Предвоенная эпоха. Интернациональный стиль, Арт-Деко, Стримлайн, органичный дизайн

Билет № 7

Основные сферы деятельности дизайнера, ее спецефические особенности.

Ответ:

Распространение дизайна в различных областях промышленности обуславливает необходимость иметь четкое представление о его сущности, структуре и функциях, о его месте в жизни и современной культуре нашего общества.

Вся жизнедеятельность человека в целом представляет собой динамически единый процесс, началом и окончанием которого является сам же человек, а внутренним источником развития – потребности и удовлетворяющее их производство. Любая деятельность вызвана потребностями и прямо или косвенно предполагает потребление продуктов производства. Она либо непосредственно рассчитана на создание объектов потребления, либо познает объекты, имея в виду то или иное их использование, либо оценивает объекты с позиции их соответствия или несоответствия потребностям человека. Соответственно различные виды деятельности предполагают производство либо материальных ценностей, либо знаний, либо оценок. Функции производства состоят в познании потребностей и в созидании продукта, а функция потребления – в овладении продуктом, то есть в его потреблении, и в предъявлении требований к производству.

Поскольку и производство, и потребление имеют общественный и определенным образом организационный характер, они обязательно включают в себя момент общения (материального и духовного) участников данных процессов.

Приведенные отношения отражают необходимые и достаточные элементы всех форм деятельности. Чтобы охарактеризовать какую-либо конкретную деятельность, нужно раскрыть своеобразие этих элементов и их взаимосвязей в конкретной деятельности.

Необходимо упомянуть, что существуют не только основные общие закономерности и принципы многообразной сферы деятельности дизайна, но и каждая отрасль указанной деятельности имеет свои особенности, продиктованные спецификой функций проектируемых объектов, спецификой их производства и потребления.

Цель и продукт дизайнерской деятельности

Определяющей, наиболее глубокой причиной всякой деятельности являются потребности. Чтобы уяснить цель любой деятельности, надо с полной определенностью установить те потребности, на удовлетворение которых эта деятельность направлена.

В литературе дизайну приписывают много функций, но бесспорным можно считать, что дизайн является одной из форм деятельности по созданию элементов предметной среды (ЭПС), которые и выступают в качестве продуктов этой деятельности.

Положение о том, что художник-конструктор участвует в создании новых вещей, новых потребительских стоимостей, может с уверенностью принято в качестве методологической основы дизайна. Однако созданием ЭПС занимаются, кроме дизайна, ремесло и промышленность, строительство и архитектура, различные виды прикладного, изобразительного и орнаментально-декоративного творчества. Все перечисленные области деятельности по характеру преследуемых целей могут быть разделены на три группы:

1) чисто технические формы деятельности, преследующие при создании ЭПС осуществление одних утилитарных функций;

2) изобразительные и орнаментально-декоративные виды творчества, преследующие при создании ЭПС осуществление художественных функций;

3) прикладные искусства, архитектура и дизайн, преследующие при создании ЭПС осуществление одновременно материальных и духовных, утилитарных и художественных функций.

Ответ:

ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ

Эпоха джаза и время противоречий. Дикие 20-е гг. Двадцатые годы знамениты своей музыкой - джазом. Это время часто называют "эпохой джаза". Музыка, основан­ная на импровизации со свингующими и синкопическими ритмами, была американской музыкальной формой, возник­шей в среде афро-американских общин и других фольк­лорных течений. Со своей родины в Нью-Орлеане джаз сначала распространился на север к Чикаго и Нью-Йорку, приобретя к концу первой мировой войны широчайшую аудиторию в Соединенных Штатах, и вскоре шагнул через Атлантический океан в Европу. Известная американская певица и танцовщица Жозефина Бейкер имела грандиоз­ный успех в парижском La Revue Negre ("Черном Ревю") 1925 года, вызвав в Париже повальное помешательство джазом. Появились разнообразные джазовые стили: рэг-тайм, блюз, свинг, боп и буги-вуги. Выдающимися инстру­ментальными солистами эпохи джаза были: Бенни Гудман, Каунт Бейси, Арти Шау и Гленн Миллер. Вместе с музыкой из США в Европу пришли американские танцы и фильмы. Влияние фильмов, особенно голливудс­кого образца, с их дорогостоящим оформлением, истори­ческих, танцевальных фильмов и фильмов-ревю распрост­ранялось на весь образ жизни, моду, дизайн и вопросы морали.

Одной из теоретических основ интернационального стиля стала появившаяся в 1922 году книга Ле Корбюзье "Vers une architecture". Он приветствовал строительство высот­ных домов и строго геометрические членения фасадов и планов. Его павильон "Pavilion de I'Esprit Nouveau" на выс­тавке Арт-Деко в Париже в 1925 г. стал возмутителем спо­койствия. А его градостроительные проекты, как напри­мер, реконструкция Парижа, по сей день вызывают спо­ры.

В конце 20-х в проектировании мебели авторы тоже отка­зывались от декоративных орнаментов, пропагандируя ясность, прозрачность, элегантность и рациональность. Наряду с такими лидерами интернационального стиля, как Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Марсель Бройер, одним из протагонистов современности стал финский архитектор Алвар Аалто. Автор более 200 построек, он проектировал мебель как органичную составную часть архитектуры и всегда в зависимости от стоящей строительной задачи. Таким образом возникли, например, табуреты для городс­кой библиотеки бывшего финского города Виипури или кресла для туберкулезного санатория Пальмио, в которых он применил гнутые фанерные плоскости. Свои принципы свободного движения и элегантности Аалто воплотил в мебели из гнутой фанеры, которая создавала, по его мне­нию, ощущение большей теплоты. С 1930-х годов мебель Аалто производит основанная им фирма "Артек". После эмиграции из становящейся реакционной Германии многих лидеров Баухауза ведущую роль в дальнейшем развитии интернационального стиля в 30-х годах начина­ют играть США.

Арт-Деко. Франция. Во Франции, где состоятельные слои буржуазии, несмотря на войну, не утратили своих позиций, развивался декора­тивный стиль роскоши и убранства, который демонстри­ровал экономическую власть и высокий уровень жизни. Кроме того, французские профессионалы в условиях жест­кой конкуренции мирового рынка пытались найти свой путь к выживанию. В противовес Германскому Веркбунду (в том же году) была создана консервативно ориентированная "Компания искусства Франции". Совместно с рядом извест­ных художников-прикладников по инициативе больших парижских торговых домов она решилась на проведение выставки.

Число стран-участниц выставки "Арт-Деко" превысило двадцать. Представители "современного движения" на этой выставке выглядели более чем скромно: художники Бау­хауза не были представлены, США к выставке не прояви­ли никакого интереса, а павильон Ле Корбюзье "de Г Esprit Nouveau" рассматривался как провокация и был выдворен на задворки выставки. Формообразование направления "Арт-Деко" находилось в прямой противоположности целям "современного движе­ния". Его представители игнорировали массовое промыш­ленное производство товаров, выдвигая на первый план ручное изготовление эксклюзивных предметов в единич­ных экземплярах. В производстве таких изделий использо­вались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, сло­новая кость, бронза, кристаллы и экзотическая древеси­на. Позже появились и экстравагантные комбинации с со­временными материалами: сталью, стеклом и пластиками. В своих произведениях художники Арт-Деко главное вни­мание уделяли не столько функциональности изделия, сколько его декорированию и орнаментации. Свои формы Арт-Деко заимствовал как из образцов недав­него прошлого - Арт Нуво, так и из различных историчес­ких эпох и экзотических культур. Излюбленными формами художников Арт-Деко были геометрические орнаменты из шести-, восьмиугольников, овалов и кругов, треугольни­ков и ромбов. К этим формам прибавлялись цитаты из клас­сицизма, преколумбийской и египетской культуры, афри­канского искусства. Таким образом, Арт-Деко развивал множество направлений: элегантно-классический, экспрес­сивно-экзотический, а также различные модернистические варианты.

Арт-Деко как интернациональный стиль. Феномен французской культуры Арт-Деко в 20-30-е годы находит большой отклик в Европе и за морем. Одним из самых известных примеров такого интернацио­нального распространения Арт-Деко стал дворец Маха-раджи в Индоре, спроектированный немецким архитекто­ром Мутезиусом. Формы Арт-Деко получили распростране­ние также в Германии, Англии и Италии как выражение современной элегантности, став со временем популярными и для товаров массового потребления из алюминия и баке­лита. Возникший изначально как стиль роскоши, Арт-Деко со временем начал перенимать элементы "современного движения", находя все больше выход в массовое произ­водство украшений. На рынке появились дешевые модные украшения, портсигары, радиоприемники или парфюмер­ные флаконы в классическо-геометрических формах, с эк­спрессивными зигзагообразными формами или богато ор­наментированными инкрустациями и энтарсиями из пласт­масс, которыми старались подражать дорогим изделиям ручной работы из слоновой кости или черепахи.

Мировой экономический кризис. Стримлайн. Крупномасштабное расширение производственных мощно­стей в конце 20-х гг. привело к их несоответствию покупа­тельной способности населения, а в итоге - к мировому кризису.

Производители все больше сталкивались с растущими трудностями при сбыте своих товаров. Бизнесмены стали нанимать художников, графиков и театральных декора­торов для придания своим товарам привлекательного внеш­него вида. Для того, чтобы привести экономику в дей­ствие, американское правительство стремилось максималь­но раскрутить потребителя, повышая стимул для покупки посредством нового многообещающего дизайна. Показательным здесь является пример автомобильной ком­пании Генри Форда. В 1927 году он прекратил выпуск сво­ей знаменитой "модели Т". Столкнувшись с насыщением рынка и конкуренцией со стороны компании "Дженерал моторе". Форд истратил 18 миллионов долларов на переос­нащение своих предприятий и приступил к выпуску нового автомобиля "модели А", имевшей гораздо более изящную, обтекаемую форму. Опыт Форда продемонстрировал де­ловому миру важную роль дизайна для успешного сбыта любого вида потребительских товаров. В период кризиса изготовители стали все больше внимания уделять дизай­ну продукции: сначала как средству борьбы со своими пря­мыми конкурентами, а позднее - как способу восстановле­ния здоровой экономики в стране. В процессе формальных поисков стиля американские про­мышленные дизайнеры пришли в итоге к обтекаемой фор­ме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: