Мистериальный театр

I. Религиозный театр

Мистерия (от греч. mysterium – таинство, служба, обряд; лат. ministerium – «церковная служба») – это спектакль площадного религиозного театра XIV–XV вв. В таком представлении нередко объединялись разные виды игр. В конце Средневековья возникла свободная мистерия – громоздкое многодневное зрелище, продолжавшееся от 3 до 45 дней. Мистерии ставились не только по праздникам церковного календаря, но и по случаю памятных дат или визитов знатных гостей.

Игровым пространством мистерии становился весь город, но основное действие мистериального действия – городская площадь, т.к. именно там проходила значительная часть общественной, обыденной и праздничной жизни средневекового человека (ярмарки, карнавалы, религиозные и мирские акты).

Мистериальный театр игрался на симультанной сцене, что означает совместную одновременную установку всех мест для действия на одной площадке. Места располагались либо а один ряд, либо напротив друг друга в два ряда, либо размещались по всей площади, повторяя ее очертания. Симультанная сцена отражала в одной горизонтальной плоскости средневековую модель мироустройства – рай, земля, ад. Рай и ад располагались либо напротив друг друга или по краям установки.

Большая часть зрителей располагалась на площади рядом с участниками игры, и по ходу представления передвигалась от одного места действия к другому. Часть зрителей располагалась на балконах, лоджиях, в окнах и на крышах.

Мистериальное представление было зрелищем четко организованным, со своей структурой и правилами. Как площадное действо мистерия подчинялась ритму ритуальных процессий. Накануне представления устраивалось торжественное шествие участников мистерии по городу. Каждый день игр открывался и закрывался процессией всех исполнителей. Сцена мистерии была многолюдна, на ней показывали от 50 до сотни с лишним действующих лиц. Например, в Редентинской пасхальной игре на 50 лиц приходилось 11 мест действия, а на 172 действующих лица Альсфельдских страстей –около 36.

По характеру всех участников условно разделяют на две группы: малоподвижные (Бог-Отец, Дева Мария, Иисус, ангелы) и подвижные (черти).

В позднем средневековье происходит очеловечивание библейских персонажей, т.е. исполнители стали наделять героев не «библейскими», а человеческими чертами. Мистериальная сцена выработала свои костюмы, которые имели условный, символический характер. Например, Христос представал одетым в белое мужчиной с черной короткой бородой. На голове был ореол святости в виде желтой шляпы без тульи с широкими полями. Дева Мария носила одежды синего цвета. Особым разнообразием отличались костюмы чертей: гладкие, чешуйчатые и ворсистые трико темно-серого или цветного цвета с разного хвостами. На плечах, коленях, локтях, а также нижней части живота и спины такие трико украшались звероподобными рожицами.

Существовало несколько вариантов изображения «души». Души могли представлять маленькие обнаженные дети, могли и взрослые – в длинных, свободных рубашках. Грешную душу наряжали в черную рубашку, праведную – в белую. Другой вариант – изображение души при помощи живой птицы, белой или черной. Еще – в виде куколки или картинки.

Стремление к зрелищности и достоверности приводило к изобретению реквизита, который должен был ужасать публику (механический стол для сдирания кожи, поддельный живот для вспарывания, голова казненного, бычий пузырь, наполненный жидкостью красного цвета, фальшивый бурав для выдавливания глаза и т.д.).

Мистериальный театр был живой, постоянно развивающийся, порождающий новые формы и жанры, совершенствовавший театральный репертуар, постановочно-исполнительское ремесло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: