double arrow

Список использованных источников и литературы

Глава 4. ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ И СНОСОК

Заключение по всей работе

Выводы по параграфам и главам

Глава 3. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава 2. ОСНОВНОЙ ТЕКСТ

Объем введения

Порядок расположения разделов введения

Структура работы

Практическая значимость работы

Практическая значимость, как и актуальность, пережиток советской эпохи. По крайней мере, для исторического исследования (в техническом-то вузе у ВКР, наверное, должна быть такая значимость). Но вы учитесь в педагогическом вузе и будете бакалаврами / магистрами образования, так что практическую значимость сочинить несложно: «Практическая значимость данной ВКР состоит в возможности использовать материалы исследования при разработке уроков / внеклассных мероприятий по истории России / всемирной истории для учащихся школ / колледжей». А затем вы блестяще подтверждаете это заявление методическим разделом своей ВКР (см. ниже, раздел Приложения).

Практическая значимость работы помещается в качестве отдельного абзаца после научной новизны.

Обычно завершает введение. В ВКР пишется для красоты и накачки объема текста. В диссертациях – положено (даже не в диссертациях, а в авторефератах). Представляет собой текст примерно следующего содержания:

«Работа состоит из введения, двух / трех / четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения».

Итак, разделы введения располагаются в следующем порядке:

Зачин.

Актуальность.

Объект.

Предмет.

Хронологические рамки.

Территориальные рамки.

Цель.

Задачи.

Историография.

Характеристика источников.

Методологические принципы.

Методы исследования.

Научная новизна.

Практическая значимость.

Структура.

Понятно, что некоторых факультативных разделов может не быть. Значит, они просто выпадают из этого списка. Общий порядок при этом не должен нарушаться.

Объем ВКР по истории – 50-60 листов. Это БЕЗ учета списка использованных источников и литературы и приложений! Рассмотрим структуру объема введения: зачин и актуальность исследования – один лист; объект, предмет, цель и задачи – максимум еще один лист. Уже два. Факультативные разделы (если они будут) потянут еще на один лист. Максимум – три листа. Но это еще не введение. Главное во введении – историография и характеристика источников. Историография должна занимать во введении до шести-восьми листов (см. 3-я подсказка Студентам в разделе «Историография проблемы»). Характеристика источников – от одного до трех-четырех листов. Итого введение составит от пяти до пятнадцати листов. Последняя цифра скорее из области фантазий руководителя, но восемь-десять листов введения – показатель добросовестности автора ВКР. Курсовой работе хватит и трех-пяти листов введения, диссертации, соответственно, больше.

Подсказка Студентам и не только:

1) Можете использовать для структурирования своей работы советы аспирантам, помещенные по данному адресу: https://www.аспирантура.рф/struktura

 

Здесь проблем быть не должно. Это то, что вы вообще пишете в своей работе. По структуре основного текста ВКР обычно делится на главы и параграфы, реже на разделы (курсовые чаще на разделы). В чем разница: глава – это внутренне структурированная часть текста, раздел не структурируется.

Как правило, в ВКР 2-3 главы с 2-3 параграфами в них. Давайте прикинем – если из 50-60 листов ВКР мы около 15 листов потратим на введение и заключение, то на основной текст остается 35-45 листов. Меньше – вряд ли, но и много больше ни к чему. У нас это или две главы по 15-25 листов в среднем с тремя параграфами по 5-8 листов или три главы по 10-15 листов в среднем с двумя параграфами опять же по 5-8 листов.

Т.о., меньше 4-5 листов параграф не имеет права на существование. Больше 10 листов – требует разделения. Конечно, это общие принципы, допускающие (но очень обоснованные) исключения. Кроме того, указанные размеры параграфов касаются только курсовых и ВКР. В магистерских диссертациях параграфы больше раза в два, а в кандидатских – раза в три.

Иногда (но очень редко) текст идет таким образом, что проблем в нем достаточно много, но они друг с другом плохо группируются, а внутренне структурируются слишком мелко. Тогда ВКР можно разделить на разделы. Они примерно равны параграфам, а то и чуть больше (но не меньше). Т.о. 35-45 листов основного текста могут делиться на 4-6 разделов по 6-8 листов.

В любом случае все части работы должны представлять собой единое целое, быть логически связанными и последовательно излагать материал.

Подсказки Студентам и не только:

1) Структура основного текста вытекает из самого названия работы (т.е. ее предмета и объекта). Одна (первая) глава вполне может быть посвящена объекту исследования, тем более, что литературы, как правило, по объекту более чем достаточно. Тогда на предмет исследования остается одна – две главы. Если работа посвящена роли российского флота в Северной войне, то можно начать с внешнеполитических задач России первой четверти XVIII в. и подробно рассказать о самой Северной войне. Вторая глава будет посвящена уже самому флоту.

2) Т.к. нередко самому предмету исследования посвящена всего одна из двух – трех глав ВКР, Студент впадает в соблазн дать ей название, полностью совпадающее с названием самой ВКР. Это сразу бросается в глаза рецензенту и показывает невысокий уровень работы. Старайтесь избегать подобного повтора названий и учитесь об одном и том же говорить разными словами.

3) Не может быть, за редким и обоснованным исключением, глав без параграфов и, тем более, с одним параграфом в главе!

5) Параграф на две страницы – нонсенс: что это за задача, которую можно решить на двух страницах? Параграф на 15 страниц – тоска, показывающая неумение автора структурировать текст. Шесть глав по шесть параграфов, размещенные на 40 листах, ничего кроме недоумения рецензента вызвать не смогут.

6) Параграфы и главы должны быть соразмерны. Когда в одной работе встречаются рядом параграфы на 3 листа и 13 листов, это говорит о научной несостоятельности (проще – бестолковости) автора.

7) Данная подсказка предназначена скорее магистрантам и аспирантам, чем студентам. Но и им она может пригодиться, если в них живет Исследователь.

Структура главы не представляет проблемы – это сами параграфы. Но попробуйте максимально структурировать еще и параграф. Т.е., разделите для себя проблему, вынесенную в название параграфа, на составляющие ее части. В идеале, чтобы каждый подраздел составлял 0,5-1 страницу. Эти подразделы не будут иметь внешнего оформления, но они облегчат написание работы и покажут логику рассуждений автора.

В качестве примера:

Диссертационное исследование было посвящено взаимоотношению партийных и советских органов в деревне в 1920-е годы. В одном из параграфов (на 21 листе) говорилось о привлечении властями крестьянства к работе в местных органах советской власти. Структурируя параграф, автор сначала на 1 листе сформулировал задачи, которые стояли перед РКП(б) – правящей и единственной тогда партией, затем рассмотрел основные формы и механизмы организованного подключения крестьянства к советской работе:

беспартийные крестьянские конференции – 2 листа,

избирательные кампании в Советы – 4 листа.

Затем были выделены отдельные категории крестьянства, работа с которыми описывалась поочередно:

крестьяне коренной национальности (речь шла об одной из автономных республик РСФСР) – 3 листа,

женщины – 3 листа,

беспартийные крестьяне – 3 листа,

крестьяне-коммунисты – 3 листа,

комсомольцы – 2 листа.

В завершении параграфа говорилось о результатах политической работы в деревне.

Причем, каждый из разделов параграфа делился в свою очередь на подразделы. Так, раздел об участии женщин в советском строительстве состоял из подразделов: характеристика социально-экономического положения крестьянки – 1 лист, деятельность института делегаток – 1 лист, выдвижение женщин на выборах в Советы – 1 лист.

Писать, имея перед собой так тщательно структурированный план, гораздо легче!

 

Каждый параграф, не говоря уже о главах, должен завершаться некими выводами. Если параграф – это одна из решаемых задач, то, решив задачу, нужно показать полученный ответ, т.е. вывод.

Вывод логически завершает текст параграфа и зачастую (но не обязательно) начинается словами: «Таким образом, …». Он не должен занимать большого объема – достаточно одного абзаца на 6-10 строк (в среднем, конечно).

Вывод по главе обобщает все выводы по параграфам. Здесь объем уже больше – 2-3-4 абзаца. Некоторая трудность – сказать об одном и том же (вывод по параграфу и главе) разными словами. Можно текст выводов по главе зрительно отделить от основного текста: пропустить строку, поставить посреди строки три звездочки, затем еще одна пустая строка и далее текст выводов с красной строки. Вот так:

* * *

Таким образом…

В заключении Исследователь отвечает на вопросы: зачем он провел это исследование, что сделал, к каким выводам пришел, решая поставленные задачи. Т.е. перечень задач и заключение должны структурно совпадать. Заключение должно стать самостоятельным рассказом. И самым интересным. По большому счету всю работу можно не читать: достаточно прочесть введение (чтобы узнать чего автор хочет получить) и заключение (что он получил). И это относится не только к ВКР или диссертациям, но и к монографиям.

Объем заключения в ВКР – 3-5 листов. Меньше – позорно, больше – зачем?

Подсказки Студентам:

1) В самом простом случае в выводах / заключении кратко пересказывается содержание главы / ВКР.

2) Постарайтесь не повторяться, не пишите одни и те же предложения по три раза: в выводе по параграфу, по главе и в заключении.

 

Это название раздела ВКР, которое состоит из двух подразделов: «Источники» и «Литература». Данный список показывает уровень знакомства автора со специальной литературой, источниками и, следовательно, уровень научной обеспеченности ВКР.

Общее замечание: источники и литература, использованные при написании ВКР в обязательном порядке должны быть упомянуты в сносках (см. раздел IV.2). Потому и называется этот раздел «использованные» источники и литература. А как убедиться, что они использовались? Только по сноскам. Когда рецензент видит список литературы из полутора сотен названий, а в сносках нет и полутора десятков, то он прекрасно понимает: не использовал Студент остальные публикации при написании ВКР. А, скорее всего, и в глаза их не видел.

Зарубите себе на носу: в списках, безусловно, должны быть только те публикации, которые вы видели ЖИВЬЕМ. Работы 1812 года, помещенные в список использованных источников и литературы, сразу вызывают вопрос у руководителя и рецензента: «А где ты это взял?» Обычный ответ прямодушного Студента: «Из чужих книг». Увы, так нельзя. Хитрый же Студент говорит: «Из Интернета». Пожалуйста, но тогда обязательно должна быть ссылка на электронный ресурс. То же относится и к ссылкам на архивные материалы. Иногда Студент указывает в ссылках архивные фонды, описи и дела, не зная даже, где этот архив находится. Так нельзя!

Не нужно перегружать список компилятивными публикациями, не имеющими прямого отношения к рассматриваемой проблеме: учебниками, популярными справочниками, статьями из детских энциклопедий, юбилейными заметками из газет и т.п.

Подсказки Студентам:

1) Ориентировочный объем списка литературы и источников – 50 единиц. Если больше – очень хорошо (только это должно быть реальное «больше», а не солидный список виртуальных работ, которых автор в глаза не видел). Если меньше – придется объясняться (тематика мало изучена, источников мало и т.п.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: