Лелия, или лелио

ЛЕДА

ЛАДО

КУПАЛО

КРОДО

КОРША, ИЛИ ХОРС

КОЛЯДА

КИКИМОРА

КАЩЕЙ

ЗОЛОТАЯ БАБА

ЗМЕИ

Змеи в Литве были боготворимы и считаемы за домашних богов. В жертву приносили им молоко и куриц, и строго запрещено было умертвлять их. Преступники, в том обличенные, бывали наказаны тяжко, а иногда и смертною казнию.

Золотую Бабу боготворили на берегу реки Оби. Она получила это имя от позлащенного своего истукана. Ее представляли в виде женщины, с одним младенцем на коленях, и еще другим, стоящим подле нее. Сих детей выдают за внуков ее. Это дало повод думать, что Золотую Бабу можно сравнить с Изидою и почесть ее матерью богов. Но жаль, что сего доказать нельзя; по крайней мере это до сих пор еще не доказано: тем менее заслуживает вероятия мнение, будто бы Золотая Баба начальствовала над деторождением. Во храме ее сокрыто было много музыкальных инструментов, которыми пользовались хитрые жрецы, дабы уверить народ, что истукан сам собою звучит. По сему и почитали это божество оракулом. В смутных обстоятельствах спрашивали у Золотой Бабы совета, и она говорила устами своих жрецов; или наоборот: так как истукан был весь пустой, то жрецы говорили устами своей богини. В жертву приносили ей соболей и куниц, и одевали ее в их шкурки. При каждом жертвоприношении священники съедали мясо, а богине доставалась только кровь, которою обмазывали ей рот, глаза и другие части. Вера к сей богине была так сильна, что даже чужестранные путешественники приносили ей в жертву золото, серебро и другие вещи по мере своего имения; ибо жрецы уверяли, что пренебрегший таким приношением заблудится на пути своем.

Русские сказания описывают нам его живым остовом. Говорят, что он страшно любил молодых девиц и похищал их от родителей. Но сего еще не довольно: иногда, как далее упоминает баснь, пропадали даже красавицы с новобрачного ложа и, наконец, были находимы в палатах Кащея. Это чудовище прозвано «бессмертным». Наконец он, однако ж, умер, к счастию и спокойствию красавиц.

Кикимора между божествами России занимал ту же почти степень, какую Морфей у греков, с тем только различием, что русские представляли его себе ужасным привидением; а напротив того, греческий бог возбуждал кроткие, приятные сновидения.

Один из исследователей говорит: «Иные утверждают, что Кикимора — младенец, похищенный дьяволом из чрева матери, после как она его прокляла». Легко видеть можно, что эта баснь происходит из новейших времен.

Коляда, говорят, стоял в Киеве и был бог празднеств. Другие, напротив того, признают в нем божество мира. Сии два мнения легко соединить можно, потому что без мира нет и никаких празднеств.

Торжество его происходило 24 декабря и состояло в пляске и песнях, от которых есть еще поныне некоторые остатки в России. Этот праздник торжествовали у нас в тот же день, как и ювеналий у римлян.

Русское божество, коего изображение находилось в Киеве. Попов в своем кратком описании славянской мифологии утверждает о сем боге, что он был славянским эскулапом.

Поклонялись Кроду славяне, поселившиеся на Гарце. В Гарцбурге, за милю от Гослара, стоял истукан Кродов на высокой, лесом поросшей горе. Этот истукан представлял старика с обнаженною головою, который голыми ногами стоял на рыбе и опоясан был шерстяною белою повязкою, держа в одной руке колесо, а в другой сосуд, наполненный цветами и плодами.

Значение того, что Кродо босыми ногами стоял на острой и скользкой рыбьей шелухе, было следующее: что саксонцы, т.е. венды, умели утвердиться прочно и невредимо на самых опасных местах. Обнаженная голова означает усердное служение божеству, белая повязка — свободу, колесо — дружбу народа и единодушие против неприятелей.

Иные утверждают, что Кродо представляет Сатурна, и хотят мнение свое доказать греческим словом «время».

Изображение Кродово было найдено в Гарцбурег и отправлено в Гослар. И истукан и его постамент сделаны из прекрасной бронзы и позолочены. Жертвенник внутри пуст и четвероугольный, а сверху покрыт белою мраморного доскою, которая сделана уже в позднейшие времена, и на ней вырезан крест. На всех четырех сторонах находятся отверстия" различной величины, из которых некоторые отделаны очень искусно; это заставляет думать, что сии отверстия некогда были наполнены драгоценными камнями. Жертвенник покоится на четырех маленьких человеческих фигурках, из коих у всякой длинная борода. Верно, представляют они жрецов.

Когда идолослужение было строжайше запрещено и венды не так скоро могли с ним расстаться, то собирались они тайно в самых уединенных местах, дабы отправлять древнее свое идолослужение. От сего происходит верно та легенда, что ведьмы — особенно в Вальпургиеву ночь — собираются еще на поле, а именно: aufdem grauen Brocken.

Также русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был бог плодов, и его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы, то есть 24 июня, приносили ему жертвы. Тогда на полях сжигали большие костры; а юноши и девицы, цветами увенчанные и перепоясанные, плясали около огня при радостном пении; наконец, скакали они и гнали свое стадо через огонь; эти добрые люди думали через то обезопасить свое стадо от леших, или лесных духов. Доселе еще та святая, коей празднество торжествуется в сей день российской церковью, сохранила от идола Купалы прозвание свое Купальница.

Ладо почиталась богинею любви и всех любовных удовольствий. Если сравнить ее с римским божеством, то это славянская Венера.

Все безбрачные приносили Ладе жертвы и думали через то получить себе счастье для будущего супружества. Главный истукан ее стоял в Киеве, а многие находились еще в разных других местах. Ей поклонялись молдаванцы и валахи. Имя ее часто повторяется в русских песнях.

Что касается до этимологии сего имени, то думают, что оно происходит от глагола «ладить».

Опять догадки и заключения, все еще выводимые из имени. Некоторые исследователи думают, что у славян находилось военное божество, по имени Леда.

Лелио был, как его описывают, маленький бог любви, подобный римскому Купидону; так же, как и сей, очаровывал он сердца; и как у этого, так и у него портил дела завистливый Дид. Мы уже знаем Дида в виде антиэрота. Он погашал огонь, возженный Лелием. Некоторые русские песни доказывают, что русские больше любили Лелию, нежели Дида. Лелио был сын Лады.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: