Часть вторая

Картина вторая

Квартира Иры в Москве. У телефона — Мария Фи­липповна, мать Иры.

Мария Филипповна. Але. Это я опять. Это ты? Что же ты? Что же ты мне так долго не звонишь? А? Хорошо. Я тебе перезвоню вечером. (Торопливо.) Приходи на мои по­хороны. Все. Перезвоню. (Кладет трубку. Думает. На­бирает номер.) Але! Я туда попала? Пригласите, пожа­луйста, Кондрашкову. А когда она будет? А Еловских нет? А кого-нибудь из старых работников? Это говорит Шил­линг. А это кто говорит? Я вас первый раз слышу. Я вас не застала. Вернее, вы меня. Извините, что звоню. Мы не знакомы. Простите. Да нет, что вы! (Кладет трубку. Некоторое время сидит, сохраняя на губах улыбку. Опять набирает номер. Деловито начинает.) Слушай, не бросай трубку! Я действительно собралась уходить в больницу. Не бросай трубку. Ты в курсе, моих никого нет. Ирочка сняла дачу за двести сорок рублей, сто рублей взяла у меня, первый взнос. Теперь уж отдавать ей будет некому. Слушай, я все-таки решилась лечь. Адрес пока не знаю, как узнаю, тут же сообщу. Уж полгода не решалась, теперь кидаюсь в пропасть. Уж зарежут так зарежут. Ей даже выгодно, ей останется двухкомнатная квартира, она во­дить сюда будет... И сто рублей не надо будет отдавать. Не бросай трубку! Выслушай меня! Я все-таки решилась лечь. Ирочке нужна моя помощь, а какой из меня помощ­ник? Павлик все время болеет, она его простужает, не докармливает. Надо докармливать ребенка, а она — нет. Я надорвалась с ними. Направление уже на руках. Ну ладно, я тебе еще из больницы перезвоню, если меня сразу не уволокут на операционный стол. И я тогда не позвоню. Если не звоню — знай, я на столе. Но постараюсь перезвонить перед операцией. Ну конечно, других готовят, кровь берут. А меня будут резать срочно. Сколько можно, я полгода тяну. Я на дачу не ездила, Ирочка не желает, не знаю, как ей даже сообщить. Телеграмму. Да, но я не знаю адреса больницы... Из больницы как пошлешь? Она иногда приезжает мыть ребенка, раз в неделю, но уже их нет две недели. Не знаю, может, умерли. Я ей здесь оставляю записочку, чтобы она звонила тебе. Но если Павлик болеет и она там болеет, тогда она еще может и неделю не приехать, ребенок у нее там весь закиснет. А она не ку­пает. Она воды боится как огня с детства. Я попала в по­ложение, ничего себе. Если Павлик заболел, она не приедет меня хоронить, вот это будет номер!

Открывается входная дверь, входит Ира, ведет Павлика, у которого голова в платке, поверх платка

шерстяная шапочка. Ира проводит Павлика мимо Марьи Филипповны, та поворачивается к ним

лицом и говорит очень отчетливо.

В общем, ты в курсе дела, приглашаю тебя на похороны. Может, ты одна будешь идти за гробом. Михаила не води, он не любит таких вещей. Меня похоронишь в темном английском костюме, висит в шкафу под марлечкой. С медалью. Туфли синие в папиросной бумаге в коробке под ним же. Блузка и все остальное лежит в коробке из-под сапог, большая розовая под туфлями. Нет, Ирочка ничего этого не знает, знать не хочет и не слушает совсем. Ну, я еще перед смертью позвоню. Деньги у меня отложены на похороны и на поминки на сберкнижке, я завещание заверю в больнице же, перед операцией. На твое имя! Имей в виду! Ну погоди, успеешь к врачу, насидишься в очереди. Я позавчера четыре часа просидела, давление мне померили, конечно, повышенное. Не надо. Миша твой подождет. Сейчас лето, ну и что он одет, не запарится, не в шубе у тебя. Ну посади его! Не прерывай! Я хочу лежать на Ваганькове, там, где мама. Могила там на имя Ченцовой-Шиллинг, участок сто восемьдесят третий. Так? Ты записываешь? Запиши. Ну посади ты его на стул. Ну сходи за карандашом, я пока с ним поговорю. Миша! Дай мне его. Миша! Как ты себя чувствуешь? Не слышит. Миша! Вздень слуховой аппарат! У него аппарат, таких в Москве четыре штуки. Миша! Она догадалась, вдела ему в ухо. Але, это я, Мария! Куда же это вы собрались в такую поздноту, вы опоздаете, прием до трех, да четыре часа сидеть! Он уже ничего не соображает. Склероз. Миша, это Маша Шиллинг! Ну? Он не при здравом смысле. Не помнит. Ты к какому врачу идешь? К урологу его ведут. Заговорил. Это его живо волнует. Ты живой старик! Але! Ты живой еще! Сейчас я его рассмешу. Миша! Да, да. Миша, приходи ко мне, у меня есть водка! Не слышит опять. Слабослышащий. Але, это я. Это ты? Принесла карандаш, запиши, участок сто восемьдесят третий. Шиллинг Александра Никитична, Шиллинг Филипп Николаевич. Все. Вы к скольким идете? Ну, еще есть время. Значит, я оформляю завещание в твою пользу, а ты меня похоронишь. Нет, ты меня! (Шутливо.) Нет, ты меня! (Весело.) Я к вам вечерком забегу. Чаем напоишь? Я сегодня туда уже не пойду, завтра пойду. Один день выиграю. Полгода ждала...

Ира. Мама!

Мария Филипповна. Полгода ждала, а уж один день...

Ира. Мама, Павлик болен.

Мария Филипповна. Ну, расскажи о себе. Ты-то как справляешься...

Ира. Мама!

Мария Филипповна. Не кричи, я не глухая. Это Ира внезапно приехала. Нет, ты что! Она же сейчас уедет, как всегда. Не бросай трубку. (Ире.) Ты знаешь, что мать уми­рает медленной смертью? Это я ей. Ну ладно. Я забегу, если это можно так назвать. Ира будет на тебя ориентироваться. (Ире.) Это Нина Никифоровна звонит, интересуется, беспо­койна. (В трубку.) Я ей говорю, что чужие люди обо мне больше, чем она, звонят. А собственная дочь... Слушай, я все никак не доберусь до главного. Как Леня? Господи. Ну, бегите, бегите, если это можно так назвать. (Кладет трубку.) Поползли.

Ира. Мама, я Павлика больного привезла.

Мария Филипповна. А ты учитываешь, что я больна? Ты учитываешь? Почему ты уже две недели не приезжаешь? В моем положении две недели слишком большой срок для жизни.

Ира. Побудь пока с ним, я сбегаю в аптеку. В булочную.

Мария Филипповна. Я ухожу в больницу, у меня на­правление.

Ира. Что это ты встрепенулась сейчас.

Мария Филипповна. Когда-то надо.

Ира. Ну подожди немного. Я же связана по рукам и ногам!

Мария Филипповна. Я как чувствовала. Две недели ты его не привозила купать. Ребенок весь пятнами покрыт. Если со мной что-то случится, ты об этом узнаешь по взломанной двери.

Ира. Брось, ты здоровый человек.

Мария Филипповна. А это? (Роется в сумке.) А направ­ление? Сколько в тебе зла!

Ира. Это же на исследование.

Мария Филипповна. А ты знаешь, что у меня ищут?

Ира. Хорошо. Ну подожди пятнадцать минут, я схожу в бу­лочную.

Мария Филипповна. Врачи уйдут!

Ира. Из больницы не уйдут! Ты в какую больницу ложишься?

Мария Филипповна. Зачем тебе знать.

Ира. Мама, ну не будь эгоисткой. Вот я привезла. Молоко козье в банке... Яйца. Суп в банке ему и тебе. Котлеты в кастрюлечке. Покорми его, уложи, он устал.

