Методические указания и материалы

Семинар 1. История как наука

Практическое задание.

Понятие о действующих веществах впервые было введено в лекарствоведение

Метод, который заключался в мыслящем наблюдении у постели больного, освещению опыта разумом, проверки теории практикой

D. асклепейон

D) асклепейон

Выберите правильный ответ

Лекарствоведение Древней Греции и Древнего Рима

История фармации

Методические рекомендации по теме:

для студентов, обучающихся по специальности «Фармация»

Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний:

1. Специальные помещения для лечения больных при древнегреческих храмах, назывались:

a) аптека;

b) анатэмата;

c) эмпиризм;

e) валетодинариум

2. Древнегреческий бог врачебного искусства:

  1. Гиппократ;
  2. Имхотеп;
  3. Эберс;
  4. Асклепий;
  5. Эскулап.

3. Профессиональная медицинская помощь оказывалась больным в Древней Греции в помещениях, называемых:

a. аптека;

b. анатэмата;

c. ятрейя;

e. валетодинариум

, называется методом:

a. Гиппократа;

b. Имхотепа;

c. Эберса;

d. Асклепия;

e. Эскулапа.

5.Теория, в соответствии с которой количественные изменения одной из жидкостей в организме приводили к болезни, называлась:

    1. гуморальной;
    2. гормональной;
    3. гематизм;
    4. полифармацией;
    5. эмпиризм;

6. Утверждение о том, что в природе лекарства даны в готовом виде, в оптимальном состоянии и сочетании, характерно для медицины:

a. Древнего Рима;

b. Древнего Китая;

c. Древнего Тибета;

d. Древнего Египта;

e. Древней Греции.

7.Научное направление, сводившее медицину к простому накоплению оправдавших себя на практике приемов лечения, называлось:

a. гуморальной;

b. гормональной;

c. гематизм;

d. полифармацией;

e. эмпиризм;

8. Научное направление, утверждавшее, что для каждой болезни существует свое специфическое лекарственное средство, называлось:

a. гуморальной;

b. гормональной;

c. гематизм;

d. полифармацией;

e. эмпиризм.

9. Каждый врач имел запасы ЛС, которые хранились в специально отведенном помещении лечебницы: кладовой, амбаре, такие помещения по-гречески назывались: а)аптека, b)анатэмата, c)ятрейя, d)асклепейон, e) валетодинариум

10. Больница для рабов в Древнем Риме называлась:а)аптека, b)анатэмата, c)ятрейя, d)асклепейон, e) валетодинариум

11.Самый знаменитый врач Древнего Рима, лекарствовед:

a. Гиппократ

b. Гален

c. Авл Корнелий Цельс

d. Асклепий

e. Эскулап

12. Лекарственная форма, приготовленная смешиванием равных частей морской воды, дождевой воды и меда, называлась:

a. талласомель;

b. уксусомед;

c. медовый экстракт;

d. териак;

e. медовый пластырь.

a. Гиппократом

b. Галеном

c. Авлом Корнелием Цельсом

d. Асклепием

e. Эскулапом.

14. Извлечения из природных материалов, изготовленные с учетом объемных и весовых отношений, стали называться «галеновыми препаратами» при:

a. Гиппократе

b. Галене

c. Парацельсе

d. Асклепии

e. Эскулапе

Темы для работы в малых группах.

  1. Гален и Гиппократ.
  2. Сравнительная характеристика лекарствоведения Древней Греции и Древнего Рима.
  3. Мифология и врачевание Древней Греции.
  4. Гиппократ, история жизни и профессиональные взгляды.
  5. Лекарствоведение Древней Греции.
  6. Врачевание в истории Древнего Рима.
  7. Гален в истории лекарствоведения.

1. Предмет, формы и функции исторической науки.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Мировая история: основные этапы развития.

1. При рассмотрении первого вопроса важно уяснить значение таких понятий, как объект и предмет изучения, выяснить функции исторической науки, ее общественную значимость. Объектом исследования для историка является история как процесс развития человечества или какая-либо часть этого процесса. Исторический процесс проявляется в огромном количестве событий, имеющих разное значение. Задача историка состоит в том, чтобы выявить самые существенные события и объяснить причины и механизмы их развития. Эти существенные события, связи и отношения, существующие в рамках объекта исследования, и составляют предмет исследования, который всегда у́же, чем объект. Объектомипредметомизучения может быть история отдельных стран и народов, отдельных личностей, чьи дела оказались важными для человечества, могут изучаться отдельные аспекты жизни общества. Историческое знание может иметь разные формы: политическая, социальная, экономическая история, история искусства, города, семьи и др. Однако в итоге историки стремятся к познанию мирового исторического процесса в целом.

История как наука выполняет следующие социальные функции: практически-политическую, познавательную, мировоззренческую, воспитательную, прогностическую. Раскройте каждую из этих функций.

2. В ходе обсуждения второго вопроса необходимо уяснить значение таких понятий, как теория, метод, методология истории, составить представление об основных теориях, объясняющих исторические процессы.

Теория истории – система положений, дающая целостное объяснение причин и механизмов развития мирового исторического процесса или его части. В эпоху Средневековья историю объясняли в рамках концепций библейского креационизма и провиденциализма. Вся история рассматривалась как результат творения и осуществления Божьего замысла (Провидения). В XVIII в. видные ученые эпохи Просвещения, признавая Бога творцом природы и человека, отвергли его вмешательство в дальнейшее развитие природы и общества. Ж. Кондорсе рассматривал исторический процесс как результат развития человеческого разума. Он разделил историю человечества на 9 эпох, начало которых связывал с тем или иным крупным изобретением. Ш. Л. Монтескье указывал на то, что общественный строй, обычаи и сами народы формируются под воздействием окружающий среды (климат, реки, почва и др.). Этот подход получил название географического детерминизма.

Во второй половине XIX в. работы Ч. Дарвина, показавшего механизм биологической эволюции, заставили многих ученых отбросить идею Бога-творца. В общественных науках эволюционные идеи были положены в основу теории исторического материализма (истмат),которую создалинемецкие ученые К. Маркс и Ф. Энгельс. Важнейший тезис истмата гласит: общественное бытие, т. е. социальная среда, в которой живет человек, определяет его сознание. Составной частью истмата является формационнаятеория,описывающая мировой исторический процесс как закономерную смену стадий развития – общественно-экономических формаций. Переход от одной формации к другой происходит в результате развития производительных сил (человека и средств производства), которое влечет за собой изменения в производственных отношениях (отношениях людей по поводу производства и распределения произведенного продукта). Производственные отношения составляют «базис», который влияет на формирование «надстройки» – всех иных общественных отношений (политических, правовых, культурных). В свою очередь надстройка формирует механизмы (политические идеи и партии), которые производят смену базиса тогда, когда старые производственные отношения становятся тормозом в развитии производительных сил. Противники критиковали К. Маркса за «экономический детерминизм», игнорируя тот факт, что истмат прямо предполагает активную роль надстройки и отмечает роль личности в истории, от которой в критических ситуациях часто зависит выбор той или иной альтернативы развития общества.

В противовес формационной теории со второй половины XIX в. стали активно создаваться различные варианты цивилизационной теории (теория культурно-исторических типов, теория локальных цивилизаций и т. п.). Ее сторонникирассматривают мировую историю как историю сосуществования и взаимовлияния различных цивилизаций, каждая из которых имеет свои уникальные особенности и проходит определенные циклы: рождается, достигает стадии зрелости, а затем умирает. Важную роль в развитии цивилизационной теории сыграли Н. Я. Данилевский, М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев. Сторонники цивилизационной теории делают акцент на роли культурных факторов (например, религии) в развитии различных стран и народов. Сторонники истмата обычно критикуют цивилизационный подход за явную слабость в объяснении причин и механизмов развития, за недооценку социально-экономических факторов, под воздействием которых формируется та или иная политическая система и идеология.

Многие ученые полагают, что формационная и цивилизационная теории не исключают, а дополняют друг друга, и в таком единстве являются ведущими общими теориями истории. Важную роль в своеобразном синтезе формационного и цивилизационного подходов сыграла Школа «Анналов» – группа французских историков, объединившаяся вокруг исторического журнала «Анналы экономической и социальной истории» (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.). Они поставили своей целью исследовать экономические, социальные и культурные связи в их единстве. Особое внимание уделялось изучению менталитета – устойчивых массовых представлений людей той или иной эпохи. При этом формирование и изменение менталитета представители Школы «Анналов» связывали с изменением условий социально-экономической жизни людей, что сближало их подход с истматом.

Теория всегда создается на базе результатов изучения истории, а изучение происходит при помощи методов исследования. Метод представляет собой принципили правило, выведенное из накопленного знания и используемое как инструмент для получения нового знания. Система используемых методов составляет методологию истории. Основные научные методы: анализ, синтез, сравнительный, статистический, структурно-функциональный, системный и др. Важнейшим для историка является принцип историзма. Он предполагает изучение любого феномена в процессе его последовательного развития с учетом всех факторов, оказавших на него воздействие, с выявлением роли и значения каждого из этих факторов. Принцип историзма помогает получить конкретное знание о конкретном историческом процессе, свободное от влияния неких умозрительных моделей и т. п.

3. В ходе обсуждения третьего вопросаследуетсосредоточиться на общей характеристике основных этапов развития мировой истории: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: