double arrow

Наш новый музей


Заключение

Нами показано, что наиболее важными, плодотворными и многообещающими видами теорий, имеющих определяющее значение для социологического воображения, являются объяснительная и эвристическая теории. Аналитические теории играют вспомогательную роль в наладке концептуальных инструментов и выработке языка социологического мышления. Экзегетические теории полезны исключительно для развития навыков критического мышления, но в собственно теорию никакого вклада не вносят и не заменяют другие формы создания теорий.

Объяснительные и эвристические теории образуют многостороннюю мозаику теоретических объяснений и ориентаций. Как разобраться в столь фрагментированном теоретическом поле? К надежной объяснительной теории, адресованной обычным людям, а не только ученым, вполне применим мертоновский принцип "дисциплинарного эклектизма" [32, p. 169]. Этот принцип полезен студентам, изучающим социологию. "Дисциплинарность" в данном случае означает критический подход к теории, ее оценку по внутренним достоинствам, согласованности, убедительности, продуктивности гипотез. "Эклектизм" означает открытое, терпимое, свободное от одностороннего догматизма отношение к альтернативным объяснениям. Такая стратегия разделяется многими современными авторами: "Невозможно предусмотреть все интересующие исследователя вопросы о любом значимом явлении в рамках одной теории или даже в рамках согласованных, логически совместимых теорий" [21, p. 435]; "Можно получить обобщенное знание о мире, опираясь на разные, иногда соперничающие точки зрения" [33, p. 79]. Дисциплинарный эклектизм позволяет преодолевать границы между теориями и дисциплинами, выходить за рамки узко понимаемой "социологической теории" и обращаться к "социальной теории" в том виде, в каком она создавалась классиками. Доклад Фонда Гулбенкяна "Открыть социальные науки" (Gulbenkian Foundation, "Open social sciences", под ред. И. Уоллерстайна) показывает необходимость объединения социологии с психологией, экономикой, антропологией, когнитивной наукой, политической наукой. Особенно важное значение имеет отказ от некоторых пагубных междисциплинарных разграничений, возникших в XIX веке и оказавшихся очень устойчивыми [34]. Маттеи Доган высказывает аналогичную мысль: "Сети междисциплинарных взаимодействий изживают старую классификацию социальных наук. Сегодня обозначилась тенденция перехода от старых формальных дисциплин к новым гибридам социальных наук" [35, p. 442]. Преподавание социологической теории должно быть ориентировано на связи между теориями и междисциплинарные взаимодействия, а не на традиционные разделения. Вероятно, в этом заключается самая важная задача, стоящая перед социологическим образованием.




Литература

  1. Mills Ch.W. Sociological imagination. New York: Oxford University Press, 1959.
  2. Komarovski M. Teaching college sociology // Social Forces. 1951. Vol. 30. P. 252-256.
  3. Sztompka P. Society in action: A theory of social becoming. Cambridge: Polity Press, 1991.
  4. Hughes E. Teaching as fieldwork // The American Sociologist. 1970. Vol. 5. No. 1. P. 13-18.
  5. Mills Ch.W. Introduction // Images of man: The classical tradition in sociological thinking. New York: George Braziller, 1960.
  6. Park R. A memorandum on rote learning // American Journal of Sociology. 1937. Vol. 43. P. 23-36.
  7. Komarovski M. A note on a new field course // American Sociological Review. 1945. Vol. 9. P. 194-196.
  8. Sztompka P. The sociology of social change. Oxford: Blackwell, 1996.
  9. The tasks of social theory: editorial // European Journal of Social Theory. 1998. Vol. 1. No. 1. P. 127-135.
  10. Polity reader in social theory. Cambridge: Polity Press, 1994.
  11. The Blackwell companion to major social theorists. Oxford: Blackwell, 2000.
  12. Handbook in social theory. London: Sage, 2000.
  13. Baert P. Social theory in the twentieth century. Cambridge: Polity Press, 1998.
  14. Scott J. Sociological theory: Contemporary debates. Cheltenham: Edward Elgar, 1995.
  15. Sociology in Europe / Ed. by B. Nedelmann, P. Sztompka Berlin: De Gruyter, 1993.
  16. Smelser N. Sociology’s next decades: centrifugality, conflict, accommodation // Cahier de recherché sociologique. 1990. No. 14. P. 35-49.
  17. Turner B. Intriduction // Blackwell сompanion to social theory. Oxford: Blackwell, 1996. P. 1-19.
  18. Merton R. The position of sociological theory // American Sociological Review. 1948. Vol. 13. P. 164-168.
  19. International handbook of sociology / Ed. by S. Quah, A. Sales. London: Sage, 2000.
  20. Baert P. Social theory in the twentieth century. Cambridge: Polity Press, 1998.
  21. Calhoun C. Social theory and the public sphere // The Blackwell companion to social theiry / Ed. by B. Turner. Oxford: Blackwell, 1996.
  22. Dryzek J. Discursive democracy. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  23. Kuhn T. The structure of scientific revolution. 2nd ed. Chicago: The University of Chicago Press, 1970.
  24. Dawe A. Theories of social action // The history of sociological analysis / Ed. by T. Bottomore, R. Nisbet. New York: Basic Books, 1978. P. 362-417.
  25. Sztompka P. Robert Merton on social structure and science. Chicago: The University of Chicago Press, 1996.
  26. Parsons T. The structure of social action. Glenkoe: Free Press, 1937.
  27. Giddens A. Capitalism and modern social theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1971.
  28. Alexander J. Theoretical logic in sociology. 4 vols. London: Routledge & Kegan Paul, 1982.
  29. Smelser N. Explanation and social theory. Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1968.
  30. Sztompka P. Sociological dilemmas: Toward a dialectic paradigm. New York: Academic Press, 1979.
  31. European Journal of Social Theory. 1998. Vol. 1. No. 1.
  32. Merton R. Sociological ambivalence. New York: Free Press, 1976.
  33. Alexander J. New theoretical movement // The handbook of sociology. Newbury Park, 1988. P. 77-102.
  34. Wallerstein I. Should we unthink the nineteenth century? // Rethinking the nineteenth century. Westport: Greenwood Press, 1988. P. 185-191.
  35. Dogan M. The new social sciences: Cracks in the disciplinary walls // International Social Science Journal. 1997, September. Vol. 153. p. 429-443.

(Интернет – версия)



Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: