Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ АГРОНОМИИ




ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ АГРОНОМИИ

А. Л. ИВАНОВ, Н. С. НЕМЦЕВ, И. Ф. КАРГИН, С. Н. НЕМЦЕВ

Именной указатель.................................................................. 490

Заключение.............................................................................. ...... 487

Литература.............................................................................. 486

Образовательные стандарты.................................................... ..... 477

Аграрное образование в России и новые






Ф-т70х 100/8 Тираж 500 экз.


печать офсетная


Объем 31,0 п.л. Заказ №!


115598, Москва, ул. Ягодная, 12 Типография Россельхозакадемии

Москва 2008


УДК 631. 58 ББК 41. 41

Предлагаемая монография посвящена анализу возникновения, эволюции, современного состояния и перспектив развития агрономии в XXI веке.

Книга рассчитана на специалистов сельского хозяйства, ученых, аспирантов и студентов, руководителей агропромышленного комплекса и на широкий круг читателей, интересующихся историей агрономии и ее перспективами развития в XXI веке.

ISBN 978-5-85941-260-0

Москва, Россельхозакадемия, 2008 г.


«Земледелие есть первый и главный труд,

к которому поощрять должно. Не может быть там

ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля,

где земледелие в унижении и нерачительно производится»

Екатерина II, Из наказа Сенату, 1767

ВВЕДЕНИЕ

В России до XIX века под агрономией понимали науку о возделывании растений, разведении и содержании животных, об экономических основах организации хозяйства, переработке сельскохозяйственных продуктов. С развитием естественных наук из агрономии выделился ряд самостоятель­ных дисциплин, в частности, зоотехния, экономика и организация хозяйства, технология переработки сельскохозяйственных продуктов и другие.

В развитии агрономии можно отметить несколько периодов, правда, группировка такая достаточно условна. И все же, ab incunabilis* первым мож­но считать период - древней истории, одомашнивание животных и переход от собирательства к земледелию. Происходит становление и формирование земледельческой культуры, его часто называют «неолитической революци­ей». Человек стал не только использовать дары, но и, частично, преобразовы­вать живую природу. Агрономические знания передавались от поколения к поколению в виде сведений и правил, почерпнутых из практического опыта, календарей. С этим периодом связано возникновение центров земледелия.

В последствии развитие агрономии связано с античным земледелием, которое ab antique** накопило большой материал, обобщенный в виде правил и рецептов по ведению сельского хозяйства, стали создаваться труды по аг­рономии.




Период средневековья, по общему мнению, характеризовался очень медленным развитием естественных наук и застоем в агрономии. Научная мысль была подавлена и в лучшем случае встречается компиляция старых ре­цептов. Уровень агрономии времен античности не был превзойден.

Далее, в период ренессанса и позднее происходило становление науч­ных представлений о почвенном, минеральном и воздушном питании расте­ний, с зачатками, напоминающими современные физиологию и агрохимию. При этом произошла условно - первая научно-техническая революция. Были сделаны выдающиеся открытия в области естествознания, которые потребо­вали новых подходов в ведении земледелия. Произошло формирование уче-

* С колыбели, с самого начала " С древних времен



ВВЕДЕНИЕ


ния о почвах, научных основ агрономии, селекции, дифференциация агроно­мии на отдельные научные дисциплины.

В совсем недавнем прошлом мы были свидетелями чрезвычайной экс­пансии земледелия, без учета экологических ограничений, что привело к де­градации природной среды, не позволило в полной мере использовать разно­образие почвенно-климатических и погодных условий, создало предпосылки стратегии адаптивной интенсификации, устойчивого развития производства.

Наконец, современный период связан с резким и неуклонным ростом влияния науки на все прочие сферы общественной жизни. Научно-технический потенциал уже к середине прошлого века стал главным факто­ром развития, как в рамках отдельных стран или регионов, так и в общечело­веческом масштабе. На этом фоне во второй половине XX в. сформировалась особая категория технологий, которые получили название «наукоемких» или «высокотехнологичных» (high technology), как их обычно называют в зару­бежной литературе. В агрономии это связано и с использованием информа­ционных технологий.



Теоретической основой агрономии являются биологические науки, почвоведение. В то же время естественные науки развиваются семимильны­ми шагами. При этом все сильнее становится взаимозависимость наук, изу­чающих живой мир, с науками, изучающими мир неживой.

В основе сельского хозяйства лежит агрономия. Часто говорят, что цель сельского хозяйства и характерная его особенность - снабжение челове­ка растительными и животными продуктами, необходимыми для питания. Такое определение не является достаточно правильным, потому что снабже­ние растительными и животными продуктами существовало и тогда, когда земледелия еще не было. Первобытные народы жили охотой, рыбной ловлей, собиранием плодов с дикорастущих деревьев, земледелия как такового еще не знали, но снабжение пищевыми продуктами было. При редком населении, можно было питаться, не занимаясь земледелием. Но это в далеком и, наде­емся, в невозвратном прошлом.

Агрономия начинается когда от сбора даров природы, человечество переходит к их производству, культивирование растений становится жизнен­но необходимым, безальтернативным. Понятно поэтому, что не только сфера жизнеобеспечения (почва, климат, биоразнообразие и т.д.), но и труд - явля­ется необходимыми условиями возникновения земледелия.

Археологические сведения, полученные собирателями растений в па­леолите и неолите, весьма богаты: роговые и костяные землекопалки, моты­ги, каменные плиты и пестики для растирания зерен, орехов и плодов, отпе­чатки растений, зерен диких злаков на стенках глиняных сосудов и в куль­турном слое. Будучи неотъемлемой и существенной частью жизни людей, аг­рономия претерпела заметную эволюцию. И определяла на протяжении раз­ных эпох развитие других сфер деятельности.

В настоящее время под агрономией понимается комплекс агрономиче­ских наук по возделыванию растений, рациональному использованию сель-


ВВЕДЕНИЕ



скохозяйственных угодий, повышению плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур.

В этот комплекс входят общее земледелие, изучающее основные прие­мы наиболее целесообразного использования земли в сельскохозяйственном производстве и способы повышения эффективного плодородия почвы, при­ложением этих приемов к требованиям того или иного растения и разработ­кой технологий их возделывания. Самостоятельное значение получили гене­тика и селекция - науки о методах создания новых сортов и даже видов сель­скохозяйственных растений, семеноводство - учение о приемах выращива­ния высококачественных семян. Выделились агрохимия, которая изучает пи­тание растений и разрабатывает способы применения удобрений и других химических средств, фитопатология и сельскохозяйственная энтомология, изучающие биологию болезнетворных и вредоносных организмов и практи­ческие приемы по защите растений от болезней и вредителей. Самостоятель­ное значение приобрели агрофизика, микробиология и агроэкология.

Агрономия основывается еще на целом ряде естественных наук, изу­чающих жизненные процессы в растениях, окружающую среду. К таким от­носятся ботаника, физиология растений, биохимия, неорганическая и орга­ническая химия, ландшафтоведение, землеустройство, природопользование, прикладная математика, физика и др.

Таким образом, агрономия отличается широтой охвата основных наук и областей их приложения - в этом трудность агрономического образования и в этом его привлекательность. Главная задача - как совместить ширину ох­вата с глубиной понимания.

«Агроном» происходит от греческого: agronomos, (agros - поле, nomos -закон). До Великой Октябрьской революции и в первые годы Советской вла­сти сельскохозяйственные высшие учебные заведения готовили агрономов -универсальных специалистов. С 30-х годов из агрономической специально­сти выделились зоотехническая, инженерная специальности. Вместо агроно­мов широкого профиля вузы стали готовить агрономов полеводов, агроно­мов-овощеводов, агрономов-садоводов, агрономов-луговодов и др.

В дореволюционной России (в 1913 г.) насчитывалось чуть более 4,5 тысяч специалистов агрономов с законченным высшим образованием. В на­стоящее время - это один из многочисленных отрядов специалистов сельско­го хозяйства.

К.А.Тимирязев, обращаясь к молодому поколению, призывал студен­тов, воспитать в себе чувство правдивости в изучении природы, где мысль на каждом шагу контролируется фактом, где человек надежнейшим способом обучается высшему из искусств, равно необходимому и в науке и в жизни -искусству искать и находить истину.

Тенденции мирового агропроизводства в последнее время развиваются весьма и весьма стремительно. На смену антропоцентрическому пришел при­родоохранный принцип природопользования. В обществе созрело понимание нобходимости коренной технологической модернизации сельскохозяйствен-



ВВЕДЕНИЕ


ного производства, формирование единой земельной и технологической по­литики. Чрезвычайно выросла роль уровня подготовки агронома новой фор­мации - специалиста технолога, владеющего мастерством, а точнее искусст­вом, создания агротехнологий на новой экологической основе.

Именно им, молодым и пытливым, в первую очередь, предназначена эта книга. Им предстоит преодолеть все противоречия и соблюсти все ком­промиссы между необходимостью интенсификации агропроизводства, с це­лью обеспечения растущих потребностей человечества в продовольствии, и сохранении экологических функций биосферы.

В этой связи, завершая вступление, напомним, что еще наши античные предки предсказывали: «leges humanae nascuntur, vivunt et monuntur»*, но «jura naturae sunt immutabilita».**

Авторы выражают глубокую благодарность Татьяне Михайловне Беликовой за большую и кропотливую работу по подготовке книги к изда­нию.

Авторы книги


Мы должны рассматривать современное

состояние Вселенной, как последствие его

предшествовавшего и как причину последующего

его состояния Пьер Симон Лаплас

«И прошлое, как будущее, в настоящем»

Д.Байрон

«Благодаря возникновению 1,5 - 2 млрд. лет назад

деятельности автотрофной системы почва-растение

начала формироваться биосфера планеты»

Б. А. Ягодин





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 1472; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8464 - | 8060 - или читать все...

Читайте также:

 

35.170.81.210 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.