Мария Филипповна. Ты довела ребенка! Худой какой... Колготки рваные... Павлик, ты кого больше любишь, маму или бабу? Отвык совсем, отучили. Я тебе сейчас книжечку любимую почитаю... «Мэри Поппинс»... Ты привезла мою книжку «Мэри Поппинс»?

Ира. Я ее дала на время... Почитать.

Мария Филипповна. Это же не твоя книжка.

Ира. Это моя, я ее купила в городе Каменец вместе с книгой «Сто лет одиночества».

Мария Филипповна. А где же тогда «Сто лет одиноче­ства»? Я ее давно тоже не вижу. Все раздает, еще при моей жизни! Ты слабый человек! Ты всем веришь, у всех идешь на поводу! Ты не будешь знать, где что, где твои книги, где могила твоей матери.

Ира. Ну хорошо. Что мне, Павлика с собой тащить в аптеку? Он же один не останется, будет плакать. Ладно, я его покормлю сама и уложу, он поспит, а потом уже сходим в аптеку и в булочную.

Мария Филипповна. Обнаглела совсем. (Вытирает сле­зы.) Я тут сижу, волнуюсь, а она даже не позвонила, ни как Павлик, ни как я. Погоди еще, будешь горько сожалеть! Я в конце концов умру-таки!

Ира. Все мы когда-нибудь умрем.

Мария Филипповна. Когда ты отдашь мне сто рублей?

Ира. Осенью, я же сказала.

Мария Филипповна. Пойди попроси у отца ребенка, он вас обязан материально поддерживать.

Ира. Он и так платит.

Мария Филипповна. Ну, тогда у этого попроси... С которым ты гуляешь.

Ира. Господи. (Плачет.)

Детский голос. Обнаглела совсем.

Мария Филипповна. Вот-вот, учи его. Науськивай на бабку! Усь, усь!

Ира. Павлик, мы сейчас поедим, вымоемся, поспим... Потом уедем. Будем с тобой ходить на речку и в лес. Грибы пойдем собирать.

Мария Филипповна. Мама все тратит на своих мужиков. А матери кусок конфеты не привезет.

Ира. У меня нет денег.

Мария Филипповна. А у меня нет ста рублей! А мне хорониться надо! На что?!

Ира. У тебя же на книжке есть.

Мария Филипповна. Это еще на другое.

Ира. Тебя тетя Нина обслужит.

Мария Филипповна. Да не тебе же завещать. Ты все на мужиков и на подруг истратишь, на выпивон.

Ира. Вот и хорошо. (Выходит в комнату Павлика.)

Мария Филипповна (звонит). Кондрашкову, будьте доб­ры. А, я, очевидно, не поняла, сегодня не будет. А это опять вы! Это опять пенсионерка Шиллинг. Будьте добры, пере­дайте завтра Кондрашковой, что тревога отменяется, я соби­ралась искать своих детей, они у меня потерялись. Они куда-то забрались на дачу, где нет телефона. Теперь передайте Кондрашковой, что у Шиллинг все в ажуре. Я прямо смеюсь от счастья. (Вытирает слезы.) Ну, передадите? Завтра меня уже не будет... Так что я не смогу перезвонить... Ну, будьте здоровы и благополучны. Бегу в аптеку для них, малыш при­хворнул. Счастья вам и долгих лет жизни. Я так рада! На­шлись, нашлись! Они, оказывается, болели и не подавали весточек.

Входит Ира.

Они — это единственное, что у меня в жизни есть. Вы доб­рый человек, жалко, что мы с вами не знакомы. Я бы вас позна­комила с моей дочерью, она без пяти минут кандидат наук...

Ира. Мама!

Мария Филипповна. Она меня зовет. Иду, иду! (Кладет трубку). Что ты орешь? Пожалуйста, иди, разгуляй­ся, отпускаю. Иди в свою... аптечку! Я его покормлю и уло­жу, мое солнышечко! Иди, развлекайся. Тебе тут звонил... где-то я записала, потом найду... Михайлов, что ли?

Ира. Никольский?

Мария Филипповна. Нет, вроде Михайлов.

Ира. Такого нет. Ты бы записывала, мама.

Мария Филипповна. Всех твоих записывать... Мало кто звонит, я думаю, я так запомню, а забываю. Представля­ешь, я плачу целыми ночами, мне все время кажется, что Павлика нет...

Ира. Еще чего.

Мария Филипповна. А он вот он! Детонька моя!

Ира. Еще я привезла сосисок, положила в холодильник. В па­кете гречневая каша.

Мария Филипповна. А ты, ты почему не поешь с нами? Поешь! Ты бледная!

Ира. Я побежала. У нас на даче что творится, разгром. У сосе­дей крыши нет...

Мария Филипповна. Сломалась?

Ира. Прохудилась. А тут дожди...

Мария Филипповна. Дожди... Я не выхожу почти. Вы мне все время снитесь.

Ира. Ну, я их к себе позвала жить, а тут Павлик больной, тридцать девять до сорока! Представляешь? Ну, они люди стеснительные...

Мария Филипповна. На тебе вечно все ездят. Ты их позвала к себе жить, а меня нет, меня бы лучше пригласила. Мать здесь одна...

Ира. Да, чтобы мы и летом слушали твои речи.

Мария Филипповна. А ты сама не кричи, псих!

Детский голос. Что такое «псих», мама?

Мария Филипповна (кричит). Псих, и все. Она псих.

Голос ребенка. Псих!

Ира. Ладно, мы не будем обедать, мы уезжаем, все.

Мария Филипповна. Вот именно что псих. Для матери ей жалко тарелку супа. Ну беги, беги, гуляй. Что я, не вижу, что тебе надо? Сейчас мы поедим, поспим, почитаем, я снова при исполнении своих обязанностей, снова запряглась... «Мэри Поппинс» куда дела? Весь дом раздала, мальчику нечего почитать. Да как тебя назвать после этого?

Ира быстро уходит.

У бабушки пузико болит, ноет... Ноет... То ли грыжа... То ли что.

Картина третья

Веранда Иры. Пусто. Гремит ключ в замке. Входит Федо­ровна, включает свет. За ней осторожно, с узлами и раскладушками, входят все дачники — Светлана, Татья­на, мальчики, в конце, в дверном проеме, как в раме,

величественно встает Леокадия с зонтиком. Все выгля­дят очень помятыми. Мальчики тут же убегают.

Федоровна. Ну вот, на мой риск я вам открываю, пока переночуете, там дальше будет видно, а то друг у друга на головах... Я тоже одну ночку отдохну. Она приедет не рань­ше завтрева к вечеру, она рано не соберется ехать. И Павлик еще кашляет, может, она его к врачу сводит, собиралась сводить. Это еще один день. Сутки прочь.

Светлана. Мы как беженцы.

Татьяна. Черт его знает, как партизаны.

Федоровна. Ну, в то помещение-то будете заходить? Тут заперто.

Светлана. Не знаю... Может быть.

Федоровна. Ключа у меня нет.

Светлана. Тогда не надо. Вскрывать не будем. Ребята лягут на тахте... Мне на дежурство... Ты где?

Татьяна. Нет, мы с Антошей ляжем на раскладушках... А то Макся номера вытворяет... Щиплет Антошу. Пусть один теперь спит.

Светлана. Ты что, ни одной ночи не спишь? Все караулишь? Надо спать. А то ты на людей кидаешься уже.

Татьяна. Антоша кричит.

Светлана. Оставь! Раньше вообще детей запирали на целый день одних. Мать на работу, а я целый день с кошкой. И вы­росла.

Татьяна. И ничего хорошего не вынесла.

Светлана. Я же говорю, ты на людей бросаешься.

Между тем они разбирают вещи. Посадили Леокадию.

Федоровна. Вы пока поживите, а когда Ирочка приедет, я отправлюсь в Москву панихиду заказывать по маме. Скоро годовщина. Заночую у брата на Дорогомиловской, а вы у меня. День да ночь уже прибыль. Брат хотел приехать, поставить туалет, теперь опоздал. Вон какой домина стоит!

Светлана. А по-моему, Ира долго не приедет. Я чувствую. Здесь ему было не развернуться. Он и так и так.

Федоровна. Какой он ей туалет построил! За одно это можно положиться на человека.

Татьяна хихикает.

А она на него все волком смотрит. У нее в Москве свой мальчик, хороший человек, кандидат. Она мне сказывала.

Татьяна. А зато у нас теперь сортир.

Федоровна. За красивые глаза.

Светлана. У нее красивые? Если ее в бане помыть, может, и будут красивые.

Татьяна. Большие такие, как буркалы.

Светлана. Ты заметила, она никогда не смеется?

Федоровна. А над чем ей смеяться?

Светлана. А в кино?

Татьяна. Она не смеется, у нее зуба нет. У меня когда зуб сломался, тоже поневоле не смеялась. В крайнем случае рукавом закрывалась. (Показывает.)

Светлана. А нам над чем смеяться? А мы смеемся.

Федоровна. Он мужчина видный. Где-то плотника нашел! Я вот за нашим Володей-плотником пóлгода ходила. (Она говорит «пóлгода», с ударением на первом слоге.) Ему все некогда, он все меня за вином посылал да отнекивался. Пол­года ходила, чтобы он мне столбы для забора обтесал да врыл. Тридцать пять столбов по пяти рублей это с вином будет двести! А Вадим приехал, носки у него, вижу, протоп­тались, купила ему две пары. Она ему ничего не купит, под­сылает к матери щеголять дырами. Я его увижу, прямо пла­чу. Он роется: где его велосипед. Да почему ржавый. А как не быть ржавому, он под домом уже пять лет лежит! Я пря­мо плачу, ухожу от него. Такой требовательный, все требует. А он ведущий конструктор. А она инспектор, что ли. Чума­зая, как уголек. У них вся родня такая. Жуковые. (Она произносит «жуковые», с ударением на «ы».) А они «Жигули» покупают, ездить на свой дачный участок, халупу по­строили. Они ко мне не ездят, потому что Вадим на ней за две недели женился. У него была хорошая девушка, три года с ней гулял, так нет, женился на этой. Казанская, спраши­ваю — нет, рязанская. Вадим и так считает, что дом его, и вытягивает из меня все. А страховка? А ремонт? Покраска? А содержание жизни? А я им не скажу, что туалет у меня теперь есть. А они сами догадаются. Вадим увидит туалет, накажет дешевле чем за триста двадцать... нет, за триста пятьдесят не сдавать. Ульи к себе пущу. Отдыхающих на койки. Э-э, милые...

Светлана. Да, туалет за три дня организовал. Это же надо, мужчина!

Татьяна. Да ну, шибздик, наверное.

Светлана. А! А ко мне ходит соседка Шура, придет и гово­рит: «Светланочка, познакомь с каким-нибудь мужиком, мне все равно». С больными ее познакомь. У нее муж и сын трех лет погибли в такси, а она жива.

Татьяна. Правда, познакомь! А то у меня Валера вон давно от водки чуть не атрофировался. А на что мне его трофеи!

Светлана. Слушай, что это твой Антон все перед Максимом хвастается: через каждое слово все «папка» да «папка». Па­па придет да папа сделает. Намекни ему, все-таки уже боль­шой, поймет, Максиму же больно.

Татьяна (потягивается). Эх, что-то наш папка давно, правда, не приезжал, Антон соскучился! Надо нам съездить домой, побаниться...

Федоровна (подняв палец). О, слышите? Эта опять котов к себе привела. Всю ночь по чердаку топали.

Татьяна. А я думаю, кто это вверх дном все переворачивает.

Федоровна. К ней ходят, к Эльке. Уже забыла она своего котеночка-то. Из клубники по семь котов выглядывает. Не люблю я... Не люблю я ни женский пол, ни мужской, ни ко­шачий таких людей кобелей.

Картина четвертая

Кухня в доме Николая Ивановича. Ира в халате, Николай Иванович в махровом халате сидят за столом.

Николай Иванович. Вот, ешь. Хочешь ананасы в их соб­ственном соку? Что еще. Кофе «Нестле» в гранулах раство­римый. В доме ничего нет. Ах, я! Давай я тебе бутерброд с икоркой намажу? (Мажет.)

Ира. Павлик давно икры не ел.

Николай Иванович. Я дам с собой банку. Портвейну хочешь? Я наливаю. Португальский. Чай настоящий, жасми­новый. Есть ароматизированный розой. Ну ты подумай, в доме продуктов нет. Даже яиц нет. Хорошо, что ты хлеб до­гадалась захватить.

Ира. А я пошла как будто в булочную. Ну, зашла в булочную. Я тебе из автомата звонила.

Николай Иванович. Как ты себя чувствуешь? А? Как голова?

Ира. Я уже забыла, что у меня есть голова.

Николай Иванович, довольный, хохочет.

Это ее халат?

Николай Иванович кивает.

Там в ванной ее шапочка купальная.

Николай Иванович. У нее их три.

Ира. Духи... Я подушилась. Маникюрный набор. Все чистенькое, сияет.

Николай Иванович. Давай еще бутерброд. Или два. Пей. Это моя теща все вылизывает. «Я, Николай, буду на даче всю неделю, а уж в пятницу, извините, наеду в город». Пред­упреждает. Ей тоже неохота нарываться.

Ира. Поняла.

Николай Иванович. Вот в тот вечер, когда мы с тобой гуляли до трех часов, ты сказала мне: «Возьми меня под той елочкой». Я никогда не забуду эти твои слова. Я твоя соба­ка. Ав, ав! Теще нечего было убирать в эту пятницу. Я каж­дый день, как ненормальный, мчался на дачу. Разве что пыль смахнула. Она, по-моему, что-то заподозрила. Или что здесь очередная баба за собой убрала, или что у меня есть кто-то в Романовке. Ав! Ну погладь меня!

Ира. Сколько времени?

Николай Иванович. Всего три только. Через пять часов я вылетаю в очередную командировку, будет мне там что вспомнить. (Потягивается.) На неделю.

Ира. Я бегу домой.

Николай Иванович. Что ты! Сейчас мы покушаем и пой­дем еще отдохнем! Что ты!

Ира. Ты с ума сошел? Я и так с восьми вечера убежала из до­му. Но мама уже привыкла. Я раньше убегала вообще на три дня... на четыре... Лет в пятнадцать. Она сейчас, наверно, цепочку накинула, чтобы знать, во сколько я приду. Завтра обзвонит всех своих подруг и сообщит о моих похождениях. Они меня очень любят.

Николай Иванович. Нет, моя теща терпимая. Все тер­пит. С тех пор как я от них уходил — а было такое! — она у меня вне подозрений. Ничего не подозревает. Я же на них теперь не женат. Я уходил, пробовал начать новую жизнь с одной женщиной... Даже построил двухкомнатный кооператив. Но ко мне приходит моя Алена, моя дочка, и говорит: «Папа, мы без тебя не можем жить». Она у меня на первом плане. Ей пятнадцать лет. Со временем там будет квартира дочери. Все пригодилось. Показать тебе ее фотографию?

Ира. Не надо.

Николай Иванович. Так вон же она висит! Ты на нее смотришь! (Довольный, хохочет.) У меня везде она висит.

Ира. Мама начала выводить меня на чистую воду с пятнадцати лет.

Николай Иванович. Ты, видно, была хороша! Алене моей сейчас пятнадцать лет. Грудочки, попочка! Повезет тому мужику...

Ира. Как раз в это время я начала убегать из дому. По вокзалам ночевала, на междугородной, только чтобы домой не ходить. Как она меня всячески оскорбляла!

Николай Иванович. Бедная! Пойдем, моя девочка, я тебя пожалею... Ты у меня переночуешь. Как же, ай-я-яй, на вокзале! Не знал я тебя тогда. А у меня, правда, квартира была одна комната да Аленка маленькая. Не до того было. Ну, пойдем.

Ира. На вокзалах ночью иногда и сесть негде. Зимой холодно. Все сидят, замерзают. Как это люди в такой холод сидят. Да еще дети сидят, спят. Бледные такие дети. Как их жалко, детей! Всех бы взрослых этих убила.

Николай Иванович. Приставали к тебе, я чувствую.

Ира. А?

Николай Иванович. Старички-то привязывались?

Ира. А потом я пришла домой утром и говорю: «Вот теперь ра­дуйся, я женщина». А она жарила картошку. Говорит: «А я давно это знала». И заплакала.

Николай Иванович. А кто он был? Расскажи поподроб­ней. Вообще как это происходило.

Ира. А... я его не помню. Это я просто так, назло матери. Про­снулась на каком-то матрасе, встала и ушла.

Николай Иванович. Бедная! Пей все! Пей до дна! Нет, до дна... Вот теперь хорошо.

Ира. Мать моя от злости заплакала прямо в картошку, а я стояла и смеялась.

Николай Иванович. Что-то я никогда не видел, как ты смеешься. Улыбнись!

Ира. Не хочется.

Николай Иванович. Расскажи о своих впечатлениях.

Ира. Сказала же, не помню. Отстань.

Николай Иванович. Нет! Не так! Я твоя собака! Ррррр! Укушу! Однажды я тоже вот, как ты, запил в порту Находка. У одной женщины старой, у Любки. У меня в портмоне было двадцать пять рублей, это я точно помню. А она была старая такая. Наутро встаю: Любка, где моя четвертная? А она говорит: иди, пока цел. А мне так плохо было. Я шел по улице, плакал, дошел до телефона-автомата, вызвал себе «скорую помощь». Приехала милиция. Я когда милиционеру предъявил свой партийный билет со взносами, больше ничего не было, он буквально не поверил своим глазам. У меня тогда три книги вышло... Вроде брошюр. Обобщение передового опыта, все такое. Он просто за голову схватился. Мы, говорит, вас двадцать суток ищем. Семья ваша розыск объявила.

Ира. Я поехала. Хватит, ладно. Развлеклась. Дома Павлик, мать больная потащится открывать... Она больная, причем отказывается ложиться на обследование.

Николай Иванович. Нет, я тебя так не отпускаю. Во-первых, ты устала. Мы пойдем поспим. И мама твоя уснет, не выдержит. Утро вечера мудренее, я тебя и так подни­му в семь часов, подкину, а потом на аэродром. Все в один заход. Надо экономить время, его не так много оста­лось!

Ира. Слушай, ты приедешь, давай пойдем с нами в лес за грибами!

Николай Иванович. Это у меня теща специалистка, а я не большой любитель, мне грибы нельзя.

Ира. А мы любим с Павликом. Рано утром, кругом роса... Туман. Часа в четыре. Красиво.

Николай Иванович. Слушай, ну как тебе ваш новый туалет? Подошло? Терпимо? Апробировала уже?

Ира. Ну, все просто обалдели.

Николай Иванович (довольный, хохочет; озабоченно). Я специально замок туда велел врезать. Замок простой, типа щеколды, чтобы Павлик не опростоволосился. Ключ не давай никому.

Ира. А мы вообще не запираем.

Николай Иванович. А вот это зря. Изгадят! В Германии знаешь какие туалеты? Все сияет! Можно сесть и сидеть! Висит вышитая сумка для газет.

Ира. Там Федоровна распоряжается, она уже в Зеленоград ездила, себе сиденье купила.

Николай Иванович. Нет, ты тоже в вопросе замка займи принципиальную, я считаю, позицию! Жалко ведь! Они-то тебя не пускали!

Ира. Да у них развалюха такая, ступить нельзя, страшно.

Николай Иванович (сильно взволновался). Запомни, это мой подарок персонально для тебя!

Ира. Каждый день вспоминаю, и не раз!

Николай Иванович. Да, чтобы не забыть. Какие еще бытовые проблемы? В частной жизни?

Ира. Вроде никаких. Камеру ты им отдал с покрышкой. Уборную мне построил. Все! А! Слушай, ты не мог бы им помочь крышу покрыть, а то дом у них рушится.

Николай Иванович. Это не обещаю. (Весело.) Вот когда это будет твое! А общее я им буду покрывать? Они же захватят себе, и опять ты окажешься ни при чем. Так-то! Вот когда они все это разрушат окончательно... Ты у них купишь за половину цены. Это я тебе помогу с докумен­тами. Дача в таком шикарном месте.

Ира. Это надо еще, чтобы бабушка Вера умерла. А ей всего семьдесят четыре года.

Николай Иванович. Ничего, умрет ваша бабушка Вера. И то будет, что нас не будет, как говорил мой папаша, и в отношении него это сбылось. И в отношении матери. И я остался один.

Ира. Ладно, я поехала. Ты неожиданно оказался хороший мужик. (Целует ему руку.)

Николай Иванович. Ну, ну. Ну, ну.

Ира. Будь здоров. А я поехала. Ты куда уезжаешь?

Николай Иванович (быстро). В командировку.

Ира. Не смею задерживать.

Николай Иванович (хватает Иру за руку). Ну Иронька, ну ангеленок! Останься еще минут на двести! Я за тобой буду скучать! Бабочка ночная! По вокзалам, моя бедная! Пятнадцать лет, как Алена! Я теперь буду тебя звать «ноч­ная бабочка». Ну останься! А я тебя довезу в семь утра.

Ира. Нет, довези меня сейчас. У меня денег нет на такси! Как ты думаешь.

Николай Иванович. Я тебя довезу! И подам тебе зву­ковой сигнал! И опоздаю на самолет! И еще один день жизни мы проведем с тобой. Моя ночная бабочка-птица. Я тебе позвоню с аэродрома, ты приедешь, я оплачиваю такси, мы поедем с тобой в сауну, потом в ресторан за город. Хочешь?

Ира. Не-ет. Мне завтра надо стирать, мама не стирает. Надо в магазин. Продукты на неделю. Мама будет утром кричать, эх!

Николай Иванович. Нет, у меня теща... Я от них не завишу. У меня паспорт с разводом. Ты чуешь это?

Ира. Ну отвези меня сейчас.

Николай Иванович. Мы же до-го-во-ри-лись, Ирочка! В семь ноль-ноль! А теперь давай спать! Ты устала? Ты устала?

Ира. Хорошо, что у тебя есть машина.

Николай Иванович (очень серьезно). Менять надо ма­шину. Менять! Ты это понимаешь? И-ра!

Ира. Пойми об этом!

Николай Иванович. В каком смысле?

Ира. У меня был один приятель. Подчеркиваю — был. Мы встречались с ним раз в неделю по пятницам. У меня у него был установленный день недели. Я звонила, он говорил: как обычно. Или говорил: извини, сегодня нет. Созвонимся на будущей неделе. То есть опять-таки я ему должна позвонить. Он имел одно преимущество, очень удобно жил, рядом с метро. Но каждый раз я опаздывала на метро. А мне на такси не заработать! Сначала я стесня­лась у него попросить, потом плюнула. А что делать? Попросила. И все само собой установилось, моя цена равна цене такси. Я — такси! Но вскоре это как-то увяло. То ли у него таких денег не было, то ли мне надоело проявлять инициативу. Я сегодня, глупость какая, все время думала: от него на такси пять рублей!

Николай Иванович. А от него больше было? Я рев­ную.

Ира. Все. Поехала.

Николай Иванович. Я бы тебе дал пять рублей даже не подумав, я бы тебя проводил, усадил на такси, про­водил бы на такси и уехал на нем же! Так надо посту­пать. Я всегда такой, всегда, никто из женщин не жалу­ется.

Ира. Моя подруга говорила: ей муж ноги целует.

Николай Иванович. Немедленно дай ногу.

Ира. Еще чего. Ты не муж.

Николай Иванович. Жена моя! Женушка! Ты меня лю­бишь?

Ира. Я Павлика люблю.

Николай Иванович. Это ваше право, женщин.

Ира. Любить ребенка — для женщины самое главное. Ребенок для женщины — это все. И семья и любовь. Все тут.

Николай Иванович. Твоего Павлика будет любить его девочка со временем. А ты должна любить мужчину! Мужчина — вот должно быть твое хобби! Ты — ночная бабочка-птица!

Ира. Ну поехали. Мне уже пора, мне надо хоть немного поспать. Мама утром совсем не дает выспаться, посы­лает Павлика: похлопай маму по головке, чтобы она много не спала! Он меня один раз и ударил ложкой по голо­ве...

Николай Иванович. Так давай лучше здесь поспим! И я тебя завезу по дороге!

Ира. Я пойду пешком.

Николай Иванович. Конечно, тебе пора кончать с этим положением. На такси всегда должно хватать. Если пока нет своего транспорта. Надо глядеть шире и выше! Дальше своего носа! Слушай, давай я тобой займусь. Давай-ка я заберу тебя к нам в систему. Со знанием языков, это будут надбавки. Нинка моя, уж на что референт, и то уже два раза ездила в Чехословакию.

Ира. С вами?

Николай Иванович. Ты что, взялась меня ревновать? На это у меня есть уже моя незаконная жена. Не ревнуй, птица моя. Я и так тебя люблю. У меня же тоже в жизни должна быть радость.

Ира. Голова болит.

Николай Иванович. Вылечим, вылечим, вылечим! Сейчас вылечим! Поднимайся, мама, ну!

Ира. Ладно, я поеду. Давай пять рублей.

Николай Иванович. Шесть! Дам шесть! Не расставайся! Радость моя единственная! Поверишь, у меня в жизни что происходит. Выкручиваюсь, как та ворона на колу. Жена мне лапшу на уши вешает уже года три. Алена курит, на даче уже девки местные ее караулили избить, она кому-то там приглянулась, мы еле пресекли. Того гляди... (Задумывается.)

Ира. Голова раскалывается.

Николай Иванович. Моя ночная бабочка-птица! У тебя должны быть бриллианты, машина, кооператив без матери, ты только посмотри на себя, на кого ты похожа! Ты же королева красоты! Ты должна сменить все то, что на тебе, и все то, что под этим. У тебя золото должно быть, платина! (С восторгом.) Ох и стервы такие бабы! (Смеется, крутит головой.)

Ира. Я не отпускаю тебя в командировку. Я вообще не от­пускаю тебя...

Уходят вместе.

Голос ребенка. Мама, звездочки как мелькают. То крошечные, то большие. Мама, давай я тебе расскажу сказочку. В больницу прилетела луна, лечить зубик. Он сломался, и он качается, и ей вставили зубик. Она влетела в окно и сказала мне на ушко что-то такое. Она говорит, что в небе птицы летают красивые — воробьи, вороны, дятелы, грачи. И она говорит, что она очень быстро летает, быстрее птиц. А хвост у нее такой маленький. И она очень быстро бегает, летает и бегает. И немножечко она ползает. И она может ножницы брать, у нее руки есть, только она их опустила.

Картина пятая

Телефон-автомат. В будке Ира ожесточенно набирает но­мер.

Голос. Отдыхающие, вернитесь в зону купания!

Ира (выскакивает из будки). У меня занято, на телефоне, что ли, повесились?

Молодой человек, в матерчатой кепке с пластмас­совым желтым козырьком, в шортах, невозмутимо

закрывает толстую иностранную книгу, которую он читал, и входит в будку.

Молодой человек. Але! Мам! Здравствуй! Мы уже тут, в Коктебеле! Уже! Ну, мы устроились хорошо! Изучаем муравьев с Сашкой и Наташкой у самого крыльца! Они увидели море, прямо обезумели! Полные панамки набрали камней и притащили домой. По порядку: мы устроились хорошо, народу здесь еще мало. Работает одна столовая, один ресторан. Мы попытались туда сунуться, плоховато. Скоро откроют молочную столовую, уже там окна моют. Там, говорят, будет каша и творог! То что надо! Пока купили хлеба, молока, консервы есть! Варенье «Роза» из лепестков, представляешь? На рынке клубника семь рублей! Представ­ляешь? Купили детям по сто грамм. Они умяли! Комната на троих, я сплю под навесом, роскошь! Я говорю, воздух! Вид на горы! Чтобы не забыть, пришли срочно детям теплые вещи, свитера, куртки, брючки! Мне мою куртку зеленую. Пиши лучше до востребования, адреса хозяйки не знаю, да у нее тридцать пять человек гнездится! Извещение может пропасть. Зонтик зачем? Хотя валяй, присылай. На всякий случай! Вообще тут роскошно! Все! Кончились монетки! Вы-то ничего? Все, все. (Вешает трубку.)

Выходит. Некоторое время бессмысленно стоит, кивает, считает деньги на ладони. Ира, уже начавшая

говорить, старается потише, чтобы Молодой человек не расслышал. Ей это не удается.

Ира. Але, мама? Слава богу! У меня мало монет, я звоню (приглушенно) с дачи! С да-чи! Я тебе говорила, проху­дилась крыша! Крыша, господи! У нас здесь (приглушенно) дожди льют! Отсырели вещи! У вас нет дождя? Странно. У нас все залило! Корытами вытаскиваю! (Приглушенно.) Коры-тами! Да. Я здесь задерживаюсь! Как Павлик? Только быстро. Хорошо, на ночь дашь ему теплого молочка с содой. Я сегодня не приеду! Завтра в это время буду звонить! Не занимай телефон!

Голос Марьи Филипповны. А где же твой хлеб второй день? Ты хотела принести хлеба! И даже не при­несла, мы сидим без хлеба. Я не могу от Павлика отойти, а мне сегодня надо лечь в больницу! Я Павлика на руки подняла сдуру, у меня сильные боли.

Ира. Мама, ну-ну-ну. Стоп-стоп-стоп. Здесь очень... (При­глушенно.) Большая очередь звонить. Я вам завтра брякну. Ну, пока, целую. Позови к вам посидеть тетю Нину. Соври ей, что я уехала на юг с любимым мужчиной. Ну, как всегда. Она прибежит сразу. Ну ладно, а то (приглушенно) крыша течет!

Молодой человек, кивнув сам себе, уходит. Входит Николай Иванович, в длинных до колен желтых шортах местного производства. На голове у него такая же кепка, как у Молодого человека. На носу черные очки.

Ой, монеты кончаются! (Вешает трубку.)

Ира и Николай Иванович садятся на скамейку. Николай Иванович оглядывается.

Ира. Ну! Рассказывай, как ты без меня провел целые сутки!

Николай Иванович. Ночь, понимаешь, не спал.

Ира. Поздравляю.

Николай Иванович. Не с чем. Алена спит, оказывается, плохо, чутко. Все мы трое в одной комнате! Условия, понимаешь. Называется отдых! Алена просыпается, пальцем не дает пошевельнуть. Папа, ты храпишь, папа ты храпишь. Как молодой, говорит, поросенок. Слушай, у меня времени две минуты. Они пошли на прогревание гланд.

Ира. Нет, я спала хорошо. Впервые за много лет. Вчера купалась не вылезая! Ты меня видел на пляже? Я при­плывала на ваш пляж.

Николай Иванович. Видел, видел.

Ира. Ничего я купальный костюм купила?

Николай Иванович. Так я же спиной сидел.

Ира. Я заметила, ты отворачивался. Слушай, есть здесь абсолютно нечего! Как люди с детьми устраиваются?

Николай Иванович. Ты представляешь состояние Рим­мы? Для чего же я, спрашивается, сюда командировку выби­вал?

Ира. Нет, мне было прекрасно! Ночью я опять купалась. Жда­ла тебя, ждала... Ключ под ковриком был. Ты не приходил?

Николай Иванович. Нет, я дома лежал.

Ира. Господи, сюда бы Павлика! Эх я идиотка, могла бы его взять с собой, сонного бы подняла... в чем есть... Быстро бы самое необходимое... Курточку, колготки... Когда за паспортом заезжала... А я его даже в макушку не поцело­вала. Побоялась разбудить. Даже не поцеловала.

Николай Иванович. Ты сейчас куда?

Ира. Я в Тихую бухту. Пойдем?

Николай Иванович. Слушай, дай свой ключ часика на полтора.

Ира. Ключ?

Николай Иванович. Для чего я в командировку ехал? Римма тоже человек, ей ничто человеческое не чуждо. Ключ положу обратно под половик.

Ира (отдает ключ). А где мы увидимся?

Николай Иванович. У меня завтра в десять ноль-ноль разговор. Приходи сюда. Если они со мной не придут толь­ко. А если они придут, ты не приходи.

Ира. А тогда как?

Николай Иванович. В рабочем порядке утрясется. Ладно, их две минуты прогревания истекли. Эх, Алена болеет, кашляла. Ужас. (Уходит.)

Картина шестая

Вечер на даче. Мы видим, как Федоровна, подняв полу все того же ветхого, с дырой под мышкой, халата, обертывает большой ржавый ключ и открывает дверь в ком­нату Иры. Светлана, взяв Леокадию под руку, готовится войти. В другой руке у Светланы стул.

Федоровна. Хорошо, что на двери ключ нашелся. А то вы застыли, я вижу.

Открывает. Светлана вводит Леокадию.

Светлана (вернувшись). Там ей будет потеплее. Ну, ладно, Ирка когда приедет, я ей прямо скажу: пока ты там разгов­лялась, мы обязаны были не простудить детей. Как хочешь.

Федоровна. Нет, она скоро не приедет. Павлик-то дюже больной.

Светлана. Вот сегодня я высплюсь наконец. А то ведь я совсем не сплю, днем с детьми не поспишь, ночью больные поднимают... Но как же сегодня тихо! Максим с утра от безделья один слоняется. Вот бы навеки так было! Книжку даже сел читать. Ребенок тихий, чистый. Без драки.

Федоровна. А человек, когда он один, с кем ему драться? Взять хотя бы мой пример. Как мне бабушку вашу жалко! Сидит тихая, нерушимая, глаза открытые, а ничего не просит.

Между тем они затаскивают вещички в комнату: раскла­душки, матрасы, белье.

Светлана. Ей все подносят, ей не надо просить.

Федоровна. Все об сыне тоскует.

Светлана. Лучше бы внуком занялась, пока я тут надрываюсь.

Федоровна. А у нее уже носочки затупились. Ей за ним не побегать, она в другую сторону смотрит.

Светлана. А я ее не люблю. Я никогда от нее слова поощ­рения не слышала. Она все воспринимает как должное. Вот у меня муж был подполковник.

Федоровна. Большое, хорошее дело.

Светлана. А вот она была жена генерала, большая барыня.

Федоровна. Вот я и чувствую, она ничего не просит. Смот­рит, а не просит. Таким людям и услужить радостно.

Светлана. А у нее сына-то больше нет, вот она и успокои­лась.

Федоровна. Очень она его жалеет.

Светлана. Своих детей любить не проблема, ты чужих детей люби! (Стучит себя кулаком в грудь.)

Федоровна. Э-э, кто ныне на это способен.

Светлана. Вот за мной мой Максим ходить в старости не будет.

Федоровна. Нет! Не будет.

Светлана. Это надо дочь! (Бегает с вещами.)

Федоровна. Мой Вадим за мной не ходит. И жена его, шахтерка смуглая, не будет.

Светлана. Мы им все, а они нам ничего. Почему это?

Федоровна. А черт его знает. А мне ни от кого ничего не надо, и у бога я ничего не прошу. Зимой живу одна, каждый день ноги мою на ночь, а то придут за мной хоронить, чтобы пяточки чистые были. А чего мне в бога верить, на мне греха нет. Я прошлый год поехала пани­хиду-то по маме заказывать, на меня в церкви баба какая-то так-то накричала! Я еле убралась, еле деньги-то ей сунула. Ноги подогнулись подо мною. В этом году теперь все размышляю: ехать ли, не ехать. Я-то маму и так помню, да свечку окромя церкви не поставить.

Светлана. А что претензии предъявлять? В церкви такие же люди, как мы. Ничуть не хуже.

Федоровна. Вот как люблю благородных людей. (Делает ударение на слове «вот».)

Светлана. А я не люблю, ненавижу.

Федоровна. А я всю жизнь любила. Благородный человек никому не помешает, сам в последнюю очередь о себе возомнит. Никогда бранного слова не скажет.

Светлана. Да, а ты живи перед ним, вдруг не то сделаешь, вдруг не так посмотрит. Я прошла эту академию, и муж у меня такой был. А я лучше сначала крикну, а потом подумаю. Подумаю, и меня совесть начинает заедать. Вот тогда я все отдам, но не раньше. Мама! Вам тепло? Ни за что голосок не подаст.

Федоровна. Нет, она кивает.

Светлана. Во как намучилась, даже благодарность перед строем выносит. Две недели дожди, две недели я ее таскаю, как кошка котенка, измусолила всю. Нет, хорошо, что я ее не люблю, а то бы я с ума сошла ее хоронить. Даже по­думать страшко. А так она помрет, я ее хорошо вспомню.

Федоровна. Благородный человек оставляет после себя долгую вечную память. Я маму свою помню и помнить буду до конца дней. И брата младшего Петра. Он умер инфарктом, она вслед за ним пошла, не вытерпела.

Светлана. А эта еще и не то вынесет. Порода такая.

Федоровна (поднимаясь со вздохом). Ну ладно, там хорошо, где нас нет, пойду отдохну маленько. Живите, а Ирочка приедет, тут уж я решусь и отправлюсь в церковь, а вы ко мне перекочуете. Долго вы так будете мучаться, Светлана?

Светлана (смеется). Всю жизнь.

Картина седьмая

Коктебель. Тот же телефон-автомат. В автомате Ира набирает номер.

Голос. На матрасе, войдите в зону купания!

Ира. Але! Мама! У меня очень мало монет! Быстро, как Павлик?

Мария Филипповна. Здравствуй.

Ира. Здравствуй.

Голос у Марии Филипповны тусклый, без выражения.

Мария Филипповна. У Павлика средне, у меня средне.

Ира. Мама, у нас крыша!..

Пауза.

Мария Филипповна. Теперь уже речь не об этом. По­годи, не перебивай. Я сегодня вынуждена буду лечь в боль­ницу. Совсем не могу передвигаться. Всю ночь не спала, сильные боли. Ты меня слышишь?

Ира. Да.

Мария Филипповна (без выражения). Бо-ли!

Ира. Как Павлик?

Мария Филипповна. Павлик средне. Кашлял всю ночь. Ты приезжай сейчас же. Павлик, имей в виду, остается один. Люба уехала к внукам, у Миши плохое самочувствие, Нина Никифоровна к телефону не подходит... Я звоню кому могу... Никого нет... Не откликаются. Придется тебе приехать. Я уже собрана, Павлик остается один, я его покормила последний раз. Хорошо, что ты позвонила, я ухожу умирать с чистой совестью. Прощай. Учти, я иду на верную смерть.

Ира (отчаянно). Я приеду! Только займу денег! Дожди здесь, нет денег на дорогу! Поезда не ходят! Размыло пути! Окно сейчас в расписании, ты это можешь понять? Технологи­ческое окно!

Мария Филипповна. Какое окно? Выезжай, а то поздно будет.

Ира. Не оставляй Павлика одного, я тебя умоляю. Дождитесь меня.

Мария Филипповна. Выезжай, все!

Ира. Монетки кончаются! Ну, я на вас надеюсь. Целую! (Выходит, садится на скамейку в оцепенении.) Так-так, так-так.

Входит, озираясь, сильно помятый Николай Ивано­вич.

Николай Иванович. Такие дела.

Ира. Здравствуй, мой хороший!

Ира явно обрадовалась.

Николай Иванович (почти не разжимая губ). Не время, не вре-мя.

Ира. Господи, как я по тебе истосковалась! Я тебя люблю больше жизни. (Говорит с восторгом.) Ты моя единственная радость!

Николай Иванович. Нет, ты меня не любишь.

Ира. Смешно, я на пляже тобой вчера просто любовалась.

Николай Иванович. Вот это ты зря!

Ира (с восторгом). Мне от тебя ничего не нужно! Я просто больна тобой!

Николай Иванович. Больна, так это выздоравливают.

Ира. Нет!

Николай Иванович. Если бы ты меня любила, так ты бы немедленно уехала! Вот что я хотел сказать!

Ира. Уехала, зачем?

Николай Иванович. Мне так надо.

Ира. Не гони меня, я сама уеду.

Николай Иванович. Нет, уезжай! Алена и Римма как раз тебя выделили из толпы! Алена плакала целый час! Вот это номер, понимаешь! Делаешь человеку как лучше, идешь ему навстречу, а он на тебя смотрит!

Ира. Смотреть нельзя?

Николай Иванович. Нельзя.

Ира. Ну, не буду. Слушай, у меня к тебе одна будет просьба...

Николай Иванович (тускло). Как сын, как здоровье?

Ира. Средне.

Николай Иванович. Как здоровье матушки?

Ира. Она в своем репертуаре.

Николай Иванович. Давай ключ в таком случае.

Ира. Что, опять?

Николай Иванович. Нет, ты давай улетай отсюда. Вообще.

Ира. То мама на меня кричала, теперь ты.

Николай Иванович. У Алены реактивное состояние! Она на людей стала кидаться из-за тебя!

Ира. Ей пятнадцать лет.

Николай Иванович. Она дитя!

Ира. Подумаешь, я тоже была дитя.

Николай Иванович. Ты была пошлячка.

Ира. Коленька...

Николай Иванович. Короче говоря, вы должны будете отсюда вылетать.

Ира. Вот она принесет в подоле, тогда посмотрите.

Николай Иванович. Да я башку откручу тому пошляку! Короче говоря, это касается не вас. Вы знаете, на что я пойду благодаря моей семьи? Вы мешаете! Вас здесь не должно быть!

Ира. Я такой же человек, как и они, имею право здесь быть.

Николай Иванович. Вы пошлячка! И вы потеряли себя. Ты посмотри на себя, кто ты такая. Стыдно сказать.

Ира. Когда человек любит, это не позор.

Николай Иванович. Позор, позор просто! Ты кончай с этими преследованиями меня тобой!

Ира. Я хожу где хочу.

Николай Иванович. Вам на этом пляже не положено было сидеть. У вас нет пропуска на него. Глаза слишком большие!

Ира. Что, уже на море нет места?

Николай Иванович. Вам именно — нет.

Ира. Но это же не ваша земля?

Николай Иванович. Мы посмотрим, чья это земля.

Ира. Мне здесь хорошо, и я остаюсь.

Николай Иванович. Тогда мы уедем. Придется забирать все, бросать путевки, лечение, все! Перевозить их в Москву на дачу! Так ты хочешь? Ты человек?

Ира. А ты не боишься, что на даче она меня тоже увидит? Я же буду там все лето. А речка одна на всех.

Николай Иванович. Ты права. Что же, тогда уезжай ты. Бери вот сороковку. (Достает, медленно пересчитывает деньги, откладывает часть, остальное прячет.) Вот!

Ира не берет. Николай Иванович кладет деньги на скамейку. Ира встает и идет в автомат,

набирает номер. Николай Иванович встает, отходит, потом возвращается и нереши­тельно

забирает деньги. Идет оглядываясь.

Таким явлениям, как ты, нет места на земле. (Уходит. Возвращается.) Ты знаешь, что Алена может сделать с собой?

Ира. Знаю. (Отворачивается.)

Николай Иванович медленно уходит. Неожиданно вытирает рукой слезу. Уходит,

как глубоко обиженный человек.

Ира (в будке автомата). Але! Павличек! Ты? Мне нужна ба­бушка. Позови, только быстро, а то у меня абсолютно нет монеток. Да, Павлик, как ты себя чувствуешь? А. Немножко хорошо, понятно. (Улыбается.) Малышка моя. Ну, молодец, теперь давай бабушку. Ушла. Прекрасно, значит, она ходит. Ты один? Молодец! Умница! Что она сказала? Ах, в боль­ницу. Ну, конечно! Вот я и еду! Я сначала решила поскорей позвонить проверить, как ты себя там ведешь. Павлик, у тебя есть вода? Как это — не знаю? Ну, в чайнике. А, да, ты же его не поднимешь. Ну, в кране тогда. Откроешь кран, возьмешь стаканчик... Нет, что ты, теперь я из крана разрешаю. Хлебушко есть? (Кусает губы, чтобы не запла­кать.) Хорошо, тогда открой холодильник, ты ведь умеешь? Нет, теперь я из крана разрешаю. Ты открой холодильник, внимательно посмотри, что там лежит, а я тебе скажу, что можно есть... Ты беги, посмотри, а я позвоню через несколько минут. Ну, целую! Беги, молодец!

Выходит, потому что у будки уже стоит Молодой человек. Вид у него довольно встрепанный,

в руке хозяйственная сумка.

Молодой человек (звонит). Мама! (Смеется.) Это я. Слушай, тут такое дело. Мы Сашку перекупали. Вот. А гра­дусников здесь нет... Да ничего страшного. Слушай, ты посылку с теплыми вещами не отправила? Вот и молодец. Значит, туда вложи всю аптечку. Мы не рассчитали. Всю. Вплоть до горчичников. Мало ли. И подойди к поезду Москва — Феодосия. Может, кто-нибудь возьмется довезти. А я встречу. (Смеется.) Да откуда мы знаем, градусников-то нет! Вот чудачка. Ну, буду звонить вечером. Не занимай телефон, а то тут жуткие очереди по вечерам. Целую! (Выходит.)

Ира (кидается к нему). Молодой человек, вы плащ не купите для своей жены? Очень дешево, всего сорок рублей! А он стоит девяносто, он почти новый! Немецкий!

Молодой человек (улыбаясь). Спасибо, спасибо, что вы... Не надо. Нам посылка придет с теплыми вещами. Не надо!

Ира. А у меня как раз нет денег! Для жены, для жены! Возьмите. А мне как раз надо на самолет да еще добраться до аэропорта.

Молодой человек (улыбаясь). А у нас, откровенно говоря, в обрез. Еле-еле, понимаете.

Ира. Не уходите, не уходите, я вас очень прошу! Я сейчас дам один звонок, и мы еще поговорим! (Заходит в будку, набирает номер.)

Молодой человек (улыбаясь). Да говорить не о чем, вы не поняли. У нас в обрез!

Ира (из будки). Я вам вышлю сразу же, как прилечу. Что такое? Занято!

Молодой человек. Я ничего не решаю. У нас всеми средствами распоряжается жена.

Ира. Занято, надо же! (Набирает еще и еще.) Занято. Павлик, что ли, трубку неправильно положил!

Молодой человек. Понимаете, (улыбаясь) жена мне денег совсем не дает. Как ни смешно, ко мне часто обра­щаются с такими просьбами на улице.

Ира (набирает номер. Лихорадочно). Значит, вы хороший человек. Занято! Павлик не положил трубку. Что же делать? (Выходит из будки.)

Молодой человек. Мне срочно. (Улыбаясь.) Извините, нужно за молоком...

Ира (лихорадочно улыбаясь). Ну, пойдемте к вашей жене!

Молодой человек. Извините, мне надо за молоком срочно... Я очередь занял... А то оба ребенка заболели.

Ира. Хорошо, в очередь. А потом к вашей жене.

Молодой человек. Только извините, дома у нас хаос. Жена всю ночь не спала, так что вы не пугайтесь. Дети заболели... Вы ее не пугайтесь, дети.

Ира. Господи, да у меня у самой мальчик... (Запинается. Она вообще старается держаться бодро и производить веселое впечатление.) Сколько человек может голодать, если у него есть вода? Суток пять?

Уходят.

Голос ребенка. А когда я спал, ко мне луна прилетала на крыльях. У нее глазки черненькие, я ее не боялся. Потом синее тело и большой крючок розовый, на самом конце розовый и весь блестел. Она такая красивая была, вся развевалась. Она мне ничего не сказала. Я все ей рассказал про мою беду. И она мне сказала: «Я в Москве не летаю». Она в Москве вообще не летает — сказала она. Она раньше, говорит, летала в Москве. Она такая летущая, и она однажды прилетела к нам. А про себя я тоже рас­сказал, что я иногда разговариваю ночью. Все равно ты мой дружок, не поделаешь ничего, своим крючком сказала луна. Она сказала, что разговорчивых людей я беру к себе домой и гуляю с ними. (Слово «людей» голос ребенка произ­носит с ударением на первом слоге.) У нее, она сказала, еще есть обед. Мясо она купила.

Этот монолог может идти с помехами, как бы прорываться сквозь эфир. Вперемежку с ним должна

идти следующая звуковая сцена.

Голос диктора. Вылет самолета рейс Симферополь — Москва откладывается.

Голос дежурного. Я же сказал, билетов нет...

Голос Иры. Но он без хлеба!

Дежурный. Что же это вы оставили его... Нехорошо. Ничем не могу помочь. Я же не печатаю тут билетов. Хлеба могу дать. Следующий.

Женский голос с акцентом. Мы на похорóны, на похорóны. Девушка, отойдите от стола. Вам сказано. У нас телеграмма заверенная, на похорóны.

Голос Иры. Но я могу не успеть!

Дежурный. Но ведь я не высажу пассажиров, чтобы только вы полетели... Следующий. Давайте.

Женский голос с акцентом. Девушка, встаньте, грязный пол! Встаньте тут, девушка!

Мужской голос с акцентом. Они везде пролезут, понимаешь.

Дежурный. Освободите кабинет. Заходить по одному. Девушка, не ползайте за мной на коленях! Вам сказано, девушка! При чем здесь фотография... Не знаю я никаких фотографий. У меня у самого есть сына фотокарточка, что же, предъявлять? Ну? Москва-то все равно не принимает.

Картина восьмая

Веранда дачи. Татьяна, Светлана и Федоровна белым днем пьют чай. Гора немытой посуды.

Светлана. Она говорила: я никому не нужна, никому не нужна. А она нам нужна. Все время думаю о ней: хоть бы не приезжала!

Федоровна. Пусть приезжает, но чтобы теплая установилась погода. И вы тогда перейдете на старое место.

Светлана. Нам и без нее хорошо при любой погоде. Все время о ней думаю.

Татьяна. Если она вернется, нам придется отсюда вылетать.

Светлана. Еще чего! Мы заняли, и все!

Федоровна. А я ее к себе пущу. Но у меня эта дача сдается теперь за триста двадцать рублей сезон!

Светлана. Так мы в свой туалет будем ходить, оно нам надо!

Федоровна. Это в вашей власти. Но я предупредила!

Татьяна. Так это же с будующего года! (Хихикает. Слово «будующего» Татьяна произносит с ударением на «ю».)

Федоровна. Это для нее с будующего, поскольку туалет ее. А это же не вами поставленный туалет.

Татьяна. Надо же какие пироги. За ее красоту нам надбавка.

Светлана. По сто шестьдесят... Ничего себе...

Татьяна. Нас фактически двое, вас трое.

Светлана. Живите трое.

Татьяна. Нам здесь не развернуться. (Хихикает.)

Светлана. Это ваше дело.

Татьяна. Нас двое, вас трое. Три да два... Триста двадцать на пять... (Задумывается.) Шестью пять тридцать... Два на уме.. Четырежды пять двадцать.

Федоровна. С вас сто двадцать восемь, с них сто девяносто два рублика. И электричество.

Светлана. Максима здесь почти не бывает!

Татьяна. А меня бывает? Я только ночь ночую. («Ночую» она произносит с ударением на «ю».)

Светлана. А меня ночами не бывает.

Татьяна. Уехать бы куда подальше в дом отдых, а то эти магазины, электричка, кастрюли жирные... Совсем запрягла меня.

Светлана. А ты меня? Кто с Антоном сидит?

Татьяна. Не ты с Антоном сидишь, а Максим с ним сидит и его колотит.

Светлана. А Максиму нельзя быть хлюпиком! Я не допущу, чтобы он был как эти. (Кивает в сторону комнаты, где сидит Леокадия.) Я не допущу, чтобы он рано умер, как его отец! Я с ним гимнастикой занимаюсь! А твой Антон не желает, и пусть.

Входит Ира за руку с Павликом. На руках у Павлика котенок.

Ира. Ой, все здесь!

Немая сцена.

Мы нашли вашего котенка, Федоровна! (Берет у Павлика котенка.)

Входят Максим и Антон, как зачарованные смотрят на котенка, гладят его. Павлик тоже гладит. Он в косынке, на косынке шерстяная шапочка; на нем клетчатая рубашка, колготки с пузырями на коленях, короткие штанишки на лямках: спецодежда детсадика. Максим в майке и в трусах. Майка красивая, с рисунком. Антон

тоже в майке и трусах, но майка у него попроще.

Господи, мы идем, а он на углу сидит, прямо на улице, а на него собака наскочила! Ои сгорбился весь вот так. (Показывает.) А не уходит.

Ира держит в одной руке котенка, в другой руке сумку. Павлик крепко держится за сумку.

Павлик собаку прогнал, мы стали котенка ловить, он в лопухи под забор. Мы стали шарить там, а он, оказывается, ушел за штакетник! Я поднялась, смотрю, он уже за забором у дома молоко лакает из блюдца, а женщина его гладит. Симпатичная такая. (Смеется.)

Татьяна локтем подталкивает Светлану, кивает на Иру.

Оказывается, он у хозяйки все это время кормился, ушел за два участка на третий, что только пережил! (Прижимает его к щеке.) Там же на участках собаки, Джек на этом, Кузя на том!

Федоровна. О-о-о, это надо думать! Сейчас принцессу принесу. (Выходит за дверь, кричит тоненько.) Элька, Элька, кис-кис! Элька, Элька, Элька. Куда подевалася? Ну? (Скры­вается.)

Ира (так же радостно). Ой, у меня маму в больницу положили, прямо на операцию! Оказалась грыжа, уже защемилась, еще немного, опоздали бы! Я уезжала на два дня, ничего не знала, Павлик один на целый день оставался. И на часть ночи. Я никак не могла сесть в самолет, билетов не было, я у дежурного реву, выручайте, мальчик мой один остался, бабушка его заперла! Бабушку в больницу, а мальчик боль­ной! Он говорит: вы выберите что-нибудь одно, или мальчик больной, или бабушка, тогда ползайте тут на коленях! Умора! (Радостно смеется.)

Татьяна толкает Светлану, показывает: смеется, мол.

Тут к нему командировочный: товарищ капитан, у меня контейнера, мне срочные грузы, надо вылетать! А дежурный мне билет выписывает.

Светлана. Я бы в жизни не встала на колени перед капитаном.

Ира. Потом еще того прекрасней: билет есть, а Москва не при­нимает. (Смеется.) Я к летчикам. Ну, они меня взяли в пер­вый же самолет. Говорю: мне в катастрофу попадать нельзя, у меня мальчик маленький погибнет! Он


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: