Две истории осетин

Предисловие

Формула

ОСЕТИНЫ В ПЛЕНУ У АЛАНОВ

ТИНА ДЗОКАЕВА

(Долгая жизнь идеологемы)

Сложившаяся и принятая официально осетиноведами Формула осетинского этногенеза выражена в следующей цепи племенных образований: Скифы-Сарматы-Аланы. За цепью водяным знаком располагаются арийцы. Они предшествуют скифам и отождествляются с аланами, которые и считаются непосредственными предками осетин.

Неискушенному читателю Формула кажется то ли слишком длинной, то ли немного даже разнородной. И в то же время как будто чего-то в ней недостает. Соли, что ли? Или каких кавказских пряностей?

Разобраться во всем этом трудно и читатель вынужден сам отправляться в поиски. Читатель не против. Ну, когда еще забредешь в такие дебри, в самую Предысторию!

История - это не то, что было, а то, что мы знаем о ней

У осетин - будто две истории. Одна - ближняя и реальная, начинающаяся примерно с XІІІ века, когда многочисленные нашествия тюркских народов вынудили родственные племена и родовые семьи наглухо закрыться в горах Кавказа. С того времени в горных ущельях вдоль рек Терека, Гизельдона, Ардона, Уруха началась своя внутренняя активная жизнь. История ясная и понятная. Собственно, она у нас у всех в сознании и в крови. Всякий осетин считает свой народ детищем гор. А эта могучая стихия равнодушным никого не оставляет. Даже тот, у кого лишь предки жили в горах, считает себя горцем. Горы - это особое восприятие жизни.

Конечно, горы горам тоже рознь. Одни горы располагают к пасторального толка воспоминаниям, другие рождают трагическое мироощущение. "Гоняю оленя, пасу ли козу, В горах мое сердце, а сам я внизу" - напоет свирелью горец Роберта Бернса. "Додой фǽкǽнат мǽ райгурǽн хǽхтǽ" - застонет горец Коста.

В горах прошла драматическая часть осетинской истории. Горы создали и внешний, физический облик осетин, и влили в него свою энергию, свое понимание человеческого бытия, взаимного сочувствия и помощи. Горы стали жесткой колыбелью для осетин. В них не было мягких пуховиков, а музыкой служили звуки постоянно раздающегося набата и стона. "О, хусауты хусау!" "Приди на помощь!" То сосед сорвался с горы. То хищный зверь у порога караулит. Где-то снежные обвалы перекрыли тропинки - главные горские магистрали. А то затопило урожай, выращенный на искусственной, собственными руками созданной террасной земле.

Горы хороши чтобы их воспевать. "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал". Воспевать могут и менестрели. А жить в них доступно лишь сильным людям, сильным как лев, оборотистым (изворотливым?) как барс, кстати, являющийся осетинским символом. Горы - это религия. Здесь они - главный Креститель.

Первая часть осетинской истории документально оформлена, доказана и подтверждена археологическими раскопками и описаниями. В нее верят все осетины. Она - вне пределов критики, разночтений и научных споров. Многие и сейчас могут показать в горах свои родовые камни, ступить на участочек земли, которую предки собирали буквально руками. К той части жизни наших предков вопросов нет. Там с этнонимами, названиями родов, родственных племен, - все нормально. Уый та чи у чи? - могли спросить про незнакомца. А то, что скиф там на пороге появился, или массагет какой - это из области фантазий.

И вдруг вроде ничего особенного не случилось, горы не свалились, ледники пока еще не обрушились. А всего-навсего пришли миссионеры, удивленные новым типом туземных народов, и объявили тех самых осетин - скифо-аланами, индо-иранцами! (Наши предки и знать такие имена не знали, судя по Нартским сказаниям). И пошла другая история.

Так, с подачи тех миссионеров и живем, словно иностранцы, пришедшие когда-то из, даже может не существовавших земель, на Северный Кавказ. И разговариваем мы, оказывается, на языке необычном, не то, что наши соседи - кабардинцы там или ингуши. На индоевропейском!

Осетиноведение уже давно является научным направлением не только местного звучания. Напротив. Темой увлечены многие ученые в мире. Интерес понятен. Привлекает уникальность ситуации. Считается, что осетинский язык сохранил и пронес в себе корни древне-иранских (арийских) языков до современности. Этот факт возбуждает интерес не только лингвистов, но и археологов, историков, философов, фольклористов, этнографов. Из представителей всех этих специальностей сложились группы исследователей, разносторонне рассматривающих столь поразительный на их взгляд факт.

Но при этом те же специалисты все чаще и охотнее обнаруживают свойства "осетинского диапазона" на разных территориях и у многих народов древнего мира. Акцентируются параллели с мифологией древней Греции и Рима, ищутся сходства героев осетинского эпоса нартов с образами рыцарей и королей бриттов и кельтов. Одинаковые привычки, бытовые подробности, героические образы - улавливаются в самых разных отдалениях от Осетии. Поиск осетинских двойников становится повальным увлечением даже специалистов.

Всемирное братство хорошо, конечно. Однако от слишком большого увлечения в этом направлении может истончиться реальная почва, на которой Осетия стоит. Ее разносят пока виртуально, теоретически. Вот и к семитам уже приписали.

Может быть, это потому, что "так ложатся карты"? Так их сдал покер?

И, может быть, вся сложившаяся мифология не более чем стекляшки, которые Миклухо-Маклай дарил своему туземному братству? Но тогда интересно - кто "Миклухо-Маклай", и кто "покер"?

Конечно, идеи, самые разнообразные и даже сумасбродные, увлекают. Это романтично. Они подстегивают людей к поискам корней своего народа. А сегодня тем более, когда активизируется такой неотвратимый, но пугающий фактор современности как Глобализация - враг и разрушитель всяких этносов. Люди хотят знать о своих корнях все, пока это еще актуально, пока они не перемолоты окончательно в какой-нибудь европейской или другой ступе. И они не желают расставаться со своей этнической своеобразностью. Входя в содержание проблемы, они начинают отчаянно спорить. Сложившиеся представления рассыпаются. Авторы идей продолжают настаивать. Некоторые прибегают к научно-административным (вернее, ненаучно-административным) методам, объявляют, что истина уже добыта, и что она уже в их руках и что остальным можно уже не беспокоиться. О, какое самообольщение! За авторитетами, даже научными, все труднее укрываться. Стоит посмотреть многочисленные интернет-сайты по данным вопросам, чтобы убедиться - истина, в частности, о так называемых "аланизмах", потихонечку девальвируется и за нее все труднее приходится держаться. Буквально - цепляться! Истина пока пребывает в образе синей птицы. Она летает, и ее все еще трудно поймать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: