратился в незаметную песчинку мироздания, затерянную в огромном, бесконечном мировом пространстве, а идеи детерминизма, выдвинутые точными науками, оказались несовместимыми с абсолютизацией личной свободы. В социально-политических и философских концепциях позднего Возрождения начинает назревать понимание того, что человеческие возможности не безграничны, а достижение абсолютной свободы иллюзорно1.
Это понимание нашло выражение в социально-утопических концепциях, в частности в учении Т.Кампанеллы (1568 — 1639). Утопизм не принимал крайних форм возрожденческого индивидуализма, отдавая предпочтение общественной сущности человека, не верил в возможность немедленного появления идеальной личности, а создание идеального общества относил к отдаленному будущему.
В свою очередь философское сознание стремится выйти за пределы антропоцентризма и пытается строить философские теории на внеличностной основе. В итальянской философии XVI в. на первый план выдвигается одушевленная безличная материя, что привело к возникновению ничем не ограниченного пантеизма, в котором преобладали материалистические тенденции. Благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея мыслители позднего Возрождения начинают проявлять интерес к опытному
Трагизм индивидуализма остро почувствовало искусство позднего Возрождения. В последних работах Микеланджело, Тициана, Веронезе, в произведениях Тинторетто звучат трагические мысли и настроения, которые отсутствуют в гармонических творениях Леонардо, Рафаэля и Джорджоне. Представители течения «маньеризма» (Дж. Вазари, Б.Челлини, Я.Понтормо, Босх, Брейгель Старший, Эль Греко и др.) выступают с критикой гуманистических идей Возрождения, часто прибегая к аллегориям и стремясь наглядно показать человеческие пороки. Многие деятели литературы также критически настроены по отношению к индивидуалистической личности. Примером тому служит творчество известного итальянского нове-листа М.Банделло, который выражал неверие в совершенство человека и его добродетели; Рабле, с его сатирой в адрес всех жизненных уродств; Шекспира, с критикой индивидуализма; Сервантеса, показавшего трагическое противоречие между идеалами и действительностью и др. Настроение трагической безысходности прекрасно выразил французский поэт Ф.Вийон:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
знанию, на основе которого разрабатывалась диалектическая методология.
Значительное место в итальянской философии XVI в. занимали учения натурфилософов и пантеистов Бернардино Телезио, Франческо Патрици и величайшего мыслителя эпохи Возрождения Джордано Бруно.
Бернардино Телезио и Франческо Патрици
Ф |
илософия Бернардино Телезио (1509 — 1588) близка к деизму, так как Бог, с его точки зрения, есть внепри-родное безличное начало мира, которое затем устраняется, а мир и материя начинают существовать по собственным законам. Телезио считает, что материя неуничтожима, качественно однородна, количественно неизменна, полностью заполняет пространство и исключает пустоту. Материя — пассивное начало, активным, движущим началом природы являются одушевленные противоположности сухого и теплого, влажного и холодного, смешение которых ведет к появлению вещей. Концепция Телезио гилозоистична, поскольку одушевленные противоположности внедрены в каждую природную частицу.
Не принимая умозрительную методологию в научном познании, Телезио пытается создать методологию опытную, основанную на принципах сенсуализма. Согласно Телезио, только чувственный опыт может служить критерием истинности. Все выводы рассудка есть выводы по аналогии с некогда воспринятыми вещами и догадки по воспоминаниям о них. Материальная природа — единственно доступная для человеческого познания субстанция.
Человека Телезио трактует натуралистически, как природное существо. Человек обладает бестелесной и бессмертной душой, вложенной в него Богом. Его поведение определяет стремление к самосохранению, присущее всей природе. Кроме натуралистических идей, в этике Телезио есть моменты сенсуалистического гедонизма\ направленного против аскетической морали.
Франческо Патрици (1529—1597) развивал неоплатонический пантеизм в духе натурализма. Его философия гилозоистична:
1 Гедонизм (греч. Ьескте — наслаждение) — этическое учение, признающее наслаждение целью жизни и высшим благом.
существование неодушевленного тела невозможно, так как душа — это жизнь. В теории познания Патрици не придерживался крайних сенсуалистических позиций. Он считал, что всякое познание берет начало от разума и происходит от чувств. При этом Патрици настаивал на исключительной роли зрения — именно зрение созерцает свет.
В основе этической концепции Патрици находится понятия филавтии — любви к самому себе; на ней основана всякая любовь, любая мораль. Весь Новый Завет построен на этом принципе (надо любить ближнего, как самого себя). Бог создавал мир не из любви к этому миру, а из любви к самому себе, поэтому он и создал людей, любящих самих себя. Внимание Патрици к понятию филавтии свидетельствует о гуманистической направленности его философии, ибо, как известно, не отрицая существование Бога, гуманисты пытались сблизить его с человеком.
ДЖордано Бруно: учение о природе, пантеистические и диалектические идеи
Д |
жордано (Филиппо) Бруно (1548 — 1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда — Ноланец), в семье обедневшего дворянина. В 1566—1575 гг. обучался в монастырской школе доминиканского ордена, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно покинул монастырь. Через некоторое время, преследуемый церковью, он был вынужден уехать из Италии. В течение нескольких лет Ноланец жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии, где преподавал в университетах, выступая против схоластической философии. В 1592 г. по возвращении в Италию, Джордано Бруно был обвинен в ереси, арестован инквизицией и провел в ее застенках более семи лет. Бруно отказался признать свои философские идеи ложными и отречься от них. Он был сожжен на костре 17 февраля 1600 г.
Непосредственными философскими источниками учения Джордано Бруно были работы Н.Кузанского и Б.Телезио. В естественнонаучной области большое влияние оказали на него астрономические открытия Н.Коперника. Подобно многим мыслителям позднего Возрождения Бруно сконцентрировал теоретичес-
кие интересы на решении натурфилософских проблем1, считая, что цель философии заключается в познании природы. Красной нитью через всю философию Бруно проходит мысль о диалектическом единстве божественного и природного, материального и идеального, телесного и духовного, космического и земного, рационального и чувственного.
Проблема соотношения природы и Бога решается Бруно с позиций пантеизма, выраженного в более законченной форме, чем у его предшественников. Он, во-первых, пытается полностью преодолеть обособленность Бога от мира, стремится выявить их единство. Бог находится везде и повсюду, не «вне» и «над», но в качестве наиприсущего; во-вторых, он мыслит природу в виде некоего самостоятельного начала, довольно часто отождествляя Бога и природу: «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах». Бруно полагает, что актуально-бесконечный Бог «в свернутом виде и целиком» во множестве конкретных случаев может быть отождествлен с потенциально бесконечным универсумом, существующим «в развернутом виде и целиком», что позволяет расценить его пантеизм как натуралистический; в-третьих, под влиянием идей некоторых античных мыслителей (Парменида, Эмпедокла, Демокрита, Эпикура, Лукреция), а также новейших открытий в области естествознания Джордано Бруно довольно часто отождествлял Бога не только с природой, но и с материей, что делает возможным судить о его пантеизме как о материалистическом.
На основе сближения Бога с природой и материей Бруно приходит к решению проблемы субстанции. Он считает, что субстанция материальна, выступает как первоматерия. В отличие от аристотелевско-схоластической трактовки, Бруно усматривает активное начало не в форме, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость. Вместе с тем Бруно полагает также существование духовного субстрата — мировой души,
Среди наиболее значимых произведений Бруно следует назвать диалоги: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности Вселенной и мирах» (1584), «Изгнание торжествующего зверя» (1594), «О героическом энтузиазме» (1595); а также поэмы: «О монаде, числе и фигуре», «О безмерном и исчислимых», «О трояком, наименьшем и о мере», которые вышли в 1591 г. во Франкфурте.
присущей всем вещам без исключения. Мировая душа мыслится Бруно как движущий принцип конкретных вещей и всего мира, который определяет их целостность, гармонию и целесообразность. Таким образом, согласно Бруно, бессознательное творчество материи (и природы) имеет своей основой деятельность мировой души, способной подменять собою Бога.
Поверхностный анализ учения Джордано Брунв^о субстанции может привести к выводу, что оно не выходит за рамки неоплатонизма. Однако при более пристальном рассмотрении становится ясным, что Бруно не отрывает мировую душу от материально-телесного начала, мыслит их как единое целое, полагая, что существует единая субстанция, в которой совпадают телесное и духовное, материальное и формальное, возможное и действительное. «Мы, — утверждает Бруно, — обнаруживаем двойную субстанцию — одну духовную, другую телесную, но в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню»1. Именно эта единая субстанция есть последнее, наиболее глубокое начало универсума.
В области натурфилософии и космологии Бруно выдвинул ряд идей, полностью расходящихся с принципами схоластической философии и средневековой теологии. Это и явилось причиной обвинения его в ереси. Бруно утверждал, что природа и Вселенная бесконечны. Он аргументировал это положение тем, что могущество Бога, который есть бесконечность, не может ограничиться созданием конечных вещей. Однако самым весомым аргументом для доказательства бесконечности природы и Вселенной Бруно считает не божественное могущество, а новые открытия в области физических и астрономических наук, и, в первую очередь, учения Кузанского и Коперника. Развивая учение Коперника, Дж. Бруно доказывает, что любое небесное светило можно рассматривать как абсолютный центр, потому что этот центр находится повсюду и нигде, и утверждает, что Вселенная бесконечна как бесконечно множество ее миров. В согласии со своим учением о единстве материальной и духовной субстанции, Бруно приходит к выводу, что бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не божественное всемогущество. Эту идею Ноланец дополняет положением
1 Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 204.
о населенности бесчисленных миров и присущих им различных форм чувственной и разумной жизни, отличных от земных.
Отвергая дуализм земного и небесного, следуя античной и возрожденческой традиции и развивая идею единства, Бруно утверждает физическую однородность земного и небесного. Согласно схоластической философии, Землю образуют четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь, а небо — стихия эфира. С точки зрения Бруно, эфир вкупе с землей, водой, воздухом и огнем образуют как земной мир, так и все другие миры. Мысль о физической однородности земного и небесного находит развитие в проблеме единицы бытия. Бруно решает ее в духе античного атомизма, дополненного учением об абсолютном максимуме. Он полагает, что основной единицей бытия является монада, которая как минимум бытия выступает в трех смыслах: онтологическом как наименьшая субстанция, представляющая и телесное, и духовное начало; физическом как атом; математическом как точка, которая образует линию, линия — плоскость, а плоскость — всякое геометрическое тело. Верховная субстанция есть «монада монад» или Бог.
Размышляя над сущностью единой субстанции и над проблемой возникновения множественности разнообразных вещей, Бруно высказывает целый ряд диалектических идей. Субстанция представляет собой источник внутреннего родства противоположностей: противоположности совпадают в едином, все вещи суть единое. В бесконечности отождествляются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, свобода и необходимость, субъективное и объективное. При этом одна противоположность есть обязательно начало другой: уничтожение — начало возникновения, возникновение — уничтожения; любовь — начало ненависти, ненависть — любви; сильные яды могут служить лекарством, а лекарства — ядом и т.д.
Центральным моментом диалектического учения Бруно является учение о «монаде монад». Все противоположности совпадают в одной неделимой точке — «монаде монад», или Боге. Эта точка такое целое, которое — вне всех своих частей и вне каждой части в отдельности. Тем не менее, это целое существует во всех единичных вещах мира, и в каждой из них в отдельности, а любое единичное носит печать целого. Будучи совпадением противоположностей, это целое и нигде, и везде, проявляет себя как «все во всем».
В отличие от Н.Кузанского, диалектика которого была ограничена теологической областью и развивалась, в основном, на примерах математики, Дж. Бруно усматривал диалектические наЧ_ чала во всех областях природы и человеческой деятельности, уделяя внимание не только их единству, но и борьбе.
Развивая гносеологические идеи, Бруно продолжает традиции возрожденческой философии и решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов в познании. Он утверждает, что низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы. Целью познания, с точки зрения Бруно, является достижение единства определенных знаний. Познание единства приводит к познанию бесконечного универсума и невозможно без уяснения диалектики совпадения противоположностей.
Бруно полагает, что процесс достижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума. Роль чувственной ступени в процессе познания довольно незначительна. Чувства пригодны лишь для того, чтобы «возбуждать разум:...Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси»1. Перед чувственным познанием не раскрывается смысл бесконечности. Большую роль в познании играет рассудок. Он осмысливает чувственную информацию, в собирании которой принимают участие память и воображение. Возможность проникновения в высшие тайны природы дает разум, или интеллект, который окончательно исправляет показания чувств. В некоторых работах в эту иерархию Ноланцем вводится четвертая ступень — ум. Именно при помощи ума достигается познание единства мира, диалектического совпадения в нем противоположностей и его бесконечности. Таким образом, главным источником достижения истины Дж. Бруно считает разум (ум), не проявляя должного интереса к знанию, основанному на эксперименте. Что касается одной из центральных проблем как философии средневековья, так и эпохи Возрождения, — проблемы соотношения разума и веры, то Бруно придерживается концепции двойственности истины.