С.Ю. Витте

Внутренняя политика Александра III (1881 - 1894). Реформы

20.1. Сущность контрреформ.

20.2. Усиление системы государственного надзора.

20.3. Земские участковые начальники.

20.4. Земская и городская контрреформа.

20.5. Политика по отношению к крестьянству.

20.6. Экономическая политика С.Ю. Витте.

20.1. Внутренний курс Александра III именуют периодом контрреформ, так как в его правление подвергся реакционным изменениям ряд либеральных преобразований Александра II. Политика нового императора была направлена на сохранение абсолютизма и поддержание дворянства как его главной опоры, укрепление социально-политической стабильности путём жёсткого подавления революционного движения и осуществления некоторых экономических мер по отношению к рабочему классу и крестьянству. Экономический курс правительства был направлен на стабилизацию финансовой системы и создание предпосылок для индустриального развития страны.

20.2. Размах революционного движения в правление Александра II, ставшего причиной его гибели, побудил Александра III принять решительные меры не только по ликвидации революционных организаций, но и по усовершенствованию системы государственного надзора за обществом. В 1881 г. было принято «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия…», согласно которому губернаторы под предлогом наведения общественного порядка фактически наделялись неограниченными полномочиями: любая местность империи могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а местные жители подвергнуты аресту и ссылке, издательства, учебные и торгово-промышленные заведения – закрыты, деятельность земств и городских дум – приостановлена. В течение 1882 – 1884 гг. была ужесточена цензура, закрыт ряд либеральных газет и журналов, отменена автономия университетов.

20.3. В 1889 г. для усиления государственной опеки над крестьянским сословием был учреждён институт земских участковых начальников, назначавшихся министром внутренних дел из местных потомственных дворян и обладавших административными и судебно-полицейскими полномочиями в рамках земских участков. Реформа носила ярко выраженный продворянский характер. Земские участковые начальники по сути обладали неограниченными полномочиями не только по отношению к крестьянскому населению и его сельским и волостным органам самоуправления, но и ко всему податному населению на территории земского участка. Земский начальник наделялся правом назначения телесного наказания, штрафа, кратковременного ареста, отстранения выборных должностных лиц крестьянского самоуправления и суда, отмены решений сельских и волостных сходов. Данный институт просуществовал до 1917 г.

20.4. Реакционный характер носили реформы местного самоуправления 1890 и 1892 гг., направленные на увеличение в земских и городских учреждениях прослойки дворянства и крупной буржуазии и усиление государственного контроля над местным самоуправлением. С этой целью был понижен имущественный ценз для дворян-землевладельцев и увеличено число мест для этой группы избирателей, резко увеличен имущественный ценз для городских избирателей, избирательное право крестьян ограничено выдвижением кандидатов в гласные (депутаты), подлежащих последующему утверждению губернаторами. Члены земских и городских управ стали считаться находящимися на государственной службе, что ставило их в полную зависимость от государственной власти. Губернаторы получили право отмены любого решения органов местного самоуправления. Объективные социально-экономические процессы в стране не позволили власти реализовать новые положения вполне.

20.5. Помимо реакционных мер по отношению к крестьянству, правительство Александра III осуществило ряд мер, направленных на поддержку этого сословия: в 1881 г. на 16 % были понижены выкупные платежи, с 1883 г. оставшиеся 15 % временнообязанных крестьян переведены на выкуп, в 1882 г. учреждён Крестьянский поземельный банк, выдававший ссуды на приобретение земли, в 1887 г. отменена подушная подать. Одновременно, правительство в фискально-полицейских интересах стремилось затормозить выделение крестьян из общины.

20.6. На посту министра финансов (1892 - 1903) С.Ю. Витте удалось не только укрепить финансовую и денежную систему страны, но и обеспечить невиданный промышленный рывок 1893 – 1899 гг., с которым связывают начальный этап индустриализации России. В 1894 г. в целях увеличения государственных доходов была введена государственная монополия на продажу крепких спиртных напитков; в 1897 г. – проведена денежная реформа, установившая базовой денежной единицей золотой рубль (золотой монометаллизм); в 1899 г. снят ряд ограничений для притока иностранного капитала в Россию, главным образом за счёт которого удалось значительно расширить и модернизировать индустриальный сектор экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: