Билет № 17 17.1. Народничество 70-80 гг.19 века. Идеологи народничества (Лавров, Бакунин, Ткачёв). Их взгляды и тактика борьбы с самодержавием

Историческая победа Советской армии в битве под Москвой (зима 1941- весна 1942 гг.) и ее последствия.

Летом и осенью 1941 г. Красная Армия вела тяжелые оборонительные бои, препятствуя продвижению вражеских полчищ на Москву, Ленинград, Киев. Длившееся два месяца (август—сентябрь) Смоленское сражение помешало реализации гитлеровского плана “молниеносной войны”. Советское командование получило возможность развернуть подходившие из глубокого тыла части, укрепить оборонительные рубежи Москвы. Но опасность для столицы сохранялась. Группа армий “Центр” планировала взятие Москвы, создав для этого значительный перевес сил (операция “Тайфун”). В середине октября, преодолев ожесточенное сопротивление советской армии и неся большие потери, немецкие войска вплотную подошли к Москве (на не которых участках до 25—30 км). В эти трагические дни командующим Западным фронтом, оборонявшим столицу, был назначен Г. К. Жуков. Героическими усилиями советских войск и народного ополчения враг был остановлен, а затем в ходе контрнаступления Красной Армии отброшен от Москвы на 100—250 км. Победа в Московской битве развеяла миф о непобедимости гитлеровских войск и означала провал “блицкрига”. Германское руководство поняло, что предстоит затяжная война. Исход битвы за Москву предотвратил вступление в войну на стороне Германии Японии и Турции. На Украине нашим войскам удалось на некоторое время задержать на подступах к Днепру группу армий “Юг”. Однако вскоре ситуация обострилась. Чтобы избежать окружения, необходимо было оставить Киев. Несогласие Сталина на этот шаг обернулось для. наших войск трагическими последствиями — в немецкий плен попало более 650 тыс. человек, а Киев удержать так и не удалось. В начале сентября 1941 г. немецкими войсками группы армий “Север” был блокирован Ленинград. Оборона города продолжалась 900 дней, но он выстоял. Советское командование неоднократно пыталось прорвать кольцо блокады, однако не имело для этого достаточно сил.

______________________________________________________________________

17.1. Народничество 70-80 гг.19 века. Идеологи народничества (Лавров, Бакунин, Ткачёв). Их взгляды и тактика борьбы с самодержавием.

Теория революционного народничества. Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную полит. силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Наиболее крупными теоретиками револ. народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Бакунин - идеолог анархического крыла народничества. Он считал необоснованным утверждение Маркса о ключевой роли пролетариата в обществе. Особенно отрицательно он относился к идее о диктатуре пролетариата, считая, что она не приведет к свободе. По мысли Бакунина, гос-во диктатуры пролетариата попробует навязать крестьянам коммунизм, а это вызовет бунт всего крестьянства. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная хорошо вооруженная армия, появятся честолюбивые генералы из пролетарской среды. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство “поручит своей бюрократии заведовать обработкой земли и выплачивать заработок крестьянам, что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму”.

Бакунин уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — “умственный пролетариат

Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал не только буржуазное, но и любое государство, даже так называемое “народное”, к созданию которого призывали другие социалисты.

Отвергая не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее “сверху вниз”, он предлагал взамен государства федеративную свободную организацию “снизу вверх” — рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.

Лавров, идеолог пропагандистского крыла в народничестве, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, только незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые “критически мыслящие личности”, имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет “оплатить” свой “долг народу”. Ведь она смогла получить образование и другие жизненные блага, утверждал Лавров, только благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.

Ткачев - идеолог заговорщического направления в народничестве. В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить социальную революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная" организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине, но предварительно эта организация должна была “расшатать” существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

проведение действий, ослабляющих правительство, в том числе физическое уничтожение наиболее “вредных” государственных чинов (индивидуальный террор).

Организаторская работа среди крестьян являлась продолжением народнической практики “хождения в народ”. Но при этом “летучая” пропаганда сменилась “оседлой”. Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по основной специальности — фельдшеров, учителей, агрономов. При этом у народников легальная работа зачастую отнимала столько времени и сил, что до пропаганды просто не доходили руки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: