Список музыкальных произведений для обязательного прослушивания
ВИДЫ И ЖАНРЫ ИСКУССТВА
Вид искусства | Определение | Происхождение и основные этапы развития | Жанры | Выразительные (изобразительные) средства | Материалы | Дополнительно (примеры с иллюстрациями) | |
Архитектура | |||||||
Графика | |||||||
Декоративно-прикладное искусство | |||||||
Живопись | |||||||
Скульптура | |||||||
Фотография художественная (фотоискусство) | |||||||
Музыка | - | ||||||
Литература | - | ||||||
Театр | - | ||||||
Кино | - | ||||||
Телевидение | - | ||||||
Танец | - | ||||||
Цирк | - |
(1) – словарь «Эстетика»
(2) – словарь по МХК
(3) - ссылки Интернет (конкретизировать)
по дисциплине «Музыкальные стили и жанры»
ШУМАН Карнавал, Фантазия C-dur, «Любовь поэта».
ШОПЕН Концерты для фортепиано с оркестром № 1, № 2, Сонаты для фортепиано № 2, № 3.
ШУБЕРТ «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», Симфония № 8 («Неоконченная»).
СМЕТАНА «Проданная невеста», «Моя Родина».
БРУКНЕР Симфонии № 4, 7.
ВИКТОРИНА № 2
СЕН-САНС «Самсон и Далила», Интродукция и рондо каприччиозо.
РОССИНИ «Севильский цирюльник».
МОНЮШКО «Галька».
МЕНДЕЛЬСОН Симфония № 4 A-dur (Итальянская), Концерт для скрипки с оркестром.
ЛИСТ «Годы странствий», Соната h-moll, Фауст-симфония, Прелюды, Концерт a-moll для фортепиано с оркестром.
ДОНИЦЕТТИ «Лючия ди Ламмермур».
ДВОРЖАК Симфония № 9 («Из Нового Света»), Славянские танцы.
ВИКТОРИНА № 3
ГРИГ «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром.
ВЕРДИ «Травиата», «Риголетто», «Аида».
ВЕБЕР «Вольный стрелок».
ВАГНЕР «Летучий голландец», «Золото Рейна», «Валькирия», Траурный марш из оперы «Гибель богов», вступление к опере «Тристан и Изольда».
ВИКТОРИНА № 4
БРАМС Симфонии № 1, 4.
БИЗЕ «Кармен», «Арлезианка».
БЕРЛИОЗ «Гарольд в Италии», «Траурно-триумфальная симфония», «Фантастическая симфония».
БЕЛЛИНИ «Норма».
ДЕЛИБ «Лакме».
ГУНО «Фауст».
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
· Альшванг A.A. Оперные жанры «Kармен». Проблемы жанрового реализма // Альшванг A.A. Избранные статьи. M., 1959.
· Анализ вокальных произведений: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов / О. П. Коловский [и др.]. Л., 1988.
· Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 3-е изд. JL, 1971.
· Белецкий, И. В. Антон Брукнер. 1824–1896. Л., 1979.
· Берлиоз Г. Избранные письма, т. 1–2. М., 1984–1985.
· Берлиоз Г. Мемуары. М., 1967.
· Ворбс Г.Х. Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников. / Пер. с нем. М., 1966.
· Воспоминания о Роберте Шумане / Сост., коммент., предисл. О.В. Лосевой; Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. Композитор. М., 2000.
· Вульфиус П. Конен В. Шуберт. Изд. 2-е, доп. М.: Музгиз, 1959.
· Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. М.: Музыка, 1983.
· Ганзбург Г. И. Песенный театр Роберта Шумана // Музыкальная академия. 2005. № 1. С. 106-119.
· Ганзбург Г. Театрализация в вокальных циклах Роберта Шумана: Исследование. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.
· Гейрингер К. Иоганнес Брамс = Johannes Brahms. М.: Музыка, 1965.
· Гребнева И.В. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века. М., 2010.
· Грохотов С.В. Шуман и окрестности: Романтические прогулки по «Альбому для юношества». М., 2006.
· Грохотов С.В. Шуман: Карнавал. М., 2009.
· Дамс В.Ф. Мендельсон-Бартольди / Пер. с нем. М., 1930.
· Друскин М. История зарубежной музыки. Вып. 4. М., 1983.
· Егорова М. Сонаты Шопена. М., 1986.
· Житомирский Д.В. Роберт и Клара Шуман в России. М., 1962.
· Житомирский Д.В. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. М., 1964. (2-е изд. М., 2000.).
· Зенкин К. О симфонизме Брукнера и его внемузыкальных основаниях [Электронный ресурс] // https://www.21israel-music.com/Bruckner.htm
· Зенкин К.В. Система жанров фортепианной миниатюры Шопена. М., 1985.
· Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Шопена. М., 1995.
· Иванов-Борецкий М. В. Мендельсон. М., 1910.
· Иоффе И. Культура и стиль. Система и принципы социологии искусства. Литература, живопись, музыка натурального, товарно-денежного, индустриального хозяйства. Л, 1927.
· Карминский М.В. Драматургия жизни Роберта Шумана // Харківські асамблеї-1995: Міжнародний музичний фестиваль «Роберт Шуман і мистецька молодь»: Зб. матер. / Упорядник Г. І. Ганзбург. Харків, 1995. С. 7-18.
· Конен В. История зарубежной музыки. 2 изд. Вып. 3. М., 1965.
· Конен В. Шуберт. Изд. 2-е, доп. М.: Музгиз, 1959.
· Крауклис К.В. Симфонические поэмы Ф.Листа. М., 1974.
· Кремлев Ю.А. Фредерик Шопен. М., 1960.
· Кузнецов К.А. Введение в историю музыки. Ч. 1. М.-Пг., 1923.
· Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998.
· Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. М., 1990.
· Мазель Л. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие. М., 1967.
· Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект//Сов. музыка. 1979. № 3.
· Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. музыка. 1980. № 9.
· Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей //Музыкальный современник: Сб. статей. М., 1984. Вып. 5.
· Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 2010.
· Мильштейн М. И. Очерки о Шопене. М., 1987.
· Михайлова М.К. Стиль в музыке. Л., 1981.
· Михайлова М.К. Этюды о стиле в музыке. Л., 1990.
· Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.
· Отзвуки Шопена в русской культуре / Отв. ред. Н. М. Филатова. М., 2012.
· Раковец Т. Этюды Шопена. М., 1956.
· Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: Сб. науч. тр / Сост. Г.И. Ганзбург. Харьков, 1997.
· Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа: учеб. М., 2001.
· Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998.
· Рыцарев С. Симфония во Франции до Берлиоза, М., 1977.
· Свириденко С. Шуман и его песни. СПб. 1911.
· Скребков C.C. Художественные принципы музыкальных стилей (Bведение в исследование) // Музыка и современность. Вып. 3, M., 1965.
· Скребкова С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.
· Соллертинский И. И. Седьмая симфония Брукнера. Л., 1940.
· Соловцов А. Шопен: Жизнь и творчество. М., 1960.
· Соловцов Л. Джузеппе Верди. М., 1981.
· Сохор А.Н.Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. M., 1971. С. 292-309.
· Coxop A.H. Эстетическая природа жанра в музыке. M., 1968.
· Станислав Монюшко: сборник статей / под ред. И. Бэлзы. Москва—Ленинград, 1952.
· Тюлин Ю.Н. Музыкальная форма: учеб. пособие. Л., 1974.
· Тюлин Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. М., 1968.
· Устюгова E.H. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2003.
· Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Харьков, 1995.
· Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. Харьков, 2002.
· Филимонова, М. Антон Брукнер // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 3. М., 2003.
· Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. М.: Музыка, 1983.
· Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2001.
· Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 2001.
· Хохлов Ю.Н. «Зимний путь» Франца Шуберта. М., 1967.
· Хохлов Ю.Н. Песни Шуберта: Черты стиля. М. 1987.
· Хохлов Ю.Н. Строфическая песня и её развитие от Глюка к Шуберту. М., 1997.
· Хохлов Ю.Н. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. М., 1972.
· Хохловкина А. Берлиоз. М., 1966.
· Царева Е.М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986.
· Царева Е.М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986.
· Цуккерман B.A. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм, M., 1964.
· Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция. М., 1990.
· Шопен Ф. Письма: в 2-х т. / Сост. Г.С. Кухарский. 4-е изд. М., 1989.
· Шопен, каким мы его слышим / Сост. С.М. Хентова. М., 1970.