ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ АГРОНОМИИ
А. Л. ИВАНОВ, Н. С. НЕМЦЕВ, И. Ф. КАРГИН, С. Н. НЕМЦЕВ
Именной указатель.................................................................. 490
Заключение.................................................................................... 487
Литература.............................................................................. 486
Образовательные стандарты......................................................... 477
Аграрное образование в России и новые
Ф-т70х 100/8 Тираж 500 экз.
печать офсетная
Объем 31,0 п.л. Заказ №!
115598, Москва, ул. Ягодная, 12 Типография Россельхозакадемии
Москва 2008
УДК 631. 58 ББК 41. 41
Предлагаемая монография посвящена анализу возникновения, эволюции, современного состояния и перспектив развития агрономии в XXI веке.
Книга рассчитана на специалистов сельского хозяйства, ученых, аспирантов и студентов, руководителей агропромышленного комплекса и на широкий круг читателей, интересующихся историей агрономии и ее перспективами развития в XXI веке.
ISBN 978-5-85941-260-0
Москва, Россельхозакадемия, 2008 г.
|
|
«Земледелие есть первый и главный труд,
к которому поощрять должно. Не может быть там
ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля,
где земледелие в унижении и нерачительно производится»
Екатерина II, Из наказа Сенату, 1767
ВВЕДЕНИЕ
В России до XIX века под агрономией понимали науку о возделывании растений, разведении и содержании животных, об экономических основах организации хозяйства, переработке сельскохозяйственных продуктов. С развитием естественных наук из агрономии выделился ряд самостоятельных дисциплин, в частности, зоотехния, экономика и организация хозяйства, технология переработки сельскохозяйственных продуктов и другие.
В развитии агрономии можно отметить несколько периодов, правда, группировка такая достаточно условна. И все же, ab incunabilis* первым можно считать период - древней истории, одомашнивание животных и переход от собирательства к земледелию. Происходит становление и формирование земледельческой культуры, его часто называют «неолитической революцией». Человек стал не только использовать дары, но и, частично, преобразовывать живую природу. Агрономические знания передавались от поколения к поколению в виде сведений и правил, почерпнутых из практического опыта, календарей. С этим периодом связано возникновение центров земледелия.
В последствии развитие агрономии связано с античным земледелием, которое ab antique** накопило большой материал, обобщенный в виде правил и рецептов по ведению сельского хозяйства, стали создаваться труды по агрономии.
Период средневековья, по общему мнению, характеризовался очень медленным развитием естественных наук и застоем в агрономии. Научная мысль была подавлена и в лучшем случае встречается компиляция старых рецептов. Уровень агрономии времен античности не был превзойден.
|
|
Далее, в период ренессанса и позднее происходило становление научных представлений о почвенном, минеральном и воздушном питании растений, с зачатками, напоминающими современные физиологию и агрохимию. При этом произошла условно - первая научно-техническая революция. Были сделаны выдающиеся открытия в области естествознания, которые потребовали новых подходов в ведении земледелия. Произошло формирование уче-
* С колыбели, с самого начала " С древних времен
ВВЕДЕНИЕ
ния о почвах, научных основ агрономии, селекции, дифференциация агрономии на отдельные научные дисциплины.
В совсем недавнем прошлом мы были свидетелями чрезвычайной экспансии земледелия, без учета экологических ограничений, что привело к деградации природной среды, не позволило в полной мере использовать разнообразие почвенно-климатических и погодных условий, создало предпосылки стратегии адаптивной интенсификации, устойчивого развития производства.
Наконец, современный период связан с резким и неуклонным ростом влияния науки на все прочие сферы общественной жизни. Научно-технический потенциал уже к середине прошлого века стал главным фактором развития, как в рамках отдельных стран или регионов, так и в общечеловеческом масштабе. На этом фоне во второй половине XX в. сформировалась особая категория технологий, которые получили название «наукоемких» или «высокотехнологичных» (high technology), как их обычно называют в зарубежной литературе. В агрономии это связано и с использованием информационных технологий.
Теоретической основой агрономии являются биологические науки, почвоведение. В то же время естественные науки развиваются семимильными шагами. При этом все сильнее становится взаимозависимость наук, изучающих живой мир, с науками, изучающими мир неживой.
В основе сельского хозяйства лежит агрономия. Часто говорят, что цель сельского хозяйства и характерная его особенность - снабжение человека растительными и животными продуктами, необходимыми для питания. Такое определение не является достаточно правильным, потому что снабжение растительными и животными продуктами существовало и тогда, когда земледелия еще не было. Первобытные народы жили охотой, рыбной ловлей, собиранием плодов с дикорастущих деревьев, земледелия как такового еще не знали, но снабжение пищевыми продуктами было. При редком населении, можно было питаться, не занимаясь земледелием. Но это в далеком и, надеемся, в невозвратном прошлом.
Агрономия начинается когда от сбора даров природы, человечество переходит к их производству, культивирование растений становится жизненно необходимым, безальтернативным. Понятно поэтому, что не только сфера жизнеобеспечения (почва, климат, биоразнообразие и т.д.), но и труд - является необходимыми условиями возникновения земледелия.
Археологические сведения, полученные собирателями растений в палеолите и неолите, весьма богаты: роговые и костяные землекопалки, мотыги, каменные плиты и пестики для растирания зерен, орехов и плодов, отпечатки растений, зерен диких злаков на стенках глиняных сосудов и в культурном слое. Будучи неотъемлемой и существенной частью жизни людей, агрономия претерпела заметную эволюцию. И определяла на протяжении разных эпох развитие других сфер деятельности.
В настоящее время под агрономией понимается комплекс агрономических наук по возделыванию растений, рациональному использованию сель-
ВВЕДЕНИЕ
|
|
скохозяйственных угодий, повышению плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур.
В этот комплекс входят общее земледелие, изучающее основные приемы наиболее целесообразного использования земли в сельскохозяйственном производстве и способы повышения эффективного плодородия почвы, приложением этих приемов к требованиям того или иного растения и разработкой технологий их возделывания. Самостоятельное значение получили генетика и селекция - науки о методах создания новых сортов и даже видов сельскохозяйственных растений, семеноводство - учение о приемах выращивания высококачественных семян. Выделились агрохимия, которая изучает питание растений и разрабатывает способы применения удобрений и других химических средств, фитопатология и сельскохозяйственная энтомология, изучающие биологию болезнетворных и вредоносных организмов и практические приемы по защите растений от болезней и вредителей. Самостоятельное значение приобрели агрофизика, микробиология и агроэкология.
Агрономия основывается еще на целом ряде естественных наук, изучающих жизненные процессы в растениях, окружающую среду. К таким относятся ботаника, физиология растений, биохимия, неорганическая и органическая химия, ландшафтоведение, землеустройство, природопользование, прикладная математика, физика и др.
Таким образом, агрономия отличается широтой охвата основных наук и областей их приложения - в этом трудность агрономического образования и в этом его привлекательность. Главная задача - как совместить ширину охвата с глубиной понимания.
«Агроном» происходит от греческого: agronomos, (agros - поле, nomos -закон). До Великой Октябрьской революции и в первые годы Советской власти сельскохозяйственные высшие учебные заведения готовили агрономов -универсальных специалистов. С 30-х годов из агрономической специальности выделились зоотехническая, инженерная специальности. Вместо агрономов широкого профиля вузы стали готовить агрономов полеводов, агрономов-овощеводов, агрономов-садоводов, агрономов-луговодов и др.
|
|
В дореволюционной России (в 1913 г.) насчитывалось чуть более 4,5 тысяч специалистов агрономов с законченным высшим образованием. В настоящее время - это один из многочисленных отрядов специалистов сельского хозяйства.
К.А.Тимирязев, обращаясь к молодому поколению, призывал студентов, воспитать в себе чувство правдивости в изучении природы, где мысль на каждом шагу контролируется фактом, где человек надежнейшим способом обучается высшему из искусств, равно необходимому и в науке и в жизни -искусству искать и находить истину.
Тенденции мирового агропроизводства в последнее время развиваются весьма и весьма стремительно. На смену антропоцентрическому пришел природоохранный принцип природопользования. В обществе созрело понимание нобходимости коренной технологической модернизации сельскохозяйствен-
ВВЕДЕНИЕ
ного производства, формирование единой земельной и технологической политики. Чрезвычайно выросла роль уровня подготовки агронома новой формации - специалиста технолога, владеющего мастерством, а точнее искусством, создания агротехнологий на новой экологической основе.
Именно им, молодым и пытливым, в первую очередь, предназначена эта книга. Им предстоит преодолеть все противоречия и соблюсти все компромиссы между необходимостью интенсификации агропроизводства, с целью обеспечения растущих потребностей человечества в продовольствии, и сохранении экологических функций биосферы.
В этой связи, завершая вступление, напомним, что еще наши античные предки предсказывали: «leges humanae nascuntur, vivunt et monuntur»*, но «jura naturae sunt immutabilita».**
Авторы выражают глубокую благодарность Татьяне Михайловне Беликовой за большую и кропотливую работу по подготовке книги к изданию.
Авторы книги
Мы должны рассматривать современное
состояние Вселенной, как последствие его
предшествовавшего и как причину последующего
его состояния Пьер Симон Лаплас
«И прошлое, как будущее, в настоящем»
Д.Байрон
«Благодаря возникновению 1,5 - 2 млрд. лет назад
деятельности автотрофной системы почва-растение
начала формироваться биосфера планеты»
Б. А. Ягодин