Филиппины в раннее Новое время

Филлипины

Культура Таиланда в Новое время

Последняя треть XIX в. ознаменовалась развитием в Сиаме системы образования. Появились светские школы для

детей элиты, торговое, медицинское, почтово-телеграфное, педагогическое училища, находившиеся в ведении Министерства образования. Часть учащихся направлялась на обучение за границу.

В Бангкоке начал складываться слой интеллигенции, пополнявшийся не только из среды элиты, но и крестьянства, городских слоев и торговцев. В Сиаме работали английские советники и преподаватели, которые ввели британские традиции в образовательную систему. С другой стороны, здесь активно использовался и японский опыт с учетом собственной буддистской специфики. Светская система образования официально появилась лишь в 1898 г.

Большое влияние на развитие тайской литературы и искусства в Новое время оказала камбоджийская традиция с ее обожествлением монархической власти. Основным жанром стали поэтические произведения на религиозные темы, при написании которых поэтами использовалась особо сложная система стихосложения.

В Таиланде существовали три основных вида театральных драматических произведений — кон, нанг и лакон. Кон — театр пантомимы, где роли, в сопровождении музыкантов и певцов, исполняли мужчины в масках, определявшие назначение того или иного персонажа. Каждый их жест имел собственный смысл. Здесь разыгрывались сцены из «Рамаки-ан» — священного текста, составлявшего основу культа божественной власти сиамского монарха.

Нанг — театр теней, в котором также разыгрывались сцены из «Рамакиан». Лакон — театр классической драмы. Существовали две его разновидности: одна использовалась во дворце правителя, а другая — вне его. Если в первом варианте разыгрывались сцены из «Рамакиан», то во втором — народные произведения о героях, наиболее популярным из которых был «Кунг Чанг и Кун Пэн» — о приключениях одного из королевских солдат.

Очень важной считалась книга «Махачат» («Великая жизнь») о Будде в последнем перед нирваной перерождении. Ее чтение в Новое время являлось одним из главных религиозных обрядов. На эпизоды из этой книги создавались самостоятельные поэтические произведения. Наиболее известными литераторами Нового времени являлись Си Прат, Сунтон Пу, Дамронг Рачанупат и др.

В области архитектуры и изобразительного искусства преобладающими также являлись религиозные сооружения и архитектурные украшения на мотивы из священных буддистских книг. Живопись была более распространена, чем искусство скульптуры.

С XVII в. стала формироваться тайская традиционная живопись, в которой отражалась повседневная жизнь общества. Появляются иллюстрации к религиозным книгам в виде орнаментов и рисунков. Высокого уровня достигло Декоративно-прикладное искусство.

В середине XVI в. развивается строительство, возводятся дворцы правителей из дерева. Постройки из кирпича стали появляться лишь с конца XVII в., в основном, их делали для иностранцев.

В конце XIX в. наблюдается возрастание влияния западной культурной традиции, стала перениматься техника европейских мастеров. Западные архитекторы спроектировали дворец Чакри в Бангкоке, представляющий собой сочетание тайских и западных архитектурных традиций, комплекс Банг Па-ине, являющийся почти точной копией Версаля и др.

В конце XV-начале XVI вв. идет острая борьба между Португалией и Испанией за контроль над морскими путями в Юго-Восточной Азии. В 1493 г. римский папа в своей булле условно разделил сферы влияния в «нехристианском мире», по которой регион ЮВА отошел к Испании. Через год это было закреплено в двустороннем португало-испанском договоре в Тордесильясе. Однако даже такого рода соглашения не ослабили соперничества этих стран в регионе.

В 1521 г. Филиппинские острова были открыты экспедицией Магеллана, начавшей их христианизацию и подчине-нивший их испанской короне. Первоначально эти острова были названы островами св. Лазаря. Вначале экспедиция укрепилась на о. Себу, где заключила «кровный договор» с местным правителем и принудила соседние с Себу острова платить дань своему союзнику. Правитель о. Мактан Лапулапу не пожелал подчиниться испанцам. Это событие стало первым в истории Филиппин случаем проявления открытого неповиновения иностранным колонизаторам. 27 апреля 1521 г. воины Лапулапу смертельно ранили Магеллана, а затем и на самом Себу началось недовольство испанцами. Вскоре они были вынуждены покинуть Филиппины, а их попытки вновь здесь высадиться во второй половине 20-х гг. XVI в. пресекались португальцами. В результате подписания Сарагосского договора 1629 г. острова перешли под контроль Португалии.

Лишь в середине 60-х гг. XVI в., после завоевания американского континента, испанцы вновь приступили к захвату Филиппин. Это название островам было дано в честь испанского короля Филиппа II. Новое завоевание Филиппин оправдывалось католической церковью как миссия во имя спасения душ филиппинских «язычников». В начале 1565 г. испанская эскадра во главе с Мигелем Лопесом де Легаспи высадилась на острове Себу и вскоре завоевала его, используя противоречия между местными правителями. Через несколько лет им удалось завоевать Бисайские острова и Северный Минданао.

В 1570 г. начался захват острова Лусон. Вначале испанцами был построен новый город — Манила, ставший впоследствии столицей Филиппин. Подавление сопротивления местного населения проходило при поддержке вооруженных отрядов из числа жителей Бисайских островов и завершилось лишь в конце XIX в. Вне испанского контроля оставался лишь ряд горных районов Лусона. Юг Филиппинского архипелага, населенный мусульманами, продолжал оказывать сопротивление испанцам во время всего периода их колониального господства.

С 1570 г. началось строительство нового города Манила, вскоре объявленного испанцами главным административным центром колонии. Затем они начали захват центральной части Лусона, который являлся наиболее развитой в экономическом отношении и самой густонаселенной территорией Филиппин. К 1580 г. испанцы сумели захватить северо-восток этого острова. Северная часть Лусона продолжала оказывать сопротивление колонизаторам вплоть до 1590 г. Таким образом, к концу XVI в. в новую испанскую колонию входили Лусон, Бисайские острова, северная часть острова Минданао и острова Палаван. Что касается южной части архипелага, то там испанцы на долгое время столкнулись с сопротивлением местных мусульманских народов, которым помогали единоверцы из соседних малайских государств. Эти войны получили название «войны Моро» и проходили под религиозными знаменами. Термином «моро» (аналог испанского «мавр») колонизаторы называли всех мусульман-филиппинцев, не пожелавших подчиниться их власти.

Во главе колонии стоял испанский губернатор, в непосредственном подчинении которого находились чиновники метрополии. Кроме того, на архипелаге активную деятельность развернули католические миссионеры, которые в первой трети XVII в. смогли обратить в христианскую веру почти все завоеванное население. Религиозные монашеские ордена получили от испанского короля для освоения часть земель на Филиппинах. С 1570 г. для эксплуатации местного населения испанцами стала применяться зарекомендовавшая себя

в Южной Америке т.н. «экомендарная» система. Суть ее заключалась в том, что конкретный представитель метрополии (экомендеро) получал от властей право сбора налогов с местных жителей, которые находились под его контролем. На практике деятельность экомендеро выражалась прежде всего в использовании жестоких методов взимания податей, массовыми злоупотреблениями, что неоднократно приводило к выступлениям против них.

Ситуацией решила воспользоваться, для поднятия собственного авторитета среди филиппинцев, католическая церковь, под давлением представителей которой к началу XVII в. эта система была заменена на трибу то (единый подушный налог).

Вся земля на Филиппинах оказалась в формальной верховной собственности испанского монарха, который, в соответствии с законом, наделял конкретных лиц правом ею распоряжаться. Тем не менее, фактически они и являлись ее реальными собственниками. Главный тип земельного владения назывался асъеда (поместье), в котором основной формой эксплуатации была издольщина. На правах коллективных собственников земельных угодий выступали также и католические ордена. С начала XVII в. в разряд землевладельцев стали попадать и представители местной элиты, которых называли касики. На их поддержку рассчитывала колониальная администрация, освобождавшая эту категорию от личных повинностей и привлекавшая их на низшие должности в колониальном административном аппарате.

Крестьянство составляло на островах Филиппинского архипелага основную массу населения. Они также имели права владения землей, так как в стране имелось достаточное ее количество. Некоторые категории крестьян являлись арендаторами у крупных землевладельцев и католических орденов. Недовольство крестьян своим положением часто выливалось в выступления под религиозными лозунгами — либо возврата к дохристианским формам культа, или же в форме христианского сектантства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: