Обзор источников

Владимир Мономах и его сыновья

Студента 1 курса

Дневного Отделения

Группы И1-1-01

Копылова Артема Александровича

Руководитель семинара

к.и.н., доцент свящ. Ф. Ильяшенко

Москва, 2013

Оглавление

Введение. 3

Обзор источников. 3

Обзор литературы.. 6

Глава 1. Образ идеального князя в «Поучении к детям». 11

Глава 2. Владимир Мономах в Поучении и летописях. 15

Глава 3. Взаимоотношения отца и сыновей в контексте «Поучения». 21

Заключение. 24

Список источников и литературы.. 25


Введение.

Время княжения Владимира Мономаха и его сыновей – период заката Древнерусского государства – Киевской Руси и начала раздробленности. Если Владимир Всеволодович смог на короткий промежуток вернуть единство Руси, а его сын Мстислав смог удержать в своих руках руководство единым государством, то чуть позже, уже при другом сыне Мономаха, Ярополке, Русь окончательно распадается на отдельные княжества.

Цель данной работы – рассмотреть деятельность Владимира Мономаха и его взаимоотношения с сыновьями в контексте «Поучения к детям».

Для достижения поставленной цели нужно:

1. Выявить представление об идеальном князе в «Поучении к детям»;

2. Рассмотреть деятельность Владимира Мономаха во внутренней и внешней политике, сопоставив его автобиографическую часть Поучения и материалы Лаврентьевской и Ипатьевской летописи

3. Разобрать взаимоотношения отца и сыновей в контексте «Поучения к детям» и летописных сводов.

В данной работе будут использоваться три источника: Поучение Владимира Мономаха[1], Лаврентьевская[2] и Ипатьевская[3] летописи.

«Поучение к детям» Владимира Мономаха[4] – литературный памятник конца XI – начала XII вв. Судя по событиям, описываемым в источнике, написано оно примерно в начале XII в., однако летописцы помещают его в статью под 7604(1096) г. между рассказом о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. Владимир Всеволодович сам признаётся, что писал поучение «сидя на санях». Лихачев в комментариях к источнику дает понять, что данный оборот следует понимать в смысле «на пороге смерти, в преклонных годах»[5]. Следовательно, Поучение является более поздней вставкой в Лаврентьевскую летопись. В 1792 г. его нашел и опубликовал А. И. Мусин-Пушкин. Однако Алексей Иванович выделил только первую часть[6], собственно поучение; позже историки выделили ещё две части: это рассказ о «путях и ловах» (автобиография Мономаха) и письмо к Олегу Святославичу Черниговскому. Изначально некоторыми исследователями к «Поучению» приписывалась также молитва, данная после письма Мономаха, однако уже Лихачев отмечает, что это мнение является ошибочным[7]. Рукопись едва не сгорела во время московского пожара 1812 года, она сохранилась благодаря тому, что ее взял из Библиотеки Мусина-Пушкина Н.М. Карамзин. Этот источник является основным, поскольку именно в его контексте предстоит рассматривать образ Мономаха и его взаимоотношения с сыновьями.

Лаврентьевская летопись[8] названа так в честь монаха Лаврентия, который написал в 1377 г. список с летописного свода 1305 г. по поручению Суздальско-Нижегородского князя Дмитрия Константиновича. В 1792 г. она была приобретена обер-прокурором Святейшего Синода графом Алексеем Ивановичем Мусиным- Пушкиным. Впервые рукопись была опубликована в 1846 г. в Полном Собрании Русских Летописей в первом томе, а сама летопись в настоящее время хранится в Российской Национальной Библиотеке Санкт-Петербурга. Основными списками летописи являются Лаврентьевский, Троицкий, Радзиловский и Московский Академический. Основу летописи составляет Повесть Временных Лет, доведённая до 1110 года, оставшиеся события XII-XIII вв. можно разделить на 2 части:

I. 1110 -1165 гг. посвящены событиям Южной Руси

II. 1165-1304 гг. – события Владимиро-Суздальской Руси.

Ипатьевская летопись[9] представляет собой летописный свод, получивший название в честь самого древнего списка, созданного в начале XV века в Ипатьевском монастыре Костромы; помимо Ипатьевского существуют также Хлебниковский, Ермолаевский, Погодинский, и другие списки. Ипатьевский список нашел Александр Иванович Тургенев в 1807 году, в здании библиотеки Академии Наук. Чуть позже, в 1809 году, Николай Михайлович Карамзин находит Хлебниковский список. Впервые Ипатьевская летопись была издана во II томе «Полного Собрания Русских Летописей» в 1843 г. по Ипатьевскому списку с вариантами из Хлебниковского и Ермолаевского списков, без начала, а с 1111 г»[10]. Летопись состоит из трёх частей:

I. Повесть Временных Лет (до 1118 года)

II. Киевская летопись (от 1119 до 1200 г.)

III. Галицко-Волынская Летопись (от 1201 до 1292 гг).

Все три источника являются достоверными и ценными для данного исследования. Об этих источниках неоднократно издавались монографии и научные работы таких исследователей как Д.С. Лихачев[11], А. А Шахматов[12], М.Д. Приселков[13].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: