double arrow
Введение. КЕМЕРОВО 1999 Введение 4. Факторы самобытности русской истории (С.А. Васютин). 5. Лекция № 1. Древности восточных славян и киевская

ОГЛАВЛЕНИЕ

Учебное пособие

КЕМЕРОВО 1999



Введение 4.
Факторы самобытности русской истории (С.А. Васютин). 5.
Лекция № 1. Древности восточных славян и киевская Русь (С.А. Васютин).   7.
Лекция № 2. Европейское средневековье. Московская Русь в XIII - первой половине XV вв. Начало нового времени. Образование единого Русского государства во второй половине XV - XVI вв. (В.П. Литовченко).   41.
Лекция № 3. Россия на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время (В.П. Литовченко)   60.
Лекция № 4. Россия в XVII в. (В.П. Литовченко) 68.
Лекция № 5. Мировая история в новое время. Становление российской империи. ХУШ век (В.А. Мирошник)   75.
Лекция № 6. Тенденции развития всемирной истории в Х1Х веке. Реформы и контрреформы в России (В.А. Мирошник)   96.

История одна из древнейших наук, сформировавшиеся еще в античный период. Интерес человечества к своему прошлому обусловлен естественным желанием познать собственную природу и, используя опыт предыдущих поколений, найти опору для существования в современном мире. «Без знания истории, - как писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться …».

Данное учебное пособие является первой частью курса лекций по отечественной истории, разработанного преподавателями кафедры истории России Кем ТИПП. Пособие предназначено для студентов I курса очного и заочного отделений Кемеровского технологического института пищевой промышленности.




Цель пособия – дать ясную картину исторического пути Российского государства и адаптированной форме изложить наиболее актуальные проблемы отечественной истории с древнейших времен и до конца XIX в.
Факторы самобытности русской истории.

Историки многих поколений рассуждали об особенностях исторического развития России, о том, что предопределило своеобразие отечественной истории, в чем выразились ее самобытные черты. Все эти вопросы служила предметом острых дискуссий среди специалистов и более широкого круга заинтересованных лиц. Порой, называя в качестве определяющего только один фактор (природно-климатические условия, православие, татаро-монгольское иго) исследователи однобоко трактовали весь социо- и культурогенез России. Очевидно, что на всем протяжении исторического пути Россия подвергалась воздействию многочисленных и разнообразных обстоятельств, на том или ином этапе преобладавших. Не претендуя на окончательное решение данного вопроса, рассмотрим наиболее важные факторы, которые оказывали и до сих пор оказывают влияние на историческую судьбу Отечества.



Природно-климатический. Сочетание на территории Восточной Европы лесного, лесостепного и степного ландшафтов обусловили высокую степень взаимодействия восточных славян с кочевыми народами. Удаленность от развитых производственных центров античного мира и сложные природные условия определили сложность и длительность становления земледельческого хозяйства у славянского и угро-финского населения Восточно-европейской равнины. В тоже время обилие полноводных рек привело к сложению многочисленных транзитных торговых путей, что способствовало созданию городов и их экономическому росту.

Религиозно-этический.Принятие христианства, его восточной ветви - православия, во многом определило культурный и этический облик русского народа, специфику его менталитета. С православием тесно связано утверждение идеи самобытности, исключительности России. После падения в 1453 году Константинополя Московская Русь, по существу, осталось единственным самостоятельным православным государством. Уже только по этому Московия отличалась от мусульманского Востока и католическо-протестанского Запада. Не случайно формирование в XVI веке идеи “Москва - Третий Рим”.

Геополитический. Географическое и культурное положение России между Западом и Востоком отразилось на “идейном метании” русских между различными системами ценностей, между идеалами “западной жизни” и самобытности, между западничеством и славянофильством. Самобытные черты в российском макрокосмосе вступали в конфликт со стремлением России стать только “европейской страной”, с политическими и культурными заимствованиями из западного мира. Влияние Востока менее заметно, так как оно опосредованно в российской жизни, менее радикально и противоречиво (влияние Золотой Орды; сосуществование православия с исламом, буддизмом, шаманизмом; инстинктивный монархизм и зависимость от власти и т.д.), а потому и более позитивно.

Падение монгольских государств в XIV - XV вв. и отсутствие жесткой военно-политической конкуренции в Поволжье и в зауральских землях обусловило распространение российского пространства на Восток. Континентальный характер русских земель сделал насущным для России борьбу за выход к морскому побережью. Территориальные пределы России, ее размах укрепляли идею величия российской государственности и взращивали претензии на ведущую роль в мировом сообществе. Россия, исходя из законов геополитики, и независимо от существа социально-экономического строя и политической системы, будет стремиться противостоять любым претензиям на мировое господство.

Расположение России и в Европе и в Азии, ее культурная, конфессиональная, этническая мозаичность способствовали рождению самобытной политической идеологии - “евразийского проекта” (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский и др.).

Фактор внешнего влияния. В истории России, несмотря на стремление русских к автономному социально-политическому и культурному развитию, большую роль сыграли вмешательство внешних сил и заимствования в различных сферах из опыта соседних стран. К созданию первого централизованного государства у восточных славян Киевской Руси в той или иной степени причастны скандинавы (варяги, викинги, норманны). На ранний период русской истории заметное влияние оказало соседство славян с кочевыми народами - сарматами, тюрками, хазарами, печенегами, торкам и, половцами. "Степная угроза" служила одновременно как централизующим, так и дестабилизирующим фактором. С одной стороны, необходимость борьбы с номадами стимулировала процесс объединения восточных славян под властью киевского князя, с другой стороны - успешные набеги кочевников, их участие в конфликтах между русскими князьями ставили под сомнение целостность государства.

Военные, дипломатические и торговые контакты Киева и Константинополя определили то обстоятельство, что Русь оказалась в сфере влияния Византии, наиболее развитого государства раннего средневековья. Огромное значение для исторического и культурного прогресса России имело принятие христианства восточного толка.

Своеобразие исторического развития России определялось в том числе и татаро-монгольским господством. Разорение русских земель монголами в период завоевания в середине XIII века нанесло серьезный удар по экономическому и политическому развитию удельных княжеств, особенно северо-восточной Руси. Зависимость от Золотой Орды стала мощным раздражителем для русских, обусловив их стремление к созданию централизованного государства. Покровительство сарайских ханов Москве в первой половине - середине XIV века отчасти определило преимущество Московского княжества перед другими княжествами в борьбе за объединение русских земель. Почти 250-летние подчинение монгольской империи и Золотой Орде наложило свой отпечаток на политическое устройство, социальную структуру, этнический состав, экономическую систему Московского государства. Деспотический характер великокняжеской власти, правительственный аппарат, налоговая система и учет населения, ямская служба, военный опыт остались в наследство русским от ордынской власти. Более 300 дворянских родов связывают свое происхождение с выходцами из Золотой Орды.

Большое влияние на эволюцию русской культуры оказали русско-византийские в X - XV вв., русско-итальянские при Иване III и русско-польские связи в период Смуты и последующие десятилетия.

Эпоха Петра в отечественной истории стала временем первой российской модернизации по европейскому образцу и отхода от традиционализма. Перманентно повторяющаяся европеизация стала характерной чертой исторического развития России, породив конфликт не только в политической практике, но и в народном сознании между идеей собственного пути и концепциями заимствований европейского опыта (славянофильство и западничество).

Модернизационным по характеру был русский коммунизм, впитавший в себя и мысль об исключительности России, об ее мессианской роли в мировой истории. Социальные преобразования в годы советской власти в русле концепций европейских мыслителей отвергли идеи "почвенического" (народнического) социализма, но в результате породили уникальную общественную систему, сочетавшую уравнительную социальную справедливость с представлениями характерными для русского менталитета (монархизм, иерархизированность, имперское мышление).

"Реформирование" конца 80 - 90-х гг. по образцу европейско-американской либеральной экономики и демократической политической системы являются новым этапом "западничества" России, историческое значение и результаты которого из-за незавершенности оценить трудно. Реалии 90-х гг. демонстрируют пагубность прямого переноса европейской социально-политической модели на русскую почву. Несомненно, что на смену очередной "европеизации" придет обращением к традиционной системе ценностей.

Политический. Сегментированность российского общества (этническая, конфессиональная, социальная и пр.), особенности политического сознания, территориальный размах государства обуславливают необходимость существования в России авторитарного типа власти. Результатом процесса централизации русских земель в XIV - XVII вв. стал приоритет государственного начала над человеческой личностью, характерный для российских политических систем всех периодов, в том числе и современности.

Национальный. Этно-конфессиональное разнообразие "россиян" делает невозможным проведение российским правительством мононациональной политики. "Национальный вопрос" остается одной из "ахиллесовых пят" российской истории.

Культурный. Заимствования в культурной области (Византия, Европа) не приводит к созданию сугубо вторичных явлений. Русская культура синкретична, а ее лучшие образцы самобытны и уникальны. Мировое значение имеют русская иконопись, храмовая и светская архитектура, поэзия и проза XIX - XX вв., декоративно-прикладное искусство и т.д.






Сейчас читают про: