Миракль

Литургическая драма

I. Религиозный театр

В католической литургии изначально присутствовали элементы драматического действия, поскольку диалог между священником, дьяконом и клиром содержал драматически развивающийся сюжет. Драматические элементы присутствовали в церковных обрядах, процессиях, шествиях. Поскольку богослужение в храме предназначалось для простого народа, ничего не понимающего ни в христианских догматах, ни в латинских изречениях, официальный ритуал необходимо проиллюстрировать. Собственно театрализация мессы была вызвана стремлением церкви сделать более стремлением церкви сделать религиозные образы и идеи доступными и впечатляющими.

Первоначально литургические драмы, представленные в церкви, назывались службами. Первые литургические драмы тесно примыкали к самой мессе, являлись непосредственным продолжением богослужения в дни церковных праздников. Эта связь сказывалась не только в полном совпадении текста инсценировки с текстом литургии, но и в стилевом единстве церковной службы и литургической драмы (Духовной игры): латинская речь, песнопения, напевная декламация, торжественность.

К XI веку выработались два самостоятельных цикла Духовной игры – пасхальный и рождественский. Исполнителями Духовной игры были исключительно церковнослужители, первоначально монахи, а затем духовенство церквей и соборов. Разыгрывая ту или иную сцену Священного писания, они следовали точным указаниям, во что им нужно одеться в какой момент выйти, куда направиться и что продекламировать, точнее – пропеть: до XIII века латинский текст не произносили, а пели, включая и прозаические части.

Ранние литургические драмы были насыщены символами и символическими жестами. Например, монахам, изображавшим жен-мироносец, предписывалось покрывать голову накидкой, а в сцене «Поклонение пастухов» Мария и младенец Христос изображались при помощи иконы, устанавливаемой на алтаре.

С XI века в разыгрываемых сценах применялись куклы. Кукла, изображавшая деву Марию – Marion, Marionette, – дала имя всем куклам, управляемым с помощью шнура или проволоки, – марионетка.

Литургические драмы органически вписывались в архитектуру храма. Активно использовались находящееся на возвышении алтарное пространство и расположенная в этой же части храма ризница, де хранилось церковное облачение и утварь, что давало возможность переодеваться и менять аксессуары.

Начиная с XIII века, действие литургических представлений разворачивалось не только внутри храма, но и переносилось за его пределы – в церковный двор и на паперть. Вытеснение Духовных игр из храма – результат запретов, не раз налагавшихся иерархами церкви (в 1210, 1227, 1293 гг.) запреты были вызваны проникновением в игры разговорного языка, бытовых сцен, мотивов и персонажей, отсутствовавших в тексте Священного писания.

В конце XIII века устройство Духовных игр перешло от церковнослужителей к городским ремесленным цехам, которые по случаю каждой постановки утверждали особые общества. Однако духовенство помогало мирянам осуществлять спектакли в церкви на праздничных богослужениях вплоть до позднего Средневековья. Особо пышные спектакли разыгрывались в храмах Италии в XV веке. Их готовили и оформляли зодчие и художники, сооружавшие специальные устройства, с помощью которых персонажи Священного писания возносились на небо – под купол церкви – или спускались с небес.

Литургические или Духовные игры в храмах содержали в себе комплекс игровых приемов, которые легли в основу мистериального театра, окончательно оформившегося на площади.

На рубеже XII–XIII веков появляется новый театральный жанр, получивший название миракль (от лат. miraculum – чудо).

Миракль – авторская драма, однако имена многих сочинителей не сохранились. Сюжет миракля не имеет прямого отношения к событиям Священного истории, а сочинялся на основе легенд о святых, чудесным образом спасающих праведников. Центральное событие миракля – чудо, место действия – небеса, земля, ад; в числе персонажей – обычные люди (крестоносцы, рыцари, язычники, воры). Представления мираклей достигли расцвета в XIV веке. Наибольшей популярностью миракли пользовались во Франции и Англии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: