Культура советской эпохи

Люди издавна мечтали о жизни в царстве справедливости и достатка. Очередная попытка реализовать извечную мечту человечества была предпринята в начале ХХ ст. в России. Последовавшая вслед за Первой мировой войной Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года стала истинным водоразделом между Новой и Новейшей эпохами.

Возникшее на фундаменте Российской империи государство Союз Советских Социалистических республик (СССР) с первых своих дней приступило к строительству качественно нового общества, новой культуры, воспитанию нового человека ― железного борца и строителя коммунизма. Повышение образовательного и культурного уровня советских людей стало одной из важнейших забот государства. Политика в области культурного строительства получила официальное название ¾ " культурная революция ", начальным этапом которой стала полная ликвидация неграмотности и приобщение народа к сокровищам мировой культуры.

Результатом культурной революции стало построение культуры нового типа ― советской или социалистической культуры. Являясь производной от европейской культуры, социалистическая культура в корне отличалась от западной и по своей идейной сущности, и по своей социальной функции. Социалистическая культура должна была наследовать материальные и духовные ценности всех предшествующих эпох, вобрав и творчески переработав все лучшее из культурного наследия человечества, а все достижения и блага должны были стать достоянием простого человека-труженика.

Отличительные черты советской культуры — народность, партийность и социалистическая идейность, патриотизм, коллективизм, интернационализм, научное мировоззрение.

Масштабные культурные преобразования имели и свою оборотную сторону ― они сопровождались разрушением " старой буржуазной культуры ", уничтожением культурных ценностей, которые не отвечали задачам построения нового социалистического общества, преследованиями интеллигенции, не разделявшей пролетарских идей, борьбой против церкви.

Одной из ключевых установок культурной революции стало использование достижений культуры в качестве инструмента идеологического влияния на массы. В 1918 г. В.И.Лениным был предложен план монументальной пропаганды, предусматривавший установку монументальных памятников выдающимся революционерам, гуманистам, деятелям культуры, наглядную агитацию с помощью плакатов, лозунгов революционного и гуманистического содержания; агитационное оформление праздников.

· В противовес западному модернизму, советская идеология требовала от художника следовать единому творческому методу. Таким методом стал социалистический реализм ― новое художественное направление в искусстве. Эстетика соцреализма опиралась на классические традиции, избегая любых непривычных средств выражения. Тематикой соцреализма становятся: революционная романтика, поэтизация социалистического строительства, героизация человека труда.

Важнейшую роль в деле утверждения социалистических идей играла литература. Начиная от родоначальника соцреализма М.Горького, целая плеяда советских писателей и поэтов, продолжали лучшие традиции классиков русской литературы: М.Шолохов, Н.Островский, В.Маяковский и др.

Ошибочно было бы считать, что соцреализм насаждался исключительно сверху. Он отвечал внутренней потребности большой части и зрителей, и художников. Модернизм не мог удовлетворить душевную потребность человека видеть в произведении искусства отражение жизни такой, как она есть, и такой, какой она должна быть. Искусство соцреализма ― это, если и не правда жизни, то сказка, удивительно похожая на правду.

Со временем в советском искусстве проявились негативные тенденции к чрезмерному возвеличиванию вождей (В.Ленина, И.Сталина), мифологизации их образов, вылившихся в культ личности Сталина, что дало основание для жесткой критики всей социалистической культуры со стороны Запада и разоблачением культа личности в 50-е годы в период "оттепели".

· в 1922 г. возникла идея сооружения Дворца Советов как символа торжества первого в мире советского государства. Победу в масштабном интернациональном конкурсе одержал проект архитектора Б.Иофана. Колоссальный Дворец высотой более 300 метров и объемом в три раза больше пирамиды Хеопса должен был стать главным архитектурным акцентом столицы. Этот суперпроект, которому предрекали звание "восьмого чуда света", знаменовал собой рождение нового стиля, названного " сталинским классицизмом ". Однако строительству Дворца Советов помешала Великая Отечественная война.

Самым известным произведением советского монументального искусства является 24-метровая статуя "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной, выполненная для Всемирной выставки 1937 г. в Париже. Образы рабочего и колхозницы, в едином порыве устремившихся вперед, воплощали и нерушимый союз двух классов трудящихся, и символы советского государства ― серп и молот, и единство мужского и женского начал, став одним из главных советских символов.

Героизм, мужество, патриотизм, самоотверженность советского народа в годы войны, величие его Победы стали главными темами художников, писателей, кинематографистов как военного, так и послевоенного времени, увековечены в многочисленных монументах, установленных в освобожденных городах СССР и Европы, выполненных в этом стиле.

После победы приоритной государственной задачей стало обновление облика разрушенных городов. Началось повсеместное интенсивное строительство. Наиболее удачным примером архитектуры в стиле сталинского классицизма являются восемь высотных зданий, построенных в Москве, наиболее известное из которых ― 36-этажный главный корпус МГУ на Ленинских горах, в котором воплотились некоторые черты Дворца Советов.

Особой гордостью советской культуры является московский метрополитен, станции которого, похожие на великолепные дворцы, признаны самыми красивыми в мире.

· Огромную роль в советской культуре играли театр и кино.

Советский театр стал новой ступенью в истории мирового театрального искусства, обогатив его творческими принципами К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, стремившихся к раскрытию " жизни человеческого духа ". Система Станиславского признана в качестве наивысшего образца реалистического искусства во всем мире.

Ленинское высказывание о том, что " из всех искусств важнейшим для нас является кино " стало не просто лозунгом ― программой к действию. Доступное всем, независимо от возраста и образовательного уровня, кино в СССР пользовалось неслыханной популярностью. Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в которых неизменно побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена советским кинематографом.

Особую любовь снискали музыкальные комедии, не утратившие своего очарования до настоящего времени ("Веселые ребята", "Волга-Волга", "Цирк"). Даже в военное лихолетье снимались жизнеутверждающие музыкальные ленты, несущие зрителю уверенность в скорой победе.

Блестящие экранизации литературных произведений "Тихий Дон" С.Герасимова, "Война и мир" С.Бондарчука (получившая премию "Оскар") и др. вдохнули новую жизнь в бессмертную литературную классику.

Значительным явлением в культурной жизни советского человека была эстрадная музыка. " Нам песня строить и жить помогает " ― эти слова популярной песни из кинофильма "Веселые ребята" сопровождали советской народ на всех этапах его истории. Никогда песня не имела такого мощного социального звучания, как в советской культуре, неся в себе жизнеутверждающий оптимизм, неиссякаемый задор, сохраняя при этом необыкновенную лиричность и задушевность, мелодичность, легкость восприятия. Творчество легендарных певцов Л.Утесова и К.Шульженко знаменует собой целую эпоху в советской музыкальной культуре, а имена прославленных композиторов-песенников И .Дунаевского, В.Соловьева-Седого, А.Пахмутовой, поэтов В.Лебедева-Кумача, М.Матусовского стоят в одном ряду с именами классиков, работавших в "серьезных жанрах".

· Политизация и поляризация культуры в период "холодной войны" имела и свои положительные стороны ― в безудержном стремлении доказать преимущества своего строя, оба лагеря добивались значительных успехов в самых разных областях культуры: медицине и спорте, науке и образовании.

В 1957 г. глава советского государства Н.Хрущев выступил с заявлением, потребовав от стран Запада покончить с "холодной войной". Огромное значение для оздоровления общества имела реабилитация репрессированных при Сталине деятелей культуры. Время демократических преобразований получило название " хрущевская оттепель "

Раньше и живее всего на изменения отреагировала литература. Опубликованная после смерти Сталина повесть И.Эренбурга "оттепель" стала провозвестником новых тенденций в культуре и жизни в целом, дав название всей эпохе.

В 60-е годы формируется первое в истории советской страны либеральное течение интеллигенции ― " шестидесятничество ", отличавшееся такими нравственно-идеологическими принципами, как личная независимость, творческая свобода, любовь и дружба, интернационализм, понимаемый отныне как открытость всем достижениям мировой культуры и цивилизации. Заговорили и о стилевом многообразии советского искусства.

атмосфера относительной свободы оживила творческий процесс. Искусство 50-60-х годов отличает стремление изображать жизнь во всей ее полноте и противоречивости, вера в " социализм с человеческим лицом ". Литература пополнилась новыми темами и жанрами, например, научной и философской фантастикой, в которой будущее нередко представало как реализация светлой мечты о коммунистическом обществе.

Огромным читательским спросом пользовались большие по объему литературные журналы "Юность", "Новый мир". Писатели же и поэты, не допущенные на страницы официальных изданий, публиковали свои произведения в " самиздате " ― журналах, напечатанных на машинке.

Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. Появляется целая плеяда замечательных дерзких молодых поэтов-шестидесятников, чье творчество составило целую эпоху в советской культуре и чьи поэтические вечера собирали огромные залы: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский.

Одной из примет эпохи стали авторские или " бардовские" песни, сочетавшие в себе тонкую лиричность и остросоциальную направленность. Песни бардов Ю .Визбора, А.Галича, В.Высоцкого тиражировались самодельными аудиозаписями, пелись в походах у костров и в подворотнях.

В период "оттепели" во весь голос заявили о себе национальные культуры, в которых современная эстетика гармонично сочеталась с колоритными традиционными мотивами.

В то время, как многие художники продолжали успешно работать в стиле соцреализма, у других пробудилась жажда экспериментаторства. Сказывалось начавшееся потепление по отношению к западной культуре.

В эпоху "оттепели" успешно развивалась советская наука. Был взят курс на ускорение научно-технического прогресса и соединение науки с производством. Значительных успехов добились советские ученые в области химии, математики, общественных наук, особенно физики. В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция, построен синхрофазотрон —самый мощный в мире ускоритель протонов, началось производство вычислительной техники.

Под руководством ученого и конструктора С.Королева успешно велась разработка ракетной техники, осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А в 1961 г. Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества полет в космос, что стало настоящим триумфом советской науки и культуры в непрекращающемся соперничестве с Западом.

В целом, кратковременная переломная эпоха "оттепели" оказалась достаточно поверхностной. Идеологические послабления то и дело сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет. Тем не менее, ее значение для самоочищения советского общества трудно переоценить.

· В 70-80-е годы советская культура развивалась во многом по инерции, заданной предыдущим периодом. Однако постепенно практически все сферы жизни охватывали застойные явления, а затем и отставание, особенно в экономике, наукоёмких отраслях и технике. Параллельно началось сворачивание социальных и культурных реформ, ограничение достигнутых прав и свобод. Сталинский тоталитаризм вернулся в смягченной форме в обличье брежневского " застоя "

Однако, когда речь идет о художественной культуре, брежневскую эпоху нельзя однозначно назвать застойной. Гуманистические традиции в искусстве не были прерваны, несмотря на усиление административно-командных методов руководства культурой, продолжали развиваться в лучших произведениях советских авторов, как официально признанных, так и не признанных властью. В эпоху "застоя" были созданы настоящие шедевры литературы (романы А.Иванова, В.Пикуля и др.), высокий подъем переживал театр — во МХАТе, театрах "Современник" и "Таганке" с аншлагами шли спектакли, завоевавшие признание даже западной публики.

А для кинематографа это было время наивысшего творческого взлета, принесшее в советское кино новую эстетику и психологизм, более глубокое и откровенное проникновение во внутренний мир человека. Таковы неустаревающие фильмы Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или с легким паром", "Служебный роман", комедии Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Бриллиантовая рука", остросюжетные сериалы "Семнадцать мгновений весны" Т.Лиозновой, "Место встречи изменить нельзя" С.Говорухина; нестандартные фильмы А.Тарковского в духе философского кино и научной фантастики "Зеркало", "Ностальгия", "Солярис".

Многие советские фильмы того времени получили всемирное признание: пронзительная лента М.Калатозова о любви и войне "Летят журавли ― единственный советский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля и признанный критиками лучшим русским фильмом XX века; фильм А.Аскольдова "Комиссар", рассказавший о судьбе и любви женщины-комиссара времен Гражданской войны, роль которой сыграла Нонна Мордюкова, названная Британской энциклопедией в числе десяти лучших актрис мира!; снискавший всенародную любовь фильм В.Меньшова "Москва слезам не верит" стал обладателем кинопремии "Оскар".

главное противоречие эпохи "застоя" заключается в том, что официальная культура, вновь очутившаяся в условиях идеологического диктата, во многом исчерпала возможности дальнейшего развития, а неофициальная не обладала достаточными средствами для укрепления своего воздействия на общественное сознание. Сформировался своеобразный " культурный тупик ".

· Провозглашенная на Апрельском (1986 г.) пленуме ЦК КПСС " перестройка " подвела итог эпохе "застоя". Главные реформы идеолог "перестройки" М.Горбачев видел в сфере общественной и культурной жизни.

Одним из ключевых лозунгов стала " Гласность ", снявшая табу с многих прежде "закрытых" в советское время тем.

Политика открытости по отношению к внешнему миру принесла свои плоды в виде окончания "холодной войны" и падения "железного занавеса". Послабление таможенных, идеологических, политических барьеров, в конце концов, привело к распаду социалистического лагеря.

Но не все так однозначно ― вместе с долгожданной свободой, советское общество получило и социальные проблемы и пороки, присущие западному социуму (наркоманию, проституцию и т.п.); псевдокультурные ценности низкопробной потребительски-ориентированной массовой культуры; отказ от высоких и поистине народных достижений и духовных принципов социалистической культуры (коллективизма, интернационализма, культа человека труда, одной из лучших в мире систем образования и т.д.); заострение этнических и религиозных противостояний; "утечку мозгов" — отток высококвалифицированных кадров за рубеж. культурная жизнь стала несравнимо сложнее, разнообразнее, многовариантнее. В то же время, засилье массовой культуры сомнительного качества, бездумное подражательство Западу снизили планку требований к художественным произведениям и другим продуктам культурной деятельности, что привело к утрате многих культурных ценностей, самобытности и лучших традиций советской культуры.

наряду с несомненным положительными переменами ― демократизацией общества и оживлением культурной жизни, непродуманные реформы и ошибкипривели в итоге к распаду в 1991 г. Советского государства.

Социокультурные последствия этих судьбоносных перемен, завершивших эпоху Новейшей культуры, еще ждут своей исторической оценки.

Как бы неоднозначно не относились сегодня к событиям, трагедиям и грандиозным достижениям советской эпохи, советская культура навсегда войдет в историю мировой культуры как один из ярчайших и величайших по своим масштабам и степени влияния на общемировые процессы этапов становления человеческого сообщества.

Подводя итоги, отметим, что культура ХХ века, унаследовав часть присущих ей характерных особенностей от прошлого, сформировала принципиально новые представления о миропорядке, образе современного человека и высших ценностях человеческой жизни. Лишь на рубеже тысячелетий человечество в полной мере осознало противоречивую и неоднозначную связь научно-технического прогресса и породившей его культуры ― высокому уровню развития науки и техники далеко не всегда соответствует столь же высокий уровень культуры как системы духовных ценностей.

В целом Новейшую культуру можно охарактеризовать как чрезвычайно емкий, предельно динамичный и противоречивый этап развития человечества, подошедшего к порогу, когда необходимо сдавать экзамен на зрелость. Научно-технический прогресс и процесс глобализации вызвали к жизни не только новые проблемы и противоречия, ставшие причиной весьма пессимистических прогнозов к концу столетия, но и породили надежды на то, что совместными усилиями с помощью научных открытий и технических достижений будут разрешены трудности и жизненные проблемы как отдельного человека, так и человечества в целом.

Единственное, в чем можно не сомневаться ― это в закономерности культурного развития, согласно которой выход из кризиса всегда знаменуется не возвращением к старому, а появлением нового и оригинального лика культуры, который будет соответствовать реалиям и потребностям наступившей эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: