double arrow

Термины. Евразийство – одно из направлений русской исторической мысли, делающее акцент на разностороннем своеобразии России, вытекающем из ее расположения сразу на


Евразийство – одно из направлений русской исторической мысли, делающее акцент на разностороннем своеобразии России, вытекающем из ее расположения сразу на двух континентах – Европе и Азии, т.е. на самом крупном материке Земли – Евразии. Основано в 20-х гг. XX в. философом и богословом Т.В.Флоровским, лингвистом и культурологом Н.С.Трубецким, политологом П.Н.Савицким, философом Л.П.Карсавиным, ученым Г.В.Вернадским, музыковедом и публицистом П.П.Сувчинским. Ядро их теории – в объективном характере единства страны, возникшей на огромной территории, единства суперэтноса. Россия – это великая евразийская держава, которая представляет собой не задворки европейской цивилизации, а особую, самостоятельную цивилизацию. Евразийство было направлено против однобокой ориентации России на Запад, явной недооценки ее самобытности и роли. Продолжил исследование евразийской истории Л.Н.Гумилев (Древняя Русь и Великая степь; От Руси к России и др. труды). Бурное возрождение идей евразийства произошло в 90-е гг. XX в. в связи с изменением геополитической ситуации.

Евразия – огромный континент с суперэтносом в центре. За историю своего существования объединялась три раза. Сначала это были тюрки, создавшие каганат, который объединил земли от Желтого моря на Востоке до Черного. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Затем после периода полного распада инициативу взяла на себя Россия: с XV в. русские двигались на восток и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила таким образом "наследницей" тюркского каганата и монгольского улуса.




Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений,.смену методологических направлений и др.

Менталитет – этот термин был введен в историческую науку французскими мсториками ХХ в. Л.Февром, М.Блоком, Ф.Броделем. Буквально "менталитет" переводится как "умонастроение", склад ума", коллективные представления" Этим термином обозначается область повседневных, стихийно складывающихся представлений людей, которыми они пользуются автоматически. Ментальность – это способ видения мира, тот уровень общественного сознания,. на котором мысль не отделена от эмоций, не формулируется четко и непротиворечиво. Она не то же, что идеология, имеющая дело с продуманными системами мысли. Введение понятия "менталитет в практику исторического исследования лишило его мертвого механицизма, игнорирующего живого человека. Вместе с ним наука о прошлом обогатилась новой отраслью – исторической социальной психологией.Теперь ни одно крупное историческое сочинение не обходится без анализа черт народного характера и их влияния на события прошлого.



Пассионарность (как характеристика повеления) - избыток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению.

Принцип историзма – основополагающий принцип изучения истории. Он предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями.

Провинденциализм ( от лат. предвижу) – представление, согласно которому весь ход истории определяется богом, является осуществления заранее предусмотренного "божественного плана" П., идущий от богословско-исторической концепции Августина, являлся характерной чертой средневековой христианской историографии. В основном преодоленный исторической мыслью к концу средневековья П. продолжал, однако оставаться философской основой многих направлений в историографии в новое и новейшее время.

Рационализм (от лат. разум) – философское направление, исходящее из тго, что разум является основой бытия, познания, морали. В обществоведении – направление общественной мысли, считающее разум решающим или одним из важнейших факторов исторического развития, а также подходящее к объяснению общественных явлений. Рациональный взгляд на историю общества стал утверждаться (после господствующего в средние века провинденциализма) со времени эпохи Возрождения и окончательно оформился в эпоху Просвещения, став одной из наиболее существенных черт просветительской идеологии.



Уровни исторического познания – методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На описательном этапе работы историк производит упорядочивание изложения фактов с целью вызвать ясное представление о сообщаемом. Здесь ставятся вопросы "что?", "где?", "когда?" и "как?" и лишь косвенно – "почему?". На этом этапе материал излагается во временной последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды согласно избранному критерию (диахронный метод), устанавливается сходство явлений по форме (генетический, сравнительно-исторический методы, метод исторических параллелей.). Системный уровень исторического познания ставит перед историком задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных, внутренне подвижных систем. Здесь применяют статистико-математический и структурно- системный методы.

Формационный подход к изучению истории. История общества представляет собой процесс развития последовательно сменяющих друг друга в результате социальных революций общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Они имеют специфические законы возникновения и развития. В каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Общественно-экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе ее - определенный способ производства и тип производственных отношений. Формация имеет соответствующую надстройку (тип государства и власти, религию, партии, общественные организации, мораль, закон, тип семьи, быт, культуру). Теория общественно-экономической формации и формационный подход были разработаны К.Марксом и Ф.Энгельсом, занимали центральное место в историческом материализме и служили теоретической базой советской исторической науки. Формационный подход к изучению истории не дает ответа на многие вопросы: Почему в одно и то же время существуют высокоразвитые государства и примитивные общества? Почему при равных стартовых условиях общества развиваются различными путями? Почему одни государства устойчивы, а другие гибнут? Почему одни народы проходит все ступени развития, а другие не укладываются в жесткую схему формационного развития? и др. Ответы на эти и многие другие вопросы дает цивилизационный подход к изучению истории.

Цивилизационный подход к изучению истории. В основе его заложена идея уникальности социальных явлений, своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в разное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Сегодня известно более 100 вариантов толкования слова "цивилизация". С марксистско-ленинской, долгое время господствовавшей точки зрения - это этап исторического развития, следующий за дикостью, варварством. Сегодня исследователи склоняются к тому, что цивилизация - это качественная специфика (своеобразие духовной, материальной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. "Цивилизация - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру" (М.Барг). Любая цивилизация характеризуется специфической общественно-производственной технологией и, в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно-значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обуславливающие определенное отношение к людям и к самим себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в данной цивилизации, обеспечивает единство на длительный период истории. Таким образом, цивилизационный подход дает ответы на многие вопросы. Вместе с элементами формационного учения (о развитии человечества по восходящей линии, учением о классовой борьбе, но не как о всеобъемлющей форме развития, о примате экономики над политикой) он позволяет выстроить целостную историческую картину. В XX в. капитальным трудом, исследующим цивилизационный подход к изучению истории, была и остается работа А.Тойнби (1889-1975) "Постижение истории". В результате анализа многочисленных исторических фактов он приходит к выводу, что существовала 21 цивилизация. А.Тойнби анализирует генезис и упадок цивилизаций. Понятие цивилизации, по его мнению, базируется на двух основных столпах: цивилизация - это устойчивая во времени и пространстве (территории) совокупность людей с характерным способом производства, во-первых, и своеобразным нравственно-(духовно)-культурно-религиозно-этническим аспектом, во-вторых. Эти два столпа равновелики. Именно эта равновеликость в определении цивилизации и дает ключ к пониманию многих сложных проблем (например, национального вопроса). В рамках изучения данного курса нам интересно определение цивилизации Руси, Западной Европы, Америки, наших восточных и южных соседей. А.Тойнби выделяет западную цивилизацию, православную христианскую (Русь, Россия), исламскую, китайскую, индскую; цивилизации-спутники: иранскую, корейскую, японскую, юго-восточно-азиатскую, тибетскую.

Цивилизация, ее основные типы: I. Прогрессивный (западный) тип развития цивилизации. II. Тип циклического развития (восточный). III. Прогрессивный (западный) тип цивилизации: 1. Линейное представление о времени. Прошлое - оно прошло, его нельзя изменить, но можно извлечь уроки. Настоящее - человек его активной действующее лицо. Будущее - человек может на него влиять. 2. Доминирующий идеал - движение вперед. Оно идет рывками и сопровождается разрушением старой системы ценностей. 3. Моноконфессиональность - одна религия. 4. Человек - центральное звено общества, господин мира. Утрачены связи с природой, человек влияет на окружающий мир в своих интересах. 5. Свобода личности - одно из основных понятий западного общества. Интересы личности на первом плане. 6. Развитая частная собственность. 7. Высокий престиж предпринимательства. Рынок как способ функционирования экономики, ее регулятор. Высокий престиж труда, его нравственность. 8. Наличие горизонтальных связей (культурных, социальных, общественных), независимых от власти, т.е. гражданское общество. Верховенство права над законом. 9. Форма правления - демократия. II. Тип циклического развития (восточный): 1. Своеобразное представление о времени. Существенная часть мировоззрения - вера в бесконечную цепь смертей и возрождений. Будущее человечеству надо было заслужить праведной жизнью. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь). Отсюда берет начало знаменитый фатализм Востока. 2. Развитие Востока идет не рывками, а предстает как сплошная линия. Новое здесь не разрушает устои цивилизации, а вписывается в старое и растворяется в нем. Устойчивость - важное свойство восточных цивилизаций. 3. Многоконфессиональность. Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира. 4. Важная особенность восточного общества - связь с природой. Человек Востока не теряет связи со средой обитания. Мир воспринимается им как единое целое, а человек в этом мире не господин, а лишь составная часть. 5. На Востоке отсутствует ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Восточный человек не свободен, а обязан. Он обязан соблюдать традиции, ритуалы, систему подчинения, причем долгом связаны все - от государя до подданных. Социальные роли строго распределены, общество имеет вертикальную структуру: правитель, бюрократия, общины. 6. Государство берет на себя распоряжение собственностью. Частная собственность как самовоспроизводящийся капитал не развита. Сильны интересы общественных групп, общины. Интересы личности подчинены коллективу. Возможна крупная государственная собственность. 7. Горизонтальные связи (культурные, идеологические, общественные) не развиты. Существует верховенство закона над правом. 8. Основная форма правления - деспотия.

Этническая система - сообщество людей, объединенных мироощущением и стереотипами поведения.

Этногенез - процесс происхождения и развития этносов (проис-хождение народов).

Этнология (этнография) - народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и взаимоотношения народов.

Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам. Этнос - устойчивая социальная группа людей, представленных племенем, народностью, нацией. Термин близок к понятию "народ" в этнографическом смысле. Иногда обозначает несколько народов (славянский этнос) или часть внутри народа.







Сейчас читают про: