double arrow

Архитектура и градостроительство Древнего Ирана.. Достойным преемником традиций Древнего Двуречья стало государство Иран. Правители Ахеменидской династии не только сумели сплотить народ своего государства, но

Достойным преемником традиций Древнего Двуречья стало государство Иран. Правители Ахеменидской династии не только сумели сплотить народ своего государства, но подчинив своей власти соседние племена и народы, создали крупнейшую древневосточную деспотию. Их владычество было кратковременным (539–330 гг. до н. э.), но грозным и блистательным. Своего наивысшего могущества Ахеменидская империя достигла в V в. до н.э., когда в ее состав кроме Мидии, Армении, Ассирии, Вавилонии и Сирии были включены вся Малая Азия, Египет, а также Средняя Азия и таким образом границы ее распространились до пределов Индии. Подвластные Ахеменидам народы и государства находились на разном уровне экономического и культурного развития, в ряде случаев сохраняя известную самостоятельность. Но управляя египтянами и кочевниками северо-востока Ирана, индийцами и финикийцами, иудеями и греками, шах-ин-шахи страны мудро использовали достижения покоренных народов, выработав уникальную имперскую идеологию, отразившуюся в градостроительстве, ведущим направлением которого стала дворцовая архитектура.

Первый легендарный шах-ин-шах Ирана – повелитель мира – Кир Великий сломал обычное представление о царе. Он не просто захватывал новые территории, он активно включал новые народы в жизнь своей страны. В 539 г. до н.э. захватив Вавилон, он освободил евреев из плена и помог создать им собственное государство, превратив его в своего рода в буфер на границе.

Выделив для себя три города - три общественных центра - Вавилон, Сузы, Экбатану, он привлек специалистов из покоренных стран, для обустройства своей новой столицы в Пасаргадах, где до сих пор сохранилась огромная искусственная платформа, предназначавшаяся для дворца, который не был построен. Ее размеры 230 м при высоте 12 м, отдельные квадры достигают величины 1х4 м. Кладка не совсем правильная, в углах есть четыре выступа для будущих башен.

35. Гробница Кира Великого в Пасаргадах.

Об архитектурных достижениях времени Кира известно немного. От его времени сохранилась только монументальная гробница правителя в Пасаргадах(559-529).

Для иранцев, исповедовавших зороастризм, тело умершего считалось величайшим злом. Считая, что после смерти духовное начало покидает тело, бренные останки умерших обычно оставляли в высоких башнях на съедение птицам. Погребальные башни выкладывались из значительных блоков камня без связующего раствора, оставляя снаружи выложенные из черного базальта прямоугольные ниши.

Естественно, тело великого завоевателя было достойно большего почтения. Поэтому его останки поместили в величественную каменную усыпальницу, которая была поднята на пьедестале из 6 ступеней и окружена деревянной колоннадой.

Несмотря на простоту решения, строителям гробницы удалось добиться впечатления полновесной массивности. Подчеркивая свойства камня (гробница своей формой соответствует правильно отесанному каменному блоку), здание подняли на высоту 11 м. Последовательно уменьшающаяся высота крупных квадров создавала впечатление большого перспективного сокращения, и поэтому все сооружение, перекрытое двускатной кровлей, казалось значительно более грандиозным, чем оно есть на самом деле. Следуя общему замыслу, гробница выглядела более легкой вверху, сливаясь с небом, и массивной и тяжелой - внизу, почти сливающейся с землей.

Внутренность погребальной камеры не достигала и 6 кв. м., только отмечая место погребения правителя, тело которого должно было оставаться изолированным от окружающих.

Активное строительство в Иране было продолжено преемниками Кира. При Дарии (550-486 г.г. до н.э., правил 521-486 г.) осуществлялись смелые проекты по обеспечению страны прекрасными дорогами. 2000 км Царского пути соединили между собой Египет и Индию, самые дальние границы Персидского царства. Чтобы защитить дорогу от размывов и разрушений ее поднимали на насыпную подушку, затем утрамбовывали гравий и щебень. Ширина дороги составляла 6 м, через каждые 30 км пути располагались 111 застав, предназначенных охранять дорогу, на реках устраивались переправы.

Царский путь шел по сложному рельефу через горы, лес и пустыни. Но чтобы связать столицы Персии – Пасаргады и Сузы с Египтом, царь повелел прорыть 200–километровый канал, соединивший Красное море со Средиземным. Каналы прорывали в песке, обкладывали камнем, на особо трудных участках мостили дороги и там, где корабль плыть не мог, перетаскивали его волоком.

Чтобы захватить греческие города шах-ин-шах провел понтонный мост через Геллеспонт. На лодки, соединенные канатами друг с другом и уравновешенные при помощи тяжелых якорей, стелили настил и по такому мосту перебрасывали многотысячное войско.

Империя, созданная Дарием считалась в свое время самой могущественной страной и не знала себе равных.

И самым блестящим проектом Дария стало строительство в 540 г. до н.э. нового центра государства - города Персеполя, площадью 125 тыс. кв. м.

Он построил его на грандиозной дворцовой террасе,размерами 450 х 300 м., высотой 18 м, использовав скалистую платформу Кух-и-Рахмат – Горы Милостей (Горы благодарения), отсюда ломаный контур дворцовой террасы. Она сложена без раствора из больших отесанных камней, соединенных друг с другом металлическими скрепами. Под ней располагался водопровод и еще ниже канализационная система, выводившая грязные стоки за черту города. Терраса, вырубленная в скале и укрепленная высокой подпорной стеной, сложенной из огромных каменных блоков, была первоначально облицована стеной из необожженного кирпича, а парапет террасы покрыт рельефами.

36. Персеполь. Современный вид.

Весь комплекс с трех сторон был окружен мощной двойной оборонительной стеной (с четвертой стороны находилась неприступная горная скала), а перед ансамблем разбиты удивительные по красоте и богатству геометрические сады с водоемами.

Стены Персеполя имели толщину 4,5–5,5 м и высоту от 11,5 до 15 м. За ними располагались построенные из темно-серого известняка резиденция царя, многочисленные парадные и хозяйственные помещения, казармы гвардии «бессмертных», конюшни.

Завоевывая чужие города, персы с легкостью воспринимали лучшие традиции покоренных народов: можно узнать в символических быках, стоявших по сторонам главного входа ассирийских шеду, над дверями встречается типичная египетская выкружка, капители, повторявшие форму цветка или полуфигуры животных, свидетельствуют о явных индийских влияниях.

Но, несмотря на то, что заимствований из разных традиций было много, композиция Персеполя отличалась цельностью и оригинальностью. Все работы были организованы рационально. Камень для стен – известняк высокой прочности и твердости, изначально черный, но после выветривания приобретавший красивую красновато-желтоватую окраску добывали на нижних отрогах гор над Персеполем. Самые отдаленные каменоломни находились в километре пути, некоторые располагались совсем рядом. Резать блоки начинали сверху, проделывая ходы в тех скалах, которые соответствовали строительству своими размерами. Каменотесами, что обрабатывали камень, работали ионийцы и лидийцы, златокузнецами – мидяне и египтяне, дерево обрабатывали лидийцы и египтяне, а кирпичи изготовляли вавилоняне. Так гласит текст на стене дворца в Сузах, построенном в то же время. Ни в одном описании не упоминаются рабы, зато есть документ, в котором подробно описана счетная система оплаты труда в Персидском царстве.

37. Дворец Дария в Персеполе.

Город, заложенный Дарием, стал самым грандиозным проектом античности. Каждый новый правитель считал своим долгом внести в нее новый яркий архитектурный элемент, и с каждым десятилетием Персеполь становился более роскошным и великолепным.

Дворец Дария, выполнявший роль официальной резиденции царя, располагался на южной стороне ансамбля, напротив входа на террасу, и это было первое, что бросалось в глаза гостям.

Он возвышался на 15-метровом цоколе, лестницы дворца были щедро декорированы раскрашенными барельефами.

Сын Дария Ксеркс(519-465 г.г. до н.э.) украсил дворец величественной монументальной лестницей. Терраса и лестницы были заимствованы из ассирийской архитектуры, но значительно развиты: лестничные пролеты семиметровой ширины располагались в зеркальном отражении и вели на террасу, расположенную на 15 м высоте. Ступени лестницы плоские, так чтобы можно было достичь террасы верхом на коне. Их 106, и каждая ступень вытесана из цельного каменного блока. Марши лестницы сначала расходились к двум симметричным площадкам и только затем, сделав поворот в 180 градусов, сходились на центральной платформе перед большими воротами («Воротами всех народов или Воротами наций»). Двое ворот и четыре колонны, сделанные из известняка еще сохранились. Но толстые стены, выложенные из кирпича-сырца – со временем выветрились. Прежде это был зал квадратной формы, размерами 60x60 м (3600 кв. м), с резными колоннами, который «охраняли» колоссальные фигуры шеду – крылатые быки с человеческими головами. Их задняя часть тела выполнена рельефно, передняя –скульптурно, голову венчали короны из перьев.

В юго-западном углу террасы располагался другой вход — служебный, по которому доставляли животных, продукты и т. д.

38. «Ворота наций» в Персеполе, охраняемые шеду.

Античный мир был ярким и броским, не только на Востоке, но даже в Греции. Можно только представить себе как красочно смотрелись здесь раскрашенные барельефы и многокрасочные персидские ковры. В зал вели деревянные, обшитые золотом входные двери (во время раскопок был найден кусок золотой пластинки, содранной с двери). С трех сторон ападану окружали двенадцатиколонные (по шесть в два ряда) портики, по углам возвышались массивные четырехугольные башни с лестницами, которые вели на крышу. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные каменные колонны высотой более 20 м (в других зданиях города колонны были деревянными, высотой до 7-11 м). До нашего времени от этого леса колонн уцелело лишь 13.

Через «Ворота наций» к ахеменидским монархам проходили посланцы покоренных ими народов и стран с богатыми дарами и данью. Здесь они ожидали высочайшего разрешения пройти в Ападану – парадный дворец или «Зал приемов». Величественная и богато украшенная Ападана являлась образцом зодчества той эпохи, жемчужиной древней персидской архитектуры. Она имеласобственный постамент, возвышающийся над общим уровнем террасы, и представляла собой квадрат стен, площадью свыше 1000 квадратных метров, внутри которого расставлены на одинаковом расстоянии друг от друга колонны, образующие в плане ряд равных друг другу квадратов, вписанных в большой квадрат. Каждая сторона зала равнялась 85 метрам. Своды потолка «зала приемов» опирались на 36 каменных колонн, высотой 17 м и диаметром баз около 2 м. Колонны наружных портиков имели высоту до 19,5 м. Стены ападаны из необожженного кирпича поднимались на высоту около 6 м. Обрамления дверей и световые проемы – каменные. Колонны были украшены барельефами, изображающими сцены придворной жизни. К огромному залу примыкали лестницы, тоже украшенные рельефными изображениями. До наших дней сохранилось только 13 колонн, которые поддерживали плоские перекрытия. Колонны эти в свое время были широко расставлены, чем создавалось свободное и хорошо освещенное пространство. Рассказывают, что до 10 000 человек одновременно – придворных, воинов, посланников – собиралось в Персеполе во время приемов. На передних углах тронного зала располагались две квадратные башни, между которыми имелся наружный портик, состоящий из двух рядов колонн. На боковых наружных лицевых частях помещались такие же открытые портики. Жилые помещения дворца располагались в отдельных специальных корпусах, стоявших на той же террасе.

39. Барельеф на ападане.

Несмотря на безотносительно огромные массы колонн и стен, пространство господствовало над массами. Внутри ападаны расстояния между колоннами были настолько велики, что зритель мог смотреть в промежутках между колоннами в диагональных направлениях в любую сторону, так как цельное пространство зала воспринималось как первичное, а колонны как вторичные элементы. Снаружи масса растворялась довольно глубокими двойными колоннадами наружных портиков, так что от нее оставались только угловые башни. Огромные размеры колонн и колоссальная толщина стен при таких соотношениях еще сильнее подчеркивала господство пространства над массой. Если представить, что прежде стены были завешаны красочными коврами, то можно представить как это подчеркивало внутреннее пространство ападаны.

Высоко под потолком в темноте развертывались очертания элементов капителей с быками, свидетельствующие об индийских влияниях и религиозной мистике.

Колонны из черного мрамора могли быть напоминанием о металлической, бронзовой оболочке первоначальных деревянных колонн.

По торжественным дням на троне восседал шах-ин-шах, а мимо него проходили все те, кто удостаивался чести лицезреть своего могущественного повелителя. На века сохранилась процессия, вырубленная на стенах и по обеим сторонам лестниц. И кого в ней только нет! Маршируют вооруженные мечами воины со своими конями и колесницами; идут сильные мира сего, шествуют под командой персидских и мидийских сановников саки – в длинноверхих шапках и с длинными бородами. Ведут в подарок коней, несут золотые браслеты и драгоценные одеяния; в длинных складчатых одеждах проходят перед правителем жители грешного Вавилона, несут богатые ткани и кольца; ведут неуклюже переступающих двугорбых верблюдов жители Бактрии. И над всей этой массой конных и пеших – крылатое солнце, которое держат два шеду. Мощь и величие персидской империи запечатлены здесь на века. Все рельефы в Персеполе были красочными, и хотя краски от времени потускнели, некоторые из рельефов довольно хорошо сохранились и до настоящего времени.

К югу от ападаны лежат руины Трипилона – «Зала совещаний», к востоку – руины Тронного зала царя Ксеркса(486-465), или Зала ста колонн. Его размеры и высота несколько меньше ападаны. Портик на фасаде «стоколонного зала» был фланкирован статуями быков, имел два ряда колонн по 8 колонн в каждом. В огромном квадратном зале перекрытие поддерживало 100 колонн, расположенных по 10 в ряд. Стены зала имели по 2 двери с каждой стороны, обрамленные каменными косяками, и 11 ниш с каждой стороны.

Дворцовая архитектура, грандиозная и величественная, блещущая красочной декорацией из изразцовых плит и позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и величие империи. По сравнению с зодчеством других стран Передней Азии отличительной конструктивной особенностью древнеперсидской архитектуры было широкое применение камня в строительстве и употребление отдельно стоящей колонны.

40. Стоколонный зал Ксеркса в Персеполе.

Форма колонн являлась образцом оригинального творчества персидских зодчих. Высокая и стройная колонна состояла из базы в виде четырехугольного куба или колоколообразной формы, очень высокого каннелированного ствола и капители. Последняя выполнялась в виде двух протом — каменных быков с позолоченными рогами и ушами — и соединялась со стволом прямоугольной связующей частью, заканчивающейся двойными волютами. Между протомами помещались мощные балки-перекладины, поддерживающие потолок. Несмотря на декоративный характер и конструктивную неоправданность и массивность капителей, они не нарушали общего впечатления стройности и легкости колоннады. Расстояние между колоннами чрезвычайно велико, оно равняется 8,4 м. Ни древнеегипетские, ни урартские, ни греческие зодчие не проявляли такой конструктивной смелости.

Хорошо сохранились некрополи царей, вырубленные в скалах Накши-Рустем в 5 км от Персеполя.

Гробница Ксеркса расположенная на высоте 20 м, снаружи имела вид углубления в форме креста, украшенного в верхней части рельефными изображениями и в центре — фасадом в виде портика. Дверь между двумя парами колонн вела внутрь склепа. Над портиком помещен карниз (напоминающий египетский), украшенный фризом со львами. Выше фриза находился рельеф, изображающий царя на пьедестале, стоящего в молитвенной позе перед жертвенником.

41. Капитель колонны из Персеполя.

Архитектура Ирана с ее монументальными величавыми памятниками оказала влияние и на греческую архитектуру на Западе, и на арабских зодчих на Востоке, дворцовые ансамбли Персеполя, Пасаргад и Суз воспринимались как образцы для подражания римскими, а затем византийскими архитекторами.

42. Царские некрополи в Накши-Рустаме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: