double arrow
ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ АГРОНОМИИ

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ АГРОНОМИИ

А. Л. ИВАНОВ, Н. С. НЕМЦЕВ, И. Ф. КАРГИН, С. Н. НЕМЦЕВ

Именной указатель.................................................................. 490

Заключение.............................................................................. ...... 487

Литература.............................................................................. 486

Образовательные стандарты.................................................... ..... 477

Аграрное образование в России и новые






Ф-т70х 100/8 Тираж 500 экз.


печать офсетная


Объем 31,0 п.л. Заказ №!


115598, Москва, ул. Ягодная, 12 Типография Россельхозакадемии

Москва 2008


УДК 631. 58 ББК 41. 41

Предлагаемая монография посвящена анализу возникновения, эволюции, современного состояния и перспектив развития агрономии в XXI веке.

Книга рассчитана на специалистов сельского хозяйства, ученых, аспирантов и студентов, руководителей агропромышленного комплекса и на широкий круг читателей, интересующихся историей агрономии и ее перспективами развития в XXI веке.

ISBN 978-5-85941-260-0

Москва, Россельхозакадемия, 2008 г.


«Земледелие есть первый и главный труд,

к которому поощрять должно. Не может быть там

ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля,

где земледелие в унижении и нерачительно производится»

Екатерина II, Из наказа Сенату, 1767

ВВЕДЕНИЕ

В России до XIX века под агрономией понимали науку о возделывании растений, разведении и содержании животных, об экономических основах организации хозяйства, переработке сельскохозяйственных продуктов. С развитием естественных наук из агрономии выделился ряд самостоятель­ных дисциплин, в частности, зоотехния, экономика и организация хозяйства, технология переработки сельскохозяйственных продуктов и другие.




В развитии агрономии можно отметить несколько периодов, правда, группировка такая достаточно условна. И все же, ab incunabilis* первым мож­но считать период - древней истории, одомашнивание животных и переход от собирательства к земледелию. Происходит становление и формирование земледельческой культуры, его часто называют «неолитической революци­ей». Человек стал не только использовать дары, но и, частично, преобразовы­вать живую природу. Агрономические знания передавались от поколения к поколению в виде сведений и правил, почерпнутых из практического опыта, календарей. С этим периодом связано возникновение центров земледелия.



В последствии развитие агрономии связано с античным земледелием, которое ab antique** накопило большой материал, обобщенный в виде правил и рецептов по ведению сельского хозяйства, стали создаваться труды по аг­рономии.

Период средневековья, по общему мнению, характеризовался очень медленным развитием естественных наук и застоем в агрономии. Научная мысль была подавлена и в лучшем случае встречается компиляция старых ре­цептов. Уровень агрономии времен античности не был превзойден.

Далее, в период ренессанса и позднее происходило становление науч­ных представлений о почвенном, минеральном и воздушном питании расте­ний, с зачатками, напоминающими современные физиологию и агрохимию. При этом произошла условно - первая научно-техническая революция. Были сделаны выдающиеся открытия в области естествознания, которые потребо­вали новых подходов в ведении земледелия. Произошло формирование уче-

* С колыбели, с самого начала " С древних времен



ВВЕДЕНИЕ


ния о почвах, научных основ агрономии, селекции, дифференциация агроно­мии на отдельные научные дисциплины.

В совсем недавнем прошлом мы были свидетелями чрезвычайной экс­пансии земледелия, без учета экологических ограничений, что привело к де­градации природной среды, не позволило в полной мере использовать разно­образие почвенно-климатических и погодных условий, создало предпосылки стратегии адаптивной интенсификации, устойчивого развития производства.

Наконец, современный период связан с резким и неуклонным ростом влияния науки на все прочие сферы общественной жизни. Научно-технический потенциал уже к середине прошлого века стал главным факто­ром развития, как в рамках отдельных стран или регионов, так и в общечело­веческом масштабе. На этом фоне во второй половине XX в. сформировалась особая категория технологий, которые получили название «наукоемких» или «высокотехнологичных» (high technology), как их обычно называют в зару­бежной литературе. В агрономии это связано и с использованием информа­ционных технологий.

Теоретической основой агрономии являются биологические науки, почвоведение. В то же время естественные науки развиваются семимильны­ми шагами. При этом все сильнее становится взаимозависимость наук, изу­чающих живой мир, с науками, изучающими мир неживой.

В основе сельского хозяйства лежит агрономия. Часто говорят, что цель сельского хозяйства и характерная его особенность - снабжение челове­ка растительными и животными продуктами, необходимыми для питания. Такое определение не является достаточно правильным, потому что снабже­ние растительными и животными продуктами существовало и тогда, когда земледелия еще не было. Первобытные народы жили охотой, рыбной ловлей, собиранием плодов с дикорастущих деревьев, земледелия как такового еще не знали, но снабжение пищевыми продуктами было. При редком населении, можно было питаться, не занимаясь земледелием. Но это в далеком и, наде­емся, в невозвратном прошлом.

Агрономия начинается когда от сбора даров природы, человечество переходит к их производству, культивирование растений становится жизнен­но необходимым, безальтернативным. Понятно поэтому, что не только сфера жизнеобеспечения (почва, климат, биоразнообразие и т.д.), но и труд - явля­ется необходимыми условиями возникновения земледелия.

Археологические сведения, полученные собирателями растений в па­леолите и неолите, весьма богаты: роговые и костяные землекопалки, моты­ги, каменные плиты и пестики для растирания зерен, орехов и плодов, отпе­чатки растений, зерен диких злаков на стенках глиняных сосудов и в куль­турном слое. Будучи неотъемлемой и существенной частью жизни людей, аг­рономия претерпела заметную эволюцию. И определяла на протяжении раз­ных эпох развитие других сфер деятельности.

В настоящее время под агрономией понимается комплекс агрономиче­ских наук по возделыванию растений, рациональному использованию сель-


ВВЕДЕНИЕ



скохозяйственных угодий, повышению плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур.

В этот комплекс входят общее земледелие, изучающее основные прие­мы наиболее целесообразного использования земли в сельскохозяйственном производстве и способы повышения эффективного плодородия почвы, при­ложением этих приемов к требованиям того или иного растения и разработ­кой технологий их возделывания. Самостоятельное значение получили гене­тика и селекция - науки о методах создания новых сортов и даже видов сель­скохозяйственных растений, семеноводство - учение о приемах выращива­ния высококачественных семян. Выделились агрохимия, которая изучает пи­тание растений и разрабатывает способы применения удобрений и других химических средств, фитопатология и сельскохозяйственная энтомология, изучающие биологию болезнетворных и вредоносных организмов и практи­ческие приемы по защите растений от болезней и вредителей. Самостоятель­ное значение приобрели агрофизика, микробиология и агроэкология.

Агрономия основывается еще на целом ряде естественных наук, изу­чающих жизненные процессы в растениях, окружающую среду. К таким от­носятся ботаника, физиология растений, биохимия, неорганическая и орга­ническая химия, ландшафтоведение, землеустройство, природопользование, прикладная математика, физика и др.

Таким образом, агрономия отличается широтой охвата основных наук и областей их приложения - в этом трудность агрономического образования и в этом его привлекательность. Главная задача - как совместить ширину ох­вата с глубиной понимания.

«Агроном» происходит от греческого: agronomos, (agros - поле, nomos -закон). До Великой Октябрьской революции и в первые годы Советской вла­сти сельскохозяйственные высшие учебные заведения готовили агрономов -универсальных специалистов. С 30-х годов из агрономической специально­сти выделились зоотехническая, инженерная специальности. Вместо агроно­мов широкого профиля вузы стали готовить агрономов полеводов, агроно­мов-овощеводов, агрономов-садоводов, агрономов-луговодов и др.

В дореволюционной России (в 1913 г.) насчитывалось чуть более 4,5 тысяч специалистов агрономов с законченным высшим образованием. В на­стоящее время - это один из многочисленных отрядов специалистов сельско­го хозяйства.

К.А.Тимирязев, обращаясь к молодому поколению, призывал студен­тов, воспитать в себе чувство правдивости в изучении природы, где мысль на каждом шагу контролируется фактом, где человек надежнейшим способом обучается высшему из искусств, равно необходимому и в науке и в жизни -искусству искать и находить истину.

Тенденции мирового агропроизводства в последнее время развиваются весьма и весьма стремительно. На смену антропоцентрическому пришел при­родоохранный принцип природопользования. В обществе созрело понимание нобходимости коренной технологической модернизации сельскохозяйствен-



ВВЕДЕНИЕ


ного производства, формирование единой земельной и технологической по­литики. Чрезвычайно выросла роль уровня подготовки агронома новой фор­мации - специалиста технолога, владеющего мастерством, а точнее искусст­вом, создания агротехнологий на новой экологической основе.

Именно им, молодым и пытливым, в первую очередь, предназначена эта книга. Им предстоит преодолеть все противоречия и соблюсти все ком­промиссы между необходимостью интенсификации агропроизводства, с це­лью обеспечения растущих потребностей человечества в продовольствии, и сохранении экологических функций биосферы.

В этой связи, завершая вступление, напомним, что еще наши античные предки предсказывали: «leges humanae nascuntur, vivunt et monuntur»*, но «jura naturae sunt immutabilita».**

Авторы выражают глубокую благодарность Татьяне Михайловне Беликовой за большую и кропотливую работу по подготовке книги к изда­нию.

Авторы книги


Мы должны рассматривать современное

состояние Вселенной, как последствие его

предшествовавшего и как причину последующего

его состояния Пьер Симон Лаплас

«И прошлое, как будущее, в настоящем»

Д.Байрон

«Благодаря возникновению 1,5 - 2 млрд. лет назад

деятельности автотрофной системы почва-растение

начала формироваться биосфера планеты»

Б. А. Ягодин






Сейчас читают про: