Гг.- японско-китайская война. КПК и Гоминьдан создают антияпонский фронт. 11 страница


торжимыми одно и другое явление. Мы не можем знать, каким образом предметы, вещи и т.п. влияют друг на друга. Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и дает нам лишь поверхностное знание.

Если в теории познания Юм предстает как агностик, то на практике он защищал позиции «здравого смысла» и утилитариз­ма. Задачу знаний он усматривал не в адекватном познании, а в возможности быть руководством для практики. Это противо­речие, видимо, неизбежно для философии субъективного идеа­лизма. В целом же скептицизм Юма представляется своеобраз­ным теоретическим обоснованием практицизма и рассудочного мировоззрения.

§ 6. Философия французского Просвещения ч и материализм XVIII бека

Ф

ранцузское Просвещение возникло за несколько десяти­летий до революции 1789—1794 гг. во Франции и вы­ступило за свободу научной и философской мысли про­тив основ феодальной идеологии. Научное знание выносилось за пределы учебных заведений и становилось предметом широкого обсуждения в образованном обществе. Источником идей фран­цузских просветителей были учения английского Просвещения. Впервые ознакомление французской интеллигенции с научными и философскими идеями английского Просвещения начали Воль­тер и Монтескье. Вольтер популяризовал физику и механику Ньютона, Монтескье знакомил французов с английскими право­выми принципами. Среди французской интеллигенции было ши­роко распространено учение Локка. Разумеется, непосредствен­ным теоретическим источником французского Просвещения были собственные национальные традиции передовой философ­ской мысли XVII в.

Крупнейшим представителем Просвещения был Вольтер (на­стоящие его имя и фамилия — Франсуа Мари Аруэ, 1694 — 1778). Еще в молодости он выступил против религиозной и вся­кой иной нетерпимости, подвергался преследованиям и вынуж­ден был провести значительную часть жизни за пределами ро-


дины. Яркий полемист и сатирик, он боролся против религиоз­ного фанатизма и клерикализма, написал много блестящих ли­тературных и философских произведений («Кандид, или Опти­мизм», «Философские письма», «Трактат о метафизике», «Фи­лософский словарь», «Орлеанская девственница» и др.).

Опираясь на учение Локка и физику Ньютона, он отбросил религиозное объяснение явлений природы, склонялся к призна­нию детерминированности естественных и общественных явле­ний. Сознание, по Вольтеру, есть атрибут материи, оно зависит от тела. Но вместе с тем конечная причина движения и мышле­ния, по его мнению, является божественной. С одной стороны, Вольтер отвергал «онтологическое» доказательство бытия Бога, критиковал религию и религиозные предрассудки, с другой — признавал целесообразное устройство мира и разумного творца, как причину этой целесообразности. Он отстаивал необходимость существования высшего начала для человека, его воли и деятель­ности и поэтому не признавал атеизма, считая его опасным для общественного порядка.

Как полагал Вольтер, человечество не располагает знаниями о природе духовной субстанции. Мы воспринимаем лишь отдель­ные психические явления, а поэтому нет оснований признавать существование души — это равносильно помещению внутри нас маленького Бога, нарушающего установленный порядок в мире. Правильнее считать, что люди являются разумными животными, обладающими интеллектом.

Вольтер выступал за право людей на счастье и свободу. Че­ловек свободен, потому что он имеет сознание свободы. В своих трудах он рассматривал историю не как проявление божествен­ной воли, а как творчество самих людей. Вольтер ввел термин «философия истории», под которым понимал учение о про­грессивном развитии человечества. Исторический прогресс опре­деляется, по его мнению, развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Немалую роль в развитии истории играют, по его мнению, выдающиеся личности, в первую очередь — просвещенные монархи. Вольтеру принадлежат труды, посвященные, в частности, истории России при Петре Великом. Но история не сводится им к деятельности великих людей. Важную роль в развитии общества он отводит торговле, науке, технике, росту народонаселения. Исходя из этого, Воль­тер пытался дать общую картину развития общества, которую





он противопоставил библейско-христианской «Священной исто­рии», называя ее «смехотворной чепухой».

Социально-политические взгляды Вольтера имеют в целом антифеодальную направленность. Он выступал за свободы печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, Вольтер в то же время считал неизбежным социальное неравен­ство, добавляя, что просвещение не для портных и сапожников. Наука создана для просвещенного меньшинства, а не для про­стонародья.

Передовые философские идеи Вольтера оказали огромное влияние не только на формирование взглядов французских про­светителей - Ламетри, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, но и на духовное развитие европейского общества, включая Россию.

Демократическое крыло французского Просвещения возглав­лял выдающийся мыслитель Жан Жак Руссо (1712 — 1778), труды которого сыграли значительную роль в идеологической подготовке Французской революции конца XVIII в.

На его книгах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей», «Общественный договор» воспитыва­лись крупнейшие деятели французской революции. Учение Руссо содержало глубокие диалектические мысли о развитии об­щества. Причины неравенства он усматривал в возникновении частной собственности при переходе от «естественного состоя­ния» к «гражданскому обществу». «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «это мое», и нашел людей до­статочно простодушных, чтобы ему поверить, был истинным ос­нователем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля — никому!»1. Вместе с тем Руссо признавал пра­вомерность мелкой трудовой собственности. Богатство, особенно чрезмерное, порождает праздность и развращает нравы.

Выступая против «цивилизации неравенства», Руссо показы­вает, что ее плоды для «третьего сословия» остаются недоступ­ными в силу его социального положения, и в этом отрицательная

1 Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907. С. 68.


сторона результатов цивилизации. Это же относится к разделе­нию и специализации труда, которые, обусловливая собой про-' гресс, вместе с тем являются причиной распада естественной це­лостности жизни человека. В силу этого возникает противоречие между общественной и личной деятельностью, отчуждение между людьми.

Предвосхищая постановку проблемы «отчуждения», Руссо призывал сделать человека цельным, единым в его естестве. Ко­нечно он понимал, что общественные процессы необратимы и не приглашал человека ползти на четвереньках в первобытный лес, как иронизировал по этому поводу Руссо. Он лишь разъяснял, что «естественное состояние» людей нарушено не плодами циви­лизации, а обусловлено социальным неравенством, и прежде всего имущественным неравенством, в том числе — во владении землей.

Разрешение противоречий существующей цивилизации Руссо усматривал главным образом в применении новых методов обу­чения. В своем знаменитом трактате «Эмиль, или о воспитании» он показывает процесс развития личности, свободной от всякого насилия. Руссо исходит из того, что все дети свободны от по­рочных задатков и имеют естественные положительные черты. В последующем их лучшие черты подавляются обществом, в кото­ром царят порабощение человека человеком и власть, отнимаю­щая совесть и ум у подчиненных. При этом Руссо выдвигал утопические рекомендации, направленные на то, чтобы изолиро­вать детей от общества и воспитывать их на лоне природы, учи­тывая естественные способности и интересы воспитанника.

Философское мировоззрение Руссо базировалось на дуа­лизме и деизме. Он признавал как существование материи вне и независимо от человеческого сознания, так и существование нематериальной субстанции, или «верховного разума». Материя пассивна, движение порождается нематериальной субстанцией.

В познании Руссо был сторонником сенсуализма, абсолюти­зировал роль чувств и принижал роль теоретического мышления. Он полагал, что чувства представляют собой высшую и более ценную сферу душевной жизни, чем разум. Развитие форм ра­зума разрушило в человеке первоначальную гармонию и ослаби­ло его естественную мощь.

Сенсуализм в теории познания дополняется у Руссо сентимен­тализмом в эстетике и литературном творчестве (роман «Юлия,


или Новая Элоиза», автобиографическое сочинение «Исповедь»). Сентиментализм выражался в идеализации простой жизни обык­новенного, среднего человека на лоне природы, в культе чувст­вительности, в отрицании сословных перегородок и предрассуд­ков.

Французский материализм XVIII века

П

роблемы, поставленные материалистами XVII в., получи­ли дальнейшую разработку и творческое развитие у фран­цузских материалистов XVIII в. Они очистили предшест­вующий материализм от различных религиозных привесков и схоластических терминов, выступили против чисто умозритель­ного решения философских проблем.

В период обострения кризиса феодального строя философия французских материалистов сыграла важную роль в идеологи­ческой подготовке революции 1789 — 1794 гг. Наиболее извест­ными представителями этой философии были Ламетри (1709 — 1751), Дидро (1713-1784), Гельвеций (1715-1771), Гольбах (1723-1789).

Французский материализм этого периода — классическая разновидность метафизического материализма в его меха­нической форме. Механика все еще оставалась основой миро­воззрения, а ее законы продолжали возводиться в ранг всеоб­щих. В пределах механистического материализма французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке и об­ществе. Они дали наиболее полное и обстоятельное толкование вопроса о материи и движении. Материя, подчеркивали они, это то, что находится вне нас и вызывает ощущения. Они, таким образом, подходили к выработке философского понятия материи как объективной реальности, находящейся вне сознания и воз­действующей на наши органы чувств. Самым главным, сущест­венным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы», которую современники называли библией материализма. Материя есть причина всего и самой себя. Вне движения невозможно представить ее существование. Все явле­ния природы, по Гольбаху, сводимы к различным формам дви­жения материальных частиц, которые в своей совокупности об-


разуют вечную природу. «Вселенная, это колоссальное соедине­ние всего существующего, повсюду являет перед нами лишь не­объятную и непрерывную цепь причин и следствий... Идея при­роды необходимым образом заключает в себе идею движения. Но, спросят нас: откуда эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничто не может существовать»1. Гольбах считал, что основной недостаток деистов — отрицание ими «присущей при­роде энергии».

Ламетри, в свою очередь, подчеркивал,, что способность вы­зывать движение — неотъемлемый атрибут материи. В ней всег­да заключена движущая сила, внутренне присущая любому телу, даже когда оно покоится. Существует, по словам Ламетри, лишь следующая альтернатива: либо источник движения заключен в самой материи, в самой субстанции, все части которой обладают способностью самостоятельного движения, либо источник движе­ния материи — сила или субстанция, находящаяся вне ее и от­личная от нее. Но «нельзя ни доказать, ни представить себе никакой другой субстанции, действующей на нее». Таким обра­зом, «очевидно, что материя содержит в себе оживляющую и движущую силу»2. Нелогично утверждать, будто материю при­вело в движение нечто нематериальное.

Дидро, называя движение существенным свойством материи, считал, что абсолютный покой есть абстрактное понятие, кото­рого в природе не существует. Движение есть такое же реальное свойство, как длина, ширина, глубина.

Идея неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики, не укладывающийся в строго меха­нистическое понимание природы, которое было в целом свойст­венно материализму XVIII столетия.

Отмечая внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, французские материалисты, однако, не сумели под­няться до понимания многообразия и качественного различия форм движения. Они сводили все движение лишь к простейшей форме — механическому движению, отрицали скачкообразность в смене качеств, говорили о непрерывности как законе движения

1 Гольбах П.А. Избр. произв.: В 2 т. Т. I. М., 1963. С. 66, 75.

2 Ламетри Ж.О. Соч. 2-е изд. М., 1983. С. 18-19.





всего сущего. По их мнению, даже человек есть лишь физическое существо, отличающееся от других тел тем, что он способен мыс­лить. Так, Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, а Ламетри в книге «Человек-ма­шина» проводил аналогию между человеком и машиной.

Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов и молекул. Свойст­вами материи они признавали тяжесть, непроницаемость, фигу­ру, протяженность и движение, а под движением понимали пере­мещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел.

В притяжении и отталкивании, а также в причинной связи они усматривали всеобщие законы природы, которые действуют всегда и неизменно. В природе есть лишь естественные причины и следствия. Вся цепь причин и следствий представляет собой строжайшую необходимость и в ней нет места случайности. Ме­ханистически понимая взаимосвязь необходимости и случайнос­ти, распространив это понимание на поведение человека в обще­стве, французские материалисты считали, что человек не может быть свободен в своих поступках и действиях, ибо во всем царит только необходимость, что он беспомощен перед силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их к фаталистическому истолкованию исторической необходимости. Не уяснив диалек­тического взаимодействия необходимости и свободы, француз­ские материалисты вынуждены были прийти к выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, поскольку в мире гос­подствует только необходимость.

В учении о познании французские материалисты последо­вательно развивали сенсуализм. Источником знаний они считали ощущения, возникающие в результате воздействия внешних ма­териальных тел на органы чувств человека. Духовную деятель­ность — воображение, желание, мышление они обычно выводи­ли из ощущений. Гельвеций полагал, что ум есть совокупность ощущений человека. Отсюда, деятельность мышления он пытал­ся свести к процессу сравнения ощущений друг с другом. Дидро, однако, считал, что такое решение является односторон­ним и ставил вопрос о соотношении чувственного и логического познания. Ведь невозможно всю психическую деятельность че­ловека свести лишь к ощущениям; сознание человека — это не


только чувства, оно — и разум — полагал он. Однако, будучи метафизиками, французские материалисты не видели качествен­ного различия между ощущениями и абстрактным мышлением. С позиций последовательного сенсуализма, французские ма­териалисты отвергали возможность врожденных идей и выража­ли категорическое несогласие с учением о врожденных идеях Декарта.

Понимая познание как отражение внешнего мира в мозгу че­ловека, французские материалисты разработали учение об ис­тине. Истина — это связь наших идей и понятий, которая со­ответствует связи вещей. Однако они не сумели раскрыть позна­ние в его историческом развитии, хотя и делали попытки в этом направлении. К тому же, в учении о познании французские ма­териалисты подчеркивали лишь воздействие на человека предме­тов внешнего мира, иначе воздействие объекта познания на субъ­ект, но не затрагивали воздействия человека на объект. Человек выступал у них как пассивный созерцатель. Поэтому их матери­ализм имеет созерцательный, пассивный характер. В лучшем случае, они обращались к понятию «опыт», толкуя его как на­блюдение или эксперимент.

В учении об обществе французские материалисты исходили из понятий «человеческая природа» и «естественный человек», ос­новой жизнедеятельности которого являются потребности и инте­ресы. Первичные потребности — это еда, одежда, жилище и т.п., вторичные — гордость, зависть, честолюбие, скупость и т.п. «Закон интереса» находит свое выражение в «разумном эгоиз­ме». Как учил Гольбах, собственный интерес человека, или «ра­зумное себялюбие» служит основой социальных добродетелей.

Стремление к счастью лежит в основе нравственных побуж­дений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес — глав­ная причина человеческого поведения и действия. Учитывая, что частные интересы людей приходят в противоречие друг с другом, он говорил о необходимости согласования частной выгоды с об­щественным интересом. Однако подобная постановка проблемы носила абстрактный характер.

Чтобы изменить людей, необходимо изменить обстоятельства их жизни, т.е. окружающую среду. Пытаясь найти решение по­ставленной проблемы, французские материалисты сделали вывод, что изменение общественной среды зависит от обществен­ного мнения, от прогресса человеческого разума. В результате





они оказались в порочном кругу проблемы равнозначного взаи­модействия среды и мнения, разрешая которую, склонялись, в основном, к тому, что мнения правят миром, т.е. оставались на идеалистических позициях в объяснении общественной жизни.

Человек — продукт среды. Не природа, — писал Гольбах, — делает людей злыми, а общественные обстоятельства вынуждают их быть такими. Деспотизм, к примеру, порождает не граждан, а рабов, пресмыкающихся перед сильными мира сего и гордя­щихся своими цепями. Что же такое «среда» в трактовке фран­цузских материалистов? Это прежде всего политическая среда, юридические законы, функционирующие в данном обществе. Если законы хороши, то и нравы хороши, если законы дурны, то и нравы дурны, — утверждал Дидро. По словам Гельвеция, законы делают все.

А кто же создает законы? Разумеется, не народ, а монархи. И здесь приходится уповать на счастливый случай, когда на троне окажется просвещенный и гуманный правитель, чтобы ос­частливить своих подданных справедливым законодательством. Французские просветители активно, но тщетно искали в Европе таких монархов. Неудачей окончились их попытки непосредст­венно воздействовать на прусского короля Фридриха II и на российскую императрицу Екатерину II.

Наиболее интересные мысли высказал по поводу развития об­щества Гельвеций, который вплотную подошел к раскрытию ма­териальной основы жизнедеятельности людей. По его словам, голод научил людей сгибать лук, плести сети, устраивать запад­ни животным. Голод побудил людей возделывать землю, изго­товлять плуги и т.п. Потребность заставила людей трудиться, а труд является «благодеянием природы». Если вычеркнуть из языка любого народа слова — лук, стрелы, сети и тому подоб­ное, что предполагает употребление рук, то он опустился бы ниже диких народов. Если бы природа создала в конце нашей руки не кисть с гибкими пальцами, а лошадиное копыто, то люди не знали бы ни ремесел, ни жилищ, а, озабоченные исключи­тельно добыванием пищи, бродили бы в лесах пугливыми стада­ми, писал Гельвеций.

Неотъемлемой составной частью философского мировоззрения Ламетри, Гольбаха, Дидро, Гельвеция было свободомыслие и воинствующий атеизм. Последнее обстоятельство определя-


лось историческими условиями, сложившимися в предреволюци­онной Франции. Католическая церковь была не только идеоло­гической и политической силой, защищавшей феодальный строй, но и крупнейшим землевладельцем — ей принадлежала четверть всех земельных угодий страны. Свои привилегии католическая цер­ковь защищала крайне агрессивно, не брезгуя никакими средства­ми. Не оставались в долгу и просветители-вольнодумцы. Вольтер призывал «раздавить гадину», т.е. католическую церковь; Дидро заявлял: «Я ненавижу всех помазанников божьих, как бы они ни назывались... и нам не нужно ни священников, ни богов».

Французские материалисты стремились прежде всего дать фи­лософское обоснование атеизма. Если в мире нет ничего, кроме материи, находящейся в непрерывном движении, которое есть ее неотъемлемый атрибут, то не останется места ни для бога, ни для бессмертия души.

Далее французские материалисты попытались ответить на во­прос о происхождении религии, сводя ее источники к невежеству и заблуждениям людей, а также к корыстному обману священ­нослужителей. «В мастерской печали несчастный человек творил себе призрак, из которого он сделал себе Бога», — писал Голь­бах. По его мнению, вся теология есть одна сплошная фикция, поскольку во лжи, как и в истине, нет степеней.

Отсюда следовал вывод о том, что просвещение, пропаганда научного знания способны преодолеть религиозные взгляды и чувства. Незнание природы породило богов, научное знание должно уничтожить их, полагали просветители.

Наконец, просветители подвергли критике религиозную мораль и попытались обосновать нравственную ценность свободомыслия. Франция конца XVIII в. давала множество примеров развращен­ности служителей церкви, что было отражено в романе Дидро «Мо­нахиня» и во многих других произведениях просветителей.

Несмотря на блестящее остроумие и полемический пыл анти­религиозных и антиклерикальных произведений французских просветителей и материалистов, они не смогли дать всесторонне­го научного анализа феномена религии, вскрыть ее социальные и психологические функции в обществе. Оказались иллюзорны­ми и предложенные ими пути преодоления религии. Вместе с тем философия французских материалистов XVIII в., включая и атеизм, представляла собой важный этап в развитии философ­ской мысли человечества.



Глаба 7

Классическая немецкая философия

Н

емецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Геге­ля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи фи­лософии Нового времени — вера в могущество разума, гума­низм, неотчуждаемые права личности. Но главное ее завоева­ние — разработка диалектического метода, обоснование мирово­го закона вечного развития. В этой философии нашли свое от­ражение как основные черты эпохи становления нового, капита­листического строя, так и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно отста­вала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии передовых стран. Со времени Реформации и до конца XVIII в. Германия не представляла собой единого экономичес­кого целого, капиталистический рынок находился в процессе ста­новления. Не представляла она и единого политического целого: страна была разделена псУгти на 300 самостоятельных государств, большинство из которых были карликовыми.

Экономическое благосостояние бюргерства в значительной степени зависело от заказов двора и феодалов, от поставок для армии. Это определило политическую дряблость немецкой бур­жуазии. И хотя ее интересы не совпадали полностью с интере­сами юнкеров, она покорно шла в фарватере политики дворян­ского государства.

Указанные обстоятельства не могли не найти своего отраже­ния в немецкой философии того времени, определяя ее двойст­венный, компромиссный, подчас противоречивый характер. Если труды французских просветителей запрещались и сжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть до за­ключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были


заслуженными профессорами германских университетов, при­знанными наставниками юношества, а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Но хотя они не вы­ступали против существующих в германских государствах поли­тических учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные уче­ники берлинского профессора. Поэтому Маркс называл филосо­фию Канта, родоначальника классической немецкой философии, немецкой теорией французской революции. С не меньшим осно­ванием данное определение может быть распространено на дру­гих представителей классической немецкой философии.

§ 1. Философская система Канта

Р

одоначальник немецкой классической философии Имману-ил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить об­разование. Он глубоко изучил не только философию, логику, теологию, но также математику и естествознание. Вся жизнь фи­лософа, бедная внешними событиями, но наполненная неустан­ным и напряженным творчеством, прошла в Кенигсберге. Здесь он учился, преподавал, долгие годы был профессором и одно время — ректором университета. Здесь он создал все свои фи­лософские и естественнонаучные труды.

Философское развитие Канта обычно делят на два периода: первый — до начала 70-х годов — называют «докритическим», второй — с начала 70-х годов '— «критическим», поскольку именно тогда были написаны главные произведения, доставив­шие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Кри­тика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья — эсте­тику и учение о целесообразности в природе.

В «докритический период» Кант много и плодотворно зани­мается вопросами естествознания, проводит идею о развитии в





природе. Опираясь на открытия Коперника, Галилея и Ньютона, Кант в книге «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) выдвигает гениальную гипотезу о происхождении Солнеч­ной системы естественным путем из первоначальной туманности. Далее Кант вплотную подходит к выводу о множественности миров, о непрерывном процессе их возникновения и исчезнове­ния. Философ проводит аналогию, ссылаясь на безграничное плодородие природы, которая взамен ежедневно погибающего бесчисленного количества животных и растений производит не меньшее число их в других местах. Точно так же погибают миры и системы миров и поглощаются бездной вечности, однако сози­дание никогда не прекращается: в других местах неба возникают новые образования и убыль восполняется с избытком. Спустя полстолетия французский ученый Лаплас независимо от Канта дал более строгое, математическое обоснование идеям о естест­венном происхождении нашей Вселенной. После этого «небуляр­ная» теория получила название канто-лапласовской гипотезы. Хотя книга Канта в силу чисто случайных обстоятельств долгое время оставалась неизвестной публике, приоритет Канта в созда­нии космогонической гипотезы является несомненным.

Канту принадлежит заслуга в создании другой космогоничес­кой теории — о замедлении вращения Земли благодаря дейст­вию приливов и отливов в океане. Исторический, диалектичес­кий подход Канта к естествознанию нанес существенный удар по господствующему в то время метафизическому мировоззре­нию. Однако нельзя пройти мимо двойственной, противоречивой позиции философа в этом вопросе. С одной стороны, он стре­мится дать научную картину возникновения Солнечной системы на основе действия законов развития материи. «Дайте мне мате­рию, я построю из нее мир», заявляет Кант, называя мнение Ньютона о необходимости божественного первотолчка «жалким». Но, с другой стороны, он усматривает конечную первопричину мира все-таки в Боге. Сам факт естественного и закономерного развития Вселенной из первоначального хаоса философ считает «единственно возможным» основанием для доказательства его бытия.

Уже в «докритический период» Кант говорит о границах по­знания. Если можно дать чисто естественное, механическое объ­яснение возникновению Вселенной из хаоса, то этого нельзя сде­лать в отношении даже простейшего живого существа. Здесь, —


думает философ, — господствуют телеологические принципы це­лесообразности, базирующиеся на божественной воле.

Мотивы агностицизма, принципиальной непознаваемости ок­ружающего нас мира стали ведущими в «Критический период», составляя специфику того, что называют кантианством.

Проблемы теории познания стоят в центре философской сис­темы Канта и его многочисленных последователей. В предисло­вии к «Критике чистого разума» Кант пишет: «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере»1. Исходя из этой главной для него задачи, философ разработал очень слож­ную гносеологическую конструкцию.

Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственное познание, рассудочное познание, разумное позна­ние. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предме­ты внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Философ не дает однозначного определения этого понятия. Во многих местах «Критики чистого разума», он недвусмысленно заявляет, что вещи в себе существуют объективно, т.е. незави­симо от человеческого сознания, хотя и остаются непознаваемы­ми. Такое понимание вещи в себе как основы всех явлений, как фактической причины человеческих ощущений, как объективной реальности, является у Канта доминирующим, что позволяет ква­лифицировать его как материалистическое. Но у него встреча­ются и другие толкования. Под вещью в себе он разумеет по­граничное, предельное понятие, замыкающее круг возможных человеческих представлений и ограничивающее притязания людей на познание мира, а также Бога, бессмертие души и сво­боду воли. Очевидно, что последние толкования вещи в себе противоречат первому и являются идеалистическими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: