И Киевская Русь

Древности восточных славян

Лекция N 1

1.1. Происхождение славянских народов. Миграции восточных славян в I тыс. н. э.

1.2. Письменные сведения о восточных славянах и их соседях.

1.3. Проблема образования государства у восточных славян: научные проблемы и пути их решения.

1.4. Внутренняя и внешняя политика русских князей в IX - первой трети XII вв.

1.5. Киевская Русь: политическая система, социальная структура, экономическое развитие, оценка общественной системы.

1.6. Политическая раздробленность: причины и последствия.

ЛИТЕРАТУРА:

Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М.- Тверь, 1996.

Вернадский Г.В. Древняя Русь. - М.- Тверь, 1996.

Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X - XIII вв.) // Вопросы истории, 1994, N 10.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.

История Европы. - Т.2. Средневековая Европа. - М., 1992.

История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Н.И. Павленко. - М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков. - Смоленск - М., 1995.

Славяне и скандинавы. - М., 1986.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - Т.1-2. - М., 1988.

1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ.

МИГРАЦИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В I тыс. н.э.

Многочисленные славянские народы Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы являются одним из самых крупных этнических образований в Европе. Славяне наряду с германскими и индоиранскими народами относятся к индоевропейской языковой группе. Научные дискуссии о происхождении славянских народов, об их прародине ведутся уже на протяжении нескольких столетий. Общепризнанно, что формирование славян и их культуры прошло несколько этапов. Первоначальным местом сложения славянской культуры, по-видимому, стала Средняя Европа - бассейн рек Одер и Висла. С предславянами (этническим массивом, из которого позже сформировались отдельные ветви славян) в данном регионе археологи связывают лужицкую культуру (XII - IV вв. до н. э.). Ее памятники встречаются на обширной территории, которая на севере доходит до побережья Балтийского моря, на юге - до верховий Вислы и Дуная, на западе - до среднего течения Эльбы, а на востоке - до Буга и верховий Припяти. Широко известны погребения лужицкой культуры. Умерших сжигали, а остатки сожжений хоронили в глиняных горшках (урнах), которые накрывали черепком и ставили в ямы. Обряд погребения в урнах в первой половине I тыс. н. э. получил широкое распространение у славян и неславянских этносов Восточной Европы.

Среди поселенческих памятников лужицкой культуры наиболее хорошо исследовано поселение на берегу Бискупинского озера около польского города Познань. Поселок был окружен мощной оборонительной стеной и состоял из длинных бревенчатых домов, располагавшихся вдоль параллельных улиц. В каждом доме было несколько отдельных секций, имевших большую комнату с каменным очагом. Среди находок много керамики, остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, каменные зернотерки. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Племена лужицкой культуры занимались примитивным земледелием.

Важным рубежом в этногенезе протославян был IV век до н. э. В это время на базе разных групп лужицкой культуры Центральной Польши, частично Белоруссии и Украины складывается культура клешевых погребений. Данную культуру характеризуют бескурганные погребения в так называемых клешах: остатки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоковидный сосуд - клеш. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения.

В конце II в. до н. э. - IV в. н. э. на месте культуры клешевых погребений возникла пшеворская культура. В состав населения пшеворской культуры помимо праславян входили германцы и балты. Неукрепленные поселения "пшеворцев" располагались на возвышенных местах. Люди жили в землянках и мазанках, занимались земледелием и скотоводством. В культурных слоях пшеворских поселений находят железные серпы, топоры, лемехи и большое количество лепной керамики. У пшевоских племен большое распространение получила металлургия железа, сложились отдельные центры производства железа для целой округи. Широкое распространение получили железные сошники, железное оружие: двухлезвенных наконечников копий, железных ножей. Среди находок часто встречаются круглые мельничные жернова. "Пшеворцы" вели оживленный обмен с соседями, а иногда и с дальними странами, с городами Северного Причерноморья. Пшеворские погребения бескурганные, в обряде захоронения преобладают трупосожжения (в урнах и без урн), В могилах находят глиняные сосуды, слепленные еще без гончарного круга, ритуально испорченное оружие - сломанное или согнутое. Очевидно, население пшеворской культуры было известно римскому историку Тациту (I в. н. э.) под именем венедов или венетов. "... они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими".

Часть ученых считает праславянской и зарубенецкую культуру (II в. до н. э. - I в. н. э.) сложившуюся между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра. Неукрепленные поселения зарубенецкой культуры располагались на крутых берегах рек и состояли из прямоугольных полуземлянок площадью 16-20 кв. м. или бревенчатых домов с двускатной крышей. В ходе раскопок найдено большое количество лепной керамики, гарпуны, железные серпы, ножи, копья, наконечники стрел, ручные жернова, зернотерки, песты. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Распространенны бескурганные могильники с погребениями по обряду кремации, которые сопровождали сосуды, украшения и предметы туалета.

К IV - V вв. н. э. относятся первые исторические сведения о праславянах на территории Восточно-европейской низменности. Они достоверно известны как население, вначале входившее в состав готского союза Германариха в Северном Причерноморье, а затем подчинившееся гуннской державе. В археологическом отношении в этот период получила распространение черняховская культура готов (III - IV вв.), включавшая и памятники праславян.

В VI - VII вв. на значительной территории от Эльбы на западе до Среднего Днепра на востоке и от Средней Вислы на севере до Дуная на юге складывается древнейшая бесспорно славянская культура, получившая название "пражской" или культуры Прага-Корчак. Она характеризуется небольшими открытыми поселениями, на которых исследованы полуземляночные жилища с печами-каменками в углах, и грунтовыми могильниками с остатками кремации, обычно в урнах. Со временем грунтовые могильники сменяются курганными. В инвентаре единство культуры определяется лепными неорнаментированными сосудами. Миграции населения пражской культуры привела к оформлению трех групп племен, из которых позже сложились основные ветви славянских народов (южной/балканской - сербы, хорваты, черногорцы, македонцы, словенцы, болгары; западной - поляки, чехи и словаки; восточной - русские, украинцы и белорусы).

В VI - VII вв. началось активное заселение славянами верховьев Днепра, Поднепровья, бассейнов Западной Двины и Оки. Византийские и германские источники этого времени (Прокопий Кесарийский, Иордан) знают восточных и южных славян как склавинов и антов, которые постоянно тревожат границы Византийской империи. Примечательно, что к VI в. относятся и первые исторические сведения "Повести временных лет" древнейшего из сохранившихся сводов русских летописей о миграции через земли восточных славян аваров ("обров").

1.2. Письменные сведения о восточных славянах и их соседях.

В "Повести временных лет" дается общая картина расселения восточно-славянских этнических групп в VIII - IX вв. По среднему течению Днепра в районе Киева жили поляне. Этнонимы славянские союзы получали или от имени одного из родов или от названия мест, где они проживали. Так соседи полян - древляне селились в лесах. Между Припятью и Березиной располагались дреговичи, здесь же по Двине - полочане (от имени речки Полоты, впадающей в Двину). В верховьях Западной Двины, Волги и Днепра находились кривичи. Берега рек Ока и Москва обжили вятичи, а Сожи и Десны - радимичи. В междуречеь Десны, Сулы и Северского Донца вели хозяйство северяне. Земли у Ильменского озера и по Волхову освоили словене ильменские. Бассейн Буга населяли бужане (волыняне) и белые хорваты (дулебы). На самом юге, у Черного моря, по Днестру и вплоть до Дуная летописец называет тиверцев и уличей.

Соседями славян на северо-востоке были угро-финские племена - мурома, весь, меря, мещера, чудь и др. Они занимали земли в верховьях Волги (будущую территорию Владимиро-Суздальского княжества). Более многочисленные славяне легко вытесняли местное население с обжитых мест и ассимилировали их. В среднем течение Волги располагалось государство волжских болгар (Волжско-камская Булгария). Низовья Волги, донские степи и предгорья Северного Кавказа входили в состав крупнейшего восточно-европейского государства VII - IX вв. Хазарского каганата. Хазары вели активную внешнюю политику и часть славянских племен (поляне, северяне, радимичи) в конце VIII - IX вв. попала от них в зависимость, платя дань каганату.

Другим значительным соседом восточных славян была Византийская империя, имевшая ряд владений в Крыму (гг. Херсонес, Сугдея). Торговые контакты и военные набеги славян на Византию определили взаимный интерес греков и восточных славян друг к другу и длительность совместного исторического пути пройденного Византийской империей и древнерусским государством.

На западе соседние с восточными славянами земли занимали ляхи (поляки) и мадьяры (венгры). К югу от Карпатских гор располагалась Дунайская Болгария - славянское государство с тюркской династией во главе. Южное побережье Балтийского моря населяли балтийские народы - жемайты, ливы, ятвяги, литовцы и др. Важную роль в ранней истории Руси сыграли скандинавские народы - даны (датчане), свеоны (шведы), которых славяне называли общим именем “варяги”.

Основным занятием восточных славян было земледелие, более развитое на юге, где имелась очень древняя традиция обработки земли, восходящая к еще античным временам. В Поднепровье длительные связи праславян с иранскими народами (скифами и сарматами) позволил праславянам в ходе ассимиляции позаимствовать и развить ряд хозяйственных навыков у осевших на землю иранцев. Здесь еще в VII - VIII вв. получило распространение пашенное земледелие.

В более северных областях условия для земледелия были хуже, а на самом севере население никогда не могло себя обеспечить собственным хлебом и зависело в этом отношении от других земель. В лесной полосе практиковалась подсечно-огневая система земледелия. Обычно весной лес на необходимой площади вырубался, а пни оставляли сохнуть на лето. Осенью пни выкорчевывались и сжигались. Удобренная золой земля использовалась до истощения в течение трех-четырех лет. Затем приходилось вырубать лес на новом месте. Подобный экстенсивный способ земледелия вынуждал славян часто менять местожительство. Стабильная оседлость сложилась только на юге в лесостепной зоне, где необходимости вырубать лес не было. Региональные особенности хозяйства обусловили типовые различия славянских построек. На юге, по Днепру, Северскому Донцу строились стационарные бревенчатые срубные дома. В лесу славянам приходилось жить во временных полуземлянках с бревенчато-земляным перекрытием, которые приходилось оставлять с переселением на новое местожительство. По берегам рек возникали укрепленные селища (обычно возводилась ограда из частокола, насыпался ров, использовался естественный ландшафт - ручьи, распадки, овраги). Господство земледельческого хозяйства вызвали к жизни у общину (на севере “мир”, на юге “вервь”), которая на долго стала основной первичной организацией восточнославянского общества.

Помимо земледелия славяне активно развивали скотоводство, занимались охотой, рыболовством, бортничеством (собиранием дикого меда). Доход также приносили грабительские набеги на соседей. В VII - IX вв. восточные славяне активно развивали торговлю с византийцами, скандинавами, хазарами, арабами. Крупным торговым центром была столица Волжско-камской Булгарии г. Булгар на Волге, куда свозились товары со всей Восточной Европы и мусульманского Востока. Статьями экспорта были мед, пушнина, которые славяне стремились обменять на оружие, ткани, ювелирные изделия, арабские и византийские монеты.

О нравах и обычаях восточных славян в источниках сохранились противоречивые сведения. На одних хронистов славяне своей нравственностью и добротой производили благоприятное впечатление. Другие авторы подчеркивали свирепость славян, их жестокое обращение с пленными, с христианскими проповедниками, вероломство. Последние оценки звучат, как правило, в византийских произведениях, так как их создатели христиане отрицательно относились к языческим обычаям. Все писатели единогласно превозносят гостеприимство славян, заступничество за странников. Каждый очаг в жилище считался местопребыванием домашнего божества и путешественник, входивший в дом, попадал под покровительство этого божества, поэтому оскорбление странника означало оскорбление божества. Странник хорошо принятый и угощенный, повсюду разносил добрую славу о человеке и его роде.

Пленные, которым славяне сохраняли жизнь по прошествию определенного времени были вольны или вернуться на родину за выкуп или остаться у славян в качестве свободных людей. Неразвитость рабовладения, его патриархальные формы подчеркивали догосударственный характер социальных систем славянских объединений. Ограниченность применения рабского труда являлась и результатом постоянного недостатка жизненных ресурсов при ведении экстенсивного хозяйства, поэтому раба было выгоднее отпустить за выкуп, чем содержать его. Вольноотпущенник обеспечивал себя сам.

Автор “Повести временных лет” резко выделяет среди других восточнославянских союзов “кротких и тихих” полян, которые имели брачные обычаи. Остальные этнические группы описаны черными красками: древляне жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, вместо брака похищали девиц. У радимичей, вятичей и северян также имелся обычай умыкания (уговоренного похищения) невест, при этом сохранялось многоженство.

В источниках славяне описываются как смелые, но не очень дисциплинированные воины. Они избегали сражений в открытых местах, но обладали большим опытом ведения войны в лесах и узких горных ущельях. Особенно отличались славяне искусством плавать, прятаться и устраивать засады на реках. Их вооружение состояло из копий, луков и тяжелых деревянных щитов. О наружности славян современники говорят, что они были высоки, статны, с длинными темно-русыми волосами.

Языческая религия славян предполагала разнообразный пантеон богов и божеств, олицетворявших различные природные явления. Одним из главных судьбовершителей был Перун - бог грозы и молнии, почитавшийся ильменскими словенами и скандинавскими народами. У большинства восточных славян бог молнии получил другое название - Сварог. По языческой традиции славян верховное божество Перун - Сварог породило двух сыновей, двух Сварожичей: солнце и огонь. С образом солнца связано поклонение Дажбогу, Хорсу, а также Ладо и Лелю, которые означали свет, красоту, мир, любовь. Бог Велес считался покровителем скота, а бог Род покровителем земледелия. В мифологическом сознании славян их окружали русалки, лешии, ведьмы. Широко были распространенны семейные и родовые культы. Ряд языческих обрядов (колядование, празднование Масленицы и Ивана Купалы) были синтезированы православной культурой и сохранились до наших дней.

Для поклонения языческим богам и принесения жертв славяне возводили святилища - огражденные площадки с идолами богов и жертвенными местами в центре. Природными жертвенниками и алтарями служили скалы и деревья (обычно дуб). У восточных славян не сложилось отдельного жреческого класса. Обрядовые действия выполняли волхвы, гадатели, вожди, старейшины. В каждой общине были свои ведьмы, ведуны, знахари, сочетавшие практические навыки по лечению болезней с магическими знаниями.

1.3. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Общественное развитие славян в VI - первой половине IX вв. - объект бурных дискуссий в научных кругах. Учитывая ограниченность источниковой базы (синхронный периоду VI - IX вв. источники практически отсутствуют, незначительные сведения имеются в византийских, арабских и хазарских документах), содержанием подобных споров чаще всего становилось объектом социологического моделирования. Представляется, что мнение о сложении государственности в VI - VII вв. на территории полянского союза, также как и фиксация раннефеодальных элементов социальной системы восточных славян в VIII - IX вв. являются явной модернизацией.

"Повесть временных лет" и более ранний византийские источники рисуют нам восточных славян как различные этнические группы, входившие в состав потестарных союзов (социально-политические объединения догосударственного характера).

Основополагающими, в связи с социогенезом восточных славян остаются вопросы военно-политической власти и собственности. Первоначально властные полномочия концентрировались в руках представителей традиционных институтов (главы патриархальных семей, кланов, родо-племенных образований, совет старейшин, собрание полноправных членов). Их власть складывалась на основе регулирования производственных процессов, решении внутренних имущественных, семейных других бытовых споров в соответствии с традиционным правом. Такие функции давали возможность получения прибавочного продукта через использование лучших участков земли, получения "подарков" за судебные разбирательства. Однако устойчивого воспроизводства собственности в VII - VIII вв. еще не сложилось.

Параллельно с существующими институтами родо-племенного управления возникает и развивается власть военных, надклановых лидеров (вождей). Появление вождей связано с многочисленными конфликтами, которые происходили между различными объединениями восточных славян и их соседями (сарматами, аварами, хазарами, мадьярами, уграми, финнами, варягами). Сначала военный вождь получает особые полномочия только на период военных действий, но со временем необходимость обороны превращает его в постоянно действующего военного руководителя. По мере роста авторитета военного лидера возникает конфликт между властью вождя и традиционными институтами управления. Их существование и противоборство могло продолжаться довольно долго, пока не складывались условия для утверждения власти вождя (у славян князь, у варягов конунг).

Собственность вождя и его окружения складывалась из имущества захваченного в набегах и благодаря праву редистрибуции - вознаграждения получаемое вождем за выполнение общественно полезных функций (организация обороны, внешних походов, управления крупными коллективами и т.д.). Первоначально редистрибуция носила добровольный характер, но затем стала превращаться в обязательную традицию, предоставляя вождю возможность перераспределять общественный продукт в пользу своего окружения. В отношении подчиненных этнических групп право редистрибуции реализовывалось как взимание дани, что формировало значительный избыток княжеской доли. При этом перераспределение общественного продукта между членами коллектива, который возглавлял князь носило уравнительный характер. Кроме того, для поддержания авторитета вождя устраивались общественные пиры (с которыми связан генезис великокняжеских пиров в Киеве, но для более узкой социальной категории). Зачастую вождь начинал играть заметную роль в отправлении обрядовых действий и его власть становилась непререкаемой. Вождь (князь) опираясь на свое окружение (дружина, челядь) подчиняет традиционные институты, что вело к возникновению "вождества" (предгосударственная форма объединений). В руках вождя (князя) концентрировались не только функции военного руководителя, но и права политического лидера, а позже и судебные права, постепенно исключавшиеся из ведения родовых старейшин. Подобными вождествами или родо-племенными (традиционными) объединениями и являлись известные по "Повести временных лет" союзы восточных славян и их северо-восточных соседей угро-финнов (полян, древлян, кривичей, радимичей и т.д.). Таким образом, выстраивалась структура управления вождеством и складывались предпосылки для образования у восточных славян государства.

Центральное место в дискуссиях исследователей об образовании Киевского государства занимает вопрос о норманском влиянии. Еще в XVIII в. немецкие ученые, трудившиеся в Академии наук Готлиб Байер, Герард Миллер и Август Шлецер опираясь на критический анализ русских источников, реконструировали процесс сложения государства как призвание словенами новгородскими варяжского конунга Рюрика на княжение и постепенное подчинение варягами всех восточных славян. Позднее данная точка зрения получила название норманской теории происхождения древнерусской государственности. Против нее резко выступил М.В. Ломоносов, исходивший не столько из сведений “Повести временных лет”, сколько из патриотических настроений. Фактически уже в XVIII в. сложились два направления в отечественной историографии по вопросу о первоначальном периоде формирования Киевской Руси (“норманизм” и “антинорманизм”). Умеренными сторонниками норманской теории были большинство крупнейших отечественных историков XIX - начала XX вв. (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов и др.).

В советское время большое внимание уделялось разработке антинорманистских аргументов. Отчасти это определялось политическими мотивами, так как европейские ученые придерживались норманистской позиции. Советские исследователи школы Б.Д. Грекова и Б.А. Рыбакова справедливо указывали, что важнейшей предпосылкой формирования древнерусского государства являлось социальное развитие самих восточных славян. Однако советским историкам не удалось избежать ряда “натяжек”: появления государства в VI - VII вв., полное отрицание роли варягов в данном процессе или низведения ее до незначительной. Такой подход наносит не меньший вред науке, чем мнение радикальных норманистов, отрицавших возможность самостоятельного создания славянами государства.

Современное состояние отечественной исторической науки позволяет выйти на объективное решение проблемы генезиса государства у восточных славян, на моделирование данного процесса с использованием всех возможных видов источников. Нет никаких оснований отрицать значительную роль варягов в сложении государственных институтов Киевской Руси. Варяги (норманны, викинги) с начала IX в. осуществляли широкомасштабные военные операции. В 30-е гг. викинги неоднократно вторгались во французике и германские земли. В 840 - 850 гг. были разрушены Париж, Гамбург, Нант, Бордо и др. города. На севере Франции возникло норманское королевство. В 60-е гг. IX в. викинги появились в Средиземноморье и разграбили многие итальянские города, а на Сицилии появилось еще одно норманское государство. В IX - X в. объектами нападения викингов стали Британские острова и Исландия, а около 1000 года норманны достигли острова Ньюфауленд и побережья Северной Америки.

Естественно, что скандинавы не могли не испытывать интереса к расположенным рядом территориям восточных славян. Через славянские земли проходил знаменитый торговый “Путь из Варяг в Греки”. От побережья Финского залива по р. Нева “Путь” шел через Ладожское озеро по Волхову до оз. Ильмень. Оттуда корабли могли идти вверх по р. Ловать вплоть до первого “волока”, где суда ставились на бревна и перетаскивались до правых притоков Западной Двины. Далее по Западной Двине и по ее левому притоку р. Каспля до второго “волока”, выводившего купцов к Днепру в районе современного Гнездова и Смоленска. Спустившись вниз по Днепру, преодолев нижнеднепровские пороги, купеческие суда шли до греческих колоний в Крыму или вдоль северного берега Черного моря до Константинополя. По-видимому, варягов первоначально интересовала только торговля по “Пути из Варяг в Греки” и лишь потом они стали проявлять интерес к подчинению местного населения. Варяги стремились захватить важнейшие торговые пункты вдоль “Пути” (Старая Ладога, Новгород, Смоленск-Гнездово, Киев). Неслучайно под Гнездово располагается крупнейший на территории Киевской Руси варяжский могильник. Наиболее выгодным был контроль Киева (через южную точку “Пути из Варяг в Греки” проходили все товары), поэтому бежавшие от Рюрика Аскольд и Дир обосновались именно в этом городе. Позже их маршрут повторил Олег. Только с присоединением близлежащих земель стала складываться территория древнерусского государства.

При условии существования объективных социально-экономических, политических и культурных предпосылок (появление вождеств и политарных союзов, уровень производства позволяющий стабильно получать прибавочный продукт, этническая и языковая близость) к возникновению государства у восточных славян заслуга варягов состояла в объединении северных и южных земель в единое территориальное образования. В данном случае речь идет не о локальных центрах государственности (поляне, ильменские славяне), а о создании крупнейшего европейского государства раннего средневековья - Киевской Руси. Основой государственного аппарата стала дружина варяжских конунгов, из ее состава формировалось административная иерархия. Варяги на Руси первоначально составили привилегированную группу населения. В управлении покоренными народами варяги использовали уже сложившиеся у славян социально-политические структуры. Так сбор дани осуществлялся через местных князей (Игорь и древлянский князь Мал). В самом факте покорения варягами восточных славян нет ничего экстраординарного. Достаточно вспомнить о завоевании нормандским герцогом Вильгельмом Англии. В дальнейшем в X - XI вв. варяги были ассимилированы славянами утратили свою этническую обособленность. В XII в. выходцы из Скандинавии рассматривались на Руси уже как “чужеродцы” и враги.

О роле варягов в создании Киевской Руси свидетельствуют следующие факты. Наличие значительного количества варяжских погребений в археологических памятниках Восточной Европы (особенно выделяется гнездовский могильник). Включение в “Повесть временных лет” легенды о призвании варягов как отражения реальных событий. Варяжские имена первых русских князей (Рюрик - Rerik, Олег - Helg, Игорь - Igor, Ольга Helga, Владимир - Waldemar) и многих упоминаемых в источниках представителей знати и княжеской администрации (полоцкий князь Рогволд, глава княжеской дружины Свенельд, учитель Святослава Асмуд и др.). В договорах русских и византийцев 907 и 944 гг. при перечислении русских посланцев норманские имена явно преобладают над славянскими. Также можно указать на упоминание варягов в качестве русских в Бертенских анналах и арабских источниках (“похороны знатного руса” у ибн Фадлана). В течение X - первой половины XI вв. сохранялись устойчивые связи между русскими князьями и Скандинавией, где искали поддержки в борьбе с братьями Владимир Креститель и Ярослав Мудрый. Если восточные славяне делали набеги на причерноморские владения Византийской империи, то совершать военные экспедиции по Черному и Каспийскому морям могли только варяги имевшие богатый опыт мореплавания (походы на Византию Аскольда и Дира, Олега, Игоря; каспийские акции русских в годы правления Игоря).

Не стоит забывать, что о большинстве событий IX - начала X вв. мы узнаем из “Повести временных лет” - источника созданного в середине XI начале XII вв., то есть по прошествию двух - трех столетий. Поэтому многие важные факты были или утрачены или искажены. В русских источниках существуют “хронологические провалы” в несколько десятилетий, отставание от византийских датировок на несколько лет.

Происхождение этнонима “русь” связано с двумя лексическими формами: “русь” и “рось”. Южная форма “рось” возможно связана с “роксоланами” (сарматское племя) или упоминаемыми Иорданом германоязычными “росоманами”. Один из сирийских автор писал о народе “рос”, но, учитывая удаленность информатора от интересующей нас территории полагаться на его сообщение не приходиться. Вероятно также, что этноним “рось” происходил от названия реки Рось притока Днепра, протекавшего по землям полян. Северная форма “русь” первоначально употреблялась в отношении варяжских дружин, но затем превратилась в общее самоназвание. Если в “Бертенских анналах” в качестве посланников русского кагана ко двору франкского короля выступают свеоны-шведы, то в договоре Олега с Византией (907 г.) за словами “мы от рода русского” следуют как норманские, так и славянские имена. В дальнейшем обе формы слились и стали равноупотребимыми (страну называют Россия, а ее жителей -русские).

1.4. внутренняя и внешняя политика русских князей в ix - XI вв.

Транзитное значение славянских территорий ("Путь из Варяг в Греки", волжский путь связывавший скандинавов с волжскими булгарами, хазарами и арабами) делало их объектом интереса соседей. Если Поднепровье попало в сферу контроля Хазарского каганата, то районы Ладожского и Ильменского озер, верховьев Волги особенно привлекали норманнов. Викинги, игравшие большую роль в европейских делах, не могли пустить на самотек политические процессы в землях восточных славян. По-видимому, это стремление и привело не позднее 838 г. к возникновению "русского каганата". Судя по сведениям Бертенских анналов, к созданию "каганата" были причастны свеоны-шведы, которые прибыли в 839 г. в качестве послов “русского кагана” ко двору франкского короля. Однако военных усилий варягов в 30 - 40-е гг. IX в. для того, чтобы господствовать на всем протяжении "Пути из Варяг в Греки" не хватило. К тому же варяги-шведы вступили в конфликт со славянскими князьями. В результате норманны были изгнаны из северных славянских областей, о чем упоминается и в "Повести временных лет".

Отсутствие централизации отрицательно сказалось на внутренней жизни славян. Участились столкновения между различными славянскими этническими группами. Выход из междоусобных конфликтов виделся в приглашении нейтрального лица (традиция приглашения князей получила широкое распространение в удельный период). Датский конунг Рерик Ютландский (в рус. летописях - Рюрик) являлся выдающимся деятелем своей эпохи и хорошо известен по скандинавским источникам. Он прославился своими военными экспедициями на Британские острова, но как противник шведов вполне подходил на роль умиротворителя. По "Повести временных лет" Рюрика сопровождали его братья Синеус и Трувор. Подобные сведения, скорее всего, стали результатом неправильного перевода фразы Рюрик "со своим домом и дружиной". Учитывая запаздывание дат "Повести временных лет" по сравнению с византийской хронологией, "призвание варягов" состоялось не в 862 г., а на 6 - 7 лет раньше. Нельзя исключить, что "легенда о призвании" вуалировала насильственный захват власти скандинавами, так как появление Рюрика не всеми было встречено благожелательно (восстание во главе с Вадимом против варягов).

Отсутствовало единство и среди норманнов. Рюрика покинули два его сподвижника Аскольд и Дир, которым удалось стать правителями Киева и в 866 г. по "Повести временных лет" (860 г. по византийским источникам) совершить поход на Византию. В русской трактовке экспедиция протекала удачно и завершилась заключением договора. Византийский хронист напротив писал о потере русскими почти всего флота. Независимо от результатов похода торговый "Путь из Варяг в Греки" полноценно функционировал и контроль за ним приносил доходы Аскольду и Диру.

Рерик Ютландский (Рюрик) лично был заинтересован в развитие норманнских успехов на Британских островах и не стремился к установлению своей власти на всем протяжении варяжского торгового пути. Эту задачу реализовал один из родственников Рюрика - Олег, действовавший от имени Игоря, сына Рюрика.

Олег создал армию из варягов, славян, финнов и угров и начал продвижение на юг, захватив в 882 году по “Повести временных лет” Киев. В отличие от его предшественников (Аскольда и Дира) Олега интересовали не только контроль за торговыми путями и дерзкие грабительские набеги. Варяжский военачальник стал активно подчинять близлежащие славянские племена (древлян, северян, радимичей), вступив в соперничество за Приднепровье с Хазарским каганатом. Он впервые объединил в стабильную систему север и юг восточнославянских земель, поэтому дату захвата Олегом Киева - 882 (876-877) год можно считать датой возникновения Киевской Руси. При Олеге начал осуществляться регулярный сбор дани и были заложены основы административной и законодательной систем (упоминание в тексте договора Руси и Византии Русского закона).

Овладев славянским участком “Пути из Варяг в Греки”, варяги были теперь не удовлетворены условиями торговли с Византией. В связи с этим, а также в надежде получить богатую добычу, в 911 (907 г.) году Олег повел свои дружины на Константинополь. Угроза осады столицы и заинтересованность в поступлении товаров из славянских земель вынудили византийцев пойти на заключение с Олегом полномасштабного договора об условиях торговли между русскими и “греками”, о ее инфраструктуре (порты, складские помещения, ввозные пошлины и т.д.), решении спорных ситуаций и наказания правонарушений. Подписав договор 911 г. Византийская сторона признавала факт появления на территории Восточной Европы нового военно-политического образования - Киевской Руси. Таким образом, к концу жизни (912 г.) Олег добился заметных успехов на поприще создания русского государства.

В 912 г. киевским князем стал Игорь, правивший до 945 г. К сожалению, в источниках существует серьезный “пробел” и что происходило в русских землях в 10 - 30 гг. X в. почти не известно. Вступив на престол, Игорь столкнулся с необходимостью снова подтвердить свой статус князя, так как древляне отказались платить ему дань. Киевский правитель военной силой заставил подчиниться древлян, а его воевода Свенельд захватил земли угличей. Возможно, что в последующие два десятилетия Игорь занимался покорением славянских и финно-угорских племен на севере, а также мог участвовать в военных операциях викингов в Северной Европе.

Игорь стремился развить успехи Олега и обратил свое внимание на каспийский регион. В 914 и 943 гг. варяжские дружины во главе со Свенельдом совершили набеги на южное побережье Каспийского моря. К 915 году относиться первое упоминание в русских источниках печенегов, которые заняли причерноморские и приазовские степи. Игорю удалось избежать военного конфликта с кочевниками с помощью мирного соглашения. Но главное место во внешней политике киевского государства, по-прежнему, занимали отношения с Византией. В 941 году русские предприняли неудачный поход на Византию. Большая часть русского флота была сожжена греческим огнем, а киевская армия была несколько раз разбита на суше. Учитывая допущенные ошибки, и, хорошо подготовившись (были наняты варяги; в качестве союзников выступали печенеги), через несколько лет, в 944 году, Игорь выступил в новый поход. Византийцы предпочли откупиться дарами и после длительных переговоров подписали новый договор (944 г./945 г.).

По договору 945 г. русский князь должен был всех посланных от себя в Константинополь снабжать грамотами, в которых указывать количество кораблей. Прибывших без грамот византийские власти задерживали, им не гарантировалась жизнь и сохранность имущества. По прибытии в Константинополь русские послы и купцы обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы. В город русских впускали группами по 50 человек в сопровождении императорских чиновников, которые являлись посредниками между русскими и византийцами и следили за торговыми сделками. Каждая покупка подвергалась контролю. Так парчовой материи можно было приобрести (и вывести за пределы Византийской империи) не более чем на 50 золотых. Приехавшим из Руси запрещалось задерживаться в Константинополе на зиму, на все переговоры и сделки отпускалось около шести месяцев. Русские имели право на содержание за счет византийского правительства и на бесплатное пользование правительственными банями. Послы получали “слебное”, гости - “месячину” (хлеб, вино, мясо, рыбу, фрукты), а на обратном пути их должны были обеспечивать продовольствием и судовой снастью (якоря, канаты, паруса). В случае правовых конфликтов, представители Киевского государства судились по закону русскому.

Договор 945 г. отражал децентрализованную структуру государственной власти в Киевской Руси, так как заключался не только от имени “князя великого русского”, но и “всех светлых и великих князей”, которые были “под рукой его”. По-видимому, в их лице выступали ближайшие родственники великого князя (рядом с послами Игоря перечисляются “общие послы” от его жены Ольги, сына Святослава, двух племянников) и правители покоренных славянских и финно-угорских союзов, каким был древлянский “князь” Мал.

Закончившийся подписанием договора с Византией поход, не мог удовлетворить Игоря. Необходимо было рассчитаться с наемниками - варягами и печенегами. Поэтому в 945 году киевский князь (вопреки существующим нормам сбора дани) повел свою дружину в земли древлян, которые уже выплатили свою дань Свенельду (воевода обладал приоритетным правом сбора дани с древлян). Итоги этой акции оказались плачевны для Игоря: большая часть его окружения и сам князь были обвинены в жадности и жестоко убиты.

Так как наследнику престола, сыну Игоря - Святославу было не более 4 лет, власть перешла к княгине Ольге. Она княжила с 945 по 957 гг. и была канонизирована русской православной церковью, так как первой из киевских правителей стала христианкой. Видимо, поэтому летописцы, которые, как правило, были монахами, рисуют образ Ольги как мудрой и доброй правительницы, даже если ее действия не всегда сочетались с христианской моралью. В “Повести временных лет” имеется легендарное предание о жестоком наказании Ольгой древлян (убийство послов и сватов, разрушение древлянской столицы г. Искоростень). Источник не случайно акцентирует внимание на этих событиях. Речь идет не только о мести, скорее здесь подразумевалось возмездие за покушение на государственную власть.

В тоже время хорошо видно, что власть киевских князей и в середине X века держалась не на традиции, а на военной силе и авторитете князя, иначе древлянский князь Мал не рискнул бы предложить Ольге стать его женой. Понимая это, Ольга решила реформировать отношения с данниками, чтобы избежать в будущем конфликтных ситуаций внутри государства. Размер дани взимаемой со славянских и неславянских племен был строго определен, устанавливались срок и место сбора дани, а также прерогативы княжеской администрации. Был сделан очередной шаг к созданию централизованной податной системы.

В 957 году Ольга совершила поездку в Константинополь. Русские летописи приукрасили прием Ольги в столице Византии. Сведения о том, что император Константин Багрянородный был поражен красотой русской княгини и предложил ей выйти замуж носят явно легендарный характер. Ольга была в преклонном возрасте, к тому же сам император в своих сочинениях довольно сдержано описывал приезд киевской княгини. Главным итогом поездки стало крещение Ольги (она получила христианское имя Елена). Но несомненно, что визит русской правительницы в сопровождении многочисленной свиты в Константинополь и приобщение Ольги к христианству сыграли важную роль в развитии отношений Руси и Византии.

В том же году Ольга передала бразды правления своему 16-летнему сыну Святославу - одному из самых ярких представителей киевской династии (годы правления 957 - 972). В отличие от Ольги он всю жизнь оставался убежденным язычником и главную цель своей деятельности Святослав видел в создании обширной империи в Восточной Европе.

При Святославе впервые была предпринята попытка установления контроля за волжским торговым путем и приазовским регионом, что привело к очередному столкновению Руси и Хазарии. Формально Киев входил в число вассалов Хазарского каганата, что выражалось в выплате дани. Но реально в отношениях с Византией и другими соседями Русь все чаще выступала в качестве самостоятельного субъекта. Для слабеющего Хазарского каганата быстрое развитие Киевского государства становилось главной внешнеполитической проблемой. Правители Руси не только подчинили себе славянские племена, ранее платившие дань хазарам, но и стремились перехватить пальму первенства в военно-политической и экономической жизни Восточной Европы.

Первые походы Святослава призваны были обеспечить безопасность тылов. В начале 60-х гг. X в. русские нанесли поражение печенегам и присоединили вятичей, данников Хазарии. В 965 г. дружина Святослава разгромила зависимую от Хазарского каганата Волжско-Камскую Булгарию. В том же году киевскими войсками были разрушены Итиль и Саркел - крупнейшие политические и торговые центры Хазарии, после чего каганат прекратил свое существование. Составленная из варягов, славян и угров армия Святослава прошла по Северному Кавказу, подчинив яссов (осетин) вышла к Азовскому морю, где власть киевского правителя признала Тмутаракань. Таким образом, Русское государство, возглавляемое потомками варяжской элиты в середине X в. было близко к установлению военной и торговой монополии на востоке Европы. Данные успехи русских не могли не обеспокоить Константинополь, особенно учитывая тот факт, что в Крыму располагались византийские владения. К тому же император Никита II Фока вынужден был вести затяжную войну против Дунайской Болгарии. Поэтому через главного магистрата г. Херсонеса Калокира Святославу был предложен союз с Византией против болгар. Интерес русского правителя к Балканам был “подогрет” солидным денежным задатком в 1500 фунтов золотом.

В 967 г., так и не установив полного контроля над Северным Кавказом и Поволжьем, Святослав во главе 50 тысячной киевской армии и 16 тысячного греческого корпуса вторгся в Болгарию. К осени северная часть Болгарии была в руках русских, в Переяславце расположился штаб Святослава. Болгарский царь обратился за помощью к печенегам, которые в отсутствии Святослава осадили Киев. Поэтому русский князь летом 896 г. оставив в Переяславце значительную часть армии, выступил с дружиной к Киеву. Под г. Родня южнее Киева печенеги были наголову разбиты.

Пребывание Святослава в Киеве было омрачено смертью Ольги. Князю пришлось определить кому из сыновей передать власть. В Киеве был посажен Ярополк, Олег назначен князем в г. Искоростень в древлянской земле, а младший Владимир - в Новгород. Тем временем обстановка на Балканах резко изменилась. Вернувшейся из Киева Святослав столкнулся с союзной армией болгар и византийцев. Однако и здесь ему сопутствовала удача: греки потерпели поражение и оставили столицу Болгарии Преславу, а Святославу удалось пленить болгарского царя Бориса с семьей. Вскоре в Константинополе, совершив переворот, пришел к власти решительный Иоанн Цимисхий. Но и он не смог сразу изменить течение войны. После того как русские заняли Доростол и Филиппополь византийцы весной 970 г. пошли на подписание мира в Андрианополе. Однако осенью того же года Цимисхий нанес русским ряд ощутимых поражений и осадил в г. Доростол Святослава с дружиной. После двухмесячной осады в июне 971 г. русский правитель пошел на подписание мира. Русские отказывались от притязаний на Болгарию и Крым, а так же давали обязательство не начинать войн с Византией. На этих условиях киевской дружине было разрешено покинуть Доростол с оружием. По пути домой весной 972 г. войска Святослава подверглись нападению печенегов у нижнеднепровских порогов и большая часть русских воинов, включая и Святослава, погибли. С его смертью прекратились попытки превращения Киевской Руси в империю.

Княживший в Киеве Ярополк (972 - 980 гг.) тесно связанный с христианской общиной Киева был человеком кроткого нрава и легко поддавался влиянию окружающих его людей. Видную роль при Ярополке играл глава дружины Свенельд, политический и военный авторитет которого на фоне “слабого” князя возрос настолько, что он смог уговорить Ярополка начать войну против брата Олега. Поводом послужило убийство Олегом на охоте сына Свенельда - Люта. Между тем помимо мести, главной целью для Свенельда являлось возвращение себе права сбора дани у древлян, т.е. фактической автономии от княжеской власти.

При столкновение киевской и древлянской армий Олег погиб и это стало сигналом для другого Святославича, княжившего в Новгороде Владимира. Вместе со своим окружением он бежал в Скандинавию, где находился более двух лет. Ярополк временно стал единоличным правителем в государстве. Он хотя и раскаивался в том, что начал войну против брата и даже отстранил Свенельда от участия в государственных делах (после 977 г. Свенельд не упоминается в летописях), но выслал своих наместников в Новгород, показав тем самым, что его вполне удовлетворяет отсутствие Владимира на Руси.

В 979 г. Владимир вернулся в Новгород с боеспособной варяжской дружиной и твердым намерением отомстить за смерть брата и захватить киевский престол. В следующем году севернее Любеча на берегу Днепра варяги Владимира разбили дружину Ярополка и заставил его укрыться сначала в Киеве, а затем в крепости Родня. Фактически Ярополк остался без поддержки, так как языческое население Киева сочувствовало Владимиру, поэтому он с надеждой откликнулся на предложение брата достичь мира. Однако появившийся в лагере Владимира Ярополк был вскоре убит варягами. Вряд ли убийство князя произошло без ведома Владимира. Последний понимал, что миролюбивый Ярополк мог согласиться на многое, однако киевский престол в любом случае должен был остаться за ним. К тому же жена Ярополка забеременела и при рождения сына, путь к общерусской власти для Владимира был бы закрыт навсегда. Нельзя исключить и той возможности, что Ярополк мог обратится за поддержкой к печенегам и с учетом нейтралитета простого люда, судьбу престола опять решала бы только военная удача.

Заняв престол, Владимир оказался в той же ситуации, в которой был почти сто лет назад Олег. Реально он контролировал только сам Путь из Варяг в Греки, многие славянские и угро-финские союзы отпали от Киева. Страна представляла собой мозаичную картину: большую ее часть занимали обособленные этнические группы с различными традициями и верованиями, дальние регионы развивались достаточно автономно. Объединить их могли только политическая воля князя, военная сила и единая религия.

Владимир начал с укрепления личного авторитета. Прежде всего, он выдворил из Киева наиболее буйную часть варягов, которые ежедневно взимали по 2 гривны с каждого жителя столицы. Бывших сподвижников князя, отправленных в Константинополь, сопровождало тайное послание к византийскому императору с просьбой: “... не позволяйте ни одному из них вернуться”. Из оставшихся наиболее лояльных ему скандинавов, Владимир сформировал княжескую администрацию, раздав им в управление города и территории.

Активность внешней политики Владимира в начале 80-х гг. X в. обуславливалась и необходимостью поднять внешнеполитический авторитет государства, пошатнувшийся после неудачной войны Святослава с Византией. В 981 г. русские нанесли поражение полякам, захватив Перемышль, Червень и ряд польских городов (т.н. Червонная или Красная Русь). Вслед за этим Владимир покорил вятичей и радимичей, отказавшихся платить дань Киеву, а затем разбил в верховьях Немана ятвягов. Следующим шагом киевский правитель попытался вернуть контроль за волжской торговлей. Для этого необходимо было завоевать Волжско-Камскую Булгарию. В качестве союзников русских выступали кочевники торки (огузы). Несмотря на ряд побед, окончательно подчинить булгар не удалось, поэтому кампания закончилась подписанием мирного договора (985 г.)

Владимир настойчиво искал пути централизации государства с помощью единой религиозной доктрины. Опыт с утверждением в качестве общегосударственного культа Перуна (980 г.) оказался неудачен. Поэтому киевский князь обратил свое внимание на наиболее влиятельные и нейтральные для жителей Киевской Руси мировые религии. Выбор византийского христианства определялся на наш взгляд рядом обстоятельств. Во-первых, поочередно были отвергнуты ислам, иудаизм и римское христианство. Ограничения в исламе противоречили традиции русских пиров игравших важную роль в управлении государством. Иудаизм был отвергнут как религия государства поверженного русскими (Хазарский каганат). В западном христианстве служба велась на латыни, на латыни же писались и все религиозные тексты. Восточная церковь наоборот допускала службу на родном языке. Кроме того, на послов Владимира произвела неизгладимое впечатление посещение собора св. Софии в Константинополе. Во-вторых, Владимир не мог пренебречь фактом существования христианских общин в Киеве и других русских городах. Нельзя забывать и том, что христианами были Ольга, которая, как характеризует ее “Повесть временных лет” “была мудрее других” и Ярополк. В-третьих, крещению, как известно, сопутствовали тесные политические связи Руси с Византией.

Во второй половине 80-х гг. X в. в Византии развернулась острая борьба за императорский престол. В начале 988 г. император Василий II вынужден был обратиться к Руси за помощью против мятежного аристократа Варды Фоки. Прибывшие в Киев византийские послы обещали Владимиру, что сестра Василия II принцесса Анна выйдет замуж за киевского правителя, а Русь получит епископа для создания самостоятельной епархии. Владимир посчитал условия довольно привлекательными и направил в Константинополь отряд варягов, с помощью которых Василий II смог одолеть оппозицию. Однако император не торопился с выполнением своих обязательств. Только захват русскими Херсонесса (Корсуня) - византийской крепости в Крыму, вынудил Константинополь соблюсти условия договора и в 989 г. Владимир крестился в Херсонессе.

Христианизация Руси, ставшая важной частью государственной политики, носила затяжной (не менее двух столетий) и зачастую насильственный характер. Однако надо признать, что к концу своего правления Владимир добился значительных успехов на этом поприще. Сформировалось 7 епархий: Новгородская, Черниговская, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Туровская, Белгородская и Ростовская. Чуть позже, в 1037 г., в Киев прибыл первый митрополит. В крупных городах разворачивалось храмовое строительство. Законодательно был обеспечен сбор церковной десятины. Несомненно, что принятие христианства имело важное значение для истории и культуры России.

После крещения Владимир не вел широкомасштабных войн, за исключением столкновения с галицкими хорватами. Это объяснялось не столько миролюбивостью крещенного князя, а той угрозой, которую таили в себе печенеги, совершавшие постоянные набеги на Русь (992, 995 и 997 гг.). Так, например, в 997 г. когда князь направился в Новгород собирать войска, как печенежская конница появилась под Киевом и осадила столицу. Только самоотверженная оборона киевлян в отсутствии дружины не позволила печенегам добиться успеха.

В последние годы княжения Владимира большую роль в решении конкретных политических задач играли его сыновья. По примеру отца киевский князь сделал своих сыновей наместниками: Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, Бориса в Ростове, Глеба в Муроме, Святослава в древлянской земле, Изяслава в Полоцке, Мстислава в Тмутаракани. Резко возросшие расходы на содержание княжеской администрации, армии и церкви вызвали увеличение размеров дани и спровоцировали ряд конфликтов внутри правящего дома Рюриковичей. Наиболее ярко эти процессы характеризуют разногласия между Киевом и Новгородом. С Новгорода ежегодно собиралась дань в размере 3 тысячей гривен, из которых 2 тысячи отправлялись в столицу. К тому же, население Новгорода не могло смириться с потерей своего влияния в государстве и второстепенной ролью после Киева. В 1014 г. Ярослав, поддерживаемый новгородцами, прекратил выплату дани. В следующем 1015 г. Владимир начал подготовку к военной экспедиции против Новгорода, но вскоре умер. Смерть спасла его от трагедии вооруженного столкновения с собственным сыном.

Судя по всему, Владимир Креститель намеривался доверить управление одному из младших сыновей - Борису. Он еще при жизни отца возглавлял армию. Сторонники Бориса попытались утаить смерть Владимира от его братьев и, прежде всего Святополка. Тайно ночью тело было вынесено из дворца и погребено в каменной гробнице под половицами Десятинной церквей. Но долго скрывать смерть Владимира не удалось и Святополк провозгласил себя киевским князем.

Борис возвращался из похода против печенегов, когда на берегу р. Альты узнал об узурпации престола Святополком. Летопись повествует, что дружина уговаривала Бориса выступить против брата, но тот отказался, ожидая послов от Святополка. В политике недальновидность наказывается жестоко. Борис и другой брат Глеб были убиты, пытавшийся сбежать в Венгрию Святослав был перехвачен по дороге. Изяслав Полоцкий подчинился, а Мстислав Тмутараканский пока не видел для себя угрозы из-за дальности расстояния. Единственным кто открыто выступил против Святополка был Ярослав. Борьба между братьями отчасти отражала соперничество между Новгородом и Киевом за гегемонию. И Ярослав, и Святополк использовали наемников, первый - варягов, второй - печенегов.

В битве на берегах Днепра у г. Любеча в 1016 г. варяги и новгородцы разбили объединенное войско киевлян и печенегов. Святослав бежал к своему зятю польскому королю Болеславу Храброму. Армия Болеслава считалась одной из лучшей в Европе, в ее составе были немецкие и венгерские наемные части, к которым примкнули печенеги. Противостоять такой армии Ярослав не мог и в битве на р. Буг в 1018 г. он потерпел сокрушительное поражение. Страх Ярослава перед польским королем был так велик, что, даже достигнув Новгорода, он собирался бежать дальше, на родину своих предков в Скандинавию. Новгородцы понимали, что Ярослав их единственная надежда и, что Святополк несомненно отомстит за мятеж. Поэтому новгородское вече собрало деньги (4 куна с мужа, по 10 гривен со старост и по 189 гривен с бояр) и наняло новую варяжскую дружину.

К счастью для Ярослава его противники поссорились. Болеслав Храбрый расположил свои части в городах недалеко от Киева. Святополк стал тяготиться опекой тестя. По его приказу часть поляков была перебита, но сам король Болеслав Храбрый с трудом смог спастись. В 1019 г. на берегу р. Альт, там где был убит Борис, сошлись армии Ярослава и Святополка. Традиционно считается, что это была одна из самых кровопролитных битв в истории Киевской Руси. Побежденный Святополк бежал в Богемию, где и умер.

Ярослав не долго почивал на лаврах победителя. Его новым противником стал другой брат Мстислав Тмутараканский. Кроме того из-за голода в северо-восточных районах Руси начались мятежи, носившие к тому же антихристианский характер. Языческие традиции были еще крепки, особенно у сельского населения, поэтому лидерами восстаний стали языческие волхвы. Ярослав смог подавить мятежи. А для избежания их рецидива в Волжской Булгарии закупили хлеб, который княжеские чиновники раздавали голодным.

В 1022 г. Мстислав во главе армии из хазаров, косогов (адыгейцев и черкесов) и яссов (осетин) занял Чернигов. В панике Ярослав бежал в Новгород и обратился за помощью к скандинавам. Конунг Хакон Слепой (Якун русских летописей) привел новых норманских воинов. В 1024 г. при Листвене под Черниговым Мстислав одержал победу. Ярослав и Хакон вынуждены были снова ретироваться в Новгород. Между братьями начались переговоры. Мстислав в поисках компромисса признал старшинство Ярослава, но получил все земли к востоку от Днепра, за исключением Полоцкого княжества. Своей столицей тмутараканский князь сделал г. Чернигов. Ярослав же обосновался в Новгороде. Он наградил новгородцев за поддержку, издав специальный закон, текст которого не сохранился. Однако в “Русской правде” провозглашалось равенство виры киевлян и новгородцев, для последних это несомненная привилегия. Киев временно утратил свое господствующее положение в русской политике, что вызвало изменения и в направлениях транзитной торговли. Теперь европейские товары шли не вниз по Днепру в Константинополь, а в азовский регион - Тмутаракань, а оттуда через Северный Кавказ на Каспий. Союзный характер отношений Ярослава и Мстислава подчеркивали совместные военные действия против Польши, в ходе которых были вновь завоеваны червенские города. Союз не исключал и самостоятельных акций. Так в 1030 г. Ярослав воевал против финнов, ятвягов и литовцев, покорил чудь и построил на берегу Чудского озера г. Юрьев (имя Юрий Ярослав получил при крещении).

В 1036 г. умер Мстислав и Ярослав наконец-то стал единовластным правителем Руси. В том же году князь с варяжской дружиной прибыл в Киев, осажденный печенегами. Под Киевом кочевники были наголову разбиты и долгое время не тревожили Русь.

Утвердившийся в качестве единоличного правителя, Ярослав пережил время серьезной трансформации ценностей и приоритетов. В течение двух десятилетий своего правления он стремился сделать Киев не только политической и духовной, но и культурной столицей по образцу Константинополя. При Ярославе активно развиваются контакты русской и византийской церкви. Стремясь повысить статус русской церкви, он добился соглашения с Константинополем, по которому главой церковной иерархии на Руси стал митрополит, посвященный в сан патриархом Константинопольским. Между 1037 и 1039 гг. в Киев из Византии прибывает митрополит Феофан, епископы в других русских городах посвящались в митрополиты с учетом мнения князя. Культурно-просветительская деятельность Ярослава охватила многие стороны внутренней жизни государства. В Киеве под руководством византийских мастеров были построены несколько церквей, особым великолепием и грандиозностью из которых выделялся Софийский собор. Вслед за этим Софийская церковь (сначала деревянная, а затем каменная) украсила центр Новгорода. В Киев князем приглашались не только христианские просветители и зодчие, но и большое количество ученых-переводчиков, которые переводили с греческого на славянский религиозные тексты и исторические хроники. В киевской Софии возникли библиотека и учебный центр. Есть основания полагать, что школы для юношей появились и в других русских городах. Не только храмовое строительство изменило облик столицы. Город обнесли новой каменной стеной с Золотыми воротами, построен новый детинец и княжеские палаты. В 40-х гг. XI в. Антонием Любечаниным основан знаменитый впоследствии Киево-Печерский монастырь. В годы киевского княжения Ярослава по всей территории русского государства стали действовать нормы “Русской Правды”, вернее ее древнейшей части “Правды Ярослава”. Созданный около 1016 г. данный юридический документ, скорее всего, первоначально предназначался лишь для Новгорода и его округи и только по мере утверждения власти Ярослава приобрел общерусский характер.

Во внешней политике Ярослав значительное внимание уделял расширению западных границ Киевской Руси. В 1038 и 1040 гг. он нанес поражение литовским ятвягам, а в 1041 г. совершил поход против Польши. На следующий год сын киевского князя Владимир завоевал финское племя емь, чтобы укрепить контроль Новгорода над Финским заливом. Тесные контакты с западными государствами привели к заключению между Ярославом и польским королем Казимиром союза, который скреплялся женитьбой русского правителя на сестре Казимира. В то же время резко обострились отношения между Русью и Византией. В 1042 (1041) г. в Константинополе произошел конфликт между русскими и греческими купцами, в ходе которого один из русских был убит. Использовав данные события в качестве предлога, Ярослав отправил под руководством своего сына Владимира флот и армию против Византии. В целом военная кампания протекала неблагоприятно для Киева. В Черном море буря уничтожила и рассеяла большинство русских судов. Сухопутные части во главе с воеводой Вышатой были разбиты византийцами под Варной, многие русские попали в плен. Только Владимиру с остатками флота удалось разгромить преследовавшие его греческие корабли, но это не принесло решающего успеха. Только через три года (1046 г.) Русь и Византия подписали мир. Сын Ярослава Всеволод женился на византийской принцессе. Однако прохладные отношения с Константинополем сохранялись. В 1051 г. Ярослав, используя конфликт между греческим и римским христианством, попытался добиться независимости русской церкви от Византии. Он настоял на избрании митрополитом русского епископа Иллариона, не признанного константинопольским патриархом. В то время четкая церковная иерархия не допускала такого своеволия. Вмешательство светской власти в дела церкви противоречило традициям восточного христианства, а автономия русской митрополии от византийской имела известные пределы. Возможно так же, что князь столкнулся с оппозицией и внутри страны, прежде всего в среде христианского духовенства. Поэтому уже в 1052 г. он согласился принять в качестве митрополита византийского ставленника. Судьба же Иллариона неизвестна.

Ярослав скончался в 1054 г. Официально престол перешел к его старшему сыну Изяславу (Владимир Ярославич умер еще в 1052 г.), но фактически в течение четырех десятилетий (1054 - 1093 гг.) страной управлял семейный совет - триумвират (Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переславльский). Несогласие с новым распределением власти выразили только два князя - полоцкий князь Всеслав и сын старшего Ярославича Ростислав Владимирович. Последний был по существу князем-изгоем, до тех пор пока не захватил Тмутаракань, которая входила в долю Святослава Черниговского. Одновременно войну против триумвирата начал Всеслав, попытавшийся занять Псков и Новгород. Ярославичей от борьбы на два фронта спасли византийцы. Обеспокоенные усилением Ростислава в Крыму и на Кавказе они отправили в Тмутаракань херсонесского наместника, который отравил князя. Воодушевленные поддержкой Византии члены триумвирата в 1067 г. взяли г. Минск, а затем разбили Всеслава на реке Немиге. Всеслав был приглашен на переговоры, во время которых его арестовали вместе с сыновьями и отправили в Киев, где посадили в подземную тюрьму. Вероломный захват Всеслава рассматривается летописцем как главная причина последующих неудач триумвирата.

В 1068 г. Изяслав, Святослав и Всеволод потерпели на реке Альте полное поражение от новых хозяев причерноморских степей - половцев хана Шерукана. Бежавший в Киев Изяслав, столкнулся с мятежом горожан, желавших продолжить войну с половцами. Мятежники освободили Всеслава и объявили его киевским князем. Вернуть престол Изяслав смог только в следующем году при поддержке польского короля Болеслава II.

Одержав победу над своими противниками, участники триумвирата не смогли избежать конфликта между собой. Еще в 1072 г. три брата присутствовали на празднествах в Киеве по случаю переноса мощей святых Бориса и Глеба. В том же году они утвердили новый свод законов, известный как “Правда Ярославичей”, но уже через год Святослав и Всеволод изгнали из Киева Изяслава. Последний отправился в Европу, где смог найти поддержку у германского императора Генриха IV и римского папы Григория VII. Изяслав даже высказал желание утвердить на Руси католичество, но с таким же предложением к святому престолу в Риме обратился и Святослав Черниговский, поэтому западные державы сохранили нейтралитет в борьбе братьев. В Киев Изяслав вернулся только в 1076 г. после смерти Святослава. Стремясь к компромиссу, Изяслав согласился с требованием Всеволода отдать ему в управление Чернигов, что не устроило сыновей Святослава. Двое Ярославичей в 1078 г. смогли разбить племянников, но от полученных в бою ран скончался Изяслав. Таким образом, их трех участников триумвирата остался в живых только Всеволод, который и занял киевский престол (1078 - 1093 гг.). В его правление продолжились княжеские междоусобные распри, инициаторами которых чаще всего выступали сыновья Святослава, не смирившиеся с потерей Чернигова. Самый одаренный из них Олег смог захватить Тмутаракань и, привлекая половцев, совершал постоянные набеги на киевские земли.

После смерти Всеволода киевский престол занял Святополк (1093 - 1113 гг.) сын Изяслава. Отметим, что, несмотря на противоречия, раздиравшие семью Рюриковичей, принцип лествичного старшинства при наследовании соблюдался. Святополка II летописи характеризуют как слабого и нерешительного человека. Наиболее выдающуюся роль в году его княжения сыграли Владимир Всеволодович Черниговский (Владимир Мономах) и Олег Тмутараканский. После нескольких военных конфликтов с участием половцев Владимир Черниговский написал письмо Олегу с предложением пойти на примирение. В результате в Любече в 1097 г. состоялся съезд шести князей: Святополк II, Владимир Мономах, Давыд Волынский, Василько Растиславич, Давыд и Олег (Тмутараканский) Святославичи. Участн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow