Ограниченная монархия = Конституционная монархия
Конституционный контроль = конституционный надзор
Избирательная география = избирательная геометрия
Закон-рамка
Законодательный процесс
Законодательный орган
41) Избирательная квота (изб. Средняя; изб. Частное) - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота может определяться для каждого избирательного округа в отдельности или для всей страны в целом.Метод квот включает два этапа распределения мандатов. Сначала определяется квота (метр). Затем на эту квоту делится число голосов, полученное каждым списком, допущенным к распределению мандатов. Частное от этого деления дает число мандатов, которое список получает на первом этапе распределения.
42) Избирательная система – совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
43) Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.
44) Избирательные объединения - организации временного или постоянного характера, наделенные в соответствии с избирательным законом правом выдвигать кандидатов на выборах и иным образом участвовать в избирательном процессе.
45) Избирательные участки - территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов для проведения голосования и подсчёта голосов. Избирательными участками также зачастую ошибочно называют помещения для голосования (пункты голосования).
46) Избирательные округа - территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
47) Избирательный ценз –
48) Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
49) Избирательный залог - денежная сумма, вносимая при выдвижении кандидата в депутаты или на выборную должность из средств избирательного фонда кандидата на специальный счёт избирательной комиссии. Избирательный залог не подлежит возврату, если данный кандидат не получит минимума голосов избирателей, установленного законом.Внесение избирательного залога предполагает порядок выдвижения кандидатов во Франции, Великобритании (на парламентских выборах в избирательный залог составляет 500 фунтов стерлингов, которые возвращаются при получении 5% голосов), Нидерландах, Японии, Таджикистане, Канаде.
50) Избирательный кодекс - в ряде государств (Франция, Алжир и другие бывшие колонии Франции) специальный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде все основные нормы избирательного права.
51) Избирательный корпус - совокупность граждан, обладающих правом голоса (активным избирательным правом) в соответствии с законом (юридический И.к.) либо совокупность реально голосующих граждан (фактический И.к.).
52) Имамат - форма мусульманского теократического государства и один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной в котором сочетаются светская и духовная власть.Именно проблема власти привела мусульманское сообщество, а позже и весь мусульманский мир к расколу на суннитов и шиитов. Различие в трактовке природы власти оформилось со временем в две принципиально отличные доктрины верховной власти. Учение о имамате стало одним из основополагающих догматов шиитского ислама. Принципиальное отличие шиитской трактовки имамата от суннитской и хариджитской заключается в том, что шииты провозгласили имамат «божественной учреждением», которое не зависит от желания людей и принадлежит исключительно роду Али. Согласно шиитской государственно-правовой концепции, имамат является важнейшим институтом, означающим сосредоточение всех властных полномочий в руках одного непогрешимого имама, боговедомого правителя, стоящего как бы над государством и обществом.
53) Иммунитет –
1) общеправовой термин, означающий неприменимость действия общих правовых норм к определенному кругу субъектов права. В международном праве известны, в частности: И. государства, И. военных кораблей, дипломатический И., И. морских государственных торговых судов;
2) в конституционном праве - привилегия определенных категорий должностных лиц государства, заключающаяся в их неприкосновенности (парламентский (депутатский) И., президентский И. и судейский И.);
3) налоговый И. - в финансовом праве-освобождение определенных категорий налогоплательщиков от уплаты конкретного налога (как правило, предоставляется на определенный срок).
54) Импаундмент - в конституционной практике США отказ президента расходовать средства (часть средств), законодательно выделенные Конгрессом на предусмотренные бюджетом цели с дальнейшим использованием их по своему усмотрению.
55) Императивный мандат - ограничение в действиях депутата парламента какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять собой открытое голосование на собрании избирателей (СССР, Венгерская Народная Республика, Чехословакия), тайным голосованием избирателей по той же процедуре, что и выборы (Польская Народная Республика, Социалистическая Республика Румыния, СФРЮ), самим представительным органом по ходатайству избирателей (ГДР).
56) Импичмент – процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению.
57) Имущественный ценз – в конституционном праве - требование избирательного закона, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости или вносящим налоги не ниже определенной суммы. В настоящее время встречается редко, т.к. противоречит принципу равноправия граждан. Сохраняется, например, в Канаде, где в верхнюю палату парламента (сенат) может быть избран только гражданин, обладающий недвижимым имуществом стоимостью как минимум в 4000 долларов;
58) Имплементация - фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
59) Инаугурация - церемония вступления в должность. Слово инаугурация имеет древнеримское происхождение (от лат. inauguro — «посвящаю»), когда чиновников (правителей, судей, магистров) посвящали на их должности авгуры, трактуя волю богов. В основе своей этот ритуал заимствован из церемоний коронаций монархов. Однако в современных монархиях коронация вытеснена менее формальной инаугурацией (за исключением Великобритании).
60) Институционализация политических партий - процесс превращения политических партий из обычной ассоциации граждан в полноценный конституционно-правовой институт. И.п.п. проявляется в двух взаимосвязанных процессах: в конституционализации, т.е. включении в конституции основных принципов статуса политических партий, и законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий получает дальнейшее регулирование в законе.
61) Интерпелляция - особый вид официального запроса депутата парламента правительству или какому-либо члену правительства по определённому вопросу, право парламента официально задавать вопросы правительству. В парламентах многих стран каждый депутат парламента имеет право делать запросы (возможно, ограниченное их число в течение определенного периода времени) членам правительства. Соответствующий министр обязан дать ответ и обосновать политическую линию правительства. Тем самым, интерпелляция позволяет парламенту контролировать деятельность правительства. Отличие интерпелляции от других видов депутатских запросов состоит в том, что ответ сопровождается прениями, заканчивающимися принятием резолюции с изложением мнения парламента по поводу ставшего предметом интерпелляции действия или линии правительства в целом и вынесением парламентом вотума доверия или недоверия.
62) Исключительное положение = Чрезвычайное положение - один из институтов конституционного права; особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч.п. вводится в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а также стихийных бедствий и технологических катастроф.
63) Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
64) Кабинет министров - высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением. Например, в Великобритании.
65) Кантон (во Франции) - административно-территориальная единица в составе округа, в свою очередь охватывающая несколько коммун (по крайней мере, в сельской местности — в городах, напротив, одна коммуна может соответствовать нескольким кантонам). Всего во Франции насчитывается 4054 кантона, включая 175 заморских.
66) Карманное вето - в конституционной практике США особый прием, к которому может прибегнуть президент, чтобы не допустить вступления в силу неугодного ему законопроекта. Согласно Конституции США президент должен одобрить или отвергнуть представленный конгрессом законопроект в течение 10 рабочих дней. Если законопроект поступил президенту менее чем за 10 дней до окончания данной сессии конгресса, президент может продержать у себя законопроект до закрытия сессии (не вынося никакого решения), после чего он согласно правилу дисконтинуитета будет считаться отклоненным.
67) Квалифицированное большинство - большинство в ⅔ или ¾ голосов присутствующих или списочного состава, необходимое в ряде случаев для принятия правомочных решений. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в нее изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства.
68) Кворум - установленное законом, уставом организации или регламентом число участников собрания (заседания), необходимое для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня.
69) Кнессет - законодательный органом власти Израиля, его парламент. Число членов кнессета — 120 парламентариев, которые избираются по партийным спискам.Членами кнессета избираются раз в семь лет президенты Израиля, которые выполняют в основном церемониальные функции. Срок полномочий кнессета — четыре года.
70) Кенгуру –прием свертывания дебатов в Палате общин Великобритании, который сводится к тому, что на стадии доклада билля спикер определяет, какие поправки из числа предложенных к законопроекту поставить на обсуждение, а какие - нет. Вопрос решается по усмотрению спикера. Он останавливается на тех, которые считает нужными, перескакивая через другие (отсюда название приема).
71) Кнуты - в Великобритании и ряде стран - бывших английских колоний название специальных партийных функционеров, следящих за партийной дисциплиной депутатов парламента, за голосованием всех членов от своей партийной фракции.
72) Коалиционное правительство - правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.Коалиционное правительство также может включать в себя все партии, представленные в парламенте (правительство национального единства) либо наиболее крупные политические силы (большая коалиция).Коалиции более распространены в странах с пропорциональной системой голосования, дающей больше мест в парламенте мелким партиям, чем мажоритарная.Коалиционные кабинеты наиболее распространены в странах Скандинавии и Бенилюкса, Германии, Израиле, Италии. Кроме того, Федеральный совет Швейцарии составляется из представителей основных политических сил.
73) Конвент - законодательный орган (фактически наделённый неограниченными полномочиями) во время Великой французской революции (1792—1795). Конвент сосредоточивал в себе власти исполнительную и законодательную, отчасти и судебную; во все время его существования власть его не была ограничена никаким законом и он правил государством, как абсолютный монарх.
74) Конгресс - законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены Конституцией США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Сената и Палаты представителей. Заседает в Капитолии Вашингтона.
75) Конституанта - во Франции и некоторых др. государствах учредительное собрание, созываемое с целью разработки конституции.
76) Конституционализм - 1) правление, реально ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; 2) политико-правовая теория,обосновывающая необходимость установления конституционного строя.
77) Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в некоторых, либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.
Конституционные монархии делятся на два вида: дуалистические и парламентарные. И в тех, и в других, монарх делит власть с парламентом, но в то время как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.
Примеры дуалистической монархии: Кувейт, ОАЭ, Люксембург, Лихтенштейн, Монако.
Парламентарные монархии: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания,Андорра, Япония, Камбоджа, Таиланд, Бутан, Лесото, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Тонга, Соломоновы Острова, Гренада, Ямайка, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Марокко, Иордания.
78) Конституционная ответственность - особый вид социальной ответственности. Имеет сложный политико-правовой характер, наступает за конституционное правонарушение и выражается в особых негативных последствиях для его субъекта. Субъектами К.о. могут быть высшие должностные лица и органы государственной власти. Формами (санкциями) К.о. являются: отмена или приостановление антиконституционного акта, отрешение от должности (в порядке импичмента), признание выборов или результатов референдума недействительными, официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной (в т.ч. путем выражения вотума недоверия правительству), досрочное расформирование подотчетного органа.
79) Конституционная юстиция - одна из основных форм осуществления конституционного надзора: конституционный надзор, осуществляемый в форме конституционного судопроизводства специальными судебными органами - конституционными судами, а тж. квазисудебиыми органами - конституционными советами и некоторыми др., а тж. сами эти органы.
80) Конституционное право – отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.
81) Конституционное соглашение - Конституционное соглашение – в ряде стран (Великобритания, Новая Зеландия и др.) один из источников конституционного права, разновидность правового обычая. Представляет собой правила политической практики и считается обязательным. Установленные К.с. предписания не могут быть осуществлены через суд.
82) Конституционно - правовой статус человека - совокупность гарантируемых Конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами конституционно-правового статуса человека в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека, свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека.
83) Конституционно - правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:
своим содержанием — зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
источниками, в которых они выражены — основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;
своеобразием видов — много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);
учредительным характером содержащихся в них предписаний — конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;
специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены — народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;
84) Конституционный обычай - исторически принятое и юридически признаваемое правило, существующее и применяемое наравне с нормами конституции страны. В ряде стран, использующих общее право в своей законодательной и исполнительной практике, конституционные обычаи являются неотъемлемой (хотя и не всегда обязательной к исполнению) частью некодифицированных конституций. В ряде случаев конституционные обычаи являются формальным закреплением исторически сложившейся практики администрирования и управления высшими органами управления страны.
85) Конституционные отношения - общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Допустимо и использование понятия «конституционные правоотношения».Предметом конституционного права являются наиболее фундаментальные и базовые для государства и общества общественные отношения. Такие общественные отношения можно назвать политическими отношениями, поскольку они так или иначе связаны с публичной властью – государственной или местным самоуправлением.
86) Конституционные принципы - выраженные в конституциях конкретных государств основополагающие начала; определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования. К.п. могут относиться как к конституционному строю государства в целом ("Основы конституционного строя"), так и к его отдельным элементам (институтам), таким, как политическая система, правовой статус человека и гражданина, территориальная организация государства, экономическая система. К.п. подчиняют себе логически и юридически все содержание конституции и издаваемых в ее развитие законов.
87) Конституционный закон - в ряде стран один из главных источников конституционного права. В одних (страны французского языка, а также Румыния и др.) - это закон, вносящий изменение в конституцию, в других (РФ, Казахстан) К.з. издаются по вопросам, предусмотренным конституцией. В первом случае процедура принятия К.з. совпадает с процедурой изменения конституции, во втором случае принимается в специальном (усложненном) порядке, обычно отличающемся от процедуры изменения конституции. В отдельных странах К.з. называются законы, составляющие в совокупности конституцию данного государства (напр., в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 г., Форма правления 1974 г., Акт о свободе печати 1949 г.).
88) Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности.Заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.Существуют предварительный контроль, который осуществляется до вступления в силу закона, и последующий (в отношении действующих законов).В различных странах может осуществляться различными государственными органами. В США, Канаде и ряде других стран, где действует американская модель, конституционный контроль выполняет общая судебная система (например, Верховный Суд США). Суды могут ставить вопрос о соответствии закона Конституции в связи с рассмотрением судебного дела. В большинстве стран Европы и в России конституционный контроль осуществляет специальный конституционный суд (Германия, Австрия и др.).
90) Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
91) Конституция –
92) Конфедерация - союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно.
93) Континуитет - теория в международном праве о непрерывности государства как субъекта международного права и непрерывности международных государственных обязательств. В этом состоит отличие от понятия «правопреемство», когда одно государство берет на себя международные права и обязанности другого. Принцип континуитета срабатывает в случае кардинальных политических изменений в государстве — революция и смена государственного режима, распад государства.
94) Контрассигнатура - порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.
95) Конструктивный вотум недоверия - особая форма вотума недоверия главе правительства, выражающаяся в избрании ему преемника большинством голосов от числа членов парламента или той его палаты, перед которой ответственно правительство. Предусмотрен конституциями ФРГ, Словении, Папуа-Новой Гвинеи и некоторых других стран. Позволяет избегать частых правительственных кризисов.
96) Конфессия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.Широко распространено мнение, что христианство делится на три конфессии — католицизм, протестантизм и православие.
97) Косвенные выборы - избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами — выборщиками или специальными органами.
98) Кумулятивный вотум - порядок голосования в многомандатных избирательных округах, при котором избиратель имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше и распределяет свои голоса как ему угодно. В том числе он имеет право объединять часть или все имеющиеся у него голоса и отдавать их за одного из кандидатов.
99) Лоббизм -институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
100) Магистрат - 1) городское управление в некоторых странах (Норвегии, Швеции, Дании и др.). Может быть составлен из чиновников, назначенных правительством, или выборных лиц; 2) чиновник судебной власти (судья, следователь, прокурор) в Италии, Франции и некоторых других зарубежных странах.
101) Мандат -юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский М. - документ, удостоверяющий законность и объем полнолномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой (характер М.) определяется конституцией и иными конституционно-правовыми актами.
102) Мажоритарная избирательная система - система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
103) Маджлис - (араб. مجلس — majlis, дословно «место собрания») — собственное наименование законодательно-представительного органа (парламента) ряда стран (Иран, Азербайджан), народов (Меджлис крымских татар), а также вообще Народного Собрания, преимущественно в арабских и исламских странах. Меджлис есть представительство мусульман как целого и как части перед лицом верховной власти халифа. Принцип Меджлис включает не только постоянное профессиональное собрание депутатов, но и совещательное собрание эмиров в Меджлис аль Эмира.
104) Местное самоуправление - государственное разрешение населению решать некоторые вопросы местного значения, например, национальные праздники, местные промыслы, вернисажи местных промыслов, уборка территорий, некоторые виды малого бизнеса и др., учитывая интересы всех жителей местной территории.
105) Многогражданство - принадлежность лица одновременно к гражданству двух (двугражданство, бипатризм) и более государств.
106) Муниципалитет - самоуправляемая административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением (обычно группа населённых пунктов, город, посёлок или деревня).
107) Магистратские суды – фактически мировые суды в Англии. Магистратские суды являются низшими английскими судами – т.е. их решения по своему характеру являются правоприменительными, а не нормативными.Юрисдикция магистратских судов носит местный, территориальный характер: территория Англии и Уэльса разделена на районы, которые в свою очередь делятся на округа малых сессий, в каждом из которых действует магистратский суд.
108) Метод наибольшего остатка - при пропорциональной избирательной системе способ последующего распределения голосов (оставшихся после первого распределения на основе избирательной квоты), в соответствии с которым незанятые места передаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов. Благоприятствует мелким партиям.
109) Народ – 1)в широком смысле слова — всё население определенной страны.2) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнических общностей (племя, народность, нация)
110) Натурализация - юридический процесс приобретения гражданства на основе добровольного желания соискателя гражданства. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (англ. naturalization) исторически означает приобретение прав природных (англ. natural) граждан (или подданных).
111) Национально - территориальная автономия - разновидность территориальной автономии, один из способов решения национального вопроса. Означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-либо национального меньшинства, определенной самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Статус субъектов Н.-т. а., как правило, несколько выше, чем статус субъектов административно-территориальной (региональной) автономии, и ниже, чем у субъектов национально-государственной автономии. Н.-т. а. распространяется не только на административную, но и на культурно-языковую сферу. Субъекты Н.-т. а. имеют свою систему самостоятельно формируемых государственных органов (исполнительных и законодательных), действующих, однако, под надзором центральных органов власти, могут издавать (по установленному центром кругу вопросов) свои законодательные акты. На территории Н.-т. а. наряду с общегосударственным официально используется язык национального меньшинства. Примерами Н.-т. а. является статус Страны Басков, Каталонии и Галисии в Испании, Аландских островов в Финляндии, Гренландии и Фарерских островов в Дании.
112) Национальность -в русском языке термин, обозначающий принадлежность индивида к определённой этнической группе. В большинстве современных европейских языков соответствующий термин (например, английское nationality) в официальных документах обозначает гражданство или, проще говоря, государственную принадлежность.
113) Нация -исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей, основанная на общности языка, территории, экономической жизни, а также на специфической для данного народа культуры.
114) Национальный избирательный округ - один из видов избирательных округов, особенность Н. и. о. заключается в том, что они образуются не по территориальному, а по национальному принципу, т.е. избирателями в таких округах являются все жители государства, принадлежащие к определенной национальности. Создание Н.и.о. - сравнительно редкое явление в современной конституционной практике. Его цель состоит в том, чтобы гарантировать представительство в парламенте даже сравнительно малочисленным национальным общинам, существующим в данном государстве.Напр., на парламентских выборах 1994 г. в Республике Крым были образованы помимо территориальных и общереспубликанского пять Н.и.о.: армянский, болгарский, греческий, немецкий (одномандатные) и крымско-татарский (многомандатный).
115) Национальный суверенитет в современном международном праве понимается как право нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями.
116) Общее право - единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, одна из составных частей англосаксонской правовой системы наряду с правом справедливости (англ. lawofequity). Сложилось в XIII—XIV веках на основе местных обычаев и практики королевских судов. Главным источником права в системе общего права признается судебный прецедент.
117) Общественный строй - система общественных отношений, свойственных данному обществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства и права охватывает все социальные отношения и взаимосвязи. Напр., капиталистический строй, социалистический строй.
119) Октроированная конституция - конституция, издаваемая главой государства без участия представительных органов. Впервые Октроированная конституция появились в эпоху перехода от феодализма к капитализму, как правило, они фиксировали компромисс между крупной буржуазией и земельной аристократией о разделении власти. Первая в истории Октроированная конституция — французская конституционная хартия Людовика XVIII 1814 г., провозглашенная после реставрации Бурбонов. Октроированными (пожалованными) были также конституция Японии 1889, Основные законы Российской империи 1906 и др. акты.
120) Омбудсман - в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов человека и гражданина в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.
121) Оптация - выбор лицом гражданства при изменении государственных границ государств. Процедура оптации регулируется международными договорами таких государств.
122) Органический закон - особый вид закона, который по своей юридической силе находится между обычными законами и Конституцией. Используется в некоторых странах.Согласно действующей Конституции Франции, «органические законы» — это краткий фиксированный перечень законов, существование которых предусмотрено в самом тексте Конституции. Органические законы также предусмотрены законодательством ряда латиноамериканских стран (например, Перу).
123) Орган государства - организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом. О.г. может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц.
124) Ордонанс - королевские указы во Франции и Англии, имевшие силу государственных законов (в Англии — без обязательного утверждения их органами сословного представительства). Во Франции ордонансы появились во второй половине XII в.; в XV в. была установлена практика, по которой ордонансы приобретали силу закона только после регистрации их парламентом. Со второй половины XIII в. в Англии ордонансами называли (в отличие от статутов) менее важные указы, чаще всего временного характера, которые издавались лично королём.
125) Палата представителей - нижняя палата Конгресса США. В ней представлен каждый штат пропорционально численности населения. Количество мест в палате постоянно и составляет 435, хотя Конгресс имеет право менять число мест. Название нижних палат парламентов Австралии, Бельгии, Колумбии, США, Филиппин, Ямайки, Японии и некоторых других стран. На Мальте, в Новой Зеландии и Парагвае - название однопалатного парламента.
126) Парламент - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
127) Парламентская республика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
128) Парламентский контроль - одна из форм государственного контроля. Носит общий политический и реже - административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет П.к. над деятельностью правительства, главными методами и формами которого являются постановка вопроса о доверии, резолюция порицания, интерпелляция, парламентские вопросы, парламентское расследование. В президентских республиках П.к. над деятельностью правительства имеет гораздо меньшее значение: его основным средством служит парламентское расследование, которое может повлечь (в исключительных случаях) применение процедуры импичмента. В последние десятилетия все более важное значение приобретает П.к. за соблюдением прав человека (см. Омбудсман). Особой разновидностью П.к. является финансовый и финансово-экономический контроль, осуществляемый через специальные органы парламента: счетные палаты, счетные суды и т.п. Этот вид П.к. носит административный характер.
129) Парламенсткое право - совокупность письменных и обычных норм, которым следуют члены парламентов и их палат в индивидуальных и коллективных действиях, "внутренний закон" парламента, его исключительная компетенция. Главным источником П.п. является регламент парламента (палаты парламента).
130) Парламентский регламент –
131) «Панашаж» - на выборах попропорциональной системе представительства установленное законом разрешение избирателю голосовать одновременно за кандидатов из различных партийных списков. Применяется в Швейцарии, Швеции, Норвегии.
132) Партия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
133) Петиция - индивидуальное или коллективное прошение, подаваемое в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде. В некоторых странах петиция может подаваться не только гражданином, но и любым человеком (как лично, так и совместно с другими людьми). На право подавать петицию также могут быть установлены ограничения для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих в Испании).
134) Плебисцит - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.В конституционном праве термин плебисцит сильно различен с наименованием «референдум».
135) Плюральный вотум - в конституционном праве предоставление одному избирателю права голосовать несколько раз. Применялся в XIX в. В Великобритании, Германии и ряде других стран Западной Европы существовал порядок, когда наряду с включением в избирательный список по месту жительства гражданин включался в список того округа, где находилось его недвижимое имущество или университет, где он получил диплом о высшем образовании. В XX в. Утратилзначение. П.в. сохранился в некоторых штатах Австралии и в Новой Зеландии, где владельцы крупной собственности на выборах органов местного самоуправления имеют по нескольку голосов.
136) Подданство - политико-правовая связь физического лица и монарха.
137) Политика – 1)система общественных отношений, в форме которых реализуется деятельность классов, партий и государства по защите и осуществлению коренных групповых, классовых интересов. Возникает с появлением классов как способ осуществления отношений между ними. 2) Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.
138) Политическая система - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
139) Политический режим - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
140) Права человека - права, образующие основу правового статуса личности.Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́дычелове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.
141) Правительство - высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.
142) Правовое государство - Государство, важнейшими признаками которого являются господство правового закона во всех сферах общественной жизни, ответственность перед законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство является неотъемлемым элементом демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была впервые сформулирована И. Кантом.
143) Правовой статус человека - система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.
144) Президент - выборная должность главы государства или территориально-административного образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения или коммерческой организации, а в некоторых странах (например, в США и в Турции) — также пожизненный титул лица, занимавшего такую должность в прошлом. В государствах с президентской формой правления президент является также главой исполнительной власти, с парламентской — лишь главой государства.
145) Президентская республика – форма правления, характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
146) Преференциальная система - избирательная система, подвид пропорциональной системы. Ее особенность состоит в том, что избиратель голосует не за одного, азанескольких кандидатов, присваивает каждому степень своего предпочтения (балл или место) указывая цифрами 1,2,3..., кого он желает видеть избранным в первую очередь, кого - во вторую и т.д. Институт преференциального голосования имеет целью дать избирателям возможность не только проголосовать за список кандидатов определенной партии, но и внутри этого списка высказать предпочтение определенным кандидатам, способствовать их избранию. С этой целью, голосуя за список, избиратель отмечает и кандидатов этого списка, избрание которых для него более желательно. Применяется в Австралии, Ирландии.
147) Прецедент судебный - решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы).
148) Промульгация - официальное скрепление (санкционирование) главой государства закона в конституционные сроки и последующее его опубликование в официальном издании. Посредством промульгации акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти Промульгация охватывает две взаимосвязанные процедуры: 1) подписание закона, т.е. санкционирование главой государства принятого парламентом закона, и 2) опубликование закона в официальных изданиях.
149) Радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский радикализм
150) Ратификация - процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и не обязателен для нератифицировавшей стороны.
151) Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.
152) Регентство - временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.
153) Регион - определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации.В военном деле зарубежных государств оперативно-стратегическая единица, включающая от 1 000 000 до 3 000 000 человек.
154) Регламент - свод постоянных или временных правил, регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности палаты или однопалатного парламента, а также правовое положение депутата. Правила принимаются палатами в соответствии с принципами и иными предписаниями, содержащимися в конституциях, конституционных и органических законах, поэтому они могут быть отменены только органами конституционного надзора. В палатах обычно создаются специальные комитеты, контролирующие соблюдение регламента.
155) Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.
156) Рекордер - В Англии, судья, назначаемый обыкновенно правительством для председательствования на суде присяжных при определении причин насильственной смерти.
157) Ротация - принцип частичного обновления состава представительных органов власти.
158) Сейм - 1) сословно-представительное учреждение Речи Посполитой2) русское наименование парламента в Великом княжестве Финляндском (в 1809-1917 гг.), входившем на правах автономии в состав Российской империи; 3) парламенты в независимой Литве с 1990 г. и независимой с 1991 г.; нижняя палата парламента Польши.
159) Сенат - один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента).
160) Сецессия - выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость.
161) Синдик - в некоторых зарубежных государствах (напр., в Италии, Мексике) глава городского или общинного самоуправления. Является исполнительным органом муниципального совета.
162) Социальное государство - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни.
163) Спикер - председатель палаты парламента.
164) Статут - вид законодательного акта парламентов в странах англо-саксонской правовой семьи (в англосаксонской системе права). Обычно статутом называется законодательный акт особой важности. При сравнении источников права статут, как правило противопоставляется судебному прецеденту.
165) Суверенитет –
166) Солиситор - категория адвокатов в Великобритании, ведущих подготовку судебных материалов для ведения дел барристерами — адвокатами высшего ранга. Ранг – ниже барристеров.
167) Тауншип - одна из административно-территориальных единиц третьего уровня в США.
168) Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
169) Трайбализм - форма общественно-политической племенной обособленности, выражающаяся в формировании органов государственной власти на основе родо-племенных связей.
170) Трибунал - чрезвычайный суд, нередко (но не обязательно) военный, так или иначе противопоставленный регулярным судам общей юрисдикции. Название «трибунал» носили суды инквизиции.В некоторых языках (например, французском) соответствие слова «трибунал» означает просто суд, не обязательно чрезвычайный, в английском юридическом языке это общий термин для судов разных уровней.
171) Унитаризм - форма государственного устройства, характеризующаяся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований.
172) Унитарное государство –
173) Учредительное собрание - временный представительный орган, созываемый с целью определить государственное устройство и основные законы страны в случае нарушения преемственности власти (революции, государственного переворота, гражданской войны, иностранной оккупации, политического кризиса, угрожающего целостности государства). После принятия соответствующих решений учредительное собрание должно самораспуститься и уступить место регулярным органам власти.
174) Федерализм - основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное.
175) Филиация - в конституционном праве - приобретение гражданства по рождению.
176) Фолькетинг - однопалатный парламент Дании. Состоит из 179 депутатов, избирающихся на 4 года.179 депутатов Фолькетинга избираются по пропорциональной системе всеобщим голосованием в 23 избирательных округах. Избиратели – постоянно проживающие в Дании мужчины и женщины, достигшие 21 года.
177) Форма правления - элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
178) Фракция парламентская - это группа депутатов в парламенте. Во фракцию могут входить депутаты либо из одной политической партии, либо из нескольких. Объединяются депутаты во фракцию с целью проведения совместной политической линии. Правила создания парламентских фракций различны в каждой стране, обычно это регулируется конституцией страны и регламентом парламента.
179) Хабеас корпус -это существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв.тело, corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливается презумпция незаконности задержания. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы.Хабе́аско́рпус акт (англ. HabeasCorpusAct) — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус).
180) Хурал - высший законодательный орган (парламент) Монголии. В настоящее время состоит из 76 депутатов.Каждый из 76 членов парламента представляет свой избирательный округ и выбирается простым большинством на срок четыре года.
181) Хэра метод - способ определения избирательного частного (квоты) путем деления общего числа проголосовавших в данном округе на количество депутатских мест (подлежащих замещению по данному округу). Назван по имени автора (ThomasHare). Применяется в Болгарии, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Эстонии и ряде других государств. Формула: Q = x / y.
182) Ценз –
183) Цивильный лист -часть государственного бюджета в монархиях, которая предоставляется в личное распоряжение монарха, для потребностей его и его дома.
184) Чрезвычайное положение (см. Исключительное положение)
185) Частичное вето -Вето, которое может быть наложено на отдельные части или статьи какого-либо акта.
186) Штат -в ряде федеративных государств название административно-территориальных единиц, обладающих определённым уровнем суверенитета. Правовой и юридический статус штата, а также объём и уровень компетенции его властей определяются конституцией союза. Кроме того, в некоторых странах штаты обладают собственными конституциями.
187) Эдускунта -однопалатный парламент Финляндии. Состоит из 200 депутатов.Находится в Хельсинки в Здании Парламента. Парламентские выборы организуются раз в 4 года.
188) Экстрадиция -форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника. В последнее время зачастую термин «экстрадиция» неправильно применяют вместо термина «депортация».
189) Этнос - устойчивая общность людей, объединенных общей территорией, языком, типом взаимоотношений с внешней средой, часто образом жизни, религией.
190) Элита - потребительская группа, составляющая меньшинство, которая обладает влиянием и властью над другими группами. В некотором отношении признается «высшей».
191) Юстиция - термин, обозначающий всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство.
192) Юрисдикция - пределы компетенции того или иного суда либо другого органа государственной власти.
193) Языковой ценз - требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо знать официальный (государственный) язык (либо один из официальных языков, либо все официальные языки) данного государства. Распространен в ряде многонациональных государств (иногда в виде грамотности ценза). Иногда помимо общего устанавливается квалифицированный Я.ц.: так, согласно Конституции Казахстана президентом республики может быть избран гражданин Казахстана, в совершенстве владеющий государственным языком, тогда как от кандидата на пост вице-президента требуется лишь простое его знание.
Scan, OCR, ReadCheck: 15tetris15
«Лабиринты хаоса / М. Шаттам»:
РИПОЛ классик; М.; 2012; ISBN 978-5-386-04713-9
Перевод: А. Петрова