РОССИЯ В 1991-2006 ГОДАХ
Семинар 17
Темы докладов
1. «Космическая гонка»: СССР и США.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Первушин А. Космонавты Сталина. Межпланетный прорыв Советской империи. М.: Эксмо, Яуза, 2005.
Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): Новое прочтение / Отв. ред. Л.К. Нежинский. М.: Международные отношения, 1995.
Стародубов В.П. Супердержавы ХХ века. Стратегическое противостояние. М.: Олма-Пресс, 2001.
2. Советский Союз и локальные войны второй половины ХХ века.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Афганская война (1979-1989). Неизвестные страницы // Родина. 1999. №2.
Войны ХХ века / Сост. Павловский Г., Пенская Е., Глазычев В. М.: Русский институт, 2004.
Жемайтис О.Ф. Афганский дневник // Вопросы истории. 1998. №2. С.85-102.
Меримский В.А. Кабул-Москва: война по заказу // Военно-исторический журнал. 1993. №10. С.11-22; №11. С.30-37.
Россия и СССР в войнах ХХ века. Потери Вооруженных Сил: Статистическое исследование. М.: Олма-Пресс, 2001.
3. Политический портрет: Л.И. Брежнев, Г.В. Андропов, М.С. Горбачев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Зенькович Н.А. Самые закрытые люди. Энциклопедия биографий. М.: Олма-Пресс: Звездный мир, 2002.
Медведев Р.А. Личность и эпоха: политический портрет Л.И. Брежнева. М.: Новости, 1991.
Медведев Р.А. Неизвестный Андропов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Чертопруд С. Юрий Андропов: тайны председателя КГБ. М.: Яуза, Эксмо, 2006.
4. СНГ – перспективы и проблемы развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алексеев В. В., Алексеева Е. В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции // Отечественная истории. 2003. № 5.
Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. М.: Международные отношения, 1996.
Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. 2003. №4. С.112-121; №5. С.119-129.
Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина // Серия «Высшее образование». М.: Инфра-М: Весь мир, 2001. Гл. IV, V.
1. Экономические реформы начала 90-х гг. и переход к рынку.
2.Формирование демократической системы управления. Особенности политического развития в 1991 – 2006 гг.
3. Выходное тестирование.
Опорные понятия: либерализация цен, международный терроризм, приватизация, рыночная экономика, СНГ, страны «большой восьмерки», шоковая терапия,
Персоналии: Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, А.Б. Чубайс, Г.А. Явлинский, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, Д. Дудаев.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. М.: Акад. проект, 2003.
Ильин М. Политическое самоопределение России // Pro et Contra. 1999. № 3.
Косалс Л.Я. Российский путь к капитализму: между Китаем и Восточной Европой // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10, 11.
Медведев Р. Владимир Путин: четыре года в Кремле. М.: Время, 2005.
Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001 гг.: от Горбачева до Путина. М.: Инфра-М: весь мир, 2001. Гл. VI-IX.
В первом вопросе предполагается рассмотреть экономические реформы начала 90-х как попытку резкого перехода от планового хозяйства к рыночной экономике путем либерализации цен, монетаризма и приватизации предприятий. В результате, в стране начался период передела собственности и накопления капиталов, отмеченный криминализацией экономики и интенсивным социальным расслоением.
Следует показать, что параллельно с этим процессом в политической сфере наблюдался отказ от прежней, советской, системы управления. Результатом стал расстрел парламента из танков в октябре 1993 года, после чего остатки советской политической системы в центре и на местах были окончательно сломлены. Конституция 1993 г. закрепила достигнутое, значительно усилив полномочия президента и исполнительной власти в целом. Также надо отметить, что в 1990-е гг. активно происходил процесс формирования политических партий и движений. В целом наблюдалось резкое противостояние между демократическим лагерем и сторонниками коммунистической идеологии, возврата к советскому прошлому. Романтическая вера в демократию рубежа 80-х-90-х гг. постепенно сменилась разочарованием и потерей социальных ориентиров, крушением прежних моральных ценностей.
Выходное тестирование ставит целью проверку знания учащимися фактического материала, понимания смысла происходивших исторических процессов, представления об актуальных проблемах курса истории Отечества.