double arrow

Архитектурные идеи и практика в колхозном строительстве 1939-1954 гг

Год — очевидная веха в творчестве архитектора. Участвуя в одном из ответственнейших конкурсов — на проект здания Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве, И. Леонидов создает, может быть, самое значительное свое произведение. В этом же году он переходит в мастерскую № 3 Наркомтяжпрома, руководимую М.Я.Гинзбургом, одним из бывших лидеров конструктивизма. Здесь он проработал до 1940 года, проектируя крупные объекты для Южного берега Крыма и Кисловодска, где сохранилась единственная постройка архитектора — лестница в санатории им. Орджоникидзе.

Имя Ивана Леонидова давно стало легендарным. Это связано в первую очередь с уникальностью его работ, которые, оставшись в своем абсолютном большинстве на бумаге, оказали и продолжают оказывать плодотворное воздействие на архитектурное творчество XX века.

Несмотря на сложные перипетии судьбы, И. Леонидов много работал, сохранив до конца жизни не только зоркость глаза и твердость руки, но и верность своим главным идеям и художественным принципам. Поэтому ошибочны и исторически неточны утверждения тех исследователей его творчества, которые считают, что архитектор смог проявить свой талант в полную меру лишь в короткий период конца 1920-х — начала 1930-х годов [1]. Триумфальный успех проектов И. Леонидова этих лет очевиден, но все сделанное после не уступает его ранним работам. Творческий потенциал архитектора со временем не ослабевал. И теперь, когда выстраивается максимально полный ряд выполненных им проектов и эскизов, реально ощущается неиссякаемость его профессионального мастерства.

Принцип, основанный на пространственном взаимодействии и пересечении простых геометрических объемов и форм в системе трех ортогоналей, быстро осваивается И. Леонидовым еще в студенческие годы и находит законченное выражение в знаменитом проекте Института Ленина, ставшем отправной точкой и своеобразной моделью всего конструктивистского периода его творчества. В этом проекте автор расчленяет здание на отдельные самостоятельные объемы, располагая их по основным координатным осям, и скрепляет их большой, поднятой над уровнем земли, шарообразной аудиторией — «замковым камнем» всей композиции. Несмотря на геометрическую простоту форм, их сложное многоуровневое контрастное взаимодействие в пространстве породило редкую по своей гармонической завершенности архитектурную композицию.

Все последующие проекты супрематической серии следуют модели Института Ленина, интерпретируя и развивая ее в зависимости от функциональной специфики объекта или его местоположения. Проект кинофабрики — образец горизонтально развивающейся, остроконтрастной и динамичной композиции, ритмически богатой и выразительной. Проект Дома Центросоюза, пожалуй, самое простое архитектурное решение И. Леонидова. Два пересекающихся под прямым углом разновысоких параллелепипеда, круглый в плане одноэтажный объем вестибюля и тонкая вертикаль лифтовой шахты — вот и все.

И. Леонидов широко использует в эти годы круглые формы, которые являются не только элементами плоскостной и объемной геометрии, но и вместилищем различных значений и смыслов. Круг перерастает рамки геометрического понятия и трактуется уже как сфера жизнедеятельности, организации, воздействия [3]. К тому же очевидна и знаковая функция этой фигуры — концентрические круги выражают и изображают центростремительный характер движения. Наиболее характерны в этом отношении проекты клуба нового социального типа, один из чертежей к которому — «схема пространственной культорганизации», превратился в своеобразную симфонию концентрических и пересекающихся колец и дуг.

Все проекты, выполненные до 1931 года, не-зависимо от размера объекта, интерпретируют и развивают идентичные принципы, используя достаточно ограниченный словарь простых геометрических форм — квадратных, прямоугольных и круглых в плане. Везде большую роль играют линейные элементы, обозначающие и подчеркивающие основные оси развития, трассы движения, линии связей и создающие рассчитанный контраст с архитектурными объемами, которые они соединяют.

Работы этого периода можно рассматривать как одно из высших достижений архитектурного супрематизма, как виртуозное воплощение в композиции возможностей чистой геометрической формы. К сожалению, ни один из его проектов не был реализован. Остается лишь мысленно представить их в натуре, опираясь хотя бы на опыт такого архитектора, как Мис ван дер Роэ, творческие концепции, художественные представления и графический язык которого близки леонидовским. И тогда мы сможем по достоинству оценить истинную красоту архитектурных «кристаллов» И. Леонидова.

Изменения, которые произошли в композиционном мышлении И. Леонидова в начале 1930-х годов, обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Переход от концептуально-схематического конкурсного проектирования к конкретным заказам, необходимость связи с реальными условиями строительства, потребность в более детальной разработке проектов естественно привели к отходу от абстрактной ортогональности и геометрической чистоты, к появлению более свободных и жизненных форм синтеза. К внешним факторам безусловно относится возникшая в советской архитектуре этих лет сильная оппозиция конструктивизму и другим левым течениям, под воздействием которой в середине 1930-х годов И. Леонидов обратился к историческому наследию, как мировому, так и отечественному, к стилю свободных интерпретаций. Начало этого процесса связывают с конкурсом на здание Наркомтяжпрома.

Проект Наркомтяжпрома стал безусловным прообразом следующего периода в творчестве И. Леонидова — в его композиции и формах прослеживается одновременно взгляд и «вперед», и «назад». Архитектор много добавляет, но в то же время очень бережно относится к своим прошлым находкам и достижениям, добиваясь в конечном счете насыщенности и полифонии выразительного языка. Интересно сравнить два знаменитых леонидовских проекта — Наркомтяжпром и Институт Ленина, разделенные всего семью годами жизни архитектора.

Проект здания Наркомтяжпрома — безусловная веха в творчестве И. Леонидова. Но развивая формальный язык архитектуры, двигаясь вперед, он оставался верен основам своего метода. При всей внешней несхожести проектов Наркомтяжпрома и Института Ленина объединяющие признаки доминируют — близость очевиднее различий.

Новый тип сельского дома. Четкая функциональная дифференциация.1929- 3 функц. зоны: пром, жил, обществ. Прямоугольная сеть улиц, центр- общ пл-дь с главными зданиями. жилые кварталы прямоуголого очертания (2-х квартир. и общаги). Промка через широкую зеленую полосу. “Гигант” Ермишанцев, Голосов.

В 30-е выработаны первые арх. принципы. Отказ от хаотичной застройки. Новые села с учетом интересов данного района. “Комсомол” на Украине, Зыхов. Ново-Ивановки, Голубовка. Долго менялось жилье (большая роль устоев и традиций). Уменьшились размеры участков, число надворных хоз построек, увеличилось число жилых комнат. С сер. 30-х - типовые проекты без учета климатических особенностей, проектировались как дома городского типа. Большое значение имело строительство общественных зданий. Важен облик сельских клубов (ведущая роль в композиции села). Применялось секционное стр-во, что позволяло менять вместимость зданий в зависимости от потребности.

После 45 года - режим быстрого восстановления села. Стали возводить типовые кирпичные здания (но в первые послевоенные годы из дерева). четкое функциональное зонирование, хорошие связи между отдельными элементами, учет природных условий. Жилая зона по квартальной системе. Общественный и производственный центр выделялись отдельно.

40-50 гг. переход к укрупнению хозяйств, более крупные поселки с водопроводом и канализацией и благоустройством.

50 гг. прежние принципы. Появление двухэтажных домов, намечаются первые районы индустриализации. Разрабатываютя 3-х, 4-х комнатные дома с мансардами, но основной тип - одноэтажный, односемейный с индивид. приусадебным хозяйством. Выделяются кухя, спальни, жилые к-тв, террасы. Энергетич. сооружения

В промке прим-ся сетки 6х6, 6х12- развитие индустриализации в с/х, крупные производственные комплексы, отличавшиеся единством арх-планир-го и объемно-пространственного замысла. Совхоз Адлеровский, Гагринский - арх.Макарычев, зайцев.

  1. Поселок «Сокол» в Москве и идеи города-сада в Советской архитектуре первых лет октября.
Москва. Жилище для рабочих. Поселок «Сокол», 1923 г. Н. Марковников. Планировка Москва. Жилище для рабочих. Поселок «Сокол», 1923 г. Н. Марковников. Общий вид жилого дома
Пример комплекса малоэтажного жилища в Москве — поселок «Сокол», строительство которого началось в 1923 г. по проекту Н. Марковникова. Это было опытно-показательное строительство, где проверялись планировочные решения, материалы, конструкции, сантехническое оборудование (местное центральное отопление, местные облегченные типы канализации). В поселке «Сокол» осуществлены различные типы жилых зданий: одноэтажные, одноэтажные с мансардным этажом, с приусадебными участками, блочные многоквартирные дома с небольшими садиками и др. Планировка домов самая разнообразная. Разнообразны и материалы — здесь можно встретить дома бревенчатые, щитовые, деревянные с засыпкой между стенами и оштукатуренные, кирпичные и т.п. Свободная планировка поселка, жилые дома, окруженные зеленью приусадебных участков, напоминают об идее города-сада, высказанной Э. Говардом в начале XX в. Архитекторами посёлка «Сокол» была реализована популярная в начале XX века концепция «города-сада» [1] . Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом в 1898 году. Уже в 1903 году появился проект строительства на Ходынском поле в Москве подобного города-сада. Этот проект некоторое время дорабатывался, но события 1914—1917 годов помешали его реализации [2] . В градостроительных планах 1920-х годов — «Новая Москва» Алексея Щусева и «Большая Москва» Сергея Шестакова — также широко использовалась идея «города-сада». Окраины и пригороды Москвы предполагалось застроить посёлками, состоящими из невысоких домов, в которых должны были быть свои библиотеки, клубы, спортивные и детские площадки, детские сады  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: