Таиланд в раннее Новое время

Индонезия во второй половине XIX в.

С середины 50-х гг. XIX в. наблюдались кризисные явления в организации системы эксплуатации Индонезии со стороны Голландии. Началась отмена системы «принудительных культур». С 1870 г. создаются частные плантации сахарного тростника/Земли, на частное владение которыми не имелось соответствующих документов, объявляются государственной собственностью. Таким образом, значительная часть крестьянства становится частными собственниками. Некоторые из свободных земель и земель крестьян передаются в аренду европейским плантаторам. Начинается захват крестьянских земель со стороны купцов, ростовщиков и представителей колониальной администрации. Значительное число крестьян разоряется. С конца XIX в. для нужд плантационного хозяйства стали строиться ирригационные сооружения.

В 80-е гг. владельцами некоторых плантаций и промышленных предприятий стали банки, одним из которых было Нидерландское торговое общество, трансформировавшееся в финансовое учреждение.

Параллельно с голландцами, активную экономическую политику в отношении Индонезии проводят США и Великобритания. Стремясь компенсировать потери, голландцы приняли решение подчинить своей власти султанат Аче на Суматре. Началась борьба этого султаната за независимость. Суматранский трактат 1871 г. определил, что Великобритания согласится на захват Голландией территории Северной Суматры при условии, что голландцы и англичане будут там иметь равные права. Аче в начале 70-х гг. XIX в. представляло из себя слабо централизованное государство. В качестве повода к войне послужили переговоры представителей Аче с дипломатами США и Италии в Сингапуре, в ходе которых ачехцы просили оказать им помощь в противостоянии с голландцами. Голландия отправила туда свой экспедиционный корпус, и в конце марта 1873 г. начались военные действия, получившие в историографии название Ачехская война. Она продолжалась вплоть до 1913 г. и прошла ряд этапов.

Вначале голландские войска высадились близ столицы Аче, но встретив там упорное сопротивление, вынуждены были на время отступить. Затем они вновь начали наступление, сломили сопротивление, и в начале 1874 г. Аче был включен в состав голландских колониальных владений. Однако еще в течение длительного периода местное население оказывало сопротивление захватчикам под исламскими лозунгами борьбы с неверными. Один из местных вождей Теуку Умар возглавил народное сопротивление. Тогда голландцы вновь применили свой испытанный метод — раскол местной элиты путем ее подкупа. В 1899 г. Теуку Умар погиб и после этого сопротивление повило на убыль.

К концу XIX в. на территории Индонезии существовало около ЗОО княжеств, имевших формально собственную структуру управления, но признававших над собой главенство администрации Нидерландской Индии, определявших их бюджет и внешнюю политику. В целом Индонезийский архипелаг был разделен на сферы влияния следующим образом: под контролем Великобритании находились Саравак и Британское Северное Борнео, о. Тимор контролировала Португалия, а Новая Гвинея была разделена между Великобританией и Германией. В 1885 г. территория Северного Борнео (Сабах) была уступлена Испанией в пользу Великобритании. В том же году Великобритания и Германия поделили между собой Новую Гвинею.

Таиланд (Аютия, Сиам)

В начале Нового времени одним из самых значительных государств на территории современного Таиланда было государство Аютия, просуществовавшее с 1350 по 1767 гг. Оно было создано путем объединения социальных структур тон-кхмеров и таи. К этому времени уже сложилось традиционное тайское общество.

Во главе политической системы Аютии стоял монарх, являвшийся верховным собственником земли и остального имущества своих подданных. Доходы распределялись в зависимости от положения в обществе тех или иных социальных групп. С XIV в. в Таиланде господствовал буддизм тхеравады, выделявший на первое место в деятельности государства политическую и религиозную составляющие, а уже затем экономику. Личность правителя одновременно рассматривалась как божественное и земное существо. Монарх был в одном лице главой духовной, светской и военной власти. Помимо правителя назначался «уппарат» — «второй король» из числа его ближайших родственников. Он также имел в своем распоряжении чиновничий аппарат и мог влиять на принятие государственных решений. Между двумя правителями зачастую возникало недоверие. Буддистская община — сангха — занимала промежуточное положение между народом и правящей элитой.

С XVI в. Аютия постепенно втягивалась в международные торговые отношения, что не могло не сказаться на изменениях в жизни тайского общества в сторону усиления в нем роли экономических факторов.

В стране существовало несколько видов поселений: сельские жители объединялись в масштабах банов (деревень), чиенги (въенги) — укрепленные центры, накхон {нагара)

столицы. Бан подчинялся чиенгам и вьенгам, в которых жили представители местной элиты, а также торговцы и ремесленники. Однако городами, в европейском понимании, они не являлись. Городским укрепленным центрам (насчитывавшим порядка 7-10 тысяч жителей) подчинялись территории мы-ангов, имевшие с ними общую администрацию. Самостоятельного городского управления не было. Население мыангов занималось земледелием. Над центрами мыангов находилась нагара, в которой строились буддистские монастыри (ваты), являвшиеся не только религиозными, но и культурными центрами. С XVII в. в Таиланде стали возникать города, выступавшие в роли центров торговли с другими государствами.

Взаимоотношения между крестьянством и чиновниками строились, в первую очередь, на принципах морального долга. Крестьяне не находились в крепостной зависимости, а их отношения с крупными землевладельцами строились на основе покровительства, осознания, что необходимо выплачивать налоги в пользу государства. Крестьян было больше, чем несвободного населения.

Представители элиты, находившиеся на государственной службе, жили в городах и были слабо связаны с землевладением. Государство являлось большой общиной, в которой все свободное население таи было формально равным перед правителем.

Тайская элита обозначалась словом «най». В нее включали семью правителя, столичную знать, входившую в группу служилой знати — куннанг. Их ранги, в отличие от семьи правителя, не являлись наследственными. Чтобы иметь возможность войти в слой знати, необходимо было получить образование и прожить некоторое время в буддистском монастыре, а затем пройти специальное посвящение.

Особой группой являлось буддистское монашество, не занимавшееся физическим трудом и не состоявшее на государственной службе. В материальном плане оно полностью зависело от светской власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